О правилах здорового питания для школьников
1. Питайтесь каждый день вместе с одноклассниками в школьной столовой
Помните, что ежедневное здоровое горячее питание, организованное в школе, способствует хорошему настроению, высокой умственной работоспособности, получению новых знаний, успешности, успеваемости, достижению новых свершений в физической культуре и спорте, защите организма от возбудителей инфекционных заболеваний, формированию привычки правильно питаться и здоровых пищевых предпочтений.
2. Соблюдайте правильный режим питания
— Время приема пищи должно быть каждый день одинаковое, это имеет большое значение и способствует заблаговременной подготовке организма к приему пищи.
— Принимайте пищу сидя за столом, не спеша, все тщательно пережевывайте, не спешите — продолжительность перемены для приема пищи достаточная (не менее 20 минут).
3. Не пропускайте приемы пищи
Для правильного развития организма человека важен каждый прием пищи, который имеет свое значение и свой состав. Получайте в школе горячий завтрак и(или) обед.
Меню завтраков в обязательном порядке включает горячее блюдо (каша, запеканка, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополнительно могут быть добавлены продукты — источники витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды, орехи, йогурты).
Меню обедов включает овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель).
4. Следуйте принципам здорового питания и воспитывайте правильные пищевые привычки
— Соблюдайте режим питания – не реже 5 раз в день (основные приемы пищи – завтрак, обед и ужин; дополнительные приемы пищи – второй завтрак, полдник и второй ужин).
— Не переедайте на ночь – калорийность ужина не должна превышать 25 % от суточной калорийности.
— Обогащайте привычную структуру питания блюдами и продуктами с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов (блюда с добавлением микрозелени, ягод, меда, обогащенный витаминами и микроэлементами хлеб, кисломолочная продукция).
— Отдавайте предпочтение блюдам тушеным, отварным, приготовленым на пару, запеченым, пассерованным и припущенным блюдам.
— Сократите количество сахара до двух столовых ложек в день, соли — до 1 чайной ложки в день. Не досаливайте блюда, уберите солонку со стола.
— Исключите из рациона питания продукты с усилителями вкуса и красителями, продукты источники большого количества соли (колбасные изделия и консервы).
— Сократите до минимума потребление продуктов-источников сахара (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы). Замените их на фрукты и орехи.
— Мойте руки перед каждым приемом пищи.
— Мойте руки правильно. Тщательно не менее 30 секунд намыливайте ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей, мойте с теплой проточной водой, затем ополосните руки еще раз и вытрите насухо.
Источник
Правильное питание школьника – основа здорового образа жизни.
методическая разработка (технология, 5 класс) по теме
Правильное питание — основа здорового образа жизни. С детства необходимо прививать основы ЗОЖ. Этот материал содержит методические рекомендации основ правильного питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_pitanie_shkolnikov.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильное питание школьника –
основа здорового образа жизни.
Понятие о правильном питании.
Питание считается правильным, если оно восполняет энергетические затраты в организме и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые человеку витамины и пищевые волокна.
Большое значение имеет и правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим четырех или пятиразового питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи. Режим питания будет разным для детей, которые обучаются в первую и вторую смены.
Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4–5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание, и усвоение пищи, а также исключается чувство голода.
Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.
В питании школьников большое значение имеют углеводы, которые являются основным источником энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, т. е. 320–420 г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др.). Количество легко усвояемых углеводов в пищевом рационе школьника должно составлять 20 % от общего содержания углеводов, т. е. 70 – 100 г в сутки. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, который содержится в большом количестве в хлебных и крупяных продуктах. Поэтому в детском питании предусматривается довольно большое количество хлебобулочных изделий (300–400 г) и круп (35 г) в день. Однако преимущественно углеводное питание при недостаточности в рационе белка и жира наносит большой ущерб здоровью детей. При этом отмечается нарушение обмена, отставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям.
Значение жиров в питании детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и жирных полиненасыщенных кислот.
Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма, и он становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.
Отрицательное влияние оказывает и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение. Все это ведет к ожирению – главной проблеме современного питания.
Чаще всего производством такого рода пищи занимаются заведения быстрого обслуживания. Отличительной особенностью таких заведений является тот факт, что в них можно сытно, недорого и, что самое главное, очень быстро поесть. Фаст фуд, красота и здоровье – это вещи прямо противоположные. Это подтверждается уже тем фактом, что даже по приблизительным подсчетам в современной Америке более 61% всего населения страдает не от лишнего веса, а от ожирения. На втором месте стоят европейские страны. Особо следует выделить Великобританию, Венгрию, Румынию, Грецию и Албанию. Перечисленные страны попали в список самых «полных наций» в Европе.
На Кипре, Мальте, в Чехии, Финляндии, Германии и Словакии больше 40% населения страдают ожирением.
Довольно сложная ситуация складывается в Китае, где данным недугом страдают дети. За последние 20 лет число тучных детей и подростков увеличилось здесь в 4 раза и сейчас составляет почти 30 млн.
В Южной Америке, а в частности в Бразилии излишний вес среди населения встречается в 2 раза чаще, чем это было 15 лет назад.
В Аргентине, в Чили, в Перу от ожирения страдают более 20 % детей.
Что касается нашей родины, то по самым скромным данным в России от излишнего веса страдает каждый четвертый. Следует отметить, что в отдельных возрастных категориях эти показатели значительно выше. Прежде считалось, что избыточный вес и ожирение являются проблемами развитых стран. Хотя в настоящий момент наблюдается быстрый рост числа людей страдающих лишним весом в странах «третьего мира». В странах СНГ избыточным весом страдает от 35% до 50% населения.
Особо опасными считаются жареные блюда, приготовленные в фаст фуде. Этот вопрос весьма актуален в наше время, ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что продукция быстрого приготовления вредна для здоровья. Поэтому перекладывать всю ответственность за увлечение этой пищей на компанию-производителя нельзя. В последнее время возрастает уровень ответственности самих людей за их выбор. К какой категории отнести эту проблему – к психологической, социальной или, например, политической, – еще не известно.
Недавно в печати появился рейтинг самых вредных для здоровья человека закусок. Его составил Джонни Боуден. Среди всех продуктов первыми в списке значатся:
— картофель фри (french fries – «картофель, жаренный по-французски»). Эта еда представляет собой очень вредное сочетание картофеля, масла, сахара и синтетических пищевых добавок. Она продается практически во всех ресторанах быстрого питания;
— сладкие глазированные пончики-донатс (donats);
— сладкие газированные напитки, в состав которых входит много вредных химических компонентов в виде пищевых добавок;
— шоколадные батончики, содержащие большое количество сахара и пищевых добавок;
— жареная свиная кожа (очень популярная в Америке еда, употребляемая преимущественно в холодном виде и продающаяся в пакетиках);
— печенье с пониженным содержанием жира, что увеличивает количество синтетических компонентов, выступающих в роли заменителей жира;
— крекеры, содержащие много химических добавок;
— претцели (pretzel) – соленые крендели и др.
Ни для кого не секрет, что школьники очень часто едят такие продукты. Мы понаблюдали за учащимися 5-8 классов и увидели, что к вышеперечисленному можно добавить вермишель «Ролтон», которую дети едят в сухом виде, не заваривая. На вопрос «Почему Вы не хотите, есть здоровую пищу?» они нам отвечали по-разному, но чаще всего: вкусно, недорого, быстро. Этим и пользуются производители.
Все эти продукты относятся к ассортименту фаст-фуд. Они продаются в заведениях быстрого питания и являются основной продукцией подобного бизнеса.
Весной 2002 г. в Швеции ученые Стокгольмского университета из отдела национального ведомства по контролю за пищевыми продуктами провели обследование заведений, где готовится и продается продукция фаст-фуд. Учеными было обнаружено, что при тепловой обработке пищи, богатой содержанием углеводов (например, картофеля) образуется большое количество акриламида.
Акриламид (амид акриловой кислоты) является канцерогеном. Попадая в организм человека, он производит генотоксическое действие, повреждает гены, что и становится причиной развития онкологических заболеваний. Акриламид также может поражать нервную систему и приводить к бесплодию.
В пищевые продукты акриламид частично попадает из окружающей среды, загрязненной этим веществом, через сточные воды и выбросы в атмосферу химических предприятий, а также в результате использования акриламида для очистки воды.
В связи с этим была установлена допустимая норма содержания акриламида в пищевых продуктах в пределах 0,2 мг/кг.
При исследовании пищи фаст-фуд было выявлено значительное превышение этой нормы. Так, в хрустящих картофельных чипсах количество акриламида превышает предельную норму в 500–1000 раз. Картофель фри содержит это вещество в количестве, в 100 раз превышающем допустимую норму.
Канадские ученые при исследовании акриламида выявили, что это вещество образуется в процессе приготовления быстрой пищи. Аналогичные результаты были получены также работниками британского Агентства стандартизации продуктов питания.
Последствия неправильного питания.
Летом 2002 г. Всемирной организацией здравоохранения обсуждалась проблема большого содержания акриламида в пищевых продуктах. О ней говорили специалисты в области онкологии, токсикологии, биохимии, аналитической химии и технологии производства продуктов.
В результате научных исследований было установлено, что акриламид содержится почти во всех продуктах питания, богатых крахмалом и прошедших тепловую обработку высокой температурой. К таким продуктам относятся, например, зерновые культуры и изделия из муки, кукуруза, картофель и т. д.
Опасность акриламида состоит еще и в том, что он является не только канцерогеном, но и генотоксичным веществом. Это свойство делает пищу опасной для человека при любом количественном содержании вещества. Риск заболевания существует всегда, даже при самых маленьких дозах акриламида.
Предельно допустимый уровень поступления этого вещества в организм человека составляет 1 мкг в день, однако употребление в пищу всего 0, 5 г чипсов или 2 г картофеля фри уже превышает эту норму.
Самыми опасными в этом плане продуктами являются:
Ученые заявляют, что из жареных продуктов наиболее опасными являются картофель-фри и чипсы, в которых содержится от 16 до 48 мкг акриламида на 1 порцию. Другие жареные продукты содержат намного меньше этого вещества, однако могут употребляться в значительно большем количестве, а потому быть не менее вредными для человека.
Жареные продукты, составляющие основную часть продукции фаст-фуд, причиняют и другой вред здоровью человека. Такая еда раздражает слизистую пищевода, повышает газообразование, становится причиной изжоги и излишнего выделения кислоты в пищеварительных органах. Помимо акриламида, во время жаренья и приготовления на гриле образуются другие канцерогенные вещества – ароматические углеводороды. Хотя они не так хорошо впитываются из кишечника в кровь, как акриламид, и соответственно в значительно меньшем количестве поступают в организм.
В процессе приготовления жареной пищи источником канцерогенов являются не только углеводы, но и жиры. Они образуют так называемые мясные канцерогены.
Во многих странах медики обеспокоены тенденцией роста среди населения заболеваний ожирением и сопутствующими ему болезнями сердечно-сосудистой системы. Например, в Англии от ожирения страдает около 1/5 всего населения, и количество таких людей с каждым годом возрастает. В США эти показатели намного выше.
Питание – это необходимая потребность организма и обязательное условие для жизни и здоровья. Но только при правильном, сбалансированном питании можно сохранить молодость, красоту и работоспособность.
Методические рекомендации правильного сочетания пищевых продуктов
Источник
Здоровое питание — один из компонентов здорового образа жизни школьников
В современных условиях вопрос о здоровом питании школьников является особенно актуальным, поскольку правильное питание — важнейший залог здорового развития растущего организма ребенка. Под выражением «здоровое питание» подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья как собственного, так и окружающих [1].
Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди заметили, что от неправильного питания дети плохо развиваются и растут, взрослые болеют, быстро утомляются. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят рациональное питание.
За многие годы были сформулированы три правила в питании: разнообразие, умеренность и своевременность. К сожалению, убыстрение темпа жизни современного человека на всех стадиях жизни очень часто отбрасывает все эти правила. Фактор питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности.
Так, группой учителей технологии Энгельсского района на заседании методического объединения принято решение провести исследование проблемы здорового питания школьников и ознакомить с результатами исследования родителей, учителей, врачей и администрацию. Для этого была разработана анкета-опросник о питании школьника дома и в школе. Опрос проводился по трем городским школам (№ 1, 23, 33) и в сельской школе поселка Новопушкинское. В анкетировании участвовало 1450 учащихся городских школ и 80 сельской школы.
Результаты исследования неутешительны:
- строго соблюдают режим питания — 20% учащихся;
- соблюдают не всегда — 70%;
- совсем не соблюдают — 10% школьников;
- 30% школьников — принимают пищу два раза в день;
- 55% — три раза в день, и только 15% — четыре раза в день;
- с культурой питания знакомы 65% обучающихся.
Основные нарушения в питании, наблюдаемые в различных возрастных группах, обычно одинаковы. Это, в первую очередь, избыток в пище углеводов и жиров животного происхождения и дефицит овощей, фруктов и ягод. Каждое из этих нарушений, даже отдельно взятое, может оказать негативное влияние на состояние здоровья человека.
Исследования показали, что в ежедневный рацион питания овощные блюда включены только у 15% опрошенных, не всегда — у 45%, ягоды и фрукты и соки — только 30%, не всегда — 55%. Хотя дефицит овощей, фруктов и ягод более серьезен и трудно устраним. Значение же их огромно, т.к. они являются поставщиками углеводов, витаминов и органических кислот, пектиновых веществ и микроэлементов. Недостаток витаминов и углеводов снижает иммунитет, ведет к частым болезням[2].
Фрукты и овощи повышают аппетит и способствуют усвоению другой пищи, выводят токсины, обладают бактерицидными свойствами, повышают работоспособность человека, нормализуют деятельность ЦНС, ПНС и ЖКТ, обладают органолептическими свойствами, придавая пище различный вкус. Фрукты и овощи делают рацион питания более вкусным, разнообразным и, что очень важно, полезным.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству — мясной белок, на третьем — белки растительного происхождения. Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
Проведенные исследования показали, что в ежедневном рационе питания молочные блюда у младших школьников составляют 60%, у школьников среднего звена — 50% и у старшеклассников — всего 20%.
В рационе питания присутствуют каши:
- у младших школьников — 70%;
- у школьников среднего звена — 45%;
- у старшеклассников — 10%.
В пищевом рационе ребенка школьного возраста должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения. Так же необходимы продукты, содержащие важные для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ, то есть питание должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты, необходимые для полноценного развития детского организма, не синтезируются самостоятельно в организме. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4 [3].
Одно из главных требований к питанию школьников — его оптимальность и сбалансированность. Поэтому при составлении меню необходимо обязательно учитывать потребности организма, связанные с его развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания важно соблюдать баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности, которая сопряжена со значительными затратами энергии. Для возмещения затраченной энергии школьник должен получать полноценное питание.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен принимать пищу не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин — непременное присутствие горячего блюда. Для растущего организма обязательны источники кальция и белка: молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты. Дефицит кальция и фосфора помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картофель или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного — полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных натуральных соков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильное питание школьника должно:
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма;
- желательно быть четырехразовым;
- соответствовать возрасту;
- быть сбалансированным по количеству потребляемых белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ[4].
Здоровое питание является важнейшим компонентом здорового образа жизни, способствует крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности организма в питательных веществах.
С результатами проведенного исследования и рекомендациями (Приложение 1) были ознакомлены школьники и их родители, учителя, врачи и администрация школ на родительской конференции «Здоровый образ жизни школьника» в апреле 2012 года.
Источник