Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вода — наш друг»
Ольга Логунова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вода — наш друг»
КОНСПЕКТ НОД
ТЕМА: «ВОДА – НАШ ДРУГ»
(старшая группа компенсирующей направленности)
Актуализировать знания детей о значении воды в жизни человека и других обитателей планеты;
Продолжать развивать логическое мышление дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием;
Активизировать познавательныеи мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;
Воспитывать бережное заботливое отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.
Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Методы и приёмы:словесные: чтение стихотворений, загадка, вопросы по теме, рассуждения;наглядные: рассматривание иллюстраций, демонстрация экспериментов;практические: эксперимент;игровые: дидактическая игра «Это вредно или нет», игра «Путешествие капелек», сказочный персонаж.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка; слайд презентация; маски для детей – капельки, маска для воспитателя – тучка; мяч, таз с водой, полотенца.
Ход НОД
I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы:
Воспитатель: Ребята, я слышу какие-то звуки (аудио запись шум воды). Как вы думаете, что это? Как думает Люба, Маша. Я то же думаю, что это звуки воды. Вы хотите узнать много интересного о воде? А кто поможет нам в этом, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Жила она в туче,
А туча – плакуча.
Она вниз упадёт. Капелька (Слайд1)
II. Актуализация опыта участников деятельности
Воспитатель: Ребята, а где вы сегодня могли увидеть капельки? (предполагаемые ответы детей: дома, в кране, на улице)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в старину люди брали воду прямо из реки, вода в ней была чистая. (Слайд 2 появляется картинка реки)
Воспитатель: Как вы думаете, как люди использовали эту воду? (предполагаемые ответы детей: стирали, употребляли в пищу, использовали для животных).
Воспитатель: Потом люди для удобства придумали и сделали колодец. (Слайд 2 появляется картинка колодца) Но это было в деревне. В деревне людей мало – колодца им хватает, а в городе людей много.
— И где же живет у нас вода? (предполагаемые ответы детей: в водопроводе и по трубам передается нам в дома). (Слайд 2 появляется картинка трубопровод)
III. Организация самостоятельной продуктивной деятельности
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужна вода? А как думает.? (предполагаемые ответы детей: пьём, моемся, стираем, поливаем цветы)
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (ответы детей)
Воспитатель: Почему не сможет? (ответы детей)
Воспитатель: А животным тоже нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно же, вода необходима всем. Без воды не было бы жизни на Земле.
Не умыться, не напиться,
Листику не распуститься
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что будет, если исчезнет вода?
Ситуация «Что будет, если исчезнет вода?»
(На слайде 3 картинки с изображением: воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает картинку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).
Воспитатель: Как вы думаете, если на земле исчезнет вода, что станет с птицами? Как думает Коля? А как думает Матвей?. (ответы детей) Соня, а ты согласна с ответами детей? Почему?
Воспитатель: Как вы думаете, если на земле исчезнет вода, что станет с животными? Как думает Владик? А как думает Тимофей?. (ответы детей) Маша, а ты согласна с ответами детей? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, если на земле исчезнет вода, что станет с человеком? Как думает Дима? А как думает Лиза?. (ответы детей) Мила, а ты согласна с ответами детей? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, если на земле исчезнет вода, что станет с растениями? Как думает Арсений? А как думает Соня?. (ответы детей) Коля, а ты согласен с ответами детей? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, если на земле исчезнет вода, что станет с рыбами? Как думает Глеб? А как думает Матвей?. (ответы детей) Маша, а ты согласна с ответами детей? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, я с вами согласна, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но на самом деле чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит? Как думает Соня? А как думает Глеб?. (ответы детей) Лиза, а ты согласна с ответами детей? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются от мусора, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии кораблей оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
(Предполагаемые ответы детей. Не бросать мусор. К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны, зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана. Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять их.)
Воспитатель: Верно, к воде мы будем относиться бережно.
Воспитатель: Я хочу подарить вам стихотворение «Берегите воду»
Вода – это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Воспитатель: Ребята, посмотрите наша капелька загрустила (слайд 4, поможете ее развеселить? Она хочет поиграть, а вы хотите поиграть в интересную игру «Путешествие капелек». Но для этого вам нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит детей надеть маски капелек, сама надевает маску – тучки и игра начинается.
Воспитатель: Я – мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путешествие. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по – одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в море (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали, плавали Капельки в море, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме – Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Вот капелька и развеселилась. (слайд 5) Она приготовила вам еще одну игру.
Дидактическая игра «Это вредно или нет». Воспитатель показывает картинки с изображением разных ситуаций, а дети должны ответить это вредно или нет и почему.
Воспитатель: Ходить грязными – это вредно ли нет? Как вы думаете? Почему?
Воспитатель: Есть грязными руками – это вредно ли нет? Как вы думаете?
Воспитатель: Облизывать пальцы – это вредно ли нет? (ответы детей)
Воспитатель: Купаться – это вредно ли нет? (ответы детей)
Воспитатель: Ходить по лужам – это вредно ли нет? (ответы детей)Воспитатель: Заниматься плаваньем – это вредно ли нет? (ответы детей)
Воспитатель: Поливать цветы – это вредно ли нет? (ответы детей)
Воспитатель: Мыть руки – это вредно ли нет? (ответы детей) Давайте, и мы с вами поиграем с водичкой.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки»
Ай, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук!
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду!
Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем).
Воспитатель: Ребята, так для чего же нужна нам вода? (предполагаемые ответы детей) А если мы свами этого делать не будем, как вы думаете, что может произойти? А убедиться в этом нам поможет опыт.
Проведение опыта «Почему надо мыть руки?» (Нанести на мяч гель с блестками. Потрогать грязную игрушку. Предложить поздороваться друг с другом, крепко сжимая ладони).
Воспитатель: Представьте, что блестки это микробы, когда вы здороваетесь, играете с игрушками, то на руках остаются микробы. А когда вы хотите покушать, и чтобы они не попали нам в рот, что нужно сделать? Как думает.? Так зачем же надо мыть руки? (предполагаемые ответы детей)
IV. Рефлексия участниками образовательной деятельности
Что для вас было новым и интересным?
— Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
— Как по – вашему, кто сегодня был самым активным?
— Я с вами согласна, сегодня мы узнали много интересного и полезного для укрепления своего здоровья. Вы меня радовали и удивляли своими знаниями.
— Ребята, чтобы вы хотели пожелать друг другу и нашей Капельке на прощание? А Капелька хочет подарить вам мыльные пузыри.
Воспитатель:И я хочу сказать вам: «Будьте крепкими и здоровыми, берегите воду!»
Конспект познавательно-исследовательской непосредственно-образовательной деятельности «Круг — веселый друг» АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 72 «Подсолнушек» Конспект непосредственно-образовательной деятельности познавательно-исследовательской.
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Лёд — вода» Программное содержание: Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: «Вода и ее свойства» (в средней группе). Цель:развитие позновательной активности детей в процессе экспериментирование с водой. Задачи: Образовательне:закрепить и расширить знания.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Почему говорят «как с гуся вода?» в старшей группе Один раз в неделю в нашей группе организуется познавательно-исследовательская деятельность детей в различных формах. Тема «Перелетные птицы».
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» Познавательно-исследовательская деятельность Тема «Волшебница вода». Цель: — учить детей определять физические свойства воды (запах, вкус,.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» для детей подготовительной группы Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» для детей подготовительной группы Программные задачи:.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная вода» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок» «Волшебная вода» Нод по познавательно-исследовательской.
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад «Калинка» п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Волшебница- вода» Воспитатель: Шепелева Татьяна Владимировна Цель: расширить.
Источник
Зож вода наш друг
Автор: Кондратенко Валентина Михайловна
Организация: МОУ Ефимовская ООШ
Населенный пункт: г.о. Павловский Посад
- Пояснительная записка.
- Цели.
- Задачи.
- Ход занятия.
- Приложения.
- Список используемых источников.
1.Пояснительная записка.
Без чистой воды невозможна жизнь на Земле. Жизнь возникла и существует благодаря удивительному веществу — воде. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения нашей страны и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. Ухудшению здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются некачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат загрязнённым воздухом. Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Данная методическая разработка может использоваться для занятия «Вода – наш друг» внеурочной деятельности «Уроки доктора Здоровье» для обучающихся 2 класса.
Форма проведения: внеурочное занятие.
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный, метод игры.
Возраст детей: 8- 9 лет.
Условия для проведения: учебный кабинет. Мероприятие рассчитано на 40 — 45 минут.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Вода – наш друг», символичные подарки для присутствующих.
Подготовительный период: опережающие задания — обучающиеся разучивают стихи, учитель готовит презентацию «Вода – наш друг», игру «Круговорот воды», папки и картинки для лэпбука.
Итогом занятия будет изготовление группами (по 4-5 обучающихся) лэпбуков (Приложение 7). Лэпбук (лэпбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Лэпбук — это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
2. Цели:
— познакомить обучающихся с водой, как главным источником жизни на Земле;
— расширить знания детей о воде как о природном богатстве;
— показать значение воды в жизни человека;
— дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.
3. Задачи:
— познакомиться со свойствами воды;
— обобщить знания обучающихся о значении воды в жизни человека, животных, растений;
— развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение, восприятие;
— развивать речь, внимание;
— приобщать к элементарной поисковой деятельности.
— воспитывать бережное отношение к воде, к водоемам, желание экономить пресную воду;
— воспитывать привычку бережного отношения к природе.
— формировать умения пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
4. Ход занятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш разговор пойдёт об одном из объектов природы. Давайте отгадаем загадки, о чём будет наш разговор.
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без . (Воды)
2). Мотивация учебной деятельности.
Учитель. — Молодцы, действительно вещество, о котором мы с вами будем сегодня говорить – это вода. План нашего занятия (на доске)
- Изучение свойств воды и её превращений.
- Значение воды для растений, животных, человека.
- Распространение воды в природе.
- Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
3). Работа по теме занятия
Учитель. Давайте посмотрим на стакан с водой. Какая она?
Дети. Вода жидкая, прозрачная, без запаха.
Учитель. Правильно, теперь возьмите картинки, которые показывают «Свойства воды» и приклейте в папку под соответствующим заголовком. (Приложение 1.)
Учитель. Ребята, послушайте стихотворение и ответьте на вопрос — всегда вода жидкая?
Стала твердою вода.
Превратилась в лед она.
Да, в природе так бывает,
И водица замерзает.
Если нам нагреть водицу?
То водица испарится!
Так бывает! Облака,
это бывшая вода!
А как в небе охладится
Станет дождиком водица.
Если сильно замерзает,
Снегом с облаков слетает.
Дети. Вода бывает жидкой, твердой – лёд, газообразной — пар.
Учитель. Когда мы можем увидеть лёд и пар?
Дети. Лёд образуется при температуре ниже ноля градусов, а пар – при кипячении воды.
Учитель. Возьмите картинки, которые показывают «Состояния воды» и приклейте в папку под соответствующим заголовком. (Приложение 2).
Учитель. Посмотрите на глобус, который является уменьшенной моделью нашей планеты. Что вы видите на нём?
Дети. Океаны и моря нарисованы голубым цветом, а материки — зелёным и жёлтым цветом.
Учитель. Как вы считаете, площадь чего больше океанов или материков?
Учитель. Действительно, посмотрите если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем зеленой и жёлтой. Мы с вами выяснили, что большая часть поверхности нашей Земли покрыта водой. Скажите, а какая вода в океане? Соленая или пресная?
Дети. Солёная, она содержит соль.
Учитель. А где Земле находится пресная вода?
Дети. В реках, озёрах, ледниках, подземных водах.
Учитель. Вода – это самое важное вещество на нашей планете. Без воды невозможна жизнь на Земле. Вода входит в состав любого живого организма. Человек на 80 % состоит из воды. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Скажите, а вы часто пьёте воду? Вы бы смогли не пить её целый день?
Дети. Нет, не смогли.
Учитель. Человек может провести без воды только 4 дня, а без еды несколько недель. Кому ещё необходима вода?
Дети. Вода необходима для жизни не только человеку, но и растениям, животным.
Учитель. Возьмите картинки, которые показывают «Кому нужна вода?» и приклейте в папку под соответствующим заголовком. (Приложение 3).
Учитель. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города. Для чего человеку нужна вода?
Дети. Пить, стирать, мыть.
Учитель. Возьмите картинки, которые показывают «Как человек использует воду?» и приклейте в папку под соответствующим заголовком. (Приложение 4).
-Давайте немного отдохнем и разомнемся.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
5). Продолжение работы по теме занятия.
Учитель. Вода путешествует с земли на небо, а потом возвращается обратно. Так, например, если поставить емкость с водой на улице на солнышке и немного подождать, вода испарится и полетит на небо. Там она присоединится к большим тучкам, и будет ждать своего времени. И вот когда соберется много воды на тучках, она наконец-таки снова отправится на землю. В этот момент мы можем видеть дождик, а в холодную погоду — снег. После дождика на асфальте остаются лужи, и когда снова выглянет солнышко, водичка опять продолжит свое путешествие, и опять вернётся на небо. Солнышко играет здесь ключевую роль, своими лучиками оно заставляет воду подниматься высоко к небу. Снег тоже рано или поздно растает, и превратиться в водичку.
Учитель раздает группам обучающихся игру «Круговорот воды» с фишками и кубиком, и дети начинают в неё играть до момента, когда кто-то из детей приходит к финишу первым. (Приложение 5)
Учитель. Здоровье каждого живого организма зависит и от качества воды, которую он употребляет. Загрязненная же вода, попадая в организм, вызывает болезни и ускоряет старение. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите, отчего загрязняется вода?
Дети. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
Учитель. Как ещё человек загрязняет воду?
Дети. Бросает мусор.
Учитель. Что нужно делать человеку, чтобы вода была чистая?
Дети. Не выбрасывать мусор в водоёмы.
Чистить берега рек и озёр.
Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.
Сажать деревья около водоёмов.
Учитель. Возьмите картинки, которые называются «Экология» и приклейте в папку под соответствующим заголовком. (Приложение 6).
Учитель. В наше время без процесса очистки воды просто не обойтись. Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Каждый человек должен помнить, что: он зависит от окружающей среды. Сохранить природу для нашего и будущего поколений является задачей каждого из нас. Очень важно экономно расходовать пресную воду.
Учитель. Ребята, что вы знали о воде?
Дети. Вода — это жидкость; вода бывает горячая и холодная; в воде можно купаться и нырять.
Учитель. А что вы сегодня на занятии нового узнали?
Дети. Лёд – это вода в твёрдом состоянии; вода – это пар, газ; облака, туман, тучи – это вода в газообразном состоянии; в морях и океанах вода солёная; в реках вода пресная; вода – это друг человека, мы должны экономить воду; не выбрасывать мусор в водоёмы.
7). Итоговое обобщение.
Учитель. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы.
(Чтение детьми стихотворения наизусть.)
Обучающийся 1. Берегите — люди воду!
Ведь вода, так всем нужна!
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несёт с собой вода!
Обучающийся 2. Мусор в речку не бросайте!
Рыбки в речке там живут!
Нефть — заводы, не сливайте!
Чайки песен не споют.
Обучающийся 3. Зря не лейте с крана воду!
Думайте, о всём живом,
Без питья воды немного
Мы на свете проживем!
Обучающийся 4. А, как выйду рано утром,
На траве роса лежит
Это-детка океана,
А за ней ручей бежит!
Источник