Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни»
материал по зож (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovogo_obraza_zhizni_2kl.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
к образовательной программе
начального общего образования
внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни»
по направлению «Спортивно — оздоровительное»
высшая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
- честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- коммуникабелен (социальное здоровье);
- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- осуществление точечного профилактического массажа.
Основные задачи программы:
- обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
- расширить представление учащихся о дорожной среде;
- систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
- научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
- развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
- развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
- способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
- усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
- воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
- установление положительной психологической атмосферы в классе.
Возраст детей-участников программы — учащиеся начальной школы.
Основная форма работы – групповая.
Формы занятий : лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания. Предполагается широкое использование технических средств (компьютеры, магнитофоны, видеотехника и др.), наглядных пособий (таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи и пр).
Учебная нагрузка — 1час в неделю: в 1 классе — – 33 часа в год, во 2-4 классах-34 часа.
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
- понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
- понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
- понимание своей сопричастности к жизни страны;
- понимание красоты окружающего мира.
— различать полезные и вредные привычки;
— ухаживать за больным человеком;
— выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;
— различать и называть основные части тела человека;
— называть органы чувств и рассказывать об их значении;
— приводить примеры здоровой пищи;
— рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;
— приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.
— выражать приветствие, благодарность, просьбу;
— выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
— рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
— проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
— выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
— приводить примеры видов труда людей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать и приводить примеры эмоций человека;
- называть основные возрастные периоды жизни человека;
- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
- рассказывать о пользе витаминов;
- рассказывать о необходимости занятия спортом ;
- различать вредные и полезные привычки;
- различать виды эмоционального состояния человека;
Регулятивные
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
- Учащиеся могут научиться:
- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
- устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.
Обучающиеся могут научиться :
- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- оценивать действия одноклассников.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
- сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:
— вопросы отношения к окружающему миру;
— правила личной гигиены;
— формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);
— права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;
— статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;
— что такое забота;
— что такое ответственность;
— что такое этикет;
— что такое семейные обязанности;
— что такое вредные привычки;
— о соблюдении режима дня;
— о профилактике нарушения зрения;
К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:
— характеризовать взаимосвязь элементов живой природы;
— характеризовать правила поведения в обществе;
— характеризовать способы противостояния принуждению;
— овладевать вербальными и невербальными формами поведения;
— выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей;
— отстаивать свои права;
— различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;
— уверенно вести себя в определенных ситуациях;
— пользоваться средствами личной гигиены;
— вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;
— характеризовать состояние окружающей среды обитания;
— проводить закаливание организма.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни:учебное пособие для 1-4 классов.М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г.
- Безруких М.М.Формула правильного питания:Блокнот для школьников. М:ОЛМА Медиа групп, 2013 г.
- Маркин Н.И. Безопасностьна дорогах: Учебник-тетрадь для 2 кл.нач.шк.М,: ЭНАС-КЛАСС, 2013 г
- Муркова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности:учебное пособие для 2 класса. М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г
- Региональная программа «Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)» / Павлова М.А. 2011 г.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здорового образа жизни»
Источник