Зож учебник для медицинских
Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Учебное пособие
© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2011
АД – артериальное давление
АПЖ – аденома предстательной железы
АПФ – ангиотензин-превращающий фермент
БАД – биологически активная добавка
БАР – блокатор ангиотензиновых рецепторов
ВГД – внутриглазное давление
ДГП – доброкачественная гипертрофия простаты
ДСП – древесно-стружечные плиты
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИМТ – индекс массы тела
ИОЛ – интраокулярные линзы
ЛНДВ – летучие наркотические действующие вещества
ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты
ЛЭП – линии электропередач
ОБ – окружность бедер
ОРЗ – острые респираторные заболевания
ОТ – окружность талии
ОТ/ОБ – отношение ОТ к ОБ
ПДК – предельно допустимые концентрации
ПК – персональный компьютер
ПСА – простат-специфический антиген
СВЧ – сверхвысокая частота
ССС – сердечно-сосудистая система
УВЧ – ультравысокая частота
УЗИ – ультразвуковое исследование
ФДТ – фотодинамическая терапия
ЦНС – центральная нервная система
рН – водородный показатель
SAR – мощность электромагнитного излучения
Пособие состоит из 6 глав и содержит авторские рисунки. В первой главе – «Окружающая среда и здоровье» – оценивается влияние факторов внешней среды на здоровье человека, приводятся гигиенические нормы жилья, возможное воздействие компьютера и мобильного телефона на организм, рассматриваются требования к питьевой воде. Вторая глава посвящена вредным привычкам и их последствиям, в ней автор напоминает об отрицательном влиянии на здоровье таких зависимостей, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотических средств. В третьей главе работы, которая называется «Диетотерапия», рассматриваются вопросы организации рационального питания здоровых и больных людей. В четвертой главе, посвященной фитотерапии, дается краткая характеристика большого числа лекарственных трав и грибов, а также способы их применения. Прилагаются рецепты из трав, употребляемых при некоторых заболеваниях. В пятой главе – «Возрастные заболевания» – уделяется внимание возрастзависимой патологии, рассматриваются такие заболевания, как гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения. Шестая глава затрагивает вопросы онкологии и рассматривает частные случаи рака, одного из самых серьезных заболеваний человека.
Автором была проделана большая работа по популяризации информации сугубо медицинского характера.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека почти на 50 % связано с его образом жизни, примерно на 20 % зависит от влияния окружающей среды (воздух, вода, пища), на 15 % связано с наследственностью, оставшиеся же 15 % подвластны медицине. Следовательно, состояние организма во многом зависит от того, насколько здоровый образ жизни ведет человек. Сюда можно отнести занятия спортом или регулярные физические нагрузки, закаливание, достаточный отдых, рациональное питание.
По данным 2009 г., в школах России обучается 13 млн детей. По официальным данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10 % выпускников средних школ считаются вполне здоровыми. У 15 % школьников выявлены нервно-психические отклонения, более 60 % детей страдают хроническими заболеваниями.
С каждым годом сокращается количество здоровых и физически развитых детей. Едва достигнув совершеннолетия, они уже страдают серьезными заболеваниями. Состояние здоровья многих юношей призывного возраста таково, что они не могут служить в армии. В 1994 г. в Санкт-Петербурге 40 % всех призывников признано районными комиссиями не годными к воинской службе по состоянию здоровья. В 1990 г. эта цифра составляла около 20 %. Но и те юноши, которых призывают в Вооруженные силы, в большинстве своем физически не готовы к воинской службе. По данным горвоенкомата Санкт-Петербурга, спортивные разряды в настоящее время имеют всего 5 % юношей призывного возраста. Элементарные физические упражнения (подтягивание, отжимание, кувырок) в состоянии выполнить 20 %. Если не будут приняты решительные меры для укрепления здоровья детей и подростков, то может возникнуть ситуация, в которой защищать Родину будет некому.
Источник
Эдуард Вайнер — Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Описание книги «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Описание и краткое содержание «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» читать бесплатно онлайн.
Подробно рассмотрены следующие разделы: здоровье и здоровый образ жизни, основы знаний о медицинской помощи, общий уход за пострадавшими и больными, основы эпидемиологии и инфекционных заболеваний, основы профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде, особенности обеспечения здоровья и здорового образа жизни современного человека. Знания по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»
Соответствует ФГОС ВО нового поколения.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и профилям подготовки: «Физическая культура»; «Психология и социальная педагогика»; «Английский язык, немецкий язык, французский язык»; «История, право»; «Информатика»; «Технологическое образование».
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
АД – артериальное давление
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ГБ – гипертоническая болезнь
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ЗОЖ – здоровый образ жизни
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИД – искусственное дыхание
НМС – непрямой массаж сердца
ИППП – инфекции, передаваемые половым путем
ОУ – образовательное учреждение
ПАВ – психоактивные вещества
ПДП – первая доврачебная помощь
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита
ЦНС – центральная нервная система
ЧСС – частота сердечных сокращений
Учебник разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (ДПП. Ф. 12) с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО для квалификации (степени) «бакалавр» по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилям подготовки: «физическая культура»; «психология и социальная педагогика»; «английский язык, немецкий язык, французский язык»; «история, право»; «информатика»; «технологическое образование».
Объем трудоемкости: 2 зачетные единицы.
Ориентировочный объем учебной нагрузки – 108 часов, из которых: лекционные – 24 часа, лабораторно-практические – 30 часов, самостоятельная работа студентов – 54 часа.
Форма текущего контроля – зачет.
1. Цель дисциплины: формирование знаний в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к базовой части профессионального цикла (3.15). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Психология» на предыдущем уровне образования.
Знания по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» и др.
Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни
1.1. Понятие о здоровье и болезни
Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека, оно до сих пор остается понятием идеальным, так как не имеет четких критериев оценки. Очевидно, именно поэтому до сих пор нет отчетливого общепринятого понятия здоровья. Наиболее приемлемой рассматривается формулировка ВОЗ: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Существуют различные классификации понятия здоровья. Например, выделяется «здоровье населения» как статистическое понятие, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями. Понятие «общественного здоровья» рассматривается как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Как предполагается, общественное здоровье является результатом социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения. Понятие «здоровье популяции» рассматривает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека.
Здоровье характеризуется как интегральный показатель функционирования организма в целом, и в жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие. Кроме того, в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально-волевые и ценностно-мотивационные характеристики, нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).
Здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостаз через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т. е. активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. При этом человек преимущественно использует те механизмы адаптации, которые выработала эволюция. Человек – продукт Природы, и если бы он не был в состоянии жить в соответствии с ее требованиями, он бы просто не мог появиться на Земле. Поэтому под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социокультурного бытия данного человека.
Здоровье следует рассматривать как понятие динамическое по крайней мере в трех аспектах – индивидуальном (о нем разговор ниже), возрастном и историческом.
Возрастной аспект здоровья. Для каждого этапа возрастного развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и с социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено соответственно особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку на данном возрастном периоде его развития. Поэтому для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту его морфофункциональной организацией и социальной ролью.
В определении же здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т. д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек, и условия окружающей природы, и его место и роль в социуме. Все это сопровождается все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни, изменению места и ритма самой жизни, появлению все большего количества поводов для высоких социальных притязаний. В результате человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степени – достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это обусловливает снижение функциональных возможностей и резерва адаптации человека.
К сожалению, и определение здоровья, и выделенные на этом основании его компоненты не отличаются четкостью, что затрудняет саму оценку здоровья, которая в этом случае зачастую оказывается субъективно детерминированной. Вот почему до настоящего времени нет единства взглядов на существование границ и характер перехода из здоровья в болезнь – где та грань, которая отделяет первое от второго?
В различные периоды развития цивилизации делались попытки классифицировать этапы перехода от здоровья к болезни. Так, еще Авиценна выделял шесть таких переходных состояний, а основатель валеологии И. И. Брехман определил так называемое третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, как подаренный человеку природой шанс для восстановления возможностей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции. В третьем состоянии организм может находиться длительное время, и из него он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе).
Г. А. Кураев (1996) выделяет четыре состояния организма:
1) с достаточными адаптационными возможностями;
2) донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
3) преморбидное со снижением функциональных резервов;
4) срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма – это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.
К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за переход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).
А. В. Виноградов и А. К. Мазепов (1997) дают такую классификацию переходных состояний:
Источник
Основы мед знаний и ЗОЖ
Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Рекомендовано Региональным центром Сибирского Федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности в качестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высших и средних учебных заведений
CИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК • 2010
ББК 51.1я73-1+51.1я75-5 А11
Рекомендовано Региональным центром Сибирского Федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности
в качестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высших и средних учебных заведений
Кандидат биологических наук, доцент Н. Ф. Лысова
Главный научный сотрудник научно-методического отдела коррекционно-развивающего обучения Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат биологических наук, доцент Г. Н. Жарова
А11 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 214 с. — (Университетская серия).
Учебное пособие содержит правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, принципы формирования здоровья (гигиена, рациональный режим дня и питания, самоконтроль при физических нагрузках) и др. В книгу включены вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь понятий и терминов.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту учебной дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Рекомендовано студентам педагогических, гуманитарных и технических вузов для подготовки к зачету и экзамену, преподавателям сузов, учителям и учащимся общеобразовательных школ, атакжеширокомукругучитателей, заинтересованных в укреплении своего здоровья.
УДК 61(075.8) ББК 51.1я73-1+51.1я75-5
© Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А., 2010
© Сибирское университетское издательство, 2010
Тема 1. Здоровье и факторы его формирования.
Вопросы, задания, тесты .
Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие .
Вопросы, задания, тесты .
Тема 3. Первая медицинская помощь
при кровотечениях и травматическом шоке.
Вопросы, задания, тесты .
Тема 4. Первая медицинская помощь при отравлениях.
Вопросы, задания, тесты .
Тема 5. Первая медицинская помощь при ранениях.
Вопросы, задания, тесты .
Тема 6. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях.
Вопросы, задания, тесты .
Тема 7. Детский травматизм. Профилактика.
Вопросы, задания, тесты .
Тема 8. Реанимация. Неотложная помощь в критических ситуациях.
Вопросы, задания, тесты .
Тема 9. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.
Профилактика и лечение инфекционных заболеваний.
Вопросы, задания, тесты .
Ответы к тестам .
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Понятие «здоровье». Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое определение зафиксировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и определяет основные компоненты здоровья.
Внастоящеевремябольшинствоученыхвыделяетдвакритерияоценкиздоровья: социальный — мера трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру; личностный — стратегия жизни человека, степень господства человека над собой и над обстоятельствами жизни. Более подробный перечень признаков, определяющих здоровье, включает:
нормальную реакцию организма на внешнее воздействие;
динамическое равновесие организма с факторами внешней среды;
полноценное выполнение основных социальных функций, участие в общественно полезном труде;
адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям существования;
отсутствие признаков заболеваний или каких-либо нарушений;
гармоничное развития физических и духовных сил организма.
Помимо общепризнанных компонентов здоровья: физического, психического, социального, следуеттакжеучитыватьмногиедругиекомпоненты, втомчисле сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный. Исключи- тельноважноезначениедляоценкиздоровьяимеютморально-волевыеиценност- но-мотивационные характеристики, а также такой свойственный лишь человеку личностно-психологический компонент, как внушение и самовнушение.
С точки зрения количественной характеристики здоровье можно определить как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлятьегобиологическиеисоциальныефункции. Какпонятиединамическое здоровье следует рассматривать в трех аспектах — индивидуальном, возрастном и историческом.
Индивидуальный аспект здоровья тесно связан с количественным подходом
к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, егооргановисистем, врамках которого сохраняется данное качество.
Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организацией.
Определяя здоровье в историческом аспекте, следует учитывать, что становление человеческой цивилизации (развитие производства и производственных отношений, культуры, религииит. д.) ведетктому, чтоменяетсявовременисамаобстановка, в которой живет человек. Это касается условий окружающей природы, а также места и роли человека в социуме. Тенденции к комфорту, рост качества и ритма жизни, высокие социальные притязания, — все это становится причиной того, что человек для поддержания жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это может вести
к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.
Поскольку человек есть часть биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во вселенной, в биосфере Земли. Исходя из целостного (холистического, или комплексного) подхода, выделяют следующие уровни индивидуального здоровья:
соматический — отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма, степень их развития, функциональные возможности, включает генетический, биохимический, метаболический, морфологический и функциональный подуровни;
психический — характеризует состояние психической сферы человека, включает эмоциональный, интеллектуальный и личностный подуровни;
социально-духовный(нравственный) — выражаеткомплексхарактеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа опосредована базовыми потребностями (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т. д.), доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные
резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Это состояние зависит от возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Правильноеформированиеиудовлетворениебазовыхпотребностейсоставляетоснову нормального психического здоровья человека.
Нравственное здоровье человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. В основе системы лежат общечеловеческие принципы морали и нравственности, в значительной мере определяющие духовность человека.
В упрощенном и в то же время обобщенном виде целостную модель индивидуального здоровья человека следует представлять как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга.
Поскольку организм как система и единое целое живет и взаимодействует со средой, на него действуют социальные и экологические факторы. Изменения в социальной и (или) экологической среде влияют на физическое и психическое здоровье. В то же время и сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных (воздействующих изнутри) и экзогенных (воздействующих извне) факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье.
Наряду с индивидуальным здоровьем существует понятие общественного (популяционного) здоровья, или здоровья населения, определяемое как здоровье возрастно-половых, социальных, профессиональных и других групп населения, проживающих на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье есть результат социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни группы населения. Вопросами общественного здоровьязанимаетсямедицинскаяидемографическаястатистика. Оцениваетсяпопуляционное здоровье по основным демографическим показателям: рождаемости, общей и младенческой смертности, продолжительности жизни, заболеваемости.
Гомеостаз. Здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижаются его адаптивные возможности и нарушаются механизмы регуляции.
При определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека при том или ином состоянии. При хорошем состоянии здоровья человек, как правило, чувствует себя комфортно, он не задумы-
вается, «не ощущает» своих внутренних органов и физиологических систем тела. Это достигается гармоничностью функционирования организма, которая возможна в том случае, если организм, несмотря на разнообразные внешние воздействия (порой экстремальные), сохраняет постоянство, устойчивость своей внутренней среды.
Постоянство внутренней среды (гомеостаз) — необходимое условие свободной жизни организма, условие для различных проявлений человеческой деятельности. Гомеостаз следует считать биологической основой (субстратом) здоровья. В зависимости от степени стабильности внутренней среды человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции. Поскольку степень стабильности параметров гомеостаза (консервативной части системы) изменяется в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени под влиянием факторов внешней среды, степень комфортности самочувствия также меняется, вплоть до дискомфорта.
Наряду с законами постоянства внутренней среды организма существует закон отклонения гомеостаза как условие развития. Это дает возможность гомеостатическим системам увеличивать свою мощность по мере развития для того, чтобы их деятельность могла обеспечить потребности роста и развития. Увеличение мощности гомеостатических систем и есть развитие, переход на новые уровни здоровья.
Стационарность, устойчивость, гомеостаза обеспечивается на основе двух фундаментальных биологических качеств — адаптации и саморегуляции. Совместное действие адаптационных и саморегуляционных механизмов поддерживает постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с внешней средой.
Норма здоровья. Долгое время норма рассматривалась как среднестатистическая величина, полученная в состоянии покоя организма без учета его индивидуальных особенностей. Например, в медицине общеприняты следующие среднестатистические нормы покоя: кровяное давление 110–130/70–80 мм рт. ст.; частота сердечных сокращений — 60–80 уд./мин; концентрация Nа + в плазме крови — 130–140 ммоль/л и т. д.
В настоящее время все более широкое распространение у специалистов находит комплексный подход к пониманию нормы. Согласно такому подходу норму следует понимать как величину индивидуальную, а показатели нормы необходимо интерпретировать в соответствии с конкретными условиями жизни индивида, атакжеегоконституциональнымиособенностями, т. е. наследственноформирующимися чертами, признаками, определяющими тип физического развития, высшей нервной деятельности, темперамент и т. д.
Например в возрасте 7 лет у 85 % девочек более высокие показатели «школьной зрелости», т. е. уровень психофункционального развития, необходимый для обучения в школе без перенапряжения, чем у большинства мальчиков того же возраста, проживающих в том же регионе. В то же время на Крайнем Севере у детей 7 лет показатели «школьной зрелости» достоверно ниже, чем у детей средней полосы Западной Сибири.
Таким образом, следует говорить о возрастно-половой, региональной, индивидуальной норме — оптимуме функционирования организма, обеспечивающем его гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.
Кроме нормы покоя, которую оценивают в состоянии физиологического покоя организма при оптимальных условиях, в физиологии и медицине все более широко применяются нагрузочные пробы, позволяющие определить степень реактивности организма и его систем (норму реагирования) и их резервные возможности. Если в состоянии покоя благодаря компенсации со стороны других систем и включению «резервных мощностей» нарушения могут не диагностироваться, то в условиях повышенных требований к организму, созданных нагрузкой, проявляются гомеостатические сдвиги, свидетельствующие о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к которой использована нагрузка.
По величине сдвига и длительности его сохранения можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. снижении уровня здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболезни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако после применения сахарной нагрузки концентрация глюкозы в крови повышается в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здоровых людей.
Внастоящеевремяразработаныразличныефункциональныенагрузки, позволяющие оценить состояние практически всех вегетативных систем, нейроэндокринных механизмов, а также нервно-психическое состояние. Поэтому нагрузочные пробы являются очень важным диагностическим тестом уровня здоровья.
При количественной характеристике здоровья все показатели должны быть сопоставлены с индивидуальной нормой покоя и нормой реакции.
Взаимосвязь здоровья и болезни. Впервыеколичественныйподходкопределению здоровья использовал еще Авиценна в Х веке. Он различал шесть переходных состояний — от полного здоровья до полной болезни.
Установлениеабсолютноздоровыхлицнаоснованииколичественногоподхода к определению здоровья оказалось малоуспешным. В результате появился термин«практическоездоровье», т. е. относительное, неабсолютное. Всвою очередь невозможность разделить всех людей на практически здоровых и больных стала причиной выделения промежуточного состояния, названного «предболезнь». Предболезнь как неполное здоровье может длиться очень долго и при определенных условиях переходить как в болезнь, так и в здоровье.
Внастоящеевремясозданомножествоклассификацийпереходныхсостояний здоровья. Согласно одной из наиболее конкретных следует различать:
полную утрату функций,
Задача специалистов заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства должны в той или иной степени действовать именно этим путем — стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушен гомеостаз, а с другой — каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации. Количественный подход к здоровью не только оставляет больному (при любом уровне здоровья) и специалисту (врачу, валеологу, специалисту лечебной физкультуры и др.) надежду на полную реабилитацию, но и показывает стратегию такой реабилитации — посредством нагрузочных воздействий на различные функциональные системы.
Введение количественных критериев уровня здоровья позволяет говорить и об уровне болезни. Между обоими уровнями существует отрицательная зависимость. Еще более определенно высказывался в этом отношении известный российский клиницист и основатель научной школы И. В. Давыдовский (1887–1968). Он утверждал, что между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим.
Причины низкого уровня здоровья населения. Выделяют четыре группы причин, обусловливающих ухудшение всех демографических показателей:
нездоровый образ жизни,
психоэмоциональное напряжение и стресс,
неблагополучная экологическая обстановка в стране,
несоблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту.
Нездоровый образ жизни включает:
вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем);
дефицит физической активности (гипокинезия);
низкая мотивация на здоровье.
Разработка и обоснование физиологических норм питания проводится на уровне ВОЗ и ученых различных стран, разрабатывающих национальные нормы питания. Нормы питания представляют собой рекомендуемые величины потреб-
Источник