Зож у младших школьников журналы
Реформа современной системы образования выдвинула перед образовательными учреждениями всех уровней новую цель – получение качественного образования, т.е. воспитание и развитие в ребенке таких черт, которые отвечают общественным требованиям. Это нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах и правительственных документах [6]. В основе ФГОС НОО заложен системно-деятельностный подход, реализуемый в ряде требований, среди которых следует выделить формирование у школьников установки на безопасный, здоровый образ жизни. В пункте 8 Стандарта говориться о необходимости укрепления физического и духовного здоровья обучающихся. Неудивительно, что выпускник начальной школы определяется в Стандарте как «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Идея ценности здоровья, заявленная в качестве одной из приоритетных, нашла полноценное развитие в стратегии «Наша новая школа» [1] и «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. В ней утверждается, что «в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование … потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях» [5].
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, полноценное развитие во многом определяются средой, в которой он живет, ибо организм ребенка очень чувствителен к внешним факторам. Для него такой средой в первую очередь являются учреждения образования, именно там он проводит большую часть своего времени. Именно там происходит его наиболее интенсивный рост и развитие, формирование привычек. Поэтому от того как решается проблема здоровьесбережения ребенка в школе, каким образом формируются навыки здорового образа жизни, во многом будет зависеть его будущее.
Образование и здоровье – фундаментальные жизненные блага, качеством которых определяется не только уровень жизни отдельного человека, но и благополучие государства. Разработка и реализация мер по улучшению здоровья детей должны находиться в поле зрения не только детских врачей, родителей, но и педагогов. Стандарт указывает на результаты освоения основной образовательной программы: овладение сведениями, предметными и межпредметными понятиями, логическими действиями, умениями работать в информационной среде, решать задачи и проблемы, принимать и сохранять цели. Однако ребенок часто достигает этих результатов ценой потери собственного здоровья.
Обучение учащихся приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из необходимых условий формирования здорового и безопасного образа жизни. Поэтому цель работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья – создание единого здоровьесберегающего пространства обеспечивающего развитие личности с учетом ее физиологических и интеллектуальных способностей, удовлетворение ее потребностей и возможностей. Но необходимость здоровьесбережения, диктуемой ФГОС, нередко противоречит недостаточной практической реализации задачи формирования культуры ЗОЖ у младших школьников.
ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья. Определить, что такое здоровья просто только на первый взгляд. Существует сотни подходов к определению этого понятия. Согласно одному из самых популярных, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Можно ли назвать современных школьников здоровыми? Статистика утверждает: «нет». Хотя различные исследования свидетельствуют: данные о количестве здоровых детей в российской популяции могут существенно отличаться, колеблясь в весьма широком диапазоне от 2% до 80% (это связано с многочисленностью подходов к дефиниции «здоровье»). По данным же Научного Центра Здоровья Детей РАМН (НЦ ЗД РАМН) в настоящее время лишь не более 3-10% детей (в зависимости от возраста) можно признать полностью здоровыми [2]. Ответственность за то, что за одиннадцать лет обучения их здоровье значительно ухудшается должна взять на себя школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что учитель может сделать для здоровья школьника значительно больше, чем врач.
ЗОЖ состоит из различных составляющих, но базовыми являются: наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятная среда обитания, физическая активность и соблюдение правил личной гигиены. Кроме того, на физиологию человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому дополнительно выделяют такие аспекты ЗОЖ как: эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие, т.е. черты здорового человека – оптимизм, умение справляться со своими эмоциями, интеллектуальная активность, целеустремленность.
На первом месте в формировании здорового образа жизни ставят воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков. Начинается такое воспитание в семье, затем к этому процессу подключается школа. Начало учебной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой привычного для него уклада. Часто положительные моменты домашнего или детсадовского дошкольного детства невозможно перенести в школьную жизнь, а поэтому приходится отказываться от дневного сна, полноценных прогулок на свежем воздухе, рационального чередования труда и отдыха. Находясь в некотором противоречии с законами здоровьясбережения, школа должна заложить осознаваемые ребенком основы культуры здорового образа жизни. Ее роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка необычайно велика.
Программы по здоровьесбережению и формированию культуры здорового образа жизни, принятые образовательным учреждением, должны носить комплексный характер, проводиться системно. Принципами их проектирования могут стать: обучение детей правилам здорового и безопасного образа жизни, рациональная организация урочной и внеурочной деятельности; работа с родителями, их консультации по вопросам здоровьесбережения, привлечение их к участию в «днях здоровья»; забота о здоровье учителей. Для ребенка важен положительный пример ответственного отношения к своему здоровью, поэтому, например, куренье учителя сложно сочетается с его профпригодностью.
Перечисленные направления и принципы лежат в основе программы реализации здоровьесберегающих технологий. Эти технологии, пишет Н.К. Смирнов, есть «комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» [3]. Следовательно, при применении здоровьесберегающих технологий задачи обучения, воспитания и развития должны дополняться и усложняться задачами здоровьесбережения. Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающей сохранение и укрепление их здоровья [4].
В психолого-педагогической науке выделяют различные типы здоровьесберегающих технологий: собственно здоровьесберегающие; оздоровительные; технологии обучения здоровью; воспитание культуры здоровья. Данные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс. Первые – технологии рациональной организации образовательного процесса, соблюдение гигиенических условий, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Вторые – предполагающие: или пассивную позицию учащегося (фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры), или активную позицию учащегося (различные виды гимнастики). Технологии обучения здоровью основаны на информировании учащихся о факторах, причиняющих вред или приносящих пользу их здоровью. Воспитание культуры здоровья предполагает формирование четкой мировоззренческой позиции, основа которой – ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Анализа работ по здоровьесбережению показывают, что чаще всего на здоровье обучающихся влияют следующие факторы [8]:
- тактика преподавания учителя, которую можно назвать стрессовой;
- игнорирование учителем функциональных и возрастных особенностей учащихся;
- недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику, требование от него больше, чем он может);
- нерациональная организация учителем учебной деятельности;
- монотонность учебной деятельности (отсутствие чередования видов преподавания, предпочтение репродуктивных методов);
- наказание домашним заданием;
- несоблюдение гигиенических условий (освещение, свежесть воздуха, температурный режим и др.);
- отсутствие системной работы учителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Знакомиться с правилами здоровья, особенностям работы организма человека, способам оказания первой помощи дети начинаю еще в детском саду. Однако системно такую информацию они получают в рамках изучения интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе. И хотя этих знаний явно не достаточно, приобщаются к ним дети только в третьем классе (ОС «Школа России»). В силу этого целесообразно использовать временные ресурсы внеурочной деятельности.
В этих целях нами был создан кружок здоровья «О самом главном». Работа кружка показала свою эффективность. Выполнение информационных и творческих проектов вызвало интерес у детей. Отвечая на вопросы вводной анкеты, они говорили о здоровье как о личной ценности. 48% считали информацию о здоровье полезной, но для 40% эта информация была малоинтересной, для 12% – неинтересной. Наблюдалось также не только неполное соответствие (52%), но и полное несоответствие (8%) отношения к распорядку дня учащихся требованиям ЗОЖ. О необходимости и важности заботы о своем здоровье дети узнавали прежде всего от родителей (76% — часто, 20% – иногда, 4% — никогда); в школе (60% – часто, 40% — иногда, 20% — никогда); из телепередач (52%); из книг (40%); от других детей, т.е. разговоры о здоровье не самые популярные среди младших школьников.
Анкетирование родителей показало, что большинство из них полагают, что ведут в целом здоровый образ жизни (68%), отмечая вместе с тем наличие у себя вредных привычек (53%) и недостаточную физическую активность (84%). На вопрос о том, что они понимают под здоровым образом жизни, опрошенные формулируют неполные фрагментарные ответы (например, говорят только об отсутствии вредных привычек или правильном питании). Здоровыми считают себя 26%, нездоровыми тоже 26%, 48% затруднились дать ответ. Закаливанием занимаются 11%. У большинства нет возможности или желания заниматься физкультурой. А поэтому их влияние на формирование здорового образа жизни детей не может быть оценено безусловно положительно.
При данной ситуации в семье работа в школе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся должна проходить непрерывно и целенаправленно. Кроме информации о здоровом образе жизни учитель начальных классов не может игнорировать необходимость здоровьесберегающего урока с использованием физкультминуток и различного вида гимнастик. Ученик должен иметь возможность преодолевать статичную позу, вставать из-за парты, обсуждать задание в малой группе и пр.
С первого класса необходимо познакомить школьников с понятием «режим дня» и правильной его организацией. Учитель должен осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом их индивидуальных психологических особенностей, ориентироваться на деятельностный подход в обучении, организовать результативную самостоятельную работу учащихся. Недопустимо перегружать школьников большим объемом домашнего задания. Учителю необходимо постоянно работать над созданием благоприятной для ребенка адаптированной социальной среды, формирующей максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.
Источник
Формирование здорового образа жизни младших школьников
материал по теме
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_2011.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
по курсам повышения квалификации
по вариативному учебному блоку
«Индивидуализация учебного процесса в начальной школе»
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
Новикова Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
МОУ Ленинской СОШ.
Цель и задачи педагогического проекта
Программа реализации проекта
- Направления деятельности
- Формы деятельности
- Виды деятельности
- Принципы
Современное состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и длительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность всех представителей социальной структуры общества. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье — основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей — основа счастливой жизни. Сохранение здоровья — фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Проведённый опрос показал, что ребята мало знают о своих правах в области сохранения здоровья, и факторах, влияющих на него. Недостаточно формируется личный опыт молодого поколения по здоровьесбережению, инициатива остается за взрослыми: врачами, родителями, педагогами.
Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенности развития учащихся.
Новизна проекта заключается в использовании комплексного подхода к
- здоровьесбережению учащихся на уроке и во внеурочное время;
- формированию и навыков культуры здоровья,
- оцениванию результатов обучения ЗОЖ, при котором учитываются знания, умения и навыки, культура поведения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у
1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни
как неотъемлемой части существования.
5. Реализация в условиях образовательного учреждения на
индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению
двигательной активности, закаливанию обучающихся,
охране психического здоровья.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основные направления деятельности МОУ, в период реализации проекта
1. Воспитательно-образовательная деятельность
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:
1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание уделено организации спортивных секций и кружков на базе дополнительного образования для детей, совместных для детей и их родителей.
4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.
2. Поисково-экспериментальная деятельность
Предполагает раскрытие творческого потенциала детей, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.
4. Работа с родителями
Направлена на информирование родителей о содержании работы МОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.
5. Взаимодействие с социумом
Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе МОУ, конференций, спортивных соревнований среди школьников, родителей и персонала школьных учреждений.
В условиях села целенаправленно работать по развитию физической активности учащихся как средства их оздоровления может только школа. Педагогический коллектив школы четко осознает, что только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Сохранить физическое здоровье наших детей мы стараемся
— через соблюдение санитарно-гигиенических норм (в школе созданы комфортные условия: тепло, чисто, хорошее освещение) ;
— через целостную систему физкультурно-оздоровительной работы с учащимися: к аждый день начинается с утренней гимнастики; для снижения зрительного утомления учащихся регулярно используется офтальмотренажер В.Ф.Базарного, на каждом уроке проводятся физкультминутки, перед началом письменных работ – пальчиковая гимнастика, устраиваются подвижные перемены, проводятся спортивные часы, различные соревнования;
— внедрение системы мер по профилактике простудных заболеваний;
— работу спортивного и тренажерного залов;
— вовлечение школьников в секционные занятия во внеурочное время .
Предусмотрены следующие виды деятельности:
Проектная деятельность «Дорога из школы домой»;
Создание и организация деятельности клубов «Береги здоровье с молоду», «Физорг»:
конкурсы и выставки: поделок, стихотворений, сказок, театральных
Выпуск тематических газет, книжек-малышек.
Принципы работы в проекте:
- Толерантность
- Ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
- Индивидуальность
- Демократия
- Равенство
- Доверие и компетентное действие
- Взаимодействие
- Приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни.
- Развитие ценностных отношений школьника к родной природе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по пропаганде ЗОЖ, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Тесно сотрудничаем с Ленинским филиалом МОУДОД «ЦДТ»: для детей работают секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Теннис»; были введены дополнительные часы занятий ОФП для учащихся начальной школы и подготовительной к школе группы в д/с.. Наши школьники постоянно участвуют во всех спортивных соревнованиях районного, зонального и областного уровня и практически всегда достигают высоких результатов. И как результат, по итогам учебного года – 3 место в районной спартакиаде.
Один раз в две недели школа организовывает поездки учащихся на занятия в плавательный бассейн.
За прошедший год показатель охвата школьников горячим питанием в целом по школе составил 96 % (100 % всех учащихся начальной школы; 96% учащихся среднего звена и 93 % старшеклассников). Ежедневно школьники получают качественное и калорийное питание. В рацион входят разнообразные мясные, овощные, молочные блюда, а также соки, фрукты и кондитерские изделия. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей.
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. У ребят была возможность оздоровиться и в учебное время. В прошедшем учебном году 45 учащихся поправили своё здоровье в санаториях, а в каникулы 27 учащихся нашей школы побывали в летних оздоровительных лагерях.
В летний период в школе работает пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания. В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов, в возрасте от 8 до 16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. В этом году в лагере оздоровился 81 ребенок.
Ежегодно учащиеся нашей школы выезжают в профильные смены. В это лето наши дети побывали в профильной смене: в районе Молодецкого кургана (с. Жигули). Там заняли 1 командное место по краеведческой программе. Ребята не только познавали новое, расширяли кругозор, занимались исследованиями, но и наслаждались свежим воздухом, живописнейшими видами красавицы Волги, купались, что благотворно влияло на их здоровье.
Работа педагогического коллектива нашей школы направлена и на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников. Чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни одна неделя каждой четверти бывает профилактической. Проводятся недели профилактики курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и СПИДа, дорожно-транспортных происшествий.
Регулярно организовываются встречи с работниками ГИБДД, милиции, больницы, что способствует не только формированию правового сознания учащихся, воспитанию законопослушных граждан, но и тоже является частью работы по здоровьесбережению.
Источник