Меню

Зож у детей с умственной отсталостью

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями»
статья

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, а также при активном участии родителей.

Как показывает практика, ребята, имеющие перед глазами пример семьи, ведущей здоровый образ жизни, сами стремятся его вести, что положительно сказывается на их здоровье. Родители должны стремиться быть примером для своих детей в вопросах здорового образа жизни. И стараться соблюдать ряд рекомендаций:

— следить, чтобы ребенок следовал режиму дня;

— соблюдал правила личной гигиены;

— обеспечивать ученику двигательную активность;

— одевался строго по погоде;

— не позволять много времени проводить перед телевизором или

— воспитывать привычку заниматься спортом.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_uchashchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx 16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями»

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, а также при активном участии родителей.

Как показывает практика, ребята, имеющие перед глазами пример семьи, ведущей здоровый образ жизни, сами стремятся его вести, что положительно сказывается на их здоровье. Родители должны стремиться быть примером для своих детей в вопросах здорового образа жизни. И стараться соблюдать ряд рекомендаций:

— следить, чтобы ребенок следовал режиму дня;

— соблюдал правила личной гигиены;

— обеспечивать ученику двигательную активность;

— одевался строго по погоде;

— не позволять много времени проводить перед телевизором или

— воспитывать привычку заниматься спортом.

Для улучшения процесса формирования навыков и умений по вопросам здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью рекомендуется увеличение количества учебных часов в общеобразовательных учреждениях на занятия подвижными играми, физкультурой, спортом. Особое внимание должно уделяться гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков в образовательных учреждениях, профилактике курения, алкоголизма и наркомании.

Особенностью формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальными нарушениями является то, что эта работа должна быть непрерывной.

Система работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает самые различные формы и методы. Основными формами работы являются уроки.

На уроках детям сообщают основные сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому уроки могут строиться как интегрированные.

На уроках по ознакомлению с окружающим миром формируют представления учащихся о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, которое способствует здоровому образу жизни, а также об условиях, которые нужны человеку для жизни.

Уроки по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, развитию психофизических качеств, усвоению и закреплению новых навыков выполнения спортивных упражнений, развитию интереса к различным спортивным и подвижным играм.

Занятия с психологом помогают формированию у учащихся представлений о различных состояниях и чувствах человека, о правилах общения в социуме.

Уроки по изобразительной и трудовой деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности, способствующей выражению представлений о здоровом образе жизни в аппликациях, поделках и рисунках.

Различные фестивали, праздники и эстафеты — это тоже формы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, которые, как правило, проводятся во внеурочное время и могут быть посвящены определенной тематике. Такой досуг способствует созданию комфортных условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению и систематизации полученных представлений.

Содержание мероприятий по организации досуга должно быть направлено на формирование понятий о здоровом образе жизни. Следует создавать учебные проблемные ситуации, что будет способствовать самостоятельному выбору школьниками альтернативных решений и планированию деятельности определенного вида. Педагогу необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы совместно с учащимися и давать оценку предложенных решений.

Большой вклад по формированию представлений о здоровом образе жизни вносит детская художественная литература. Можно организовать школьную выставку-ярмарку детской литературы — «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке детей знакомят с произведениями, посвященными здоровому образу жизни, обсуждают их содержание, разучивают различные стихотворения. На открытие выставки можно пригласить родителей, а также учеников из других школ.

Для формирования представлений школьников о здоровом образе жизни огромную роль играют словесные и наглядные методы.

Наглядные методы включают: метод иллюстраций и метод демонстраций. Предполагается показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске; демонстрация приборов, опытов, кинофильмов, диафильмов и др. Например, опыт наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию и закреплению правильных представлений о здоровом образе жизни. Одним из важнейших средств воздействия при формировании представлений о здоровом образе жизни — наглядная агитация в виде плакатов по интересующей нас тематике, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Словесные методы включают в себя: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры. Рассказы и беседы следует использовать для сообщения необходимых сведений о здоровье и о здоровом образе жизни, уточнения и систематизации уже имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями самих учеников или членов их семей. При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны быть направлены на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем человека. Объяснения проводятся с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями здорового образа жизни и здоровьем, так как учащиеся, как выяснилось в ходе проведения исследования, затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Для создания позитивного отношения учащихся к формированию представлений о здоровом образе жизни необходимо применять различные способы организации деятельности детей на уроке, привлекать внимание (появление персонажа, другого педагога), использовать средства педагогического мастерства (мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи),

Представленные методические рекомендации по формированию представлений детей о здоровом образе жизни раскрывают целенаправленное использование различных форм, средств и методов представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.

Источник

Методика формирования навыков ЗОЖ у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
статья по зож на тему

Здоровый образ жизни

Скачать:

Вложение Размер
doklad_metodika.docx 24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида г.Саратова»

410012, г.Саратов, ул.Гоголя, 42, тел/факс 73-40-34

«Методика формирования навыков ЗОЖ у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».

Выполнила: учитель нач. классов

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди школьников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» . Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни:

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека. Цель этих программ – «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в школьном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно- образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

— Рациональная двигательная активность.

— Сохранение стабильного психоэмоционального состояния .

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

— Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

— Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

— Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

— Формирование культурно-гигиенических навыков.

— Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

— Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка .

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

— Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).

— Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

— Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание

условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

— Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни) .

Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий.

Заключение. В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности. Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. В формировании представлений о здоровом образе жизни ,педагог может использовать различные методики, используя их в построении образовательно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе. Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Достижение названной цели в сегодняшнем образовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья дошкольников. В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы воспитательно-

образовательной работы: занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, кл. часы. День здоровья, книжную выставку, выставку плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия. Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со.

Урок предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья. направлен на коррекцию пространственных представлений.

Описываемые упражнения способствуют развитию сенсорики, вызывают у обучающихся положительные эмоции и помогают снизить утомление.

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо.

Урок окружающего мира для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью.

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с .

Со временем термин «адаптация» из биологических наук переходит и в русло психологии, где развивалось под влиянием разных психологических школ. В современной психологии адаптация – эт.

Источник

Читайте также:  Занятия зож с детьми дошкольного возраста
Adblock
detector