Меню

Зож у детей 8 вида

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды.

Скачать:

Вложение Размер
programma_zozh.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Разработала воспитатель: Калинина И.А.

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал : «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» . От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни — понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.

Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др. Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Нормативная база для разработки программы :

· Закон РФ «Об образовании»

· Конституция Российской федерации

· Закон об основных гарантиях прав ребёнка

· Стандарты второго поколения

· Декларация прав и свобод человека

· Конвенция о правах ребёнка

Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 5 лет

— формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

— Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни

— Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене

-Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.

— Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • двигательную активность
  • личную гигиену
  • правильное питание
  • безопасность жизнедеятельности
  • положительные эмоции

2. Систематичность и последовательность

1) Утренняя гимнастика

2 )Прогулки, экскурсии на свежем воздухе

3) Спортивный час

4) Проведение физминуток на внеклассных мероприятиях

5) Проведение минуток безопасности

Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:

Источник

Классный час в школе VIII вида «Здоровый образ жизни»

Гульфия Хасанова
Классный час в школе VIII вида «Здоровый образ жизни»

Цель: формировать у воспитанников здорового образа жизни

1. Актуализация проблемы сохранения здоровья со школьного возраста.

2. Разработка основных аспектов ЗОЖ.

3. Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни

4. Расширение кругозора у обучающихся по вопросам здоровья.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

6. Коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости). Коррекция речи.

Вступительное слово учителя:

Жизнь, здоровье – главная ценность, которой обладает человек. Можно купить дом, машину, много других дорогих и полезных вещей. Здоровье купить нельзя.

Как вы думаете что такое «здоровье»?

В уставе ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) дано определение здоровья.

Здоровье -Это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье, определяется отсутствием болезней.

Здоровье — это состояние полного, физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.

(Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию).

Кроссворд «Здоровому все здорово

1. Утром я по распорядку

Делаю всегда (зарядку).

2. Дождик теплый и густой.

Этот дождик непростой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ)

3. У него два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед)

4. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка

И, конечно (тренировка)

5. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет… (спорт).

6. Помогают нам всегда

Солнце, воздух и (вода)

7. Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обеих.

Что за кони у меня? (коньки)

8. Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я гантели (гантели)

По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень здоровья населения на 20 % зависит от наследственности, на 20 % – от социальных условий, на 10 % – от уровня здравоохранения, на 50 % – от образа жизни человека.

А как вы думаете, что такое «здоровый образ жизни»?

-Умеренное и сбалансированное питание.

— Режим дня с учётом динамики индивидуальных биологических ритмов.

— Достаточная двигательная активность.

-Грамотное экологическое поведение.

— Психогигиена и умение управлять своими эмоциями.

— Отказ от вредных привычек.

Образ жизни человека, его поведение, мышление, которое обеспечивает охрану, и укрепление здоровья называют «здоровым образом жизни».

Вот почему во всех странах ведется борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией. А детей с раннего возраста приучают чистить зубы, делать зарядку, следят за их питанием, помогают научиться правильно организовывать свой день, учат следить за состоянием своего здоровья и укреплять его – обучают принципам и правилам здорового образа жизни.

-Что такое болезнь?

Нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптация к среде обитания.

Немного подвигаемся, а поможет нам Зарина.

Стали мы учениками

(шагаем на месте)

Соблюдаем режим сами

(хлопки в ладоши)

Утром мы, когда проснулись

(прыжки на месте)

Для здоровья, настроения

(повороты туловища вправо-влево)

Делаем мы упражнения

(рывки руками перед грудью)

Руки вверх и руки вниз

(рывки руками вверх-вниз)

На носочки поднялись

(На носочки поднялись)

То присели, то нагнулись

То опять же улыбнулись

(хлопаем в ладоши)

На сегодняшнем внеклассном часе мы поговорим о закаливании, личной гигиене и достаточной двигательной активности.

1. Назовите средства закаливания. (Солнце, воздух, вода)

2. Приведите примеры общих закаливающих процедур. (Душ, купание, загорание.)

3. Приведите пример местных закаливающих процедур. (Ходьба босиком, умывание холодной водой и т. д.)

4. Как возобновить закаливание, если по каким-то причинам оно было прервано? Нужно вернуться на шаг назад, если вначале вы обливались водой 200 С, то после перерыва будете пользоваться водой до 240 С.

5. Какие процедуры можно принимать, не выходя из дома? (Солнечные и воздушные ванны при открытом окне).

6. Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания? (Положительно.)

7. В каком возрасте можно начинать закаливание? (С рождения.)

8. Как умение одеваться может помочь закаливанию? (Одежда должна соответствовать сезону года, нельзя кутаться, но и нельзя ходить зимой без шапки и куртки, а в тёплом помещении ни в коем случае нельзя находиться в тёплой одежде.)

9. Почему считается, что успех в закаливании зависит от настойчивости?

(Систематичность — главное в закаливании)

10. Можно ли соревноваться в закаливании? (Нет, у каждого — свой ритм и график.)

А сейчас подведем итог, что такое закаливание?

Закаливание – это систематическое целенаправленное воздействие на организм внешних факторов (холода, тепла, солнечных лучей, дозированных физических нагрузок) с целью повышения устойчивости организма к неблагоприятным метеорологическим воздействиям за счет развития внутренних резервов.

Закаливание – средство профилактики простудных заболеваний.

Закрепим Основные правила закаливания

Основные правила закаливания.

1. Как правильно начинать закаливание?

(постепенное увеличение закаливающих нагрузок);

2. Какой подход должен быть к закаливанию?

— последовательность перехода от легких процедур к процедурам с более интенсивным воздействием ;

— регулярность и систематичность ;

3. Что мы должны учитывать при закаливании?

— учет индивидуальных особенностей организма.

Прикреплённые файлы:

ppt0000054_fn9g0.ppt | 988,5 Кб

Классный час «В жизни всегда есть место подвигу» Классный час «В жизни всегда есть место подвигу» Цель: формировать представление о герое, подвиге; познакомить с героическими поступками.

«Здоровый образ жизни» Весь февраль в нашем саду проходил месячник за здоровый образ жизни. Проводился открытый смотр гимнастики после сна, методический семинар.

Классный час-деловая игра в 4 классе «Школа общения: позитивный образ Я» Видео Классный час – деловая игра 4 класс Кириллова А. Ю. Тема: «Школа общения: позитивный образ Я» Цель: способствовать успешной адаптации выпускников.

Классный час «Хлеб — всей жизни голова» Хлеб — всей жизни голова» Цель: -познакомить учащихся с историей появления хлеба, — учить ценить труд других, внимательно слушать своих.

Классный час «Волшебное дерево здорового образа жизни» Классный час в 3 классе на тему: Волшебное дерево здорового образа жизни Цель: актуализировать знания учащихся o кoмпoнентах здорового образа.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни» ЗДОРОВЬЕ ребенка – ЭТО самое ценное сокровище которым обладают родители. Самые счастливые родители те, дети которых здоровы. Занятие спортом.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Мы за здоровый образ жизни» в подготовительной к школе группе Родительское собрание в нетрадиционной форме на тему: «Мы за здоровый образ жизни» в подготовительной к школе группе Подготовила.

Здоровый образ жизни. О том, как важно быть здоровым, знает каждый. Однако неправильное питание, вредные привычки, несоблюдение гигиены – бич современных взрослых.

Здоровый образ жизни! ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ После обсуждения вопросов, касающихся политики и мировой экологической катастрофы, тема «здорового образа жизни» является.

Источник

«Формирование ценностного отношения к ЗОЖ у воспитанников школы-интерната 8 вида»

специалист в области арт-терапии

Государственное автономное образовательное учреждение Амурской

области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 9, с. Ивановка», Ивановского района Амурской области

«Формирование ценностного отношения

к ЗОЖ у воспитанников

школы-интерната 8 вида»

Выполнил: Филина О.Н.

Ивановка, 2019 г.

Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Не однократно поднимался вопрос о проблеме воспитания здорового поколения. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более воспитанников с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям (с нормой развития). До 80 % детей страдают различными нервно — психическими расстройствами.

В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья на селения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, свя занного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению со трудничества здравоохранения с учреждени ями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Но, учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников, режим д олжен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья.

Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Современная жизнь с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, провоцируя рост заболеваний. Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств, где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений.

Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов попадая во взрослый мир легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму, бродяжничеству. Они в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы. И, именно, от того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни зависит их дальнейшая адаптация и социализация.

Понятие «ЗОЖ» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровье категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Анализируя сложившуюся ситуацию, возникла потребность в пересмотре формирования ЗОЖ и создании программы «ЗОЖ» (рабочая программа на группе). Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности воспитанника, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится:

«Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основных формах жизнедеятельности воспитанника :

Каждый день становимся перед выбором, принимаем решения – выбираем дорожку, по которой пойти. Из этих решений-дорожек и состоит наша жизнь. И основная задача воспитателя у/о ребёнка – научить делать правильный выбор!

С начальной школы в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основные принципы программы:

Гуманизации и демократизации — определе ние конкретных целей и задач образования, воспита ния и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;

Соответствия целей, задач содержания про граммы национальной стратегии, интересам государст венной и региональной политике;

Научности — внедрять пе редовой научный опыт педагогов по созданию здоровье-сберегающих технологий;

Участия привлечение воспитанников к непо средственному и сознательному участию в целенаправ ленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществле ние санитарно-просветительской работы;

Преемственности — обеспечение комплексно го подхода в обучении здоровью между раз ными возрастными группами;

Выделяют три аспекта здоровья или благополучия:

Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет ребёнок. Поэтому формирование ЗОЖ, прежде всего задача воспитательная. В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:

благоприятное социальное окружение;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в ЗОЖ.

Формирование культуры здоровья осуществляется не только при проведении специально организованных мероприятий, а прежде всего при каждодневном непосредственном общении с детьми, когда воспитатель контролирует соблюдение режима труда и отдыха, выполнение детьми правил личной гигиены, организация влажной уборки, проветривание помещений на самоподготовке — физкультминутки, на прогулке — подвижные игры, создавая комфортную атмосферу в семье.

Гурьянов А.М., Коновалова Л.В., Маркелов В.Л. Педагогические условия формирования навыков основ здорового образа жизни как механизм социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», научная статья.

Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .

Михайлова С.А. Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома. Социальная педагогика 2014 №5 с.89-92

Бобылёва И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. — М.,2007

Е.Д. Худенко. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, 2010г.

Источник

Читайте также:  Основные правила закаливания зож
Adblock
detector