Рабочая программа клуба «Дорогу ЗОЖ»
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dorogu_zozh_.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Дорогу ЗОЖ»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» может рассматриваться как одна из ступеней по формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектировано с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей :
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
Общая характеристика курса.
Программа курса внеурочной деятельности “Дорогу ЗОЖ” направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит пони мающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Особое внимание в программе уделено воспитанию полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формированию установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Дорогу ЗОЖ» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.
Отличительная особенность программы по спортивно-оздоровительному направлению “Дорогу ЗОЖ» состоит в обучении на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 — поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности «Дорогу ЗОЖ» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности, критерии оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на один год обучения . Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин. Общий объем учебного времени – 34 часа в год .
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Формы проведения занятия
и виды деятельности
Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим
Источник
Статья: «Клуб как форма работы по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни»
специалист в области арт-терапии
Есипенко Марина Александровна, заместитель директора по УВР, школа №436
Статья: «Клуб как форма работы по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни»
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Но для того чтобы его выбор образа жизни был правильным, человек должен быть хорошо знаком с вопросами здорового образа жизни. Поэтому в образовательной программе начального общего образования нашел отражение содержательный раздел «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Работа на ступени начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни представлена в виде взаимосвязанных блоков:
создание здоровьесберагающей инфраструктуры;
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
просветительская работа с родителями (законными представителями);
реализация дополнительных образовательных программ, что подразумевает внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
В связи с этим, в школе можно организовать работу клуба «Лучики здоровья».
Клуб объединяет учащихся школы, стремящихся углубить свои знания в области здоровья человека, быть здоровым, вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
Цель работы клуба: формирование мотивации и навыков здорового образа жизни учащихся школы.
развитие и углубление знаний о культуре здорового и безопасного образа жизни;
формирование у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни, стремления к самообразованию на основе использования разнообразных форм работы;
вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность, развитие у школьников общественной активности;
развитие самоуправления, инициативы, творчества учащихся в коллективе клуба;
содействие организации и проведению учебно-воспитательного процесса в школе (в том числе, организацию внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС).
Комплектование клуба строится на принципах добровольности, выборности и равного представительства учащихся 1-4 классов. Членом клуба сможет стать любой учащийся 1-4 классов. Члены клуба могут одновременно состоять в других организациях, объединениях, советах, клубах.
Во главе клуба стоит председатель, который избирается в сентябре каждого года на первом заседании клуба, где собираются представители от каждого класса (Совет клуба). Председатель отвечает:
за подготовку и проведение общих сборов и заседаний;
обеспечивает реализацию плана деятельности клуба.
Заседания клуба проходят один раз в четверть, ход заседаний протоколируется.
На заседаниях клуба:
планируется работа на ближайший период;
представители классов отчитываются о деятельности учащихся своего класса ;
подводятся итоги деятельности клуба;
принимаются решения по важным вопросам клуба.
Программа работы клуба «Лучики здоровья» составлена на основе программы «Педагогика здоровья» Касаткина Владимира Николаевича.
Особенностями данной программы являются доступность получения теоретических и практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей начальных классов. Это достигается путем проведения классных часов в соответствии с тематическим планом в рамках реализации внеурочной деятельности, а завершающим этапом изучения определенного раздела программы становится коллективное творческое дело, проводимое внутри классного коллектива, среди параллелей классов или среди всех классов начальной школы.
Для изучения рассматриваются следующие разделы:
Самопознание через чувство и образ (цель: осознание ребёнком широкого спектра вопросов, связанных со строением и функционированием организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми).
Школа здорового питания (цель: формировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; общего представления о питательных веществах и продуктах, содержащих их; закрепление знаний о питательных веществах и их значении для организма на примере русской национальной кухни; формирование навыка соблюдения режима дня, режима питания; знакомство с правилами поведения за столом).
Ослепительная улыбка на всю жизнь (цель: обучение правильному уходу за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья).
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами (цель: формирование: навыков самосохранения; осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости; собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми).
Безопасность детей на дорогах (цель: овладение детьми знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); обучение прогнозировать развитие ситуации на дороге).
Поведение в экстремальных ситуациях (цель: помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации).
Педагогические технологии, используемые в работе клуба
Личностно-ориентированные технологии, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
Технология коллективного творческого дела используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков .
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговые выставки творческих работ.
Организация и участие в общешкольных мероприятиях.
Папка подборок сценариев классных часов по темам курса.
Презентация итогов работы над проектами.
По итогам реализации этой программы мы ожидаем получения следующих результатов :
— приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни ( приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о способах и средствах самозащиты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации);
— формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к другим людям);
— приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия ( приобретение школьником опыта актуализации оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятие на себя ответственности за других).
Источник