Меню

Зож общение с природой

Становимся здоровее, общаясь с природой

Дата публикации 28 декабря 2013 . Опубликовано в Статьи по здоровью

Родство с окружающей нас природой – вот в чем нуждается человек в наш век высоких технологий и компьютеризации. Все больше люди ощущают потребность в экологически чистых продуктах, натуральной косметике. Некоторые даже практикуют эко-поселения и осознанный уход с престижной работы на менее оплачиваемую (дауншифтинг).

Не каждому по карману такая близость с природой. Мечта жить в доме у озера возникает у многих, но не каждый способен воплотить свои желания в реальность. Чтобы хоть немного приблизиться к своей мечте, следует ежедневно совершать прогулки на открытом воздухе, подальше от своих проблем и переживаний. Тридцатиминутная прогулка сможет помочь восстановить силы после трудового дня и почувствовать себя удовлетворенным.

Некоторые молодые люди уже не помнят, когда в последний раз гуляли по парку без какой-либо определенной цели. Намного проще включить телевизор или компьютер и Вам не придется делать что-либо, за Вас уже давно все сделали. Нельзя такого допускать. Что Вам мешает отправиться на природу с друзьями на уикенд? Одновременно и польза для здоровья, и отдых, и удовлетворение от общения с друзьями.

Еще один неплохой способ стать ближе к природе – это применение естественных средств для укрепления здоровья. Не следует сразу же обращаться в аптеку, если Вас мучает бессонница. Попробуйте натуральные успокаивающие средства: чай с мятой или мелиссой. Однако если Вы страдаете более серьезным заболеванием, необходимо посоветоваться с врачом.

Что может быть более приближенным к природе, чем животные. Животные являются неотъемлемой частью этого мира. Массу приятных эмоций доставит общение и уход за животными, ведь многие знают, что хозяева домашних животных намного лучше справляются со стрессом.

Приведенные выше советы – это лишь малая часть способов коммуникации с природой. Если Вы хотите укрепить свое здоровье, не проходите мимо этих рекомендаций. Природа излечит любого, с Вашей стороны нужно лишь пойти ей навстречу.

Источник

Общение с природой как условие формирования ЗОЖ

Анна Зарубина
Общение с природой как условие формирования ЗОЖ

В современных реалиях проблема формирования здорового образа жизни (далее ЗОЖ) у детей дошкольного возраста является актуальной,ведь воспитатели сталкиваются с проблемами: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т. д.

ЗОЖ в дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка. Внедрение ЗОЖ в детском саду – основная задача всех членов образовательного процесса. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Здоровый образ жизни имеет настолько глобальное значение, что помогает человеку продлить саму жизнь. А также,здоровый образ жизни – понятие разностороннее, но важно понимать, что он направлен на укрепление организма и профилактику развития патологий.

Стоит отметить, что четкого определения данного понятия еще не сформулировано. Так,Исакова Е. определяет здоровый образ жизни как совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу [2, C. 13].

Рахматов А. А., отмечает, что это деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний[6].

С нашей точки зрения, понятие здоровый образ жизни – это комплекс правил, выполнение которых ведет к улучшению физического и психологического состояния организма. Следуя данным правилам, у человека начинают хорошо функционировать все системы и органы. Что улучшает физическое и эмоциональное состояние и увеличивает продолжительность жизни.

Итак, здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ, появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день [4, C. 58].

Если человек с детства ведет здоровый образ жизни, то он имеет здоровый организм и сильный характер. Но добиться данных результатов можно выполняя все его направления в комплексе. Если с раннего детства педагоги ДОУ и родители привьют дошкольнику, что входит в понятие ЗОЖ, то дальше будет совсем несложно.

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического[4, C. 58-59].

Читайте также:  Зож как избавиться от грибка

В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Однако немецкий философ Шопеграуэр А.писал: «Здоровый образ жизни для детей дошкольников – не модный стиль жизни, а необходимость»[5, C. 31]. Чем раньше дети научатся заботиться о своем здоровье, тем легче им будет в дальнейшем, ведь они уже обретут не только цели, но также и руководство к действию. Подобная забота со стороны педагогов приведет к тому, что в более зрелом возрасте дети с большой долей вероятности не поддастся влиянию сверстников и не захочет пробовать психоактивные вещества за компанию.

Таким образом, ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Одним из основных факторов здорового образа жизни детей является фактор –«Общение с природой».

В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам на природе. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Природа, по мнению многих специалистов, имеет огромное влияние на детей и формирования ЗОЖ.

Педиатры, педагоги и психологи говорят, что лучший способ оздоровить ребенка – это «окунуть» его в природу. Но помимо благотворного влияния на здоровье ребенка, общение с природой развивает дошкольников, являясь неиссякаемым источником для наблюдения за явлениями природы и животным миром, а также является одним из элементов нравственного воспитания [3, C. 26].

Воздух обогащает кровь кислородом, что стимулирует клетки головного мозга и улучшает работу сердца, а солнце «напитывает» ребенка витамином D.

Так, по словам М. Л. Диас, общение с природой непосредственно влияет на физическое развитие. Также ученый считает, что оно позитивно сказывается на нервной системе и повышает мозговую активность, улучшает координацию, способствует интеллектуальному развитию и познавательной деятельности [2, C. 19].

Во многих случаях использование лекарств и фармацевтических препаратов для детей может быть значительно уменьшено, если вместо этого использовать природу в качестве естественной формы терапии. В исследованиях установлено, что многие дети значительно уменьшили проблемы с поведением и обучением после того, как провели время в общении с природой.

Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий.Это :

— прогулки и экскурсии;

— разнообразные дидактические игры, способствующие познанию основ ЗОЖ и его составляющиx;

— ряд повседневныx занятий, приучающиx ребенка заботиться о своем здоровье.

Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия.

Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия на свежем воздухе. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения [1, C. 34].

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы. Необходимо помочь ребенку войти в прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Общение детей с природой способствует не только всестороннему развитию, но и укрепляет здоровье. Свежий воздух жизненно важная среда для детей.

Поэтому использовать свежий воздух необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет зимний воздух в сочетании с подвижными играми, на участке детского сада.

Например, можно провести занятие «Катание на ледянке», дети друг за другом скатываются с горочки. Спуск с ледяной горы – это остро ощущаемое, протяженное взаимодействие тела с землей – вечной опорой всего движущегося.

Игра на природе – это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность.

Во время игр на природе у дошкольников формируются знания об окружающем их мире природы, совершенствуются ловкость, быстрота движений, развивается инициатива, уверенность в своих силах, проявляется активность, настойчивость, самостоятельность. При этом дети становятся сильными, выносливыми, у них развивается умение действовать смело и напористо в незнакомых условиях, воспитывается чувства дружбы, взаимопомощи и честности.

Читайте также:  Беседы для родителей про зож

Целью и задачами занятий на природе являются:

1. Улучшать дыхание, кровообращение и обмен веществ дошкольников;

2. Удовлетворять потребность детей в движении, учить их владеть своим телом;

3. Развивать не только физические, но и умственные, нравственные качества личности;

5. Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

6. Расширять и уточнять представления здоровом образе жизни;

7. Дать понятие об охране природы, закреплять правила поведения в природе;

8. Вести работу по закаливанию детского организма и укреплению здоровья детей;

9. Обеспечить длительную (соответственно возраста) двигательную активность детей в течение всего дня[6].

Например «Игры на лугу»Они планируются по тому же способу, что и игры на площадке, но с учётом природных условий. К примеру, бег с барьерами – в качестве барьеров использовались канавки, ямочки, пенёчки, сучки и прочее.

В прыжках то же самое (перепрыгни через ручеек, кто быстрее допрыгнет до кустика и т. п.). На лугу предлагается детям полежать на траве, вытянув ноги, а затем быстро соскочить на ноги и пробежать в заданном направлении.

Игры в лесу: пробежать между деревьями, не задевая их, пробежать по лесной тропинке, не наступая на корни деревьев, водить вокруг деревьев хоровод. «Найди своё дерево» (детей расставляют около деревьев, затем задаётся бег и по сигналу они должны найти дерево, около которого стояли до начала игры, «Найди такой же лист», прятки, «Птицы леса» – дети устраиваются на пенёчках, поваленном дереве, на низких сучках дерева. Это их гнёзда, вдалеке норка лисы. Птицы резвятся, а по сигналу «лиса!», они должны занять свои места [5, C. 24].

«Тропинка ловкости»дети получают задание: пробежать по тропинке так, чтобы не хрустнула ни одна ветка под ногами, не пошевелились ветви деревьев и кустиков. Неизменно проводятся различные лесные эстафеты, бега с препятствиями.

Игра «горелки» с интересной приговоркой–считалкой: «Косой, косой, не ходи босой, ходи обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь, выходи! Тебе гореть!». Различные лазания по наклонным деревьям.

Прогулки в лес и на лесные поляны проводятся в разные времена года, подбирая игры с ознакомлением с природой в соответствие времени.

Игры малой подвижности направлены на то, чтобы снять перевозбуждение, успокоить детей перед сном,они благотворно действуют и на психику: развивают умение логически мыслить и учат сосредотачиваться.

Очень полезно использовать спокойную музыку в качестве сопровождения. Так можно увлечь не только детей со спокойным темпераментом, но и собрать маленьких непосед, например, за увлекательной настольной игрой.К таким играм относятся:

2. Дыхательные гимнастики и упражнения на расслабление;

3. Творческие задания по ручному труду;

4. Игры, в положении;

–и лёжа (пальчиковые игры, викторины и др.).

Игра «Вода и суша». Тренировка внимательности и быстроты реакции. Все дети становятся в ровную линию.

Ведущий (сначала это воспитатель) говорит слово «суша», и вся шеренга должна прыгнуть назад, когда он произносит слово «вода»– соответственно, вперёд.

Вместо слова «вода» ведущий говорит и другие слова, имеющие отношение к воде (море, залив, ванна, лужа, река, ручей, океан, пруд, озеро и т. д.); «сушу» заменяет берег, почва, земля, дорога, остров и полуостров, песок и др.

Те, кто прыгнул невпопад, выходят из шеренги. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный, последний игрок. Он может стать ведущим. Чем старше дети, тем быстрее темп игры [1, C. 38].

Можно констатировать, что увлекательные игры про природу для детей на открытом воздухе, развивающие игры о природе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные игры на природе для детей обогащают содержание прогулок, увлекают детей и увеличивают продолжительность прогулки, что особенно важно в холодный период времени.

Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.

Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы.

При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.

Читайте также:  Как зож по английскому

Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп.

Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки.

Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях. Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке [2, C. 35].

Следует отметить формы организации работы с родителями по пропаганде ЗОЖ в детском саду.

Наглядные: информационные странички, консультации, рекомендации, плакаты, выпуск буклетов для родителей по пропаганде ЗОЖ.

Практические: совместные праздники и развлечения. Эта форма работы с родителями заслуживает особого внимания.

Благодаря системной работе, сотрудничеству с родителями, с социальными партнёрами повысится интерес к проблеме воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их родителей. Взрослые станут больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки. Опыт, приобретённый детьми и родителями в данном направлении, позволит выработать разумное отношение к своему организму, соблюдению санитарно-гигиенических навыков, ЗОЖ.

Укрепляясь в мысли о важности непосредственного контакта человека с природой, мы неизбежно приходим к выводу, что необходимо прививать детям бережное отношение к природе. Даже обычный пикник в лесу может стать примером того, как отдохнуть и не навредить ни растениям, ни животным.

Пусть игры на свежем воздухе для детей включают в себя элементы заботы:

– посадить цветок или деревце;

– забинтовать сломанную ветку;

– убрать с дороги неосмотрительного лягушонка.

Это маленькие, но важные шаги к экологической безопасности всей планеты, а значит – к здоровью наших детей и внуков.

В заключении стоит отметить, что экологическая ситуация в нашей стране далеко не идеальна, поэтому условия жизни в современном обществепредъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования. Детский сад – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда.

1. Дмитриева В. Г. Большая книга развивающих заданий и упражнений. – М. : АСТ, 2014. – 96 с.

2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – с. 13-16.

3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М–»Просвещение», 2004 – 122с.

4. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М., 2015. – 105 с.

5. Моргунова О. Н. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ. М – «Сфера», 2007 – 143 с.

6. Рахматов А. А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 5-7. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ (дата обращения: 13.10.2019).

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.

«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.

Источник

Adblock
detector