Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста
консультация по теме
Особенности формирования
здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Формирование здорового образа жизни в детском саду и дома должно начинаться с правильного примера, который подают взрослые. В этом возрасте дети впитывают все как губки и полученные знания для них во многом становятся эталонными во взрослой жизни. Детские дошкольные учреждения предлагают своим воспитанникам уже готовый набор мероприятий, способствующих формированию адекватных привычек. Однако родители не должны забывать о своей важной роли в процессе воспитания ребенка.
Влияние родителей на формирование принципов ЗОЖ для дошкольников
Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую очередь выбор самого человека. Тем не менее, ценный базис закладывается в самом нежном, юном возрасте. Сейчас речь пойдет про формирование основ здорового образа жизни у дошкольников и влияние родителей на этот процесс.
Главный и лучший пример для ребенка — его родители
Самый первый и самый главный пример для подавляющего большинства людей это их мама и папа, их отношение к здоровью, спорту, еде. Начиная с двух летнего возраста, дети активно подражают всему, что видят вокруг себя.
Что если перед глазами папа с сигаретой и пивом, семейный отдых у телевизора, обилие сладостей? Пока маленький человек научится принимать свои собственные взвешенные решения пройдет не один год. А пока наши дети видят, что гулять практически в любую погоду не зачем, иначе можно простудиться, кушать можно всякие вкусности, которые вряд ли имеют какое-то отношение к рациональному питанию. А вредные привычки – это вовсе не вредность, ведь если папа курит, то это нормально.
Очень хочется, чтобы дети видели достойные примеры, ведь их родительская семья в большинстве случаев будет эталоном. И даже если в будущем подростки будут пробовать сигареты, алкоголь и прочее, имея хороший образец для подражания, они непременно смогут выбрать свой верный путь в жизни. Вот поэтому пустой призыв без личностного примера вряд ли будет производить нужный эффект.
Информация о ЗОЖ для родителей
Цель: Способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни. Обеспечить ученику возможность сохранения здоровья.
Родители, проводя воспитательное мероприятие здоровый образ жизни в первую очередь должны показывать на своем примере, что спорт – это хорошо, рациональное питание – жизненно важная необходимость, а без гигиены вообще никуда. Правда часто даже взрослые люди сталкиваются с определенными проблемами и незнаниями в этой сфере. Поэтому стоит читать книги здоровый образ жизни. Например: Эдита Уберхубер «5 минут для здоровья», А. Волков «8 принципов здоровья» и т.д.
Особую поддержку родители могут получить, изучая пособия доктора Е.О. Комаровского. Этот человек в доступной форме объясняет молодым мамам, папам, бабушкам и дедушкам основные моменты, касающиеся сохранения и укрепления здоровья ребенка, стремиться донести здравые мысли и объяснить что полезно, а что опасно для растущего организма.
В своих книгах он рассматривает и гигиенические основы здорового образа жизни. Некоторые идеи являются чрезвычайно смелыми для современных родителей, однако стоит помнить, что доктор Комаровский не пишет ни о чем новом и непроверенном. Многие из его рекомендаций являются базовыми, просто в современных условиях их слишком часто нарушают. Так, например, влажность в помещении должна составлять 40 – 70%. Эти нормы установлены еще в советское время, но родители, как правило, о них даже не слышали.
Кроме этого мамам и папам стоит побеспокоиться о психологическом здоровье детей. Прекрасным пособием может стать литература Ю.Б. Гиппенрейтер, где предложены практические рекомендации, следуя которым можно быть авторитетом для своего ребенка при этом, не ущемляя его.
Популяризация ЗОЖ в детском саду
Цель: Сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Малыши все впитывают в себя. Поэтому продолжается формирование здорового образа жизни у дошкольников. В детских садах вся система воспитания строится на основных принципах ЗОЖ, при этом многие вещи происходят сами собой в коллективе. Детки часто копируют поведение и с удовольствием все вместе кушают, гуляют, делают зарядку и прочее.
Рацион правильного питания на месяц устанавливается централизовано. Однако если с честностью взглянуть на положение вещей, то для ребенка поход в детский сад является большим и не всегда легким шагом во взрослую жизнь. С одной стороны адаптация к коллективу проходит лучше в более раннем возрасте, а с другой стороны приходится мириться с отсутствием родственников на протяжении 8 часов, приспосабливаться к четкому расписанию, слушать других авторитетных взрослых.
Однако когда пройдет адаптационный период и малыш привыкнет к новому положению вещей, то он наверняка будет получать удовольствие от посещения детского сада. Постепенно мероприятия, проводимые здесь, будут входить в привычку. Приятно смотреть на творческие занятия маленьких девочек и мальчиков. В их процессе создаются замечательные рисунки. Дети за здоровый образ жизни являются в какой-то мере примером для нас, взрослых. Даже в почтенном возрасте есть чему поучиться у непосредственного детского взгляда даже на очень серьезные вещи.
Дошкольный возраст является важным этапом, на котором закладываются привычки и отношение к ЗОЖ. В детских садах малыши обучаются всем необходимым принципам, тем не менее, такое обучение должно проводиться и дома.
Источник
Формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников.
консультация (младшая группа) на тему
Каждый родитель хотел бы вырастить здорового ребенка. Поэтому важно с младшего дошкольного возраста формировать у детей основы здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ здорового образа жизни
у младших дошкольников.
Согласно Википедии, под «здоровым образом жизни» (ЗОЖ) понимается образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья .
Здоровый образ жизни ребенка подразумевает:
- правильный режим дня;
- рациональное питание;
- разностороннее развитие физических данных, закаливание;
- создание условий для гармоничного нервно-психического развития;
- соблюдение правил личной гигиены.
Родителям важно систематизировать знания, необходимые для воспитания здорового ребенка, проявить терпение при осуществлении многолетнего процесса. Кроме того, близкие люди из окружения ребенка должны личным примером способствовать выработке правильного отношения к здоровью и его сохранению.
Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:
• Период отдыха и сна;
• Прием пищи;
• Прогулка;
• Занятия и обучение.
Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.
Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Рациональное питание – одни из основных внешних факторов, влияющих на гармоничное развитие ребенка: его жизнедеятельность, рост, состояние психо-физического здоровья. Для того чтобы выработать в сознании ребенка представление о здоровом образе жизни и здоровом питании, создать внутреннюю мотивацию, направленную на сохранение своего собственного здоровья, родителям надлежит личным примером воздействовать на его сознание. В ежедневном рационе семьи должны фигурировать исключительно натуральные продукты. Необходимо отказаться от еды с химическими добавками, которые подрывают здоровье детей. Пища ребенка должна быть сбалансированной, то есть полностью соответствовать потребностям и энергозатратам организма. Особый подход нужен к детям, которые плохо едят. Необходимость в сравнительно большом количестве энергии у детей объясняется тем, что процесс обмена веществ у них протекает достаточно бурно; все органы и системы находятся в стадии роста, развития, формирования; ребенку присуща большая подвижность. На протяжении всего периода взросления происходит созревание, совершенствование центральной нервной системы, формирование и эволюция высшей нервной деятельности, интеллекта, эмоций. При этом ребенок очень чувствителен к любым отклонениям в рационе питания, которые влекут за собой нарушение обмена веществ и связанные с этим болезни: сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и др.
Физическое воспитание и закаливание ребенка. В первые годы жизни дети учатся управлять своим телом. Они непрерывно двигаются и, тем самым познают мир, а значит, развиваются. Физическая активность – естественная потребность ребенка, особенно дошкольника. В этом возрасте главная задача родителей, стремящихся приучить ребенка к здоровому образу жизни, – совершенствовать его двигательные умения, а по мере его взросления, изменять характер, интенсивность, цель активных физических нагрузок. Наряду с ежедневной зарядкой и занятий спортом, детям полезно закаливаться с первых дней жизни. Делать это требуется с учетом их возрастных особенностей. Эффект от воздушных или водных процедур достижим только при неукоснительном соблюдении основных правил: индивидуальный подход; поэтапность, планомерность; положительный настрой ребенка. Следует помнить, что если малыш часто бывает возбужден, активен, то ему показаны успокоительные процедуры, а меланхоличному ребенку помогут взбодриться тонизирующие холодные обливания. Грамотное физическое воспитание, закаливание, начатые с раннего возраста, вырабатывают у ребенка потребность в регулярных нагрузках, любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Однако эта цель достижима только в том случае, когда девиз «Папа, мама, я – дружная семья» является основным.
Условия для правильного нервно-психического развития ребенка. Процесс формирования и развития нервной системы ребенка определяется генетической программой и накопленным опытом, обучением. Наследственность предопределяет основные функции мозга, координирующие работу внутренних органов. Дальнейшее нервно-психическое развитие происходит под влиянием внешних факторов и обучения, которые обеспечиваются в первую очередь ближайшим окружением, семьей. Для первых лет жизни ребенка характерна огромная зависимость от родителей, повышенная восприимчивость к экологическим и метеовоздействиям, стремительный взаимосвязанный процесс физического и нервно-психического развития. По мере прогрессирования речи и двигательных навыков, дети начинают ощущать потребность в социуме, стремятся к самостоятельности, самоидентификации. Подросток приобретает способность осознавать собственное «Я» и тот статус, который он имеет в жизни. Итоговая фаза нервно-психического развития характеризуется завершением формирования интеллекта, вегетативной нервной системы, психической сферы. На всех этапах становления первостепенной задачей родителей является обеспечение условий для положительных эмоциональных переживаний, а также организация максимально комфортного климата в ближайшем окружении ребенка.
Правила личной гигиены. В процессе ежедневного общения с детьми в семье нужно воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которые выполняют важную функцию в профилактике ряда инфекционных заболеваний. Родители должны стремиться к тому, чтобы соблюдение правил санитарии стало естественной потребностью. Для этого необходимо, чтобы они сами уделяли внимание тем гигиеническим требованиям, которые предъявляют ребенку. Самых маленьких нужно приучать к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после прогулки, посещения туалета, по мере загрязнения; чистить зубы 2 раза в день; расчесывать волосы. Родители должны привить своему ребенку привычку принимать душ, подмываться перед сном, следить за чистотой одежды и обуви. На первом этапе гигиенические процедуры должны носить игровой характер с постепенным усложнением. Детям нужно в доступной, интересной форме рассказывать о пользе и правилах личной гигиены, ее значении в охране здоровья. Для успешного усвоения санитарных норм рекомендуется использовать различные педагогические приемы с учетом возраста ребенка: прямое обучение; демонстрацию; тематические игры; систематическое напоминание; постепенное повышение требований к осуществлению. Здоровый образ жизни для детей не становится нормой сам собой. Он является результатом сформированного с раннего детства нравственного и ответственного отношения ребенка к своему здоровью. Такая жизненная позиция возникает в процессе совместной деятельности с родителями, которые должны не просто пассивно направлять детей на пути сохранения и укрепления здоровья, а вести их за собой личным примером.
Конечно, приучение ребенка к здоровому образу жизни не является легкой задачей, но это стоит усилий, поскольку от этого зависит здоровье и самочувствие вашего ребенка. Приучив ребенка к здоровому образу жизни, Вы сможете укрепить его здоровье и избежать многих заболеваний.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;
2. Выдерживайте рекомендованную продолжительность прогулок, игр и занятий;
3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;
4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;
5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;
6. Промежутки между кормлениями — около 3-4 часов;
7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;
8. Не допускайте частых изменений режима;
9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;
10. Ребенок должен начинать день с зарядки;
11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;
12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;
13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.
Источник