Комплекс игровых упражнений, направленных на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 5–7 лет
Елена Кривенко
Комплекс игровых упражнений, направленных на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 5–7 лет
Занятие. «Я человек»
Цель: Закрепить у детей представление о человеке как одном из живых существ, населяющих Землю, о естественных потребностях организма для роста и развития.
Дети стоят в кругу,по очереди пожимают руку друг другу и говорят слова приветствия: «Здравствуй (имя) я очень рада тебя видеть».
2. Сегодня мы с вами поговорим о человеке, о том что его окружает, что нужно для того чтобы он рос и развивался. Мы знаем что, человек и природа единое целое. Мы, люди населяем нашу планету Земля, ответьте мне на некоторые вопросы.
— Ребята, а вы знаете кто населяет нашу планету? (ответы детей)
— Чем отличаются люди от других жителей земли? (ответы детей)
Ребята, я вижу, все вы знаете, что кроме человека на Земле живет большое количество живых существ. Это и рыбы, и птицы, различные звери, а так же огромное количество растений и насекомых. И всем нам что – то нужно для жизни, об этом мы с вами поговорим сегодня.
a) Первое о чем мы будем говорить это… А для того чтобы вы поняли что это, я вам загадаю загадки,а вы их отгадаете:
Отгадать легко и быстро: Растут на грядке
Мягкий, пышный и душистый. Зелёные ветки,
Он и чёрный, он и белый, А на них —
А бывает подгорелый. (хлеб) Красные детки. (помидоры)
Бел, как снег, в чести у всех. Это кушанье для всех
Как в рот попал — там и пропал. (сахар.) Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки… (суп)
Ребята и как вместе мы можем назвать эти продукты (ответы детей). Правильно это можно назвать еда или пища. Как вы думаете для чего нужна всем живым существам еда? (ответы детей) Еда важна для роста и развития каждого живого существа. В еде содержится большое количество полезных веществ, которые нужны для роста и развития человека. Пища или еда бывает разная, ребята что вы знаете о еде. (ответы детей) Молодцы ребята. В нашей пище есть и овощи, и фрукты, мясо, хлебные продукты. Про еду сочинили стих, послушайте стихи о еде.
Печальные сосиски Рецепт манной каши
В тарелке у Лариски Вскипятите молоко,
скучают две сосиски- Соли, сахару добавьте
печальные сосиски Размешайте все легко,
не нравятся Лариске. Манкой медленно заправьте,
Вот если бы сосиски Интенсивно помешав,
отдать собачьей миске, Остудите, но не слишком,
они бы там в печали И слюнявчик повязав,
недолго бы скучали. Кашку можно дать детишкам
(Тим Собакин) (Игорь Коньков)
Игра «Съедобное — несъедобное»
Для игры требуется мячик и группа игроков.
Дети сидят рядом друг к другу, а водящий ребенок по — очереди кидает им мяч. В момент кидания, водящий произносит одно слово, являющееся предметом (например: пылесос, пирожок, расческа).
Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч. Иначе игрок должен оттолкнуть мяч.
3. Поговорим о следующем важном веществе для всех жителей планеты, это …
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (вода)
Вода – она является еще одной важной составляющей нашей жизни и жизни всех живых существ обитающих на Земле. Ребята, а вы знаете, откуда берется вода? (ответы детей) Сейчас я вам расскажу
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Из этого стихотворения мы понимаем, что вода рождается из маленьких родников, которые превращаются в ручейки, потом ручейки стекают в озера, а из некоторых вырастают огромные реки. Самую чистую воду мы можем найти в родниках и ручейках, так она находится далеко от дорог и городов. Эта вода является самой полезной.
Все жители планеты пьют воду животные из рек, озер и прудов. Растения пьют воду из — под земли и когда их поливает дождь.
Но вам вода нам нужна не только что бы пить, но и для того чтобы умываться, купаться, и самое важное она нам нужна для того что бы жить.
Ребята, а кто из вас знает, какой может быть вода? (ответы детей) Правильно, когда тепло вода жидкая, зимой или в холодильнике она замерзает и становится твердой, а в чайнике вода закипает и превращается в пар или газ.
4. Ребята давайте вместе вздохнем, молодцы все мы с вами умеем дышать. А что мы вдыхали, я вам загадаю загадку, а вы мне ответите
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (воздух)
Молодцы ребята, это воздух. Воздух нас окружает и где бы мы не находились он всегда с нами. Все живые существа на планете дышат воздухом. А представьте себе, что бы случилось, если бы воздух неожиданно исчез. Давайте проведем эксперимент. Закроем рукой нос и рот и попробуем не дышать. Вам тяжело. Если бы воздух исчез на Земле, тогда бы все живое погибло бы, и наша планета опустела. Без воздуха никто не сможет прожить на земле.
Наш воздух состоит из разных элементов, один из них кислород. А вот кислород нам дают зеленые листики растений. И чем больше будет на планете расти деревьев, кустарников и других растений тем чище будет воздух. Нужно бережно и с заботой относится к растениям.
Воздух нам нужен, что бы жить и дышать.
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
5. Мы с вами узнали три важных составляющих это пища, вода, воздух, но есть еще несколько и с вами продолжим общение. Для очень уютного существования всех живых существ и человека на Земле является тепло и свет. Ребята, а от, куда мы получаем тепло и свет,а подсказка в загадке :
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все. (солнце)
Правильно ребята это наше Солнце. Без света, который нам дарит Солнце, не может прожить не одно живое существа на Земле. Всем нам нужно тепло и свет. Когда к нам приходит зима мы все одеваем теплые одежды, прячемся в своих теплых домах, а животные меняют летнюю одежду на зимнюю, строят берлоги, роют норы, которые утепляют мхом и травой. Птицы улетаю в теплые края. Нам всем нужно тепло и свет. Что мы делаем, что бы сохранить тепло зимой? (ответы детей)
Игра «Солнышко и тучка»
Говорим: солнышко быстро спряталось за тучку, всем стало прохладно – поэтому нужно свернуться клубочком. Так мы сможем согреться, и немного задержать дыхание. И вдруг солнышко вышло из-за темной тучки, и всем стало жарко, всех разморило на солнышке – так что всем надо расслабляться во время выдоха.
6. Для каждого человека, животного, птицы и рыбы важно, что бы он мог двигаться, бегать, прыгать, каждому человеку нужно движение. Все люди двигаются, кто немножко, а кто занимается спортом. Утром люди делают зарядку, вот и мы в детском саду делаем зарядку, что бы взбодрится и весело прожить каждый день. Все дети, как в детских садах, так и в школах ходят на физкультуру. А кто – то из вас, наверное, уже занимается спортом и посещает спортивные секции. (Ответы детей)
Ребята я предлагаю вам по очереди показать упражнения которые вы делаете по утрам во время утренней зарядки. Я начинаю первая. Встаем в круг и начинаем (дети показывают упражнения по очереди). Молодцы ребята.
7. Есть еще очень важное для людей, это общение. Мы люди всегда находимся в окружении других людей и все время общаемся. Человек не может долго быть один. Почему ребята люди не могут долго находится в одиночестве? (ответы детей) Правильно ребята, нам хочется с кем — то из друзей поделится радостью или печалью. Дети любят играть с друзьями, а взрослые должны получать новую информацию от других людей. Человек должен общаться с другими людьми, что быть счастливым. Вот и сегодня мы с вами общались и вы получили новую информацию.
Заключение. Молодцы ребята, мы сегодня с вами узнали много нового. Ребята, скажите, что вы узнали сегодня. (ответы детей) Хорошо поработали сегодня. На следующем занятии поговори о людях, о том какие они разные или одинаковые.
Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.
Утреннее приветствие. Работая по программе «Радуга», утром необходимо было со всеми детьми обсуждать «план» работы на день. Но иногда дети отвлекались, играли.
Источник
Комплекс физических упражнений для укрепления здоровья школьника
картотека по зож на тему
Собраны и прокоментированы упражнения для укрепления здоровья школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_fizicheskih_uprazhneniy_dlya_ukreplenirya_zdorovya.docx | 743.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика глазных заболеваний
Острой темой в настоящее время является охрана зрения школьников. Результативность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Изъяны зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.
Профилактика нарушения осанки
Состояние зрения детей естественно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка оказывать содействие развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработать правильную осанку обычно требует длительного времени и постоянного контроля.
Игровые оздоровительные технологии
Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач, старшеклассники 85% времени бодрствования вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Появившиеся компьютерные игры еще больше усугубили обездвиженность детей и подростков. Школьные уроки физкультуры восполняют нехватку двигательной активности только на 11%. В условиях малой подвижности растущий организм развивается неграмотно, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к функциональным нарушениям, росту инфекционных и нервно-психических заболеваний. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.
Нравственное здоровье — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность – наивысшая мера человечности. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, и особую роль призвано сыграть слово – слово учителя, слово писателя.
От состояния психического и нравственного здоровья во многом зависят счастье и долголетие отдельного человека, процветание всей нации. В последнее время в состоянии психического и нравственного здоровья населения России наметилась четкая тенденция к ухудшению. Поэтому на современном этапе потенциал библиотерапии значителен. Библиотерапевтическая технология имеет двойственную направленность – клиническую и гуманистическую: способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, с другой – помогает здоровым людям приспособиться к окружающей действительности, повышает уровень межличностных контактов.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова). Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии. Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе (ЗСТШ), к которым относятся и ЗОТ, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе (ЗМТШ) понимается совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов. Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются как раз ЗОТ.
Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это не тождественно учебному курсу “основы анатомии, физиологии и медицинских знаний”. Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Гимнастика для глаз (комплекс упражнений)
Данные упражнения необходимо знать будущим учителям начальных классов и не только. С каждым годом благодаря современным технологиям, у многих детей «садится» зрение. Учителю необходимо рекомендовать родителям ежедневно, проводить данные упражнения дома, чтобы сохранить зрение ребенку. При этом самому проводить данные упражнения на переменах и на уроках во время физкультминуток.
Упражнения для снятия психического напряжения
Эти упражнения помогают снять психическое напряжение и настроиться на дальнейшую продуктивную работу
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. Не забывайте, что противострессовое дыхание — главная составляющая психосоматического равновесия.
2. Минутная релаксация . Расслабьте уголки рта, увлажните губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом).
Упражнения для снятия усталости и напряжения с глаз
В обычных условиях человек последовательно смотрит то на близкие предметы, то на отдаленные.
Это заставляет мышцы, управляющие хрусталиком, растягиваться и сокращаться;
так сохраняется необходимая эластичность мышц и возможность фокусировки глаза.
В том случае, когда человек долгое время смотрит на статичный объект, находящийся все время на одном и том же расстоянии (книга, тетрадь, монитор компьютера), начинает развиваться близорукость (миопия) – глаз постепенно теряет способность рассматривать предметы на большом расстоянии в связи с атрофией мышц хрусталика.
А ведь именно за компьютером некоторые люди часто сидят не отрываясь, часами напролет. А данные упражнения направлены на снятие напряжения!
Комплекс упражнений для повышения остроты зрения
В современное время младшие школьники очень пользуются данными причинами: огромное напряжение зрения в результате большого количества уроков; использование планшетов, компьютеров, смартфонов;
продолжительное проведение времени у телевизора; сбитый режим дня, выраженный в замене прогулки на повтор уроков, компьютерные игры и более поздний отход ко сну;
недостаточное время, проведенное на свежем воздухе и снижение подвижности; поэтому у них ухудшается зрение. Чтобы избежать негативных предпосылок по ухудшению зрения, стоит рекомендовать их родителям и самому проводить на уроках и переменах.
Упражнения для наружных мышц глаз.
Для обеспечения достаточного кровоснабжения области глаз можно пользоваться следующими тонизирующими упражнениями. Эти упражнения желательно делать не реже одного-двух раз в неделю.
Это хорошее тонизирующее упражнение для глаз, усиливающее кровоток в голову, можно делать сидя или стоя, йоги с той же целью стоят на голове. Не делайте этого упражнения, если у вас есть проблемы с сердечно-сосудистой деятельностью.
УТРЕННЯЯ ТРЕНИРОВКА ГЛАЗ
В глазнице находятся восемь мышц, отвечающих за вращение глазного яблока. Поэтому зарядка для глаз расценивается как некоторая тренировка этих самых мышц. Оптимальный вариант – это разминка для глаз по утрам. Научным фактом считается, что во время ночного отдыха мышцы глаз не восстанавливаются.
Упражнения для профилактики дальнозоркости у детей.
Такие дети видят плохо предметы на любых расстояниях. При этом, при приближении предметов к глазам изображение еще больше ухудшается. Лучи от окружающих предметов на более близком расстоянии становятся расходящимися, поэтому дальнозоркому глазу сфокусировать их тяжелее, чем параллельные лучи. Данные упражнения необходимо рекомендовать родителям, чтобы избежать негативных последствий по ухудшению зрения, также учителю стоит обязательно проводить их на уроке и на переменах.
Упражнения для профилактики сколиоза
Сегодня дети проводят за столом и за партой очень много времени, почти целый день: это и школьные уроки, и дополнительные послешкольные занятия, и домашние задания, и сидение за компьютером в свободное время (игры, мультфильмы, соцсети…). Конечно же, такое длительное сидячее времяпровождение не проходит бесследно. Начинается неправильное развитие мышц, развитие костей позвоночника, а далее искривление спины и нарушение осанки. Вот так ребенок и сталкивается с заболеванием «сколиоз». Для предотвращения последствий нарушения стоит рекомендовать родителям и самому учителю также их проводить на уроках и переменах.
Упражнения для здоровой и хорошей осанки
Человек с красивой осанкой невольно привлекает внимание окружающих, кажется, увереннее, стройнее и моложе. Правильная осанка — это основа не только красоты, но и здоровья всего организма. За счет прямой спины все внутренние органы располагаются там, где должны быть и функционируют нормально.
необходимо рекомендовать данные упражнения родителям выполнять дома, также учителю необходимо проводить их на уроке и переменах.
упражнения для снятия напряжения с шейно-воротниковой зоны
Главная причина напряжения
Трапециевидная мышца очень часто перегружена:
— в следствие эмоциональных или физических напряжений или же просто усталости;
— если плечи приподняты вверх (такое часто бывает, если стол не подходит по размеру к стулу, вы встревожены или просто замерзли);
— если плечи выведены вперед (такое бывает у тех, кто сутулится).
Необходимо в школе и дома делать комплекс упражнений, для снятия такого напряжения!
Упражнения для профилактики плоскостопия
Плоскостопие у детей – довольно частое явление. Специалисты назначают упражнения на плоскостопие для школьников, чтобы устранить или предотвратить данное заболевание. Лечить его следует незамедлительно, чтобы оно не перешло в хроническую форму и не причиняло дискомфорт ребенку. Чтобы укрепить мышцы стопы и предотвратить развитие плоскостопия, необходимо обязательно рекомендовать родителям и самому учителю проводить на уроке и переменах.
Профилактика вредных привычек у младших школьников
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем — возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алкоголе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди — родители, знакомые взрослые, подросткиПоэтому необходимо проводить классные часы, беседы с детьми раннего школьного возраста!
Зарядка для глаз
В современном мире люди страдают от потери зрения чаще, чем это было раньше. И хотя наука и техника по сравнению с прежними временами шагнули далеко вперед, это негативно отразилось на наших глазах, так как постоянное сидение у монитора существенно влияет на качество зрения, особенно это опасно для детей. Гимнастика для глаз поможет значительно улучшить зрение, но упражнения нужно делать постоянно на протяжении нескольких месяцев.
Необходимо делать ее как на уроках так и дома, перед работой с книгой, телевизором, компьютером!
Источник