Здоровый образ жизни как одно из направлений воспитательной работы в группе
статья
Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в группе проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы классного руководителя, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие студента и включает в себя сотрудничество всего педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_profilaktika_ne_opublikovano.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни как одно из направлений воспитательной работы в группе
Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в группе проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы классного руководителя, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие студента и включает в себя сотрудничество всего педагогического коллектива.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна.
Большая половина студентов являются приверженцами определенного образа жизни, в котором эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. Причем некоторые подростки данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи. Изучение медицинских карточек и элементарное анкетирование стабильно показывают: у всех студентов есть отклонения от норм здоровья. Они все больные в разной степени, живут в тревоге, многие в стрессовом состоянии. Редкий студент ведет здоровый образ жизни.
Исходя из вышеизложенного в качестве приоритетного направления моей работы стала система мероприятий в течение учебного года по предупреждению вредных привычек студентов и пропаганде среди них здорового образа жизни. С этой целью было организованно ряд мероприятий: коллективные и индивидуальные беседы со студентами и их родителями, классные воспитательные часы, родительские собрания, ряд спортивных мероприятий и многое другое.
Беседы с подростками, которые проводились совместно с психологами и врачами были направлены на борьбу с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. Во время беседы специалисты показывают наглядные пособия, видеоматериалы, в которых четко видно угрозу со стороны курения и наркомании. Кроме того, отдельные студенты В работе с молодыми людьми особое внимание уделяется тому, чтобы сформировать четкие представления о наркомании как о тяжелом, порой неизлечимом заболевании, быстро приводящем к смерти. Особое внимание уделяется вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмам формирования физической зависимости. С этой целью, со студентами проводились беседы на воспитательных часах, а также сами студенты готовили и проводили воспитательные часы.
Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Поэтому, считаю очень важным индивидуальный подход при проведении профилактических мероприятий. При этом решается одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться полезнее нескольких коллективных дел.
Смежной с медико-биологической является санитарно-гигиеническая идея внедрения ЗОЖ в педагогическую практику. Соблюдение гигиенических требований заключает в себе необходимость регулярных занятий утренней гимнастикой, закаливание организма, соблюдение режима питания, одежды, разумного использования свободного времени.
Есть хорошее выражение – «Всё новое — это хорошо забытое старое». Внедрение государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — и является вот тем самым, хорошо забытым старым.
Актуальной сегодня является идея по формированию ЗОЖ через антинаркотические мероприятия, которые связаны с профилактикой зависимостей и с предупреждением злоупотреблением психоактивными веществами.
Основные направления воспитательной деятельности по формированию ЗОЖ у студентов можно объединить в три группы по критерию степени воздействия на человека:
1. Информирование студентов о здоровье и ЗОЖ, позитивных и негативных факторах, которые влияют на здоровье. Здесь, необходимо создавать систему информирования студентов. Только через повседневную, системно изложенную информацию студент сможет приобрести необходимые знания, а также просто заинтересоваться оздоровлением.
2. «Обучение» студентов здоровому образу жизни, под которой следует понимать, комплексную просветительскую и воспитательную деятельность. Целью ее выступает не только повышение информированности по проблеме здоровья и его охраны, но также и формирование навыков по укреплению здоровья, создание мотивации на ведение здорового образа жизни, формирование культуры ЗОЖ (воспитание).
3. В образовательном учреждении следует проводить оздоровительные мероприятия, включая поддержку инициативы студентов, связанную с формированием ЗОЖ.
Следует отметить, тот факт, что общим для традиционной и современной молодежной культуры является значимость авторитета известных лиц. Проведение целенаправленных массовых акций по привлечению известных личностей, которые будут оказывать влияние на общественное мнение студентов, должно стать весьма результативным. Стимулирующая деятельность должна быть направлена на побуждение населения к ведению ЗОЖ. В данном случае, речь идет как о занятиях физической культурой, спортом, туризмом, повышении доступности данных видов оздоровления для студентов, так и о развитии духовной культуры, достижении психической гармонии путем распространения ценностей, социальной активности и взаимопомощи.
Занятие физической культурой и спортом является одним из направлений профилактики негативных явлений среди молодежи. Физическая культура и спорт является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического развития, улучшения физической подготовленности и повышения работоспособности; достижения физического совершенства; формирования потребности в здоровом стиле жизни; поддержания жизненных и творческих сил людей. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Студенты активно принимают участие в спортивных соревнованиях колледжа и в составе сборных команд колледжа, занимают призовые места.
Конечно, работа по профилактике здорового образа жизни не ограничивается одним учебным годом, и несмотря на то, что проблем ещё остается достаточно много, есть и неоспоримые достижения.
Профилактика вредных привычек у молодых людей — задача, которая должна стоять как перед классным руководителем, так и перед всеми преподавателями колледжа. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.
Источник
Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
материал по теме
Представлен опыт работы о системе формирования здорового образа жизни у детей в отдельно взятом образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
центр развития ребенка – детский сад №125
Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
(из опыта работы)
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция ухудшения здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Поэтому одной из главных стратегических задач развития страны является формирование здоровой нации. В нормативных документах нашего государства подчеркивается необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Одним из направлений реализации нового государственного образовательного стандарта является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь ДОУ) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Дошкольное учреждение является первым звеном непрерывного валеологического образования и предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гумманизации, динамичности и открытости.
Фурсенко А.А. одобрил Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Согласно данному приказу содержание образовательной области «Здоровье» должно быть направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) воспитание культурно-гигиенических навыков;
3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогам дошкольного образования необходимо строить работу, направленную на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Он должен включать в себя 5 направлений, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на воспитание здорового образа жизни у детей и их родителей:
- воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- лечебно-профилактическая работа;
- обеспечение психологического благополучия детей;
- взаимодействие с семьей.
Нам, как педагогам дошкольного образования, более значимым представляется работа по двум направлениям формирования представлений у детей о здоровом образе жизни.
Воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса. Данная работа включает в себя: 1) уроки здоровья (см. приложение №1); 2) составление на год перспективного плана работы по ОБЖ (см. приложение №2); 3)помощь воспитателям в подборке материала и созданию картотек (текстов стихов и загадок по ОБЖ, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, для глаз). 4) т.к. концепция дошкольного воспитания гласит: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности воспитания и обучения детей. Важнейшим условием данного направления образовательного процесса является работа с родителями, заключающаяся в установлении доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей в данном вопросе.
Уроки здоровья для детей 4-5 лет направлены на знание детьми:
— значение органов и частей тела в организме человека;
— значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
— о пользе и вреде микроорганизмов;
— о полезных и вредных привычках;
— о значении и правилах пользования электроприборами;
— простейшее медицинское оборудование;
— правила дорожного движения;
— правила безопасного поведения на природе, на воде;
А также овладение детьми следующими умениями :
— совершать гигиенические процедуры самостоятельно;
— заботиться о себе и об окружающих;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— использовать дорожные знаки для собственной безопасности;
— соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
— аккуратно обращаться с животными;
— избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.
Помощь воспитателям заключается в:
- предоставлении специализированной литературы, изучив которую, воспитатель готовит для дальнейшей своей работы картотеки текстов стихов и загадок по ОБЖ и здоровью, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, гимнастик для глаз;
- взаимодействие со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед, старшая медсестра) по вопросу формирования здорового образа жизни;
Родители являются первыми помощниками педагогов. Для работы с родителями в направлении формирования здорового образа жизни , необходимо придерживаться следующих задач:
— повышение педагогической культуры родителей;
— включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
— формирование личности ребенка и индивидуальная работа;
— изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
Для этого можно использовать следующие формы работы:
— проведение родительских собраний, консультаций
— педагогические беседы с родителями по проблемам (индивидуальные и групповые)
— дни открытых дверей
— экскурсии по детскому саду для вновь прибывших
— показ открытых занятий для родителей
— совместная деятельность детей и родителей (разнообразные спортивные соревнования, выставки, фотоконкурсы, туристические походы, экскурсии, озеленение территории детского сада)
— консультации с привлечением специалистов детского сада
— проведение дней здоровья
Для успешной работы с родителями можно использовать разнообразные методы: анкеты для родителей, беседы с родителями, беседы с ребенком, изучение традиций семьи, изучение медицинских показателей ребенка.
С целью улучшения профилактической работы можно провести цикл бесед и консультаций на тему:
— «Закаливающие процедуры в домашних условиях»
— «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»
— «Поговорим о питании»
— «Профилактика глистных заболеваний у детей и ротовирусных инфекций»
— «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
— «Игры и упражнения с детьми на воздухе»
— «здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка»
Таким образом, родители будут знать :
— основные направления деятельности ДОУ по формированию представлений детей о здоровом образе жизни.
А также родители будут уметь :
— обучать детей простейшим умениям по сохранению и укреплению здоровья (соблюдать режим дня, выполнять гигиенические и закаливающие процедуры, организовывать двигательную активность и т.д.).
Как показывает практика, большинство детей дошкольного возраста затрудняются самостоятельно дать ответ на вопрос о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, не проявляют ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Достаточно редко наблюдаются самостоятельные действия воспитанников по сохранению и укреплению своего здоровья. Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблеме здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания не только в рамках образовательного процесса в ДОУ, но и в семье. Безответственные действия родителей по отношению к здоровью своего ребёнка, которые проявляются в том, что детей с признаками ОРЗ, ОРВИ приводят в группу, порождает такое же безответственное отношение детей к своему собственному здоровью.
Таким образом, мы видим реальную необходимость в организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования. Ссылаясь на исследования ВОЗ о том, что здоровье на 50% зависит от собственных усилий человека, считаем целесообразным акцентировать внимание педагогов на данной проблеме, ведь одной из целей нашего (воспитателей и родителей) воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование убеждений и привычек к здоровому образу жизни.
В своей работе мы осветили два направления по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни: воспитательно-оздоровительная направленность образовательного и взаимодействие с семьей. Но это только два направления из современных педагогических технологий по здоровьесбережению. Занятия (уроки здоровья) относятся к технологии обучения здоровому образу жизни, также из этого раздела вне занятий можно использовать: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж ; воспитатели на занятиях могут использовать не только физкультминутки, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики, относящиеся к технологии сохранения и стимулирования здоровья, но и но и другие виды технологий из этого раздела: релаксация, гимнастика пальчиковая, подвижные и спортивные игры и др. Также при желании воспитатели совместно со специалистами могут использовать коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.
Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
В приложении представлены: перспективное планирование занятий (уроков здоровья) в средней группе (приложение №1), тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ (приложение №2).
1. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы» Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Москва «Просвещение» 2004
2. Зровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. Авторы-составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, кандидат психологических наук. Волгоград
3. И. Кулик Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека: Программа для ДОУ. Творческий центр Сфера Москва 2010
4. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Творческий центр Сфера Москва 2008
5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
6. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
7. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. / Авт. сост. М.С. Коган, — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008
Перспективное планирование занятий в средней группе
Источник