Меню

Зож как модель поведения

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Воспитание здорового образа жизни
  • ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья

ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья

ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, направленная
на сохранение и укрепление здоровья

Шереметьева Алла Владимировна,
ГБОУ школа №15 Санкт-Петербурга

«Когда нет здоровья, мудрость молчит и не до искусства, сила спит, богатство бесполезно иразум бессилен…»

Здоровый образ жизни – основа здоровья и активности! Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения? При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Занятие спортом помогает быть стойким и стрессоустойчивым.

Здоровый образ жизни заключается, по моему мнению, в правильном питании, в употреблении здоровой пищи: фруктов, овощей, горячих блюд, без употребления фастфуда.

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека. В понятие «здоровье» входят и формы поведения человека, которые позволяют улучшить жизнь, сделать ее благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Поэтому одной из основ человеческого здоровья выступает духовная его составляющая. Следовательно, духовное и физическое здоровье является единым целым человеческого здоровья. Оно должно находиться постоянно в гармоническом единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья

А также в занятии спортом, в следовании распорядку дня. Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

  • соблюдение режима дня;
  • рациональное питание;
  • занятия физической культурой и спортом;
  • хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими; неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

· четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

· знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

· стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

· выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;

· развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

· постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);

· соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

· быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

· ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

· радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Я думаю, тот, кто ведет правильный образ жизни, всегда полон энергии и сил, у такого человека всегда хорошее настроение, у него постоянно есть желание что-то делать.

Его отличает бодрость и хорошее самочувствие, он может зарядить своей положительной энергией другого. Человек, который следует правильному образу жизни, легче переносит проблемы и невзгоды.

1. Воронцов И.М. «Закономерности физического развития детей и методы его оценки».

2.Воронцов И.М., Мазурин А.В., «Центильные распределения массы тела по длине тела».

3.Гандельсман А.Б., Смирнов А.М., «Физическое воспитание детей школьного возраста».

4.Гвоздев С.Г. «Динамика массоростовых соотношений у детей и подростков».

5.Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок».

6.Гольдберг Е.Д. «Физическое развитие детей и подростков».

7.Горюнова А.А. «Об ускорении физического развития детей дошкольного возраста».

Источник

ЗОЖ — индивидуальная система поведения человека
статья на тему

Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?

Скачать:

Вложение Размер
zozh-individualnaya_sistema_povedeniya_cheloveka.docx 16.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЗОЖ — индивидуальная система поведения человека.

Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. При этом вам необходимо уяснить одну истину: о сохранении вашего индивидуального здоровья никто, кроме вас самих, в полной мере не позаботится. Если есть желание быть всегда здоровым, то необходимо помнить, что для этого нужны постоянные, целенаправленные усилия и немалые. Необходима система личного поведения, которая характеризует общую культуру организации вашего труда и отдыха, рациональное сочетание физической и умственной нагрузки, рациональное питание, активный отдых и полноценный сон, а также умения и навыки безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Все это в целом и составляет систему здорового образа жизни.

Запомните!
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Почему следует считать здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Это должен знать каждый

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

  • соблюдение режима дня;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • занятия физической культурой и спортом;
  • хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;
  • неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении его здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — достижение полного духовного, физического и социального благополучия для себя, для нашего общества и государства.

Это должен знать каждый

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

  • четко сформулированную цель жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
  • стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;
  • выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
  • развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать; постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);
  • соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;
  • быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;
  • ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
  • радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Источник

Зож как модель поведения

Разброс взглядов ученых и практиков на понятие «здоровый образ жизни» не позволяет достичь желаемой эффективности педагогических результатов формирования здорового образа жизни обучающихся на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства, предполагающего участие в здоровьесберегающей деятельности специалистов разных «секторов общества», в связи с чем необходимо определиться с этим ключевым понятием [4, с. 44]. От многообразия взглядов на понятие «здоровый образ жизни» необходимо перейти к его единому понятию, которое было бы простым и абсолютно ясным для всех участников здоровьесберегающей деятельности.

На основе анализа работ Л.Н. Волошиной, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, А.А. Коробейникова. Ю.П. Лисицына, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумакова и иных, посвященных исследованию феномена «здоровый образ жизни» с позиций педагогики, психологии и культурологии, изучения ряда технологий его формирования, выявлено:

– у всех определений понятия «здоровый образ жизни» есть одно общее – необходимость активных действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, которые выражены медицинским, физическим, экологическим или каким-либо другим видом активности человека [8, 9, 10];

– в основе активности человека, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, лежат его потребности (наиболее эффективно активность индивида формируется тогда, когда она соответствует его потребностям);

– индивидуализация здоровьесберегающей активности человека зависит от состояния его психического здоровья и потребности в этом виде активности;

– для эффективной реализации своей здоровой жизнедеятельности человек должен обладать валеологическими знаниями и возможностью свободного выбора своего здорового стиля жизни [12, 13];

– наличие у данного понятия «цементирующей» основы, объединяющей все здоровьесберегающие подкомпоненты, которая характеризуется как культура здоровья, принадлежит конкретному субъекту и проявляется в социуме через различные виды активности в его здоровый стиль жизни [2, 6].

На основе этих заключений определена единая структура здорового образа жизни для всех изученных нами понятий этого феномена. Данная структура включает следующие компоненты: культуру здоровья; здоровьесберегающие виды активности и здоровый стиль жизни, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Структура и компоненты здорового образа жизни дают возможность продуктивно их использовать при разработке идеальной модели здорового образа жизни. В работах Л.Н. Волошиной, И.Ю. Кокаевой, Ю.С. Мануйлова рассматривается целесообразность анализировать или разбирать здоровый образ жизни как идеальную модель жизнедеятельности человека [3, 7].

Сегодня сущность понятия «здоровый образ жизни» в различных научных школах и практика его реализации, как показал проведенный нами анализ, представляет множество хаотично выстроенных рассуждений и действий, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья людей. Процесс формирования здорового образа жизни индивида является открытой и нелинейной микросистемой. Этот процесс принимается индивидом тоже хаотично в зависимости от внешних (хаотичной информации о здоровом образе жизни) и внутренних факторов (от собственных неустойчивых потребностей в здоровом образе жизни). Приведение понятия «здоровый образ жизни» в вид идеальной модели здоровьесберегающей жизнедеятельности человека может систематизировать и значительно повысить эффективность процесса формирования его культуры здоровья.

Применительно к определению «здоровье», данному Всемирной организацией здравоохранения, можно сказать, что для достижения полного физического, духовного и социального благополучия, предупреждения болезней и физических недостатков человеку необходимо, обладая определенными знаниями о здоровой жизнедеятельности, системно проявлять физическую, медицинскую, духовную, экологическую, социальную и другие виды активности. В совокупности такой человек обладает «культурой здоровья», а процесс его жизнедеятельности соответствует здоровому образу жизни. Формирование пролонгированных устойчивых потребностей личности к здоровьесберегающим видам активности следует рассматривать как формирование его культуры здоровья.

Культуру здоровья индивида можно характеризовать как его «социальную компетентность» в вопросах здоровья, сформировавшиеся устойчивые потребности в здоровом образе жизни, умения и навыки их удовлетворять на основе здоровьесберегающих видов активности, «как его личностный ресурс» [1, с. 22]. Культура здоровья является конечным продуктом процесса формирования здорового образа жизни.

Опираясь на экзистенциальный, валеологический и рефлексивный подходы, выявление общего и частного во взглядах ряда ученых на сущность понятия «здоровый образ жизни», требований к моделированию педагогических процессов, мы разработали идеальную (образцовую) модель здорового образа жизни (рисунок).

Идеальная модель здорового образа жизни

Как реализуется ребенком эта идеальная модель в его жизнедеятельности? Он делает свой экзистенциальный выбор, связанный со смыслом своей жизни [11, с. 74]. Этот выбор непременно связан с событием, которое подтолкнуло ребенка сделать данный выбор, и он ставит цель его реализовать. Далее он осознает, что эта цель может быть достигнута лишь при условии, если он будет здоров.

Здоровье становится для него той ценностью, без которой у него нет перспективы. Это мотивирует его проектировать свой здоровый стиль жизни на основе смоделированной идеальной модели здорового образа жизни, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. Он обладает определенной культурой здоровья, в основе которой лежат его потребности быть здоровым, и возникшие мотивы побуждают его к активностям, обеспечивающим сохранение и укрепление здоровья. У ребенка есть выбор формы, метода и средства здоровьесберегающей активности, он может сделать его самостоятельно, свободно на основе имеющихся валеологических знаний и приобретенных навыков [5, с. 12]. Важной составляющей при этом выборе, обеспечивающей индивидуализацию вида здоровьесберегающей активности, является психическое здоровье. Сделав выбор, переходом к реализации этих активностей он осуществляет свой индивидуализированный здоровый стиль жизни. Далее ребенок оценивает этот процесс на основе рефлексии: насколько эффективен его проект, нацеленный на сохранение и укрепление здоровья.

Педагог, реализующий задачу формирования здорового образа жизни ребенка, должен превратить сам процесс его формирования в событие, дать возможность ребенку самостоятельно определить смысл и цель жизни, спроектировать их на основе экзистенциального выбора, отталкиваясь от этого, помочь ему обрести собственную систему ценностей, в которой здоровье должно быть в приоритете. Это позиция, обретенная ребенком, чтобы развивать событие, связанное с формированием его здоровой, наполненной смыслом жизни на основе идеальной модели здорового образа жизни. Этот процесс и определяется как педагогическое сопровождение процесса формирования здорового образа жизни педагогом.

Представленный выше идеализированный проект жизнедеятельности ребенка, разработанный им самим на основе идеальной модели здорового образа жизни, по содержанию оптимистичен. Однако уровень культуры здоровья, связанные с ним потребности и психическое здоровье детей могут быть разными, что может привести к нежелательному для них результату. В связи с этим ребенок в процессе проектирования своей жизнедеятельности нуждается в педагогическом сопровождении со стороны взрослого: специально подготовленного учителя, психолога, социального педагога или родителя.

Для достижения целей сохранения и укрепления здоровья на основе спроектированной самим ребенком структуры своего здорового стиля жизни ему необходимы: высокий уровень культуры здоровья (сформировавшиеся пролонгированные здоровьесберегающие потребности); хорошее состояние психического здоровья; достаточные валеологические знания.

Ведущей из характеристик здоровой личности ребенка Л.Н. Волошина называет активность. Она утверждает, что «именно активность, в конечном счете, определяет здоровьесообразное поведение и состояние здоровья и обеспечивает превращение детей из безответственных и пассивных объектов в субъекты процесса здоровьесбережения с чувством ответственности, наделенные правами и обязанностями» [3, с. 40].

Когда мы говорим об обучении здоровому образу жизни, мы имеем в виду прежде всего обучение активностям: физической, медицинской, экологической, психологической, духовно-нравственной, которые мы определяем как базовые, исходя из того, что они отражены как наиболее значимые для здоровья человека во взглядах ведущих ученых на исследуемую проблему.

В результате целенаправленного педагогического процесса эти активности, и каждая в отдельности, превращаются в устойчивые потребности обучаемого, которые реализуются им в социуме в его здоровый стиль жизни. Этот алгоритм развития здоровьесберегающего поведения человека можно характеризовать как процесс формирования его культуры здоровья. Так как данные активности обеспечивают сохранение и укрепление здоровья человека, их также можно назвать здоровьесберегающими активностями, а приобретенные потребности — здоровьесберегающими потребностями. Данные потребности вполне обоснованно можно характеризовать как сформированные подкомпоненты общей культуры здоровья: физической культуры, экологической культуры, медицинской культуры, психологической культуры, духовно-нравственной культуры и др.

Итак, понятие «здоровый образ жизни» можно трактовать как активную деятельность человека, направленную на сохранение и улучшение своего здоровья, на основе постоянной доминанты — культуры здоровья. При этом необходимо учесть, что культура здоровья личности формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно и требует условий для активной реализации ее здоровьесберегающих потребностей в социуме.

Исходя из вышеизложенного, можно вывести общее определение: здоровый образ жизни – это образцовая модель поведения, которая реализуется человеком в социуме на основе свободного выбора и удовлетворения им своих здоровьесберегающих потребностей на основе соответствующих индивидуализированных видов активности, психологически адекватных и обеспечивающих сохранение и укрепление его здоровья.

Данный образ жизни на его индивидуальном уровне характеризуется как здоровый стиль жизни и выражает культуру здоровья.

Это определение может использоваться в качестве единого нормативного понятия для всех секторов общества, участвующих в здоровьесберегающей деятельности на межведомственном принципе.

Анализ научно обоснованных моделей формирования здорового образа жизни, представленных в работах Г.К. Зайцева, В.Н. Касаткина, Т.Ф. Ореховой, С.А. Сенникова, Л.Ф. Тихомировой, Э. Томпсона и иных, позволил выявить ряд требований к проектированию процесса формирования здорового образа жизни:

– включать конкретные показатели, определяющие цель и результат;

– раскрывать процесс, содержание и условия формирования здорового образа жизни;

– отражать междисциплинарный характер процесса;

– показывать основные технологии формирования устойчивых здоровьесберегающих потребностей и активностей;

– учитывать психологическую адекватность активностей и соответствие их потребностям;

– включать компоненты, позволяющие оценить эффективность формирования здорового образа жизни;

– отражать экзистенциальный, валеологический и рефлексивный подходы.

Выявленные нами требования к проектированию процесса формирования здорового образа жизни, анализ различных научных подходов к совершенствованию процесса его формирования позволили разработать процесс формирования здорового образа жизни с использованием идеальной модели здорового образа жизни.

Главной вводной целью разработанного нами процесса формирования здорового образа жизни на основе идеальной модели является формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного пространства, а конечным результатом — здоровый стиль жизни. Методологические подходы: системный, экзистенциальный, валеологический и рефлексивный. Алгоритм формирования здорового образа жизни включает пять стадий, раскрывающих поэтапно содержание, процесс, условия и результат формирования культуры здоровья, которая реализуется в социуме субъектами образовательного процесса в виде их здорового стиля жизни.

На первой стадии – диагностической — в содержательном разделе процесса формирования здорового образа жизни осуществляется оценка состояния здоровья субъектов образовательного процесса. В процессуальном разделе выявляются индивидуальные базовые здоровьесберегающие потребности детей и соответствующие им здоровьесберегающие виды активности, осуществляется оценка результатов выявленных потребностей и вырабатываются предложения по их коррекции, обобщаются и анализируются объективные и субъективные показатели здоровья субъектов, включенных в данный процесс.

В оценочно-результативном разделе для изучения потребностей и показателей здоровья подбираются единые стандартизованные методики мониторинга и оценки эффективности, с использованием которых оцениваются состояние здоровья у субъектов образовательного процесса и сформированность здорового образа жизни.

На второй стадии – планировочной – в содержательном разделе определяются субъекты образовательного пространства, реализующие программы и планы формирования здорового образа жизни, которые оценивают свой педагогический потенциал для этих целей. В процессуальном разделе организуется деятельность по междисциплинарному проектированию здоровьесберегающих программ, планов по формированию здорового образа жизни обучающихся. В оценочно-результативном разделе осуществляется разработка нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие специалистов разных ведомств в реализации программ и планов формирования здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса.

На третьей стадии – исполнительной – в содержательном разделе с лицами, организующими педагогический процесс формирования здорового образа жизни обучающихся, проводятся занятия по повышению их компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья — на основе идеальной модели здорового образа жизни. В процессуальном разделе осуществляется обучение детей здоровому образу жизни специалистами разных дисциплин и их педагогическое сопровождение при проектировании своего здорового стиля жизни с использованием идеальной модели здорового образа жизни как педагогического средства обучения. В оценочно-результативном разделе создаются условия для признания идеальной модели здорового образа жизни как педагогического средства для его использования в практике и поддержки органами исполнительной власти в сфере образования.

На четвертой стадии – формирующей — в содержательном разделе дети обретают умения самостоятельно проектировать свою здоровьесберегающую жизнедеятельность, возможность на основе свободного выбора определить для себя вид здоровьесберегающей активности и психологически адекватно его реализовать. В процессуальном разделе у детей формируются устойчивые здоровьесберегающие потребности, которые классифицируются как их культура здоровья. В результативно-оценочном разделе процесс формирования здорового образа жизни должен иметь государственную и общественную поддержку на всех уровнях для создания условий реализации здорового стиля жизни.

На пятой стадии – реализующей – в содержательном разделе процесс переходит на индивидуальный уровень, когда устойчивые здоровьесберегающие потребности реализуются субъектом образовательного процесса в социуме через соответствующий вид здоровьесберегающей активности, и содержание этого процесса характеризуется как здоровый стиль жизни. Эффективность и качество здорового стиля жизни зависят от свободы выбора здоровьесберегающих видов активности самим ребенком, его культуры здоровья и психического здоровья. В процессуальном разделе идет процесс практического закрепления знаний, умений и навыков здорового образа жизни, «цементируется» культура здоровья субъекта. В оценочно-результативном разделе дети оценивают состояние своего здоровья с позиции ощущения своей свободы, счастья, ориентации на труд и благополучия. Это тот ориентир, который обучающиеся должны примерять к себе. Они рефлексируют результаты своего здорового стиля жизни. Здесь осуществляется оценка сформированности здорового образа жизни обучающихся.

Формирование здорового образа жизни детей во время занятий и во внеурочное время сопровождают подготовленные учителя, социальные работники или психологи.

Анализ реализации здоровьесберегающих программ в образовательных организациях ряда субъектов Российской Федерации, многолетний опыт экспериментальной исследовательской работы по формированию здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса в образовательных организациях Вологодской области показали возможность успешной реализации разработанного нами процесса формирования здорового образа жизни на основе идеальной модели здорового образа жизни. Продуманная организация данного процесса и создание системы активизации мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни, прежде всего с помощью создания соответствующих условий, повышают эффективность формирования здоровьесберегающей активности обучающихся.

Основными условиями эффективности формирования здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса в образовательных организациях на основе предложенных нами методологических подходов являются:

– разработанная программа формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации;

– разработанная и внедренная идеальная модель здорового образа жизни как педагогического средства для воспитания здоровой, свободной, счастливой и ориентированной на труд личности;

–междисциплинарный принцип, на котором осуществляется данный процесс;

– возможность для свободного выбора и проектирования своего здорового стиля жизни, обеспеченная (данная) ребенку;

– осуществление педагогического сопровождения процесса формирования здорового образа жизни у ребенка;

– процесс формирования здорового образа жизни обучающихся, осуществляющийся на основе информационной поддержки с использованием средств массовой информации.

Изложенный в данной статье материал, раскрывающий сущность понятия «здоровый образ жизни» с авторских позиций, разработка идеальной модели здорового образа жизни и процесса его формирования у детей и молодежи дают основание определить идеальную модель здорового образа жизни как эффективное педагогическое средство формирования здоровой личности в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Источник

Читайте также:  Под зож понимают тест
Adblock
detector