Формирование здорового образа жизни по ФГОС
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование здорового образа жизни по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_po_fgos.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни по ФГОС.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
- правильное питание
- занятие физическими упражнениями
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение норм гигиены
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
Правильное питание школьника должно быть:
- соответствующим возрасту;
- желательно четырехразовым;
- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать, прежде всего, на общую культуру детей.
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
- 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
- 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны
- Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в “третьем состоянии”.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
- учебные занятия в школе;
- учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
- сон;
- питание;
- занятия физическими упражнениями;
- отдых;
- занятия в свободное время.
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.
- Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
- Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.
Потребность во сне составляет:
в 10-12 лет – 9-10 часов,
в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.
Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.
Народная мудрость гласит:
- «Какова еда и питье – таково и житье».
- «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик — шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки.
— По данным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы.
— По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
— У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца.
— По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок. Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент — отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить. Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — осн.
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов.
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол.
«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.».
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но у.
Источник
«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»
статья по зож на тему
«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.» | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения.»
г. Венёв, 2015-2016 уч. год.
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; —
в социальном плане — он коммуникабелен, общителен; —
в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; —
в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности; —
в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.
Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.
Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе. Термин здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбнережения .
Личность и жизнь учителя для учащихся — модель и образец пути сохранения здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости. Здоровый учитель — это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно – позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменение логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.
В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся
• 14% детей практически здоровы,
• 50% имеют функциональные отклонения,
• 35-40% хронические заболевания.
• в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы,
• в 5 раз — нарушение осанки,
• в 4 раза — нервно-психических расстройств.
• За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.
• Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.
• к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,
• более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.
• абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.
Функции здоровьесберегающих технологий .
Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
интегративная: объединяет народный опыт.
Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Требования ФГОС предъявляют к деятельности учителя серьёзные требования по сохранению здоровья детей.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:
логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
соблюдены нормы педагогической этики;
темп урока оптимален для данного коллектива детей;
в течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;
соблюдены гигиенические условия учебного труда;
созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации детей; дидактическая задача урока решена.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать
1) обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
2) число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров(норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности( ориентировочная норма 7-10);
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма- не менее трёх);
5) чередование видов преподавания ( норма- не позже чем через 10-15 минут);
6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения;
7) Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках физкультурные минутки. Норма на 10-15 минуте урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого:
— упражнения по формированию осанки ;
— упражнения для ног
— расслабление кисти рук;
— массаж пальцев рук;
— дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
— предупреждение утомление глаз и. т.д.
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования: —
— они должны быть разнообразны; —
— проводятся на начальном этапе утомления;
-предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
8)Необходимо следить за правильной посадкой ученика за партой:
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
высота ножек стула должна равняться длине голени.
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов
Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
9)Необходимо учитывать размеры мебели и её маркировку.
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93
Группа роста (в мм)
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
Источник