Здоровый образ жизни — что это такое?
Понятие здоровый образ жизни включает в себя целый комплекс составляющих компонентов. Это не просто какая-то диета или занятия спортом. ЗОЖ — стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.
Здоровый образ жизни делает возможным воплощение в жизнь многих планов и идей. А придерживающиеся его люди полны бодрости, здоровья, сил и энергии. Крепкое здоровье и хороший иммунитет, полученные при соблюдении принципов, позволят долгие годы наслаждаться жизнью и получать от неё максимальное удовольствие.
Преимущества здорового образа жизни
Данные многочисленных исследований показывают, что здоровье человека в любом возрасте более чем на 50 % зависит от образа жизни. Другими факторами, которые влияют на состояние организма в порядке убывания стоит считать окружающую среду и наследственность, уровень здравоохранения и жизни человека. Соблюдение ЗОЖ – ключ к хорошему самочувствию в любом возрасте. Специалисты выделяют множество его преимуществ, отвечающих на вопрос, чем полезен здоровый образ жизни:
- укрепление иммунитета и снижение заболеваемости вирусными и инфекционными недугами;
- достижение активного долголетия и сохранение даже в старости дееспособности и подвижности;
- снижение риска развития хронических заболеваний, увеличение длительности периода ремиссий;
- избавление от плохого настроения, депрессий и стрессов;
- активное участие в социальной и семейной деятельности;
- возможность заниматься любимым делом даже в старости;
- ежедневно вставать и ощущать себя полным сил и энергии;
- подавать правильный пример родственникам и детям;
- иметь красивое тело и чистую кожу без прыщей и морщин;
- увеличение возраста появления первых возрастных изменений в организме;
- чувство, что всё возможно и достижимо.
Здоровый образ жизни включает множество разных компонентов, затрагивающих все сферы человеческой жизни. Их соблюдение поможет улучшить здоровье и прибавить бодрости всей семье.
Специалисты выделяют следующие основные составляющие здорового образа жизни:
- занятия спортом;
- отказ от вредных привычек;
- полноценный отдых;
- сбалансированное питание;
- укрепление иммунитета;
- соблюдение правил личной гигиены;
- хорошее эмоционально-психическое состояние.
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни у подростков и детей – важнейшая задача семьи и школы. Дети должны с ранних лет знать и понимать, какие основные компоненты ЗОЖ, как их правильно реализовать так, чтобы все полезные процедуры были в радость и не приносили дискомфорта.
Важно ребёнку не только рассказывать, что входит в понятие здоровый образ жизни, какие направления оздоровления существуют, но и показывать соблюдение принципов ЗОЖ на собственном примере. Формирование здорового образа жизни у дошкольников – важный компонент воспитания и обучения. Вся семья участвует в этом процессе.
Помните, необходимо не только знать, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но и выполнять основные принципы этой системы. Здоровый образ жизни сложен только на первых порах, но потом он приносит лёгкость, хорошее самочувствие и настроение. А со временем при соблюдении его всей семьёй вы заметите, что стали меньше болеть, чувствуете себя лучше и спокойнее, смогли достичь целей, которые казались раньше недостижимыми.
ЖЕЛАЕМ ВАМ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ЗДОРОВЬЯ!
Информация на сайт подготовлена врачом отдела гигиенического воспитания и обучения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Л.К. Резниковой – Грушевской с использованием материала «Медицинской газеты» и ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области».
Источник
Общее понятие о здоровом образе жизни
Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни.
• умеренное и сбалансированное питание
• достаточная двигательная активность
• отказ от вредных привычек
• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов
• умение управлять своими эмоциями
• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,
предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.
Умеренное и сбалансированное питание
Один мудрец однажды сказал: «Мы – это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения.
Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.
Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды.. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.
Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.
Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют свою пользу.
Достаточная двигательная активность и закаливание организма
Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.
Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.
Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.
Режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов.
Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять около 8 часов в сутки. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.
Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому Вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.
К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:
— психическую и эмоциональную устойчивость;
— безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.
Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.
Источник
Зож это по санпин
С 01 марта 2021 года вступает в силу новый СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», срок действия ограничен 01.03.2027.
Новые санитарные правила объединили в себе множество ранее действующих гигиенических нормативов и санитарных норм в единый документ.
Общее количество упраздненных актов – 123, среди них:
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
- СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»
- ГН 2.2.5.2308-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»
- ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»
- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»
Новый документ содержит сведения о допустимых нормах концентрации вредных, загрязняющих, отравляющих веществ в атмосферном воздухе, в воздухе рабочей зоны, нормы предельно допустимых веществ на поверхности оборудования, нормативы качества и безопасности воды, в том числе показатели ее радиационной безопасности, предельно допустимые концентрации веществ в системах водоснабжения, показатели степени загрязнения почвы населенных мест и сельскохозяйственных угодий и т. д.
Также установлены предельно допустимые уровни физических факторов на рабочих местах. В частности, допустимые величины параметров микроклимата в помещениях, уровень производственной вибрации, дозы излучения, параметры освещения на рабочих местах. Имеется раздел, устанавливающий гигиенические нормативы к физическим факторам жилых помещений.
Отдельно предусмотрен раздел, устанавливающий гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, в том числе требования к шрифтовому оформлению школьных учебников и электронных пособий с разбивкой на классы и другие нормы.
СанПиН 1.2.3685-21 состоит из 9 разделов:
I. Гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений
II. Химические и биологические факторы производственной среды
III. Нормативы качества и безопасности воды
IV. Почва населённых мест и сельскохозяйственных угодий
V. Физические факторы (за исключением ионизирующего излучения)
VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
- Нормативы площадей помещений
- Нормативы параметров мебели, оборудования и расстановки мебели
- Нормативы размера экрана электронных средств обучения
- Нормативы количества и установки санитарных приборов в помещения
- Требования к организации образовательного процесса
- Показатели организации образовательного процесса
- Продолжительность использования ЭСО (электронные средства обучения)
- Шкала трудности учебных предметов на уровне начального общего образования
- Показатели продолжительности проветривания учебных помещений и рекреаций в зависимости от температуры наружного воздуха.
- Микроклиматические показатели проведения занятий на открытом воздухе
- Предельно допустимые величины показателей тяжести трудового процесса для работников, не достигших 18-летнего возраста.
- Показатели безопасности песка в песочницах детских организаций
- Минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных организаций и базовых предприятий питания
- Минимальное количество работников пищеблока в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления
VII. Гигиенические требования к печатным учебным изданиям для общего образования и среднего профессионального образования, изданиям электронным учебным для общего и среднего профессионального образования, изданиям книжным, журнальным и газетным для взрослых
VIII. Канцерогенные факторы
IX. Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды
Источник
Документы (санитарные требования)
материал по зож на тему
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (выписка)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanpin_dlya_nach.shk_.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (выписка)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.
2.4.3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга диаметром не менее 10,0 мм или полос.
При использовании стола и стула с меняющимися параметрами их следует подбирать индивидуально с учетом антропометрических параметров обучающихся.
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93
Группа роста (в мм)
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
2.4.4. Расстановка столов (парт), как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Парты (столы) расставляют в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше.
2.4.5. При оборудовании учебных помещений соблюдают следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов — не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- не менее 100; а при наличии оборотных классов — 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
- от первой парты до учебной доски — не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом — 80 – 90.
Угол видимости учебной доски (от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен составлять не менее 35º для обучающихся 2-11 классов и не менее 45º для обучающихся 1 классов.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.5.1. Температура воздуха в учебных помещениях при обычном остеклении зданий должна соответствовать:
— в учебных помещениях, кабинетах – 18-21 ° С;
— в актовом зале, кабинете пения, музыки – 18-20 ° С;
— в спортзале, учебных мастерских и рекреациях — 16-18 ° С;
— в раздевальных при спортивных залах 19 — 21 ° С;
— в кабинетах информатики — оптимальная 19 — 21 ° С, допустимая 18 — 22 ° С;
— в медицинском кабинете — 21 — 23 ° С;
— в библиотеке, кабинете психолога — 19 — 21 ° С;
— спальня – 19-20 ° С;
— игровая – 20-22 ° С;
— в вестибюле, гардеробе – 16-19 ° С;
2.5.6. Учебные помещения проветривают во время перемен, а рекреационные — во время учебных занятий.
До начала занятий и после их окончания (при наличии нескольких смен обучения после каждой смены) необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.5.2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости
от температуры наружного воздуха
Наружная температура, ° С
Длительность проветривания помещения, мин
в малые перемены
в большие перемены и между сменами
2.8. Требования к организации образовательного процесса
2.8.1 . В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей (законных представителей). Прием в учреждение детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет.
2.8.2. Прием детей в 1-е классы проводят с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
2.8.3. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
2.8.4. Продолжительность учебного года для обучающихся 1-х классов составляет не более 33 недель, для обучающихся 2-11-х классов – не более 34 недель без учета сроков итоговой аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном графике целесообразно предусмотреть равномерное распределение периодов учебы и каникул: 5-6 недель учебы чередуют с недельными каникулами.
2.8.5. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, а также в учреждениях, работающих в режиме полного дня, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
2.8.6. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся, подтвержденное санитарно-эпидемиологическим заключением.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) определяют в соответствии с таблицей 2.8.1.
Организация профильного обучения в старшей школе не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения в старших классов должна предшествовать профориентационная работа.
Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой дневной нагрузки для учащихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков, 2-4 классов – не более 5 уроков, 5-9 классов – не более 6 уроков, 10-11 классов – не более 7 уроков.
2.8.8. Расписание составляют отдельно для обязательных и внеурочных занятий.
Между началом внеурочной деятельности и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
2.8.9. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
2.8.10. Расписание уроков составляют с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся и ранговых шкал трудности учебных предметов (приложение 5). В расписании уроков для обучающихся 1 классов самые трудные предметы должны располагаться на 2 уроке, 2- 4 классов на 2-3 уроке, для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках. Сдвоенные по одному предмету уроки в начальных классах не проводят.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. В начальных классах их проводят на 2-4 уроках.
2.8.11. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены после 2 и 3 уроков допускается устраивать две перемены по 20 минут каждая. На этих переменах организуют питание обучающихся. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
2.8.12. Обучение в 1-м классе проводят с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводят по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- продолжительность уроков – не более 35 минут;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — 4 урока по 35 минут каждый);
- для посещающих группу продленного (полного) дня, необходима организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулок, суммарной продолжительностью не менее 1,5 часов;
- обучение проводят без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- в середине учебного года (в феврале) при традиционном графике каникул организуют дополнительные недельные каникулы.
2.8.13. Продолжительность урока в классах компенсирующего обучения составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включают в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в середине недели (среда) организуют облегченный учебный день.
Для реабилитации и сокращения сроков адаптации к требованиям учебного процесса обучающихся компенсирующих классов обеспечивают в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, средствами информационно-коммуникационных технологий, наглядными пособиями.
2.8.14. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводят физкультминутки и гимнастику для глаз. (Приложения 6 и 7).
2.8.15. На уроках, преимущественно связанных с интеллектуально-статической деятельностью обучающихся (за исключением контрольных работ), необходимо чередовать различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах составляет 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги составляет не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см — у обучающихся 5-11 классов.
Длительность непрерывного использования в учебном процессе средств информационно-коммуникационных технологий устанавливают согласно Таблице 2.8.2.
Длительность непрерывного применения различных средств
информационно-коммуникационных технологий на уроках
Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
После использования средств информационно-коммуникационных технологий , связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 7), а в конце урока с использованием средств ИКТ — физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 6).
Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся в I — IV классах составляет 1 урок, в V – VIII классах – 2 урока, в IX — XI классах –3 урока.
Изображение на экране монитора должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один обучающийся. Одновременное наблюдение нескольких обучающихся за изображением на индивидуальном мониторе не должно превышать 5 минут.
2.8.16. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физкультуры в процессе учебных занятий следует обеспечивать за счет:
- ежедневной гимнастики до начала занятий (8-10 минут), кроме тех дней, когда физкультура является первым уроком;
- физкультурных минут на каждом уроке длительностью 1-2 минуты (в первых классах — на 10 и 20 минуте, в 2-4 классах их проводят на 15 и 30 минутах урока, в средних классах на 20 минуте урока);
- игр малой и средней подвижности на переменах;
- динамической паузы (не менее 40 минут) на воздухе для обучающихся 1-х классов;
- спортивного часа после окончания учебных занятий для групп продленного дня. Этот час следует заполнять различными спортивными и подвижными играми, простейшими соревнованиями. Для обучающихся в 5-9 классах в спортивный час целесообразно включать такие спортивные игры как волейбол, бадминтон (до 1,5 час), футбол (до 1 час), зимой – катанье на коньках и лыжах (до 1,5 час). В этом случае допустимо увеличение продолжительности спортивного «часа»;
- дней здоровья, спортивных праздников и соревнований не менее 6 раз в год.
- 2.8.19. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
- Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах — не более 25 минут, для обучающихся в 3-4 классах — не более 35 минут.
- Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х классов не более 7 минут, для обучающихся в 4-х классов – не более 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 5 минут.
- .8.21. В ходе организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность» (не более 1,5 часов в день, не более 7,5 часов в неделю) нужно учитывать возрастные особенности обучающихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50%/50%). Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п. В организации внеурочной деятельности физкультурно — оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей.
- В группах продленного/полного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени обучения составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени — не менее 1,5 часа.
- Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяют в соответствие с п.2.8.24.
- Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке учреждения), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).
- 2.8.22. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах — 1,5 ч., в 4-5-х — 2 ч., в 6-8-х — 2,5 ч., в 9-11-х — 3,5 ч.
- 2.8.23. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. Если продолжительность экзамена превышает 4 часа, необходима организация питания обучающихся.
- 2.8.24. Нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей составляют: для учащихся 1-2-х классов – не более 1,5 кг, 3-4-х классов – не более 2,5 кг; — 5-6-х — не более 2,5 кг, 7-8-х – не более 3,5 кг, 9-11-х – не более 4,0 кг.
- Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 500-700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 — 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
- 2.8.25. В учреждении обучающимся следует иметь сменную обувь. В качестве сменной обуви не следует использовать туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с нефиксированным задником.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. В эти дни в расписание уроков включают либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.
Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не следует группировать в один день.
При составлении расписания уроков необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Шкала трудности предметов для младших классов
Источник