Меню

Зож это определение для младших школьников

Формирование здорового образа жизни младших школьников
материал по теме

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем.

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskiy_proekt_2011.doc 190 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

по курсам повышения квалификации

по вариативному учебному блоку

«Индивидуализация учебного процесса в начальной школе»

«Формирование здорового образа жизни младших школьников».

Новикова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

МОУ Ленинской СОШ.

Цель и задачи педагогического проекта

Программа реализации проекта

  1. Направления деятельности
  2. Формы деятельности
  3. Виды деятельности
  4. Принципы

Современное состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и длительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность всех представителей социальной структуры общества. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье — основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей — основа счастливой жизни. Сохранение здоровья — фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.

Проведённый опрос показал, что ребята мало знают о своих правах в области сохранения здоровья, и факторах, влияющих на него. Недостаточно формируется личный опыт молодого поколения по здоровьесбережению, инициатива остается за взрослыми: врачами, родителями, педагогами.

Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенности развития учащихся.

Новизна проекта заключается в использовании комплексного подхода к

  1. здоровьесбережению учащихся на уроке и во внеурочное время;
  1. формированию и навыков культуры здоровья,
  1. оцениванию результатов обучения ЗОЖ, при котором учитываются знания, умения и навыки, культура поведения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у

1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни

как неотъемлемой части существования.
5. Реализация в условиях образовательного учреждения на

индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению

двигательной активности, закаливанию обучающихся,

охране психического здоровья.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Основные направления деятельности МОУ, в период реализации проекта

1. Воспитательно-образовательная деятельность

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:

1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание уделено организации спортивных секций и кружков на базе дополнительного образования для детей, совместных для детей и их родителей.

4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.

2. Поисково-экспериментальная деятельность

Предполагает раскрытие творческого потенциала детей, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов

Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.

4. Работа с родителями

Направлена на информирование родителей о содержании работы МОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.

5. Взаимодействие с социумом

Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе МОУ, конференций, спортивных соревнований среди школьников, родителей и персонала школьных учреждений.

В условиях села целенаправленно работать по развитию физической активности учащихся как средства их оздоровления может только школа. Педагогический коллектив школы четко осознает, что только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Сохранить физическое здоровье наших детей мы стараемся

— через соблюдение санитарно-гигиенических норм (в школе созданы комфортные условия: тепло, чисто, хорошее освещение) ;

— через целостную систему физкультурно-оздоровительной работы с учащимися: к аждый день начинается с утренней гимнастики; для снижения зрительного утомления учащихся регулярно используется офтальмотренажер В.Ф.Базарного, на каждом уроке проводятся физкультминутки, перед началом письменных работ – пальчиковая гимнастика, устраиваются подвижные перемены, проводятся спортивные часы, различные соревнования;

— внедрение системы мер по профилактике простудных заболеваний;

— работу спортивного и тренажерного залов;

— вовлечение школьников в секционные занятия во внеурочное время .

Предусмотрены следующие виды деятельности:

Проектная деятельность «Дорога из школы домой»;

Создание и организация деятельности клубов «Береги здоровье с молоду», «Физорг»:

конкурсы и выставки: поделок, стихотворений, сказок, театральных

Выпуск тематических газет, книжек-малышек.

Принципы работы в проекте:

  1. Толерантность
  2. Ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
  3. Индивидуальность
  4. Демократия
  5. Равенство
  6. Доверие и компетентное действие
  7. Взаимодействие
  1. Приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни.
  2. Развитие ценностных отношений школьника к родной природе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по пропаганде ЗОЖ, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Тесно сотрудничаем с Ленинским филиалом МОУДОД «ЦДТ»: для детей работают секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Теннис»; были введены дополнительные часы занятий ОФП для учащихся начальной школы и подготовительной к школе группы в д/с.. Наши школьники постоянно участвуют во всех спортивных соревнованиях районного, зонального и областного уровня и практически всегда достигают высоких результатов. И как результат, по итогам учебного года – 3 место в районной спартакиаде.

Один раз в две недели школа организовывает поездки учащихся на занятия в плавательный бассейн.

За прошедший год показатель охвата школьников горячим питанием в целом по школе составил 96 % (100 % всех учащихся начальной школы; 96% учащихся среднего звена и 93 % старшеклассников). Ежедневно школьники получают качественное и калорийное питание. В рацион входят разнообразные мясные, овощные, молочные блюда, а также соки, фрукты и кондитерские изделия. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей.

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. У ребят была возможность оздоровиться и в учебное время. В прошедшем учебном году 45 учащихся поправили своё здоровье в санаториях, а в каникулы 27 учащихся нашей школы побывали в летних оздоровительных лагерях.

В летний период в школе работает пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания. В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов, в возрасте от 8 до 16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. В этом году в лагере оздоровился 81 ребенок.

Ежегодно учащиеся нашей школы выезжают в профильные смены. В это лето наши дети побывали в профильной смене: в районе Молодецкого кургана (с. Жигули). Там заняли 1 командное место по краеведческой программе. Ребята не только познавали новое, расширяли кругозор, занимались исследованиями, но и наслаждались свежим воздухом, живописнейшими видами красавицы Волги, купались, что благотворно влияло на их здоровье.

Работа педагогического коллектива нашей школы направлена и на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников. Чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни одна неделя каждой четверти бывает профилактической. Проводятся недели профилактики курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и СПИДа, дорожно-транспортных происшествий.

Регулярно организовываются встречи с работниками ГИБДД, милиции, больницы, что способствует не только формированию правового сознания учащихся, воспитанию законопослушных граждан, но и тоже является частью работы по здоровьесбережению.

Источник

Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников
статья по зож по теме

Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья»

Скачать:

Вложение Размер
znachenie_formirovaniya_ponyatiy_zozh.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение формирования понятий здорового образа жизни

у младших школьников

учитель начальных классов

Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья» [1].

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Вполне очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений детей о здоровом образе жизни с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов дополнительного образования формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Для выявления представлений младших школьников о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ проводятся анкеты. По данным анкет одна часть детей считает, что, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о другой группе учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но всё-таки большинство детей имеет элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: одни считают, что у них здоровье «отличное», другие— «не очень хорошее» и лишь немногие считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Почти треть опрошенных часто беспокоят вирусные заболевания.

К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, кроме того, многие учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, дзю-до, футбол, теннис).

Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно. Так всего лишь менее половины анкетируемых детей делают по утрам зарядку каждый день. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» можно выделить 4 уровня их развития.

Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.

Средний уровень: имеются элементарные представления о ЗОЖ.

Поверхностный уровень: знания фрагментарны. Интереса к собственному здоровому образу жизни почти не проявляет.

Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся. Традиционное построение урока и однообразная работа снижают интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс [3].

Для выявления уровня тревожности, среди учащихся класса было проведено анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой. По результатам опроса, корректируется работа учителя, психолога, родителей.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями [2].

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле—здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Анкета, для выявления знаний учащихся о ЗОЖ.

  1. Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
  2. Что ты знаешь о своем здоровье?
  3. Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят.
  4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
  5. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
  6. Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
  7. Занимаешься ли ты спортом?
  8. Чувствуешь ли усталость после уроков?

Анкета на выявление положительных и отрицательных эмоций, связанных с учёбой.

  1. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
  2. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что плохо выучил урок?
  3. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
  4. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
  5. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за полученной двойки?
  6. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
  7. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
  8. Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?
  9. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
  10. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, в контрольной работе?
  1. Концепции структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-летней школе)//Математика в школе. 2000. №2.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2006.
  3. Царёва С.Е. Гуманитарное образование как социальная и педагогическая проблема// Вопросы совершенствования профессиональной подготовленности учителя на современном этапе развития высшей школы. Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию.

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148.

Основы формирования навыков здорового образа жизни млад.

Проект направленный на создание условий для организации эффективного социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа .

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников.

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников.

Помня о том, что здоровье ребёнка — это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио здоровья как средство формирования культуры здорового образ.

Источник

Читайте также:  Газета зож рецепты почки
Adblock
detector