Мини-лекция ««Двигательная активность — как одно из условий здорового образа жизни дошкольников»
консультация (старшая группа) по теме
В данной мини — лекции описывается о значении двигательной активности в режиме дня дошкольника, какие условия необходимо создать для развития и оздоровления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-lektsiya_dvig_aktivnost.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Двигательная активность — как одно из условий здорового образ жизни дошкольников»
«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Движение — главное условие нормального роста и развития организма. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни. Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Задача педагогов дошкольных учреждений — создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.
Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.
Велико значение двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)
Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей. Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Формы физкультурно-оздоровительной работы разнообразны: физкультурные занятия, плавание, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные игры и упражнения, физкультурные упражнения на прогулке, спортивные развлечения и праздники, упражнения и гимнастика после дневного сна, самостоятельная двигательная активность.
Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.
Разнообразные движения и действия детей во время плавания, подвижных игр и упражнений при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
Велико значение двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)
Для старших дошкольников полезны игры с мячом и различные виды метания. Они укрепляют мелкую мускулатуру руки и готовят пальцы к письму. Чем сильнее мышцы пальцев, тем продолжительнее и точнее они смогу выполнять написание букв и их элементов, легче выработать координацию движений. Следует развивать действия с мячом разного размера, фактуры и веса. В этом случае ребенок познает связь силы воздействия на предмет с его особенностями (весом, прыгучестью, величиной) и приучается регулировать напряжение мышц, напрягать и расслаблять их. На улице целесообразно организовывать метание шишек, желудей, камешков. В этих упражнениях, благодаря захвату тремя пальцами, активно участвующими в осуществлении письма, наращивается сила мышц и происходит динамичное чередование напряжения и расслабления. Полезно для дошкольников ползание на четвереньках, предупреждающее уплотнение межпозвоночных дисков, их сдавливание, характерное при вертикальном положении. Но важно, чтобы ребенок не стучал коленями и локтями, только в этом случае действия будут здоровьесберегающими. Особого внимания требует осанка детей, так как сдавленная грудная клетка значительно снижает выносливость и работоспособность. При консультации с родителями детей, имеющих отклонения в осанке, наметить содержание индивидуальной работы с ребенком. Совместная работа педагогов и родителей может быть направлена на осознание значимости положения различных частей тела при правильной осанки, затем на выработку привычки удерживать постоянную нужную позу. Параллельно с этим следует организовывать деятельность по укреплению различных мышечных групп с помощью физических упражнений и двигательной активности детей.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере, зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения, являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности дошкольников. По мере овладения двигательными навыками и умениями у детей проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей самостоятельной деятельности, используя свой достаточно богатый опыт. Важно стремиться к тому, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности творчески использовали весь арсенал подвижных игр и упражнений. При этом взрослому необходимо учитывать индивидуальные особенности двигательной активности детей во время самостоятельной деятельности.
Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребенка (Борисова, Е.Н.). Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.
Источник
Здоровье и двигательная активность дошкольника
консультация (старшая группа) на тему
Двигательная активность и здоровье дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbenkozdorove_i_dvigatelnaya_aktivnost_doshkolnika.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье и двигательная активность дошкольника
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.
Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства- критический период в жизни ребенка (Борисова Н.Е.). Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.
Одним из многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.
«Двигательная активность — естественная физическое и и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».
По мнению Руновой М.А. понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».
Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако, следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.
Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:
выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;
формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);
профилактика простудных заболеваний;
воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
подвижные игры и физические упражнения на улице;
физкультурные досуги, праздники;
закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
самостоятельная двигательная активность;
работа с родителями.
Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.
Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематические занятия, беседы. СЕНТЯБРЬ.Рассмотреть альбом «Мы сами» — режим дня.Эмоциональное общение с гномиком Здоровячком на тему: «Знакомство с детьми» (книга «Долго ли до беды»).Конкур.
Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо.
Важным направлением в формировании у детей интереса к двигательной активности является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда на участке. Она должна носить.
Консультация для педагогов «Двигательная активность дошкольников».
В статье расскрывается опыт работы по повышению двигательной активности детей посредством фольклора.
Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою м.
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количест.
Источник
Зож двигательная активность для дошкольников
Автор: Кашперко Тамара Николаевна
Организация: МКДОУ детский сад №1 «Сказка»
Населенный пункт: Новосибирская область, р.п. Коченево
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ ведется по программам нового поколения, которые направлены на развитие у дошкольников умственных, творческих, художественных способностей, и способствуют гармоническому физическому и полноценному психическому развитию детей.
Для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, специалистов ДОУ), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Проблема:
Сегодня проблема психического и физического здоровья детей – одна из важнейших в контексте образовательной реформы.
К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, т.к. предпочитают многочасовые просмотры телепередачи видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам и играм с детьми на свежем воздухе. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли игры компьютерные. У ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.
Для ребенка-дошкольника потеря в движении — потеря здоровья. Кроме того, движение, как известно, есть жизнь и здоровье, основы которого закладываются в раннем детстве, так же как и основы гармоничного умственного, нравственного и физического развития.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, играет семья ребёнка и система дошкольного образования.
Изучив много методической литературы, я определила для себя задачи и направления в работе по оздоровлению детей.
- моей работы является приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Учить детей заботиться о своем здоровье;
- Формировать здоровьесберегающую среду для разнообразной двигательной деятельности на занятиях физкультуры, в группе и на участке детского сада;
- Создать модель взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
- Воспитывать потребность в ЗОЖ у детей и их родителей.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня самостоятельной двигательной активности детей.
- Овладение навыками самооздоровления.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ.
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
Трудно переоценить положительное влияние двигательной активности на развитие растущего организма ребенка и его функций.
На занятиях по физической культуре, проводимых в зале и на воздухе я уделяю большое внимание обучению детей подвижным играм. Затем игры вводятся в процессе совместной деятельности.
С помощью подвижных игр, дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственно-волевые качества: решительность, смелость, самостоятельность, выносливость.
Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счет изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счет применения в различных режимных моментах нестандартного оборудования.
Понимая необходимость создания различного оборудования, мы вместе с педагогами и родителями решили изготовить свой вариант нестандартного оборудования. Это мягкие модули разного цвета и формы, подушки разного размера и цвета, набитые различным материалом (фасоль, горох, камушки, шишки и т.д.), «веселые змейки» для массажа подошв, «сухой душ», «коврики со следочками», «сенсорная тропа», «лента – гусеница», поролоновые цветные палочки
Нестандартное оборудование используется для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, укрепления мышц стопы, массажа стопы, для релаксации.
В настоящий момент мы все чаще сталкиваемся с тем, что почти у каждого ребенка есть какие-либо отклонения в физическом развитии. Поэтому в нашем детском саду ведется такая работа, как создание групп здоровья, создание проектов «Здоров — значит счастлив», разработана оздоровительная программа развития «Румяные щечки» , программа «Мы здоровью скажем — да!», проект «Здоровый педагог = здоровый ребенок!».
В рамках центрального проекта «Здоровый. Сильный. Успешный», который мы разработали со специалистами и воспитателями ДОУ, разрабатывались краткосрочные мини-проекты.
Мною разработан цикл сюжетных физкультурных занятий по сказкам: «Вместе весело шагать».
Сюжетные физкультурные занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники.
В младшей группе проводятся занятия «В гости к клоуну Кеше», «Веселые зверушки», «Я от бабушки ушел». Занятия учат детей преодолевать игровые препятствия, ориентироваться в пространстве, и т.д., через определенный игровой сюжет.
С детьми средней группы используются сюжетные игры, создаются проблемные ситуации по сказке «Рукавичка», где у детей развивается фантазия, воображение. Занятия «Путешествие в страну сказок», строятся как встреча с героями из разных сказок.
С детьми старшего возраста используются спортивные сюжеты: «Путешествие в страну Спортландию», «Страна чудес»; сказочные: «Приключения Балды», и другие. Или с детьми придумываются свои сказки, и по ним действуем в соответствии с ролями, сюжетом.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, которые мы с педагогами и родителями организовываем на открытом воздухе:
«Зимушка-зима», «Здравствуй лето!», «Геокешинг», «Путешествие на сказочную полянку».
Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми.
Важно отметить, что успех реализации любого проекта во многом зависит от активности участия в нем родителей воспитанников.
Реализация проекта «Здоровый. Сильный. Успешный.» позволила приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, расширить их знания об особенностях выполнения профилактических и коррекционных физических упражнений, организации подвижных и спортивных игр, помогла в создании условий для развития двигательных навыков дома.
Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Анкетирование родителей детского сада по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей, показало, что только 30% уверены в свои знаниях, около 20% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию.
Ни одна, даже самая лучшая, программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети- родители- педагоги».
Так родились детско-родительские проекты «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мамы!», «Веселые старты».
Чтобы увлечь игрой не только детей, но и их родителей, из наблюдателей перевести их в активные участники педагогического процесса, провожу совместные физкультурные занятия с участием пап и мам («Путешествие в Африку», «Гуси-лебеди», «Сафари»). Мы неоднократно наблюдали, как растет азарт родителей, когда они становятся участниками.
Ценность совместного занятия:
- в игровой форме предлагаются: занимательные упражнения, направленные на укрепление здоровья, развитие физических качеств;
- создание условий для удовлетворения естественной потребности детей и родителей в движении.
- помогает родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с детьми двигательной деятельности;
- способствует эмоциональному сближению родителей и детей;
- закрепляет и расширяет познавательные интересы.
Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый взрослый выступает в роли партнера, помощника и тренера – помогая ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его. Родитель контролирует поведение ребенка без угроз и сравнения с другими детьми, принимает ребенка, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков, не допускает критических высказываний в адрес других участников, ведет себя естественно, открыто, раскрепощено.
За последние годы в нашем ДОУ появляется все больше семей, где физкультура становится жизненной потребностью каждого члена семьи.
Таким образом , можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов:
- повышения уровня двигательной активности,
- физической подготовленности;
- повышения индекса здоровья детей;
- профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.
Хочется отметить, что проводимая мной комплексная системная работа по формированию здорового образа жизни дала свои положительные результаты.
Снизилась заболеваемость, улучшились показатели физического развития детей. У детей сформированы знания о своем теле, о защитных свойствах организма. Дети знают правила здорового образа жизни, у них сформирован интерес к применению на практике имеющихся знаний.
Родители стали не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками, повысилась педагогическая компетентность родителей, они заинтересованы в укрепления психического и физического здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы.
Однако я не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается и сегодня.
Источник