Меню

Зож для студента кратко

«Основы здорового образа жизни студентов»
статья на тему

Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовывать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Скачать:

Вложение Размер
nepravilno_organizovannyy_trud_studentov_mozhet_prinesti_vred_zdorovyu.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское Образовательное Государственное

Среднего Профессионального Образования

«Основы здорового образа жизни студентов»

Сон, здоровье, работоспособность…………………………………………………. 3-4

О привычках вредных и полезных…………………………………………………. 4-5

Список используемой литературы……………………………………………………. 6

Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовывать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Чёткое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа формирования в коре больших полушарий определённой последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям помогают поддерживать в течение года хорошую работоспособность. Не зря В.И.Ленин критиковал некоторых представителей интеллигенции за небрежность, беспорядок в работе, вытекающий как он выразился « из всех привычек жизни, из обстановки их труда,…из ненормального отделения умственного труда от физического».

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом расписания занятий, понимая свои индивидуальные особенности, в том числе и биоритмов.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность мозга фиксируется в 24часа. Это приводит к увеличению ошибок при умственном труде в вечерни и ночные часы. Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, нежелательно подвергать организм большим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч. (это время у человека высоко физическая работоспособность) осушение в 2 ч. ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желёза внутренней секреции, на составе крови на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая в 17-18 часов. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности человек, может правильно построить режим дня.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо для изменения изменяя учёбы, перемены временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма. При желании можно рационально построить свой режим дня.

Человек издавна использовал питание как важное средство укрепления здоровья. Древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.

Известно, что основу пищи составляют белки, жиры, углеводы, а так же витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются структурной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность, содержатся они в продуктах животного происхождения. Для умственной деятельности необходим метионин, который содержится в твороге, яйцах, сыре и мясе. На кг массы тела необходимо 11,3 г белков в сутки. К белкам растительного происхождения относятся картофель, овсянка, фасоль, рис.

Жиры наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат источником витаминов А, Е, Д. Жиры это основная незаменимая часть пищи.

Углеводы снабжают организм энергией. Они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Кроме того, углеводы играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но избыток их создаёт жировые отложения.

Углеводы поступают с пищей виде моносахаридов (фруктозы, галактозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы) и полисахаридов (крахмал, клетчатки), превращаясь в результате биохимических реакций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов чрезвычайно вредно.

Средняя суточная потребность человека студенческого возраста в углеводах составляет 45 г на кг массы. Углеводы виде сахарного песка, мёда, варения рекомендуется вводить 35%, а остальное за счёт хлеба, картофеля, яблок и т. д.

По установленным нормам получение калорий для юношей студентов в день составляет 3000 ккал, для девушек 2600 ккал. От калорийности пищи зависит масса тела лишние девять кг снижают продолжительность жизни на 18%.

Следует понять, что чувство сытости условный рефлекс. Пищу следует принимать горячей 3-4 раза в день в одни и те же часы. Наиболее правильно во время завтрака употреблять 15-20% суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать минимум за час до сна для переваривания пищи по возможности организовать второй завтрак или полдник, виде горячего чая с бутербродами. И не в коем случае не советуем вместо обеда столь любимые студентами булочки в сухомятку!

Наибольшее значение для организма имеют витамины С, РР и витамины группы В. Основную роль играет витамин С аскорбиновая кислота, его суточная потребность 60-100 мг. Содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, картофеле, яблоках, петрушке, укропе.

Витамины В участвуют в обмене веществ, а совместно с витамином А повышают остроту зрения. Суточная норма витамина В 1,62 мг в день. Она содержится в пшеничной, овсяной муке грубого помола, яйцах мясе.

Витамин РР никотиновая кислота принимает участие в процессе тканевого дыхания, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Суточная потребность 15,25 мг. Основным источником являются мясо, рыба, дрожжи, картофель, гречка.

Потребность каждого из витаминов возрастает с увеличением интенсивности умственной работы. С конца декабря до начала марта рекомендуют употреблять поливитаминные препараты «Аэровит», «Гексовит», «Декамевит».

Велика роль микроэлемента- железа, без него невозможно нормальное тканевое дыхание и кроветворение. Суточная потребность 10-15 мг. Источниками являются печень, мясо, зерновые и крупяные культуры, яйца, рыба и т д.

Важным для здоровья является сохранение в организме кислотно-щелочного равновесия.

Сон, здоровье, работоспособность.

Вся наша жизнь проходит в двух состояниях бодрствования и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Не даром древнегреческие мудрецы говорили: сон-слуга жизни.

В процессе сна восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившейся в ней продуктов распада, недостаток сна вредно отражается на здоровье.

Установлено что в процессе ночного сна время от времени возникает активное состояние мозга, как при напряжённой работе. Другая фаза сна называется медленной, или ортодоксальным сном.

Ночной сон состоит из 4-5 циклов продолжительностью 90-100 минут. Для полноценного протекания ночного сна достаточно 7-8 часов.

Изучение режимов сна студентов показало, что 51% из них спят 5-6 часов в сутки. На 1 курсе это 59,6%.

Чрезмерно продолжительный сон так же вреден. Каждый студент должен помнить, что напряжённую умственную работу следует прекратить за 1,52 ч до ночного сна. Иначе сон станет менее крепким и затруднится процесс засыпания. Последний приём пищи должен быть так же не позднее 1,52 ч до сна. Ложиться рекомендуется в 23-24 ч, вставать в 7-8 ч.

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лёжа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы расслабляются и тело отдыхает.

Перед сном необходимо проветрить комнату, создать тишину и выключить источники яркого света.

Ежедневное невысыпание вызывает ухудшение умственной работоспособности ,ослабляет защитные силы организма.

Весьма полезен непродолжительный дневной пассивный отдых.

О привычках полезных и вредных.

Привычки — это форма нашего поведения. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она.

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, наоборот, тормозят ее восстановление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в студенческом возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Однако в студенческие годы возникает немало вредных привычек. К ним относятся нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделяют гормон адреналин, излишек

которого вызывает сужение сосудов, повышает артериальное давление, нарушает ритм сердца. Никотин вредно влияет и на дыхательную. Курящие люди более подвержены простудным заболеваниям, хроническому бронхиту, эмфиземе легких. Табачный дым также оказывает вредное воздействие на печень, железы внутренней секреции, а также на половую систему.

Большую опасность для здоровья несет пассивное курение.

Самое правильное включить волю и убедить себя в ненужности курения. У самого заядлого курильщика уже через 8-10 дней нормализуется самочувствие, повышается работоспособность.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя в любом его виде. Наиболее чувствителен к нему головной мозг, и особенно нейроны. В результате нарушается деятельность центральной нервной системы. Уменьшается физическая работоспособность , сила мышц,, нарушаются двигательные навыки и умения.

Не менее вредно действие алкоголя на сердечно-сосудистую систему: уменьшается сила сердечных сокращений, а при длительном употреблении возникают структурные изменения в сердечной мышце.

Алкоголь воздействует на жировые вещества (липиды), содержащиеся во внутренних органах. Алкоголь способен нарушить деятельность половых желез, оказать пагубное влияние на потомство: дети, родившиеся от алкоголиков, нередко бывают умственно отсталыми.

У пьющих людей в желудке обычно наблюдается повышенное содержание слизи. Она обволакивает пищу и мешает нормальному пищеварению.

Алкоголь опаснейший враг здорового образа жизни. Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами становится ограниченность интересов, слабоумие, а также безразличие окружающих людей.

Движение залог здоровья.

Постоянный рост комплексной механизации и автоматизации производства, расширение сферы бытовых услуг, развитие транспорта обуславливает постоянное уменьшение мышечных напряжений в жизни человека. Низкая двигательная активность, или гиподинамия, утверждают медики, способствуют росту заболеваемости населения.

Известный физиолог Н.А.Бернштейн писал, что определяющим звеном эволюции всего живого на земле явилась двигательная функция. Еще раньше И.М.Сеченов сделал вывод о том, что любая форма деятельности человека, в том числе и психическая, сводится к одному явлению движения мышц. В ходе длительной эволюции все человеческие органы развивались таким образом, чтобы максимально соответствовать функции движения.

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок. В результате мышечная система функционирует не в полную силу.

Постоянная низкая двигательная активность сопровождается усилением распада белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях возникает накопление жира. Ухудшается функция дыхательной системы :дыхание становится более частым и поверхностным.

Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму вредные явления.

Источник

Основные составляющие здорового образа жизни студента

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 06.04.2021 2021-04-06

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Масягин, С. С. Основные составляющие здорового образа жизни студента / С. С. Масягин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 368-371. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79777/ (дата обращения: 08.06.2021).

Здоровье — это одна из важнейших составляющих жизни каждого человека. Именно здоровье является показателем эффективной трудовой деятельности и активности человека. Без него невозможно достижение высот в карьере и учебе, преодоление трудностей на жизненном пути. При укреплении и поддержании здоровья на хорошем уровне оно подарит человеку долгую и счастливую жизнь.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, правильное питание, студент, полноценный сон, физическая культура, образ жизни, здоровье, привычка.

Здоровый образ жизни особенно важен и имеет большое значение в студенческой жизни, так как молодежь — будущее страны. Но именно молодежь пребывает в зоне риска, она восприимчива влиянию негативных факторов на здоровье. Примером таких факторов являются вредные привычки (сигареты, алкоголь), неправильное питание (фаст-фуд), неправильный режим дня, которые широко распространены у молодежи. Также студентам зачастую не хватает средств, времени, мотивации для ведения здорового образа жизни.

Анализ научной литературы показал следующее: для людей личное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т. е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе. Данные исследований студентов показывают, что состояние здоровья опрошенных находится на низком уровне.

Был проведен анализ составляющих здорового образа жизни. В процессе исследований изучался вопрос об уровне знаний о здоровом образе жизни. Были опрошены 213 студентов Поволжского Государственного Университета телекоммуникаций и информатики. Из проведенных исследований стало ясно, что компетенции, формирующие здоровье у студентов университета, еще недостаточно развиты, что показывает недостаточную оздоровительную и спортивно-массовую работу. Из этого вытекает, что необходимо активное вовлечение студенческой молодежи в физическую культуру и спорт.

Основные причины, мешающие студентам, придерживаться здорового образа жизни, как правило, являются нехватка времени и отсутствие силы воли, так как на сегодняшний день многие студенты совмещают учебу с работой.

На данный момент в социально-культурной сфере существуют большие возможности организации досуга студентов. Но большинство студентов вместо занятий, способствующих социокультурному развитию, выбирают времяпрепровождение, останавливающее или даже разрушающее это развитие.

Одним из самых результативных способов искоренения подобных негативных факторов является формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ). Сегодня, когда стало понятно, что усилий одной медицины в противостоянии данным негативным явлениям недостаточно, возрастает нужда в специалистах в процессах формирования и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.

К основным составляющим здорового образа жизни относится режим отдыха и труда, распорядок дня, режим сна, правильное питание, а также отказ от вредных привычек и закаливание.

Режим каждого студента должен содержать в себе время для учебы, занятия спортом, отдыха, еды, сна. При соблюдении режима дня у студента вырабатывается оптимальный ритм работы организма, который создает необходимые условия для отдыха и работы и способствует повышению иммунитета, повышению и улучшению производительности труда.

Правильно организованный процесс труда основан на здоровом образе жизни. Умственный и физический труд полезен для организма. Систематическая, посильная и хорошо сформированная трудовая деятельность оказывает положительное влияние на нервную, сердечно-сосудистую, костно-мышечную системы. Во многих случаях переутомление и перенапряжение находят свою причину не в труде, а в его неправильном ритме.

Рациональный, размеренный труд продуктивен и оказывает благотворное влияние на здоровье человека.

Здоровый образ жизни основывается на правильном питании. В процессе организации правильного питания, необходимо строго следовать определенным законам, не соблюдение которых грозит серьезными последствиями для организма.

Закон первый — баланс получаемой и потребляемой энергии. Если организм человека получает энергии больше, чем расходует, то есть употребляет больше пищи чем ему необходимо, то это в большинстве случаев приводит к лишнему весу. На данный момент более 30 % населения России, включая подростков, имеют проблемы с избыточным весом.

Закон второй заключается в разнообразии рациона. Ежедневно человек должен употреблять в оптимальном количестве белки, жиры, углеводы в соотношении 1:1.6:5.6, а также минеральные вещества и витамины.

Для поддержания правильного функционирования нервной системы и организма у человека существует необходимость в полноценном сне. Русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что именно сон является неким торможением, защищающим нервную систему человека от чрезмерного переутомления. Для восстановления сил сон должен быть длительным и полноценным, а также необходимо исключить любые раздражители для более спокойного сна. Перед тем как ложиться спать, комнату необходимо хорошо проветрить. Рекомендуется ложится спать до 23:00. Недостаток сна приведет к раздражению и головной боли. Но оптимальная продолжительность сна у каждого человека индивидуальна. Многолетние исследования ученых показали, что средняя норма полноценного сна составляет около восьми часов. При этом некоторые используют время, отведенное для сна, на выполнения различных дел, несмотря на то, что систематическое недосыпание приводит к снижению работоспособности и развитию хронической усталости.

Следующее составляющее формирования здорового образа жизни — отказ от всех вредных привычек. К таким относится употребление наркотиков, алкоголя, курение. Вредные привычки сильно подрывают здоровье, уменьшают продолжительность жизни, негативно сказываются на работоспособности и здоровье будущих детей. Приобщаться к здоровому образу жизни, как правило, начинают именно с отказа от вредных привычек, в частности, от курения.

Особенно негативное влияние на организм студента, его физическое состояние оказывает алкоголь. Употребление алкогольных напитков всегда сопровождается и социальными последствиями, которые приносят вред окружающим, как близким людям, так и обществу в целом.

Польза закаливания доказана многолетними практическими исследованиями. На данный момент известно большое количество водных, солнечных и воздушных закаливающих процедур.

Оптимальный двигательный режим — это важнейшее условие поддержания здорового образа жизни. Он основан на систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Физическая культура и спорт являются важным средством воспитания подрастающего поколения. Для эффективной профилактики заболеваний следует развивать одно из наиболее важных качеств здорового организма — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни.

Если проследить за тем как образ жизни влияет на саму нашу жизнь, можно сделать единственно правильный вывод, что здоровый образ жизни — необходимость каждого человека. Ведь именно он помогает нам по всех сферах деятельности. Каждый студент, придерживающийся такого образа жизни, не будет иметь проблем со здоровьем, будет полон сил и энергии, что в свою очередь неизбежно приведет к успехам в учебе.

  1. «Зачем мы спим» Matthew Walker, 2017 Феоклистова В. М., перевод на русский язык, 2018. Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018 КоЛибри.
  2. «Магия утра» Хел Элрод, Москва, год выпуска: 2016, ISBN: 978–5-00100–066–2, издательство: Манн, Иванов и Фербер.
  3. «Правильное питание как основа здорового образа жизни» Берсенева. Е. С 2016 г., г. Екатеринбург Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург
  4. «Основы здорового образа жизни» Б.Чумаков, 2009г. Педагогическое общество России.

Источник

Читайте также:  Что такое популяризация зож
Adblock
detector