Меню

Зож для людей с ограниченными возможностями

Инвалид и ЗОЖ

В современном обществе укоренилась мысль о том, что инвалид – больной человек, и вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) не может. Это утверждение ошибочно. Ведь для пациента, который уже имеет инвалидность, восстановление и укрепление организма необходимо, чтобы избежать более тяжких последствий.

Здоровье – одно из важнейших условий активной, успешной и счастливой жизни человека. Многие также убеждены, что здоровый образ жизни – это только борьба с вредными привычками (алкоголизмом, табакокурением, наркоманией и т. д.). Тогда как ученые считают здоровым образом жизни то, как человек относится к окружающему миру, к себе и своему здоровью. У инвалидов, по сравнению с обычными людьми, выше нагрузки на организм, есть сложности в общении, больше риски экологического и психологического характера. В связи с этим тема здорового образа жизни инвалидов является актуальной. ЗОЖ благотворно влияет на психологическую устойчивость инвалида, повышает стремление получить образование, трудоустроиться, создать семью. Однако никакие указы и пожелания не заставят инвалида вести здоровый образ жизни, кроме его собственного стремления, осознанной мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

  1. Здоровое питание. Надо употреблять больше свежих овощей и фруктов, отказаться от сладких и жирных продуктов. Желательно не переедать, особенно на ночь. Следует ежедневно выпивать около двух литров воды.
  2. Важная сторона здорового образа жизни – физическая активность. Нужно больше двигаться в течение дня, не пренебрегать утренней зарядкой. Желательно помимо нее делать упражнения хотя бы 15 минут в день.
  3. Хороший сон – залог здоровья. В это время организм отдыхает и восстанавливает силы. Продолжительность сна должна быть не менее 7 часов. Приучите себя вставать и ложиться в одно и то же время.
  4. Хорошее настроение – еще одно правило здорового образа жизни. Не зацикливайтесь на неудачах. Старайтесь больше радоваться жизни, меньше переживать и нервничать. Будьте открыты миру, для новых возможностей.
  5. В здоровый образ жизни также входят –соблюдение правил гигиены, закаливание, прогулки на свежем воздухе и другие моменты.
  6. Заботу о себе тоже можно включить в правила ЗОЖ. Себя надо любить. Те же занятия спортом нужно проводить с удовольствием, с мыслями о том, как это полезно, и как, с каждым упражнением вы приближаетесь к своему идеалу.

Это и есть основные правила здорового образа жизни. Они должны войти в привычку. Придерживаясь их, человек становится более жизнерадостными и энергичным.

Таким образом, ЗОЖ играет огромную роль для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ольга Карулина, врач Областного центра медицинской профилактики

Источник

Зож для людей с ограниченными возможностями

Обучить здоровому образу жизни — организовать целенаправленный, систематический процесс для укреплении здоровья детей. Правильная организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесберегающих факторах и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих, сформирует понятие о вредных привычках [2].

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья. Данные навыки впоследствии превратятся в наиболее важный компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование и развитие здорового образа жизни всего общества. За физический потенциал ответственны физическое воспитание, спорт, здравоохранение, система рекреации и т.д.

Общеизвестно, что здоровье — одна из важных социальных ценностей современного общества. Следовательно, основной целью исследования являлось определение путей развития и формирования здорового образа жизни. Очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Чтобы правильно его сформировать, нужно определить еще три немаловажных цели:

  • глобальную — обеспечение психического и физического здоровья детей в системе инклюзии;
  • дидактическую — вооружение дошкольников и школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению трудоспособности и здоровья;
  • методическую — овладение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики психических расстройств, соматических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ [1].

Большая ответственность за достижение этих целей формирования и развития здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, но вместе со школой активно должна взаимодействовать семья, в которой растет этот ребенок. Именно в школе под контролем учителей, педагогов ЛФК формируется алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. Первоначально нужно познакомить детей с понятием «здоровый образ жизни».

Знакомство с информацией о здоровом образе жизни осуществляется в семье, а относительно образовательных учреждений, информирование об этом осуществляется уже с детского сада, а затем в школе. Воспитатели сообщают детям о правилах личной гигиены, правильном питании и проводят предметные занятия, прогулки на свежем воздухе. Повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности возможно только при тесном взаимодействии, взаимопонимании с родителями. Известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены. Следовательно, родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

Читайте также:  Условия для создания зож у дошкольников

Необходимо формировать у детей с ограниченными возможностями умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов.

В настоящее время в практику работы школ и детских садов широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся с ограниченными возможностями. Чаще стали проводиться дни Здоровья, которые способствуют развитию двигательной активности, коммуникативных навыков и оздоровлению организма.

Уже в группе предшкольной подготовки дети с ограниченными возможностями и обычные дети более подробно узнают информацию на уроках валеологии, экологии, ознакомлении об окружающем мире, о режиме дня, физической нагрузке и других составляющих здорового образа жизни.

Для плодотворного и правильного ведения здорового образа жизни дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающим, помимо систематического наблюдения, индивидуальные программы обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать главным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но с использованием ароматерапии, функциональной музыки, психогимнастики, тренингов, а также в работе с семьей — проведение практических занятий с родителями на тему.

У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное — привлекать детей к различным видам спорта.

Основными составляющими компонентами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт — это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями [2].

Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья [3]. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

При организации данной работы выделяются основные направления:

— создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

— открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

— разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

— подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

— разработка и издание специализированных методик и программ [4].

Занятия спортом преследуют несколько целей:

1. Спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья.

2. Как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие.

3. Как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права.

4. Коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования [5].

Активизация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Таким образом, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями при формировании здорового образа жизни является сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав. Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников. Детям с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.

Читайте также:  Итоги конкурсов по зож

Рецензенты:

Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Источник

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЗОЖ И ЗАНЯТИЯМ СПОРТА

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги[1].

Физическая культура и спорт для лиц с инвалидностью, как показал многолетний опыт, являются одним из основных способов их физической, психической и социальной реабилитации. Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных для его развития[2].

Президент Российской Федерации В.В. Путин, обращаясь к участникам одного из самых крупных в России массовых спортивных мероприятий для лиц с инвалидностью – Кубка Президента РФ по футболу – подчеркнул, что «…этот традиционный спортивный праздник объединяет сильных духом и мужественных людей, предоставляет им прекрасную возможность продемонстрировать характер, целеустремленность и волю к победе». Она наглядно подтверждает, что физическая культура и спорт помогают раскрыть свои способности, укрепить дух и уверенность в своих силах[3].

Привлечь людей с физическими ограничениями к занятиям спортом – значит, во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Одним из важнейших компонентов, составляющих структуру активности занятий физической культурой и спортом, является внутреннее желание и интерес к занятиям у каждого отдельного человека. Поэтому формирование у лиц с ограниченными возможностями мотивации к физической деятельности должно стоять во главе физкультурно-оздоровительной работы. Большую роль при этом будет играть осознание инвалидами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании[4].

Целью нашей работы является изучение мотиваций побуждающих людей с ограниченными возможностями здоровья к ЗОЖ и занятиям спорта.

Объектом исследования: процесс проведения занятий физическими упражнениями и спортом у лиц с ограниченными возможностями.

Предмет: формирование мотиваций у людей с ограниченными возможностями здоровья для занятий спортом и ЗОЖ.

Задачи:

Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

Выявить основные мотивы для занятий ЗОЖ и спортом у людей с ограниченными возможностями здоровья.

Установить значимость мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиями физическими упражнениями и спортом.

Гипотеза исследования: предполагалось, что выявление основных мотивов для занятий ЗОЖ и спортом у людей с ограниченными возможностями позволит повысить уровень занятий физическими упражнениями и спортом.

Организация исследования. Исследование проходило в 3 этапа. На первом этапе ними была проанализирована научно – методическая литература по формировании мотивации к занятиям физическими упражнениями и спором у лиц с ограниченными возможностями здоровья. На втором этапе нами был составлен опросник для установления значимости мотивов (приложение 1) и был проведен опрос в спортивно – оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин» Шуйского государственного педагогического университета и спортивно – оздоровительного клуба для лиц с поражениями опорно – двигательного аппарата «Источник» для выявления перечня мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом. На третьем этапе были проведены обо опросника, по результатам которых были сделаны статистические выводы о значимости мотивов, побуждающих к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ научно – методической литературы

Статистическая обработка результатов исследования

Анализ научно – методической литературы.

Были рассмотрены понятия мотивации, ее формирование, факторы, средства и методы в научно – методической литературе.

Нами был подготовлен опросник, целью которого было установление значимости мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Статистическая обработка данных.

По результатам опроса путем математической статистики мы сделали выводы о значимости мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Результаты исследования. По окончанию проведения опроса для выявления перечня мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом, где было опрошено 89 человек из «Пингвина» и «Источника» были получены результаты. (таб. 1)

Читайте также:  Фоновый слайд для презентации зож

Перечень мотивов, побуждающих, лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом (n = 89)

Улучшить состояние здоровья

Удовлетворить потребности в движении

Улучшить физическую подготовку

Стремление показать свои способности

Развить свои физические качества

Найти друзей, товарищей

Получение впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы)

Воспитать морально – волевые качества

Развить в себе чувство прекрасного

Сформировать потребность в регулярных занятиях физической культурой

Хочу быть полезным обществу

Избавиться от вредных привычек

Нечем заняться дома

По окончанию проведения опроса основных мотивов побуждающих к занятиям физическими упражнениями и спортом лиц с отклонениями в состоянии здоровья, где было опрошено 112 человек из 15 муниципалитетов Ивановской области. Исследование проходило в рамках III Параспартакиады Ивановской области и VI Фестиваля спорта среди инвалидов Ивановской области.

Для установления значимости мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом, респондентам было предложено указать степени (балл) их важности по 10 – бальной шкале ( 1 балл – минимум, 10 баллов – максимум). При этом степени важности каждого показателя, выраженные в баллах, были сформированы по категориям: 9-10 баллов – «исключительно важно», 7-8 баллов – «очень важно», 5-6 баллов – « довольно важно», 3-4 балла – «не очень важно», 1-2 балла – «абсолютно не важно».

По результатам математико – статистической обработки данных основных мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом у лиц с отклонениями в состоянии здоровья были таковы.

Ни один из мотивов не был отнесен спортсменами – инвалидами к категории это 5-6 баллов – «довольно важно» и 1-2 балла – « абсолютно не важно».

К числу исключительно значимых мотивов респонденты отнесли: «хочу быть полезным обществу», «найти друзей, товарищей», «получение впечатлений», «улучшить состояние здоровья». (Рис. 1)

Рис. 1 Диаграмма исключительно значимых мотивов в %

Таким образом, для лиц с инвалидностью побуждающими мотивами к занятиям является то, что они хотят быть полезными обществу. Так как инвалиды чаще всего лишены возможности свободного передвижения, все свое время они проводят, дома, «сидя в четырех стенах», у них нет возможности общения, не могут найти друзей и товарищей, а активные физкультурно – спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.

Получение впечатлений, чувство азарта, борьбы. Победы и улучшение состояния здоровья – все это является подвигающими мотивами к занятиям физическими упражнениями и спортом у инвалидов.

К числу «очень важных» мотивов отнесли: « отдохнуть, развлечься», « развить свои физические качества», «развить в себе чувство прекрасного», « удовлетворить потребности в движении», « улучшить физическую подготовку», « воспитать морально – волевые качества», « сформировать потребность в регулярных занятиях», « стремление показать свои способности». (Рис.2)

Рис.2 Диаграмма очень важных мотивов в %.

Это говорит о том, что у лиц с отклонениями в состоянии здоровья очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности.

К числу мотивов, «не очень важно» были отнесены: « избавиться от вредных привычек» и «нечем заняться дома». (Рис.3)

Рис.3 Диаграмма «не очень важных» мотивов

Это свидетельствует о том, что инвалиды хотели бы заниматься физическими упражнениями и спортом с целью восстановления утраченного контакта с окружающим миром, а не для того, чтобы избавиться от вредных привычек.

Выводы. Установлено, что мотивация является одной из фундаментальной проблем. Выявлены следующие группы мотивов, побуждающих лиц с инвалидностью к занятиям физическими упражнениями и спортом:

— группа мотивов, имеющих исключительно важное значение для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, составляют мотивы, связанные с улучшением состояния здоровья и удовлетворения острой потребности в общении;

— группа мотивов, имеющих очень важное значение, представлена мотивами повышения уровня физической кондиции;

— важными факторами, являются потребность в социализации, социальной интеграции и личностном росте спортсменов – инвалидов. Зафиксировано стремление участников адаптивного спортивного движения заниматься на регулярной основе, показать свои способности, стать полезными обществу, отказаться от вредных привычек.

Васильева О.С., «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки»: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов //. – М.: издательский центр «Академия», 2001

Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова //. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

Кубок Президента РФ по футболу среди инвалидов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosinvalid.ru (дата обращения: 21.07.2011

Махов А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: Монография / А.С. Махов //. – М.: РУДН, 2011. – 196 с.: ил.

Источник

Adblock
detector