Формирование представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
статья на тему
Вопросы формирования представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях массовых и специальных образовательных учреждений разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти дошкольники нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_zozh_u_detey_s_ovz_v_usloviyah_dou.docx | 13.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ), сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения в последние годы является особенно актуальной. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и, более чем наполовину, от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Особую группу с риском ухудшения здоровья составляют дошкольники с ОВЗ, многие из которых посещают группы нашего детского сада компенсирующего вида. Развитие этих детей происходит на фоне уже выявленных расстройств здоровья и заболеваний. Для этих детей навыки заботы о своем здоровье являются особенно важными, поэтому формирование у них когнитивных и поведенческих представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) будет способствовать адаптации к условиям окружающей среды, поддержанию и укреплению здоровья, а также решению многих социальных вопросов, среди которых снижение заболеваемости, возможность самореализации, подготовка к социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Анализ сложившейся ситуации в нашем микрорайоне показывает: детский сад «Солнечный зайчик» находится в особых условиях: во-первых, дети, посещающие данное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья, во-вторых, источником экологической опасности является дорога с оживленным движением, расположенная вблизи детского сада, в-третьих, в микрорайоне расположены предприятия «РАТЕП», ватная фабрика, нефтебаза. Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.
Вопросы формирования представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях массовых и специальных образовательных учреждений разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти дошкольники нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методических проблем, но прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Противоречия между потребностями педагогической практики обучения детей с ОВЗ навыкам здорового образа жизни и воспитания у них ценностного отношения к своему здоровью и недостаточной разработанностью концептуального, методического и дидактического обеспечения успешной подготовки дошкольников с ОВЗ к здоровому образу жизни определяют эффективность системного подхода в формировании навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для .
Эстетическое воспитание дошкольников.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы.
Психолого — педагогическая работа по формированию представлений о семье у детей экспериментальной группы осуществлялась в рамках краткосрочного проекта «Моя семья».
Источник
Система формирования здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Валентина Лукьянова
Система формирования здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Система формирования здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
На сегодняшний день большое внимание уделяется физическому развитию. Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимании, так как такие дети составляют особую группу риска ухудшения здоровья. Только целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и специалистов, ребёнка и врачей, ребёнка и родителей и создание благоприятных условий для детей помогают каждому ребёнку стать психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Комплексная работа всех специалистов и родителей формирует устойчивую мотивацию к ЗОЖ. В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно сформировать у дошкольников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Только здоровые дети с большим удовольствием включаются во все виды деятельности. Такие дети открыты в общении со взрослыми и педагогами, жизнерадостные и активные. Это залог успешного развития личности. Особенно это касается детей имеющих ограничения возможности здоровья. Педагоги дошкольной организации должны обеспечить дошкольникам с ОВЗ не только возможность сохранять здоровье, но и укреплять и преумножать его, формировать у детей необходимые знания и практические навыки по здоровому образу жизни. А самая главная задача – научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП, синдром Дауна, нарушения интеллекта, ЗПР, нарушения речи, симптоматическая эпилепсия, астма. У детей наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора (синкинезии, нарушения в координации движений, гиперкинезы, гемипарезы, недостаточно скоординированы движения рук и ног. У таких детей наблюдается тревожность, быстрая утомляемость, нарушения в поведении. Всё это может отрицательно повлиять на состояние здоровья дошкольника и перспективы их дальнейшего развития. Поэтому педагоги нашего коллектива рассматривают формирование здорового образа жизни как полное физическое, нравственное, психическое и социальное благополучие. Именно мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье. В вопросах формирования здорового образа жизни детей с ОВЗ рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители.
Приоритетными задачами нашего дошкольного учреждения являются: — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, — воспитание мотивации здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов, — научить воспитанников беречь и укреплять своё здоровье и умение ценить счастье здоровья, — совершенствование совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей по формированию здорового образа жизни.
Мы разработали систему работы по формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ. Система позволяет решать поставленные задачи по укреплению здоровья детей и воспитывает в детях потребность в здоровом образе жизни, развивает двигательные умения и навыки. Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий, нужна целая система, комплексная работа всех специалистов детского сада.
1. Создание благоприятных условий — безопасные условия пребывания детей в детском саду, — санитарный режим, — двигательный и ортопедический режим, — создание эмоционального благополучия, комфортности и домашней обстановки, — гибкость режима группы, — сочетание и чередование различных мероприятий. 2. Организация предметно-развивающей среды — наличие спортивного и музыкального зала, — спортивные уголки в каждой группе (физкультурное оборудование, предметы нестандартного оборудования, — кабинет массажа, — сенсорная комната, — уголки здоровья (альбомы, фотографии, игры, пособия, — уголки реабилитации, — уголки уединения, — сухой бассейн, — оборудованные участки 3. Физические упражнения — различные виды гимнастик, — игры (разного характера подвижности, народные, игры-забавы, — спортивные игры и упражнения, — ЛФК (занятия лечебной физкультурой, — НОД (физическая культура, — двигательные разминки и физкультминутки, — индивидуальная работа по развитию движений 4. Организация правильного питания — соблюдение нормы питания и соотношение белков, жиров и углеводов, — разнообразие питания, — витаминизация блюд, — поддержание флора кишечника, — включения кальция, — эстетика организации питания, — индивидуальный подход к детям во время питания 5. Лечебно-профилактическая работа — обследование детей, — проведение антропометрических измерений, — осмотр детей состоящих на диспансерном учёте, — осмотр специалистами, — осмотр врачом ортопедом и подбор ортопедической обуви, восстановительная терапия (индивидуальные и подгрупповые занятия ЛФК, лечебный массаж курсами). 6. Закаливание — воздушные ванны (прогулки, занятия на свежем воздухе, соблюдение воздушного и температурного режима, — водные процедуры (умывание, ходьба босиком по ковру, полоскание рта, игры с водой, — синтодинамическая ходьба (по ребристой доске, по керамзиту, по коврикам с пуговицами, по мешочкам с песком). 7. Активный отдых — праздники, развлечения, досуги, — дни здоровья, — малая олимпиада 8. Организация дополнительного образования — кружки спортивно- оздоровительного направления («Нехворайка», «Познай себя», «Здоровячок», «Буратино»). 9. Проектная деятельность — «Будь здоров!», «Быть здоровым – здорово!», «Витаминная семья», «Азбука здоровья» 10. Занятия по валеологии и ОБЖ. 11. Чтение художественной литературы (о спорте, здоровье, заучивание поговорок и пословиц, рассматривание иллюстраций в журналах о здоровье, работа с энциклопедиями). 12. Нетрадиционные формы оздоровления — цветотерапия, — музыкотерапия, — игротерапия, — релаксационные упражнения, — смехотерапия. 13. Сотрудничество с родителями — анкетирование,— почтовый ящик: «Спрашивайте – отвечаем!», — информационные уголки, — фотовыставки, — памятки и брошюры, — стенгазеты и плакаты, — консультации, беседы, — организация совместных развлечений и праздников, — презентации, — мастер-классы — сайт детского сада, — участие в совместных творческих конкурса, – изготовление практического материала и оборудования.
14. Взаимодействие с обществом «Истоки» — совместные мероприятия Только организованная система работы всех педагогов, специалистов детского сада, родителей, и конечно, детей можно добиться следующих положительных результатов по формированию мотивации к здоровому образу жизни: — у детей формируются навыки здорового образа жизни, — наблюдается положительная динамика как физического, так и психического развития дошкольников, — появляется мотивация к сохранению и укреплению своего собственного здоровья,
— снижение заболеваемости, — наблюдается улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности, — повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления детей и воспитание здорового образа жизни.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Для успешного решения задач по формированию здорового образа жизни важно использовать комплексную систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, которая позволяет формировать мотивацию к здоровому образу жизни, желание сохранять и укреплять своё здоровье, приобщает детей к традициям большого спорта.
1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Издательство «Панорама», 2010.
2. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2011.
3. Лободин В. Г., Федоренко А. Д., Александрова Г. В. В стране здоровья. Москва, 2011.
Источник
Статья на тему «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ»
статья
В статье рассматриваются пути формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni_u_detey_s_ovz.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ.
Последнее время здоровье людей стало ухудшаться в связи со снижением уровня жизни, наличием социальных проблем и нервных перегрузок, отрицательным влиянием окружающей среды, ослаблением инфраструктуры здравоохранения и безответственным отношением к своему здоровью. Поэтому появилась потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившая название «формирование здорового образа жизни учащихся».
Потребность в формировании здорового образа жизни и создании специальных программ обучения здоровому образу жизни обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека [3].
Основные аспекты здорового образа жизни:
— научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;
— следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
— научиться правильно питаться;
— негативно относиться к вредным привычкам;
— уважать физическую культуру, заниматься спортом;
— соблюдать правила гигиены, сформировать ответственное
Обучать здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего возраста ребенка, так как зачастую состояние здоровья уже младших школьников (в нашем случае школьников уже с отклонениями в здоровье) вызывает большую тревогу. Ситуация осложняется тем, что дети, не осознавая значимость своего здоровья, как необходимого условия для полноценной жизни, часто пренебрегают элементарными нормами заботы о здоровье. Отсутствие культуры здоровья у школьников приводит к росту количества соматических заболеваний, функциональных отклонений и психических расстройств.
Проблемы со здоровьем детей приводят к ограничению жизненных и социальных функций, что впоследствии может вызвать затруднения в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.
Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников становится главным направлением в основе интеграции содержания учебных предметов и развития общеобразовательной системы. В связи с этим перед педагогом стоит задача в формировании у школьников понятия о важности сохранения здоровья. Ведь здоровый образ жизни в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации [3].
В процессе формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ решаются следующие задачи:
— формирование представлений об основных компонентах здорового
— побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к своему здоровью) в результате соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
— формирование представлений о рациональной организации режима
дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
— формирование установок на использование здорового питания
— использование оптимальных двигательных режимов для
обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
— развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
— соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
— развитие готовности самостоятельно поддерживать собственное
здоровье, используя навыки личной гигиены;
— формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
— становление умений противостоять вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
— формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
Успех работы педагогов по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников с умственной отсталостью и воспитанию у них определенных навыков и привычек может быть достигнут только при активной поддержке со стороны общества, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих технологий, и семьи. Их совместные усилия в данном направлении будут способствовать эффективности мер по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Работа по формированию здорового образа жизни может быть организована по следующим направлениям:
— создание здоровьесберегающей инфраструктуры
— реализация программы формирования здорового образа жизни в
— реализация программы формирования здорового образа жизни во
— работа с родителями (законными представителями);
— просветительская и методическая работа со специалистами
Создания здоровьесберегающей инфраструктуры учебного учреждения для обеспечения процесса комфортности обучения подразумевает выполнение следующих условий:
— соответствие состояния и содержания здания и помещения
общеобразовательной организации санитарно-гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья обучающихся;
— наличие и необходимое оснащение помещений для питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
— организацию качественного горячего питания обучающихся в том
числе горячих завтраков;
— оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и
квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за обеспечение вышеперечисленных условий по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры возлагается на администрацию общеобразовательной организации.
В результате успешной реализации программы формирования здорового образа жизни в урочной деятельности учащиеся приобретут следующие умения и навыки, которые помогут им быть компетентными в жизни:
— навыки личной гигиены;
— активного образа жизни;
— умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, зарядка, закаливание, подвижные игры);
— давать оценку собственному поведению и поведению окружающих;
— умение правильно питаться;
— навыки противостояния приобщения к вредным привычкам
(табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ);
— навыки безбоязненного общения с работниками медицины
(адекватное поведение при посещении лечебных учреждений, а также при появлении признаков заболеваний у себя и окружающих, умения общего ухода за больными).
Нельзя пренебрегать работой по формированию здорового образа жизни и во внеурочное время.
Важнейшим направлением по внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью является спортивно-оздоровительные мероприятия . Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности при организации спортивно-оздоровительных мероприятий обеспечивает усиление оздоровительного эффекта. В данном случае дети с умственной отсталостью
применяют приобретенные на уроках знания, способы и физические упражнения, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физкультурой.
Для реализации программы по формированию здорового образа жизни во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях должны быть предусмотрены спортивные секции и кружки, проведение просветительской работы с учениками с умственной отсталостью по вопросам здорового образа жизни, а также проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на регулярной основе.
Большую пользу приносят детям кружки, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. И в этом основная задача ложится как на плечи родителей, так и школы. Задача взрослых – помочь детям сориентироваться в выборе секции или кружка. Во внеурочное время учащиеся активно участвуют в спортивных секциях и кружках (танцы, художественная самодеятельность).
Внеклассные мероприятия могут быть реализованы как: декады здорового образа жизни; спортивные мероприятия в школе; участие в спортивных соревнованиях; выставки плакатов и рисунков о здоровом образе жизни; акции, спортивные эстафеты; внеклассные занятия; классные часы, посвящённые здоровому образу жизни; проведение ролевых игр; беседы; ситуативные практикумы; интегрированные занятия; рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни; просмотр тематических презентаций.
Для повышения уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с родителями проводится просветительская работа.
С этой целью с родителями проводятся родительские собрания, семинары, тренинги, лекции, конференции, а также для совместной работы педагогов и родителей организовываются совместные оздоровительные спортивные мероприятия в различных формах.
Эффективность реализации просветительской работы с родителями зависит от всех специалистов общеобразовательной организации.
С целью повышения квалификации с педагогами и специалистами общеобразовательной организации проводятся просветительская и методическая работа, которая заключается в проведении лекций, консультаций, семинаров, педагогических советов по вопросам формирования здорового образа жизни, а также совместная работа медиков, педагогов и родителей. Для этих целей приобретается необходимая научно-методическая литература.
От совместной работы специалистов общеобразовательных учреждений и родителей по формированию здорового образа жизни ожидаются следующие результаты:
— потребность в занятиях физической культурой и спортом;
— негативное отношение к вредным привычкам и инфекционным
— ценностное отношение к здоровью;
— установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном
поведении и поступках;
— готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
— готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены.
Также для успешной реализации программы по формированию здорового образа жизни необходимы следующие компоненты:
обеспечение комфортности процесса обучения: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения;
— построение обучения осуществляется с учётом возрастных и
индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным;
— осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в
собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности;
— личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал;
— обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов
деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.
Знания, навыки и привычки в области охраны и укрепления здоровья, приобретённые в раннем возрасте, впоследствии позволят повысить уровень культуры здорового образа жизни, что отразится на гармоничном развитии личности и общества в целом.
1. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития. – Флинта МПСИ, 2015. – 384 с.
2. Барабаш, О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью / Образование и наука. – № 5. – 2006. – С. 28-34.
3. Барков, В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 98 с.
4. Вайнер, Э.Н. Адаптивная физическая культура. – М.: Флинта, 2015. –144 с.
5. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. развития РФ. – М., 2010. – 26 с.
В настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, обусловленное рядом проблем и причин. В связи, с чем наряду с физическим воспитанием возникла необходимость формирования у учащихся с нарушением интеллекта программы здорового образа жизни. Основной задачей программы является содействие социализации личности ребенка. Данная программа – комплексная программа формирования у детей знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья. Успешная реализация программы формирования здорового и безопасного образа жизни достигается в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в результате совместной работы школы, семьи и других институтов общества. Значение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни в том, что знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, получаемые ребенком, превращаются в важнейший компонент общей культуры человека и оказывают влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребляя это выражение, мы чаще всего не задумываемся над его смыслом. В последнее время люди действительно начинают заботиться о своём здоровье. Всё популярнее становятся походы в тренажёрный зал. .
Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у .
Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни».
Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями несет в себе самое широкое понятие.
В статье представлен материал о формах, разных направлениях и системе коррекционной работы, направленной на формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни у детей с интеллекту.
Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества .
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч.
Источник