Меню

Зож для дошкольников по фгос

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
статья на тему

Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педагогам и специалистам ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
statya_igolnikovoy_a.d.docx 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти

в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность,

здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Жизнь в современной действительности диктует нам свои условия. Всё меняется, обновляется и призывает нас идти в ногу со временем. Изменения пришли и в систему образования. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это новая ступень в развитии образования, начальным звеном которого является образование дошкольное.

Цель современного дошкольного образования – создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.

Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [2,46].

Однако, усложнение общественной жизни, экологические, психологические, техногенные факторы провоцируют негативные тенденции состояния здоровья детей. Это связано в первую очередь с негативной динамикой показателей состояния здоровья дошкольников. Среди патологий преобладающими являются болезни органов дыхания, аллергические заболевания, болезни органов пищеварения, сердечно — сосудистой системы. Возросло число детей «группы риска» по развитию психических нарушений. Значительное число детей, впервые поступающих в детский сад, имеют низкие возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств: скорости, выносливости, мышечной силы.

В связи с этим, одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью [2, 46]. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов.

В последнее время многие родители нередко проявляют заинтересованность в вопросах здоровья и здорового образа жизни семьи и ребенка. Мамы и папы приобретают для домашнего пользования физкультурное оборудование, водят детей в спортивные секции, кружки хореографии. Однако, не все молодые семьи по своему экономическому, образовательному статусу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей способных заботиться и бережно относиться к своему здоровью. Важная роль в решении этой проблемы отведена дошкольному образовательному учреждению, сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников.

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для реализации данной задачи взаимодействие с семьей должно строиться на принципах партнерства, взаимопонимания, доверия, активного слушания, согласованности действий, самовоспитания, ненавязчивости, обмене жизненным опытом, безусловным принятием ребенка.

Работа с семьей в дошкольном учреждении может вестись в самых разнообразных формах:

  1. Формы информационного характера (анкетирование, тесты, опросы родителей, книга отзывов и пожеланий, почтовый ящик) позволяют собрать больше информации о семье воспитанника.
  2. Проведение совместных мероприятий (праздников, досугов, тематических вечеров, олимпиад) способствует сближению, созданию дружеской обстановки.
  3. Коллективные формы работы (родительские собрания, беседы, дни открытых дверей, дни здоровья, семинары, практикумы, «Школа молодых родителей», и т.д.) носят познавательный характер, вызывают доверительное отношение.
  4. Наглядная информация (всевозможные памятки, буклеты, проспекты, информационные листы, оформление тематических стендов и т.д.).
  5. Участие родителей в изготовлении атрибутов к соревнованиям, оформлении стенгазет, альбомов достижений и многого другого.

Работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование определенных знаний и навыков, осознанной потребности в занятии физкультурой и спортом, понимании того, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и потребность в бережном отношении к своему организму. Для того чтобы эта работа была успешной, необходимо создавать определенные условия.

Главным условием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка (ребенок – субъект образования, активный в выборе содержания своего образования), учет жизненной ситуации, состояния здоровья каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является:

  1. Здоровьесберегающие технологии и их реализация в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Сотрудничество с семьей, единство требований.
  3. Системность и планомерность работы по здоровьесбережению.
  4. Создание специальных условий для обеспечения двигательной активности детей, удовлетворение потребности их в движении.
  5. Обеспечение соблюдения режима дня, смены деятельности с учетом возрастных особенностей.
  6. Индивидуальная работа с детьми.
  7. Работа по оздоровлению ослабленных детей.
  8. Индивидуальный подход к детям, перенесшим заболевание.
  9. Проведение диагностических исследований.
  10. Достаточная материальная база, создание развивающей среды.

Необходимо не только давать знания, но и научить детей использовать их: разумно относиться к своему здоровью, определять свое состояние, различать что полезно для организма, а что вредно, проявлять любознательность в вопросах здоровья, уметь предотвращать ситуации, угрожающие здоровью, самостоятельно, без напоминания соблюдать опрятность, чистоту, культурно-гигиенические навыки, понимать пользу физических упражнений.

Следует помнить, что большое значение в этом имеет личный пример и пример окружающих. Педагоги и родители должны вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, соблюдать культурно-этические нормы, быть достойным объектом для подражания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на поддержку разнообразия детства, сохранения его уникальности и самоценности. Каждый ребенок имеет право на счастливое, полное впечатлений детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, ловким, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полноценно прожить эту яркую страницу своей жизни и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку, научить его ценить свое здоровье, заботиться о нем и радоваться жизни можем только мы, взрослые.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Ирхин В.Н., Кортюкова Е.А. «Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения» Белгород, 2006г.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Дошкольное образование. Разное
  • ФГОС ДО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ– ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!

ФГОС ДО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ– ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!

СТАТЬЯ:

ФГОС ДО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ–ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!

Коробова Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

«Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и:

чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь»

ФГОС ДО «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. » (см. п.1.6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в . становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. » (см. п. 2.6 ФГОС ДО).

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, легче обучать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Современный детский сад создаёт максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый ребёнок рос здоровым и хорошо развивался. Но при всём этом очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью.

На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Именно поэтому одной из важнейших задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО является необходимость воспитания у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.

Эта статья поможет педагогам ДОУ осознать необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ходе решения задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.

Факторы здоровья

Что же такое здоровье? Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Как видно из определения, не только медицинские факторы влияют на состояние здоровья. Что же мешает добиться того, чтобы наши дети были действительно ЗДОРОВЫМИ? Одна из проблем — это низкий уровень знаний родителей, а иногда, к сожалению, даже и педагогов о том, как сохранить здоровье свое и здоровье детей. В первую очередь необходимо знать факторы, от которых зависит здоровье зависит здоровье:

1. Наследственность– это совокупность природных свойств организма, передаваемых из поколения к поколению.

2. Медицина – это сфера жизни общества, работники которой заняты лечением болезней и их предупреждением.

3. Образ жизни – это совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

4. Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмах друг к другу и к окружающей их среде.

Таким образом, существует фактор, который полностью зависит от самого человека! Учеными доказано, что здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Образ жизни — это совокупность способов форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

Здоровый образ жизни — это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.

В настоящее время, как никогда, возрастает актуальностьЗОЖ, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Задача педагогов и родителей сформировать у детей представления о ЗОЖ и осознанное отношение к выполнению составляющих ЗОЖ. Причем речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении определенных гигиенических норм и правил, которые определяют физиологическое благополучие организма, но и о приобретении определенных критериев здоровья.

Критерии здоровья

1. Отсутствие или наличие хронических заболеваний (на определенный момент времени).

2. Функциональное состояние органов и систем организма.

3. Степень сопротивляемости организма инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

4. Развитие физического и нервно-психического организма и их гармоничности.

Изучением вопроса здоровья и его проблем занимается наука валеология наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.

Валеология представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Основоположник валеологии – И.И.Брехман и его ученик-последователь Г.К.Зайцев выделили основные Принципы валеологии.

Принципы валеологии

1. Принцип сохранения здоровья.

Его основу составляет гомеостаз (способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям). Жизнедеятельность человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной особенностью организма – адаптацией (адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека). Переход от здоровья к болезни связан с действием интенсивных раздражителей. Они вызывают в организме реакции «патологического стресса», характеризующиеся ломкой гомеостаза и постоянным истощением энергетических резервов (состояние, близкое к хроническому заболеванию).

Первый принцип сохранения здоровья проявляется в стремлении человека развивать свой культурный уровень, а так же поддерживать свое психическое равновесие путем ограждения своего организма от стрессовых и информационных перегрузок.

2. Принцип увеличения резервов здоровья (укрепление здоровья).

В организме человека заложен механизм сохранения здоровья, обеспечивающий накопление или наращивание энергоресурсов организма.

И.И.Брехман рассматривает нравственное здоровье как определяющий аспект в валеологической культуре личности. Как говорилось в исследованиях Г.К.Зайцева — установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

Второй принцип заключается в повышении адаптивности организма к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки.

3. Принцип формирования здоровья.

Этот принцип обуславливает формирование основных компонентов здоровья подрастающего поколения на протяжении всей их образовательной деятельности.

Исходя из перечисленных принципов валеологии, понятно, что для сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определенную системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ, по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ. Какие же факторы необходимы для обеспечения ЗОЖ дошкольников? Очевидно, что все они обязательно должны учитываться в системе работы ДОУ.

Составляющие факторы здорового образа жизни

6. Эмоциональное состояние

1.Режим дня— это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Соблюдение режима дня — одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

2. Сон— это наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.

Сон — один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма. Режим сна детей складывается из ночного — примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна — примерно два часа.

Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъем в одно и то же время. Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:

• Приток свежего воздуха

• Прием пищи, не возбуждающей организм,- за полтора, два часа до сна

• Предварительная прогулка на свежем воздухе

3.Питание— это пища, еда, т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека.Питание это одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание с первых дней жизни.

4.Гигиенаэто раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. Гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования, поддержание порядка в окружающей обстановке. Гигиенические навыки включают в себя:

• Занятия физическими упражнениями

• Использование рациональной одежды и обуви

5.Движение— это состояние, противоположное неподвижности, покою, это биологическая потребность растущего организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей. Движения улучшают работу опорно-двигательного аппарата, увеличивается сила, объем, эластичность мышц.

Основные движения — это жизненно необходимые для человека движения, которые он использует в повседневной деятельности. К основным движениям относятся: ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание, равновесие.

Недостаток движений приводит к гиподинамии. В результате наблюдается понижение умственной и физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания и пищеварения.

Взрослые должны как можно раньше привить детям глубокие знания и навыки по физической культуре, помочь в подборе увлекательных игр, полезных физических упражнений. Начинать следует с утренней гимнастики. Воспитатель должен заинтересовать детей, объяснить положительное влияние гимнастики на организм, на развитие необходимых человеку физических качеств. Утренняя гимнастика полезна еще и тем, что это первый шаг к твердому распорядку, к умению правильно распределять свое время. Кроме утренней гимнастики ежедневно следует организовывать игровую двигательную деятельность: физкультурные занятия, физкультурные минутки (см. «Физминутки нам нужны — для детей они важны!» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06 /1470-2012-08-12-09-54-47.html ), подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения, элементы эстафет исоревнований, малоподвижные игры и хороводы, развлекательные аттракционы и т.д.

Занятия физкультурой в дошкольном возрасте развивают физические качества: ловкость, силу, быстроту, выносливость, гибкость, равновесие.

6. Многие педагоги ДОУ до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь, проведя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Все вышеперечисленные составляющие факторы ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в ДОУ. Кроме того, нельзя забывать об основных требованиях к режиму ДОУ, обеспечивающих формирование, укрепление и сохранение здоровья детей:

• Рациональное чередование бодрствования и отдыха.

• Регулярное и полноценное питание, не менее четырех раз в день в одни и те же часы.

• Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее шести часов в неделю.

• Пребывание на свежем воздухе, не менее двух- трех часов в день.

• Строгое соблюдение гигиены сна, не менее десяти часов в сутки, желательно, чтобы ночной сон был в одно и то же время.

• Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

• Единство требований со стороны взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные, когда ребенок находится с родителями).

Каждый малыш должен расти здоровым, но, чтобы этого добиться, надо приложить определенные усилия не только педагогам ДОУ, но и родителям, и самому ребенку. Первоочередная задача педагогов ДОУ — помочь понять родителям и детям необходимость приобщения к ЗОЖ для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

«Да, что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь» (М. Цветаева). Навыки ЗОЖ, полученные в детстве, помогут сохранить здоровье на всю жизнь!

Примечание: Практический материал к данной статье Вы можете посмотреть в методической разработке «ФГОС ДО, «Физическое развитие». Серия занятий «Здоровый образ жизни» для детей 6 — 7 лет» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1434-2012-07-13-12-05-22.html

Литература

1. В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко «Этюды валеологии: здоровье, как человеческая ценность», С-Пб, изд-во Балт. пед. акад. 1998 г.

2. И.И.Брехман «Валеология — наука о здоровье», Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1990г.

3. Г.К.Зайцев, А. Г. Зайцев « Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей», Москва, изд-во «Бахрах-М», 2003г.

Источник

Читайте также:  Беседа по зож чистота залог здоровья
Adblock
detector