Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»
консультация на тему
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_narusheniyami_zreniya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Макшакова Елена Александровна
воспитатель спец. группы, МБДОУ ДС №2 г. Сарапул
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения
« Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы .»
За последние годы сложившаяся социально- экономическая обстановка вызывает беспокойство у многих людей не только в России но и во всём мире. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей, ведь основным богатством государства, достижением любой нации является здоровье населения. Именно уровень здоровья определяет его экономический и социальный потенциал. Состояние здоровья детей дошкольного возраста постоянно ухудшается. За последнее время увеличилось число детей с близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими нарушениями зрения. Всё чаще встречаются речевые патологии и нарушения со стороны психики. Поэтому приоритетной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей с нарушениями зрения является формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ:
- Овладение оздоровительными системами и технологиями, приобретение практических навыков здорового образа жизни кадров в ДОУ;
- Обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
- Организация систем оздоровительных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья детей (зрительная гимнастика, закаливающие процедуры, фитотерапия, массаж и др.);
- Оказание помощи родителям по вопросам оздоровления детей (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательная гимнастика).
Таким образом, главной целью дошкольного воспитания должно стать формирование здоровья детей – планомерное осуществление мероприятий оздоровительной и профилактической работы, соблюдение санитарно-гигиенического режима. Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у дошкольников с нарушениями зрения очень важно и актуально, так как данные знания являются частью общекультурного развития, актуализируют детскую картину мира, представления об окружающем мире и о себе самом.
Среди средств, на которые может опереться воспитатель в стремлении сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, основными являются: закаливание, физические упражнения, спортивные игры, зрительная гимнастика, утренняя гимнастика и др. Немалую роль играет и соблюдение гигиенических факторов (режим, офтальмо-гигиенические условия, правильное питание, гигиена одежды и помещения). Таким образом, основными компонентами здоровья являются: рациональный режим, закаливание и движение.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни:
1 . Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:
— оздоровительная гимнастика (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, зрительная, бодрящая гимнастика после сна и др.), точечный самомассаж, игротерапия; — привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);
2 . Здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития:
— динамические и музыкальные паузы, проветривание и влажная уборка помещений, ароматерапия, витаминотерапия, релаксация;
3 . Специально организованная двигательная активность ребенка: — подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия;
4 . Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведенной диагностики состояния физического и психического здоровья детей: — фитотерапия, массаж, психогимнастика, тренинги;
5 . Оздоровительные мероприятия: — спортивные праздники, тематические праздники здоровья, экскурсии.
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
- Алексенцева И.И. Оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
- Мешаева Н.А. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни дошкольников.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
статья
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_narusheniyami_zreniya.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
« Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы »
За последние годы сложившаяся социально- экономическая обстановка вызывает беспокойство у многих людей не только в России но и во всём мире. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей, ведь основным богатством государства, достижением любой нации является здоровье населения. Именно уровень здоровья определяет его экономический и социальный потенциал. Состояние здоровья детей дошкольного возраста постоянно ухудшается. За последнее время увеличилось число детей с близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими нарушениями зрения. Всё чаще встречаются речевые патологии и нарушения со стороны психики. Поэтому приоритетной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей с нарушениями зрения является формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ:
1 .овладение оздоровительными системами и технологиями, приобретение практических навыков здорового образа жизни кадров в ДОУ;
2.обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
3. организацию систем оздоровительных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья детей (зрительная гимнастика, закаливающие процедуры, фитотерапия, массаж и др.);
4. оказание помощи родителям по вопросам оздоровления детей (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательная гимнастика).
Таким образом, главной целью дошкольного воспитания должно стать формирование здоровья детей – планомерное осуществление мероприятий оздоровительной и профилактической работы, соблюдение санитарно-гигиенического режима.[1] Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у дошкольников с нарушениями зрения очень важно и актуально, так как данные знания являются частью общекультурного развития, актуализируют детскую картину мира, представления об окружающем мире и о себе самом. Среди средств, на которые может опереться воспитатель в стремлении сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, основными являются: закаливание, физические упражнения, спортивные игры, зрительная гимнастика, утренняя гимнастика и др. Немалую роль играет и соблюдение гигиенических факторов (режим, офтальмо-гигиенические условия, правильное питание, гигиена одежды и помещения). Таким образом, основными компонентами здоровья являются: рациональный режим, закаливание и движение. Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни:
1 . Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:
— оздоровительная гимнастика (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, зрительная, бодрящая гимнастика после сна и др.), точечный самомассаж, игротерапия; — привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);
2 . Здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития:
— динамические и музыкальные паузы, проветривание и влажная уборка помещений, ароматерапия, витаминотерапия, релаксация; 3 . Специально организованная двигательная активность ребенка: — подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия; 4 . Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведенной диагностики состояния физического и психического здоровья детей: — фитотерапия, массаж, психогимнастика, тренинги; 5 . Оздоровительные мероприятия: — спортивные праздники, тематические праздники здоровья, экскурсии.[1]
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
Источник
Формирование здорового образа жизни и сознательного отношения
к здоровью у ребенка с нарушением зрения, роль семьи в этом процессе
Ростовцева Екатерина Викторовна,
воспитатель школы №502 Санкт-Петербурга
Вопросы охраны, успешного функционирования и развития зрения нельзя рассматривать вне зависимости от вопросов общего уровня физического развития и соматического здоровья ребёнка. В первую очередь необходимо помнить, что здоровье начинается с семьи. И здоровый образ жизни семьи является залогом принятия ребенком здорового образа жизни для себя. Поэтому родители должны с самых ранних лет уделять внимание заботе о здоровье ребёнка, его охране и совершенствованию. Родителям необходимо бережно относиться к сохранным зрительным функциям ребенка. Но при этом также не следует окружать ребёнка и чрезмерной заботой, ограждая от любых, даже самых элементарных нагрузок. В этом аспекте важно взаимодействие родителей с людьми компетентными в вопросах развития ребёнка с учётом его особенностей — врачей и педагогов. Воспитывая ребёнка с нарушением зрения, родители должны понимать, адекватно воспринимать и учитывать его особенности и возможности. Так, например, гиперопека также, как и пренебрежение особенностями развития, негативно сказывается на ребёнке — ведь он должен развиваться и учиться взаимодействовать с окружающим миром, не смотря на имеющиеся у него особенности развития. Как перенапряжение, так и, напротив, отсутствие, соразмерной возможностям, работы зрительной системы ведет к ухудшению её состояния.
Из всего вышесказанного следует, во-первых, что родители должны осознанно подходить к вопросам охраны и развития зрения детей, стремиться получить необходимую для этого базу знаний, умений и навыков, чтобы иметь возможность помочь ребенку в соответствии с его потребностями. Врачам же и педагогам необходимо проводить просветительскую работу и идти навстречу родителям, обучая их правильному взаимодействию с детьми. Ведь «знание факторов, влияющих на зрительную работоспособность, физическое и функциональное состояние анализатора, способствующих ухудшению или улучшению зрения, понимание сущности их связей позволяет шире рассматривать офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей, чем только с позиции определения и исполнения санитарно-гигиенических требований к процессу зрительной работы ребёнка».
В рамках общеобразовательного процесса в разделах валеологического и экологического воспитания, которые тесно связаны с понятием здорового образа жизни, в ходе обучения основам безопасности жизни дошкольники и школьники должны овладеть знаниями о роли зрения в жизнедеятельности человека (в игре, познании, учебе, труде), о значении собственно здорового образа жизни для зрения, о факторах среды обитания, которые благоприятны или могут негативно влиять на зрение, о травмоопасных для глаз предметах быта и жизненных ситуациях и др.
В этом разделе, также, следует отметить физическое воспитание детей, как часть здорового образа жизни. Физическая культура является решающим условием гармонического развития детского организма и одним из основных средств предупреждения ряда заболеваний в детском возрасте. Для детей с глубокими нарушениями зрения физическое воспитание имеет большое корригирующее значение. Оно является важным средством по преодолению ряда недостатков в их двигательной системе: способствует лучшей координации движений, улучшает ритм, скорость и точность движений и т. д. Физическое воспитание детей должно включать утреннюю гимнастику, занятия физкультурой в школе, подвижные и спортивные игры. Очень полезны для детей походы за город, плавание, ходьба на лыжах и т.д.
Однако во всех случаях занятия физкультурой необходимо согласовать с врачом-окулистом, так как при некоторых глазных заболеваниях противопоказаны упражнения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, подъемом тяжестей, сотрясением тела, резкими прыжками и т. д. Об этом родителям надлежит помнить также при привлечении детей к домашним делам или во время прогулок.
Помимо уже перечисленных выше есть еще один важный раздел в понятии здорового образа жизни — это питание. Для детей с нарушением зрения этот раздел крайне важен.
Целесообразную организацию питания детей с нарушением зрения следует рассматривать как одно из важнейших охранно-гигиенических мероприятий по предупреждению снижения зрения, поддержанию функционирования зрительной системы и наращиванию нервно-физического тонуса зрительного анализатора.
Полноценное питание предполагает: соответствие его рациона потребностям организма, достаточный объем пищи, кратность приёма, соблюдение диеты по показаниям врача. Рассмотрим каждый компонент с точки зрения его охранно-профилактического значения для деятельности зрительной системы детей.
Рациональное питание предполагает потребление растущим организмом разнообразных продуктов, в которые входят белки, жиры, углеводы, жидкость, витамины, минералы.
В литературе, посвящённой вопросам охраны и гигиены зрения, для его улучшения рекомендуется в рацион вводить определенные продукты естественного происхождения — например, ягоды черники. Они усиливают остроту зрения, обеспечивают увеличение поля зрения и уменьшают усталость. Рекомендуется употреблять больше тёртой моркови.
С целью профилактики снижения зрения и поддержания физиологических возможностей зрительной системы в рацион питания должны входить продукты, богатые определенными витаминами – витамином А, С и витаминов группы В. Витамины повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию организма, участвуют в обменных процессах.
В литературе, посвященной офтальмо-гигиеническим основам воспитания детей с нарушенным зрением, обращается также внимание и на важность для зрения достаточного потребления таких минералов, как кальций и калий. Потребность организма в витаминах, минералах и питательных веществах удовлетворяется при соблюдении одного из основных принципов рационального питания — разнообразия пищи, богатой полезными свойствами.
Таким образом, полноценное питание — это не только основа физического развития органа зрения, но и профилактическое мероприятие его ослабления, снижения. Стоит отметить, что опять же, не все родители уделяют достаточное внимание вопросам правильного питания и поэтому учителям и медицинским работникам имеет смысл вести просветительскую работу и в этом направлении.
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера, — 2010.
2. Пищаева М. В. Денисова С. В. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие. Арзамас.: АГПИ, — 2006.
3. Солнцева Л.И. Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. М.: Налоговый вестник, — 2004.
4. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. M.: Академия, — 2002.
5. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. СПб.: Каро, — 2007.
Источник