Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Наталья Васильева
Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые констатируют, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей не теряет своей актуальности,а наоборот,становится более значимой,так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем,и эта тенденция только растет. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению,укреплению здоровья и развития физических качеств дошкольников.
Начинать работу в данном направлении необходимо с раннего детства,воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью,объяснить важность того,что здоровье–самая величайшая ценность,дарованная человеку природой. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста в данном направлении с учетом возрастных, психологических,индивидуальных особенностей детей,создание благоприятных гигиенических условий,оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. От состояния здоровья зависит овладение детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера,совершенствовать физическое развитие.
Цель проекта:создание оптимальных условий для укрепления и сохранения здоровья детей.
Объект:дети младшего дошкольного возраста.
Предмет:процесс формирования физических качеств у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.
Задачи:1. Формировать у дошкольников понимание необходимости заботиться о своем здоровье,беречь его,учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
2. Развивать активность,подвижность,гибкость,ловкость через различные виды деятельности.
3. Воспитывать любовь к физическим упражнениям,закаливанию,занятию спортом.
4. Взаимодействие ДОУ и родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости,гибкости,выносливости,быстроты реакции и др. ,на формирование психических качеств (внимания,мышления)
В МДОУ «Звездочка» Куриловского детского сада созданы условия для осуществления данного проекта: оборудованы спортивные залы для проведения занятий, развлечений; в группах имеются спортивные зоны, для выполнения физических упражнений и игр, имеется инвентарь для проведения закаливания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования, может использоваться студентами выпускных курсов для написания курсовых и дипломных работ.
I.Основная часть. Теоретическое обоснование проекта формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГТ.
Поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению, укреплению здоровья и развития физических качеств дошкольников.
1.1 Возрастные особенности детей 3-4 лет
Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения,требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями. Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
1.2 Образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья черезрешение следующих задач:
•сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
•воспитание культурно-гигиенических навыков;
•формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие черезрешение следующих специфических задач:
развитие физических качеств;
накопление и обогащение двигательного опыта детей;
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.
Обе эти области тесно взаимосвязаны.
1.3 Формы работы с детьми для реализации проекта.
Для реализации своего проекта я использую ТАКИЕ формы работы. Физические упр являются эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма. Физические упр активизируют работу сердечно-сосудистой,дыхательной,нервной систем. Они требуют волевых усилий,развивают эмоции. Выполняются во время утренней гимнастики,физкультурно-оздоровительных занятий.
Подвижные игры-одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них-это,прежде всего,двигаться,действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения,развиваются такие качества,как инициатива и самостоятельность,уверенность и настойчивость.
Гигиенические и водные процедуры: умывание,мытье рук,занятия с водой.
Активный отдых: развлечения, праздники (раз в неделю совместно с физкультурным руководителем); игры-забавы (ежедневно, в течение дня); дни здоровья (по плану ДОУ);
Дыхательная гимнастика (ежедневно, во время утренней гимнастики и на прогулке после подвижных игр);
Закаливание. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров. регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.
Пропаганда здорового образа жизни: экологические беседы (раз в неделю в БСД); специальные занятия (по плану).
Выполнение данных мероприятий способствует полноценному развитию двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья детей, осознание собственного «Я».
1.4 Формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Показ занятий для родителей.
5. Совместные занятия для детей и родителей.
6. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада.
II. Практическая часть
Примерное планирование для детей младшей группы по формированию здорового образа жизни через интеграцию образовательных областей.
I.Физкультурно-оздоровительная работа, закаливание.
Задачи: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом,индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.
1. Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте».
2. Методы закаливания.
3. Опрос родителей «Методы Закаливания».
4. Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группе на год.
II.Занятия по развитию представлений о мире и о себе.
ЗАДАЧИ:Дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.
III.Изодеятельность детей и родителей.
ЗАДАЧИ:Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.
•Пополнение уголка Здоровья в группе.
•Коллективные и индивидуальные работы детей.
•Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук.
•Изготовление уголка здоровья для родителей.
•Планирование занятий по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация).
•Творчество родителей по темам «Я здоров!», «Средства личной гигиены»
IV.Чтение детской литературы,заучивание стихотворений,потешек.
1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
2. Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.
3. Заучить стихотворения о здоровье.
•Чтение детской литературы.
•Заучивание потешек, приговорок, пестушек.
V.Оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность.
1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
2. Развивать двигательную активность детей.
3. Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.
Дни здоровья
Оздоровительные минутки
VI.Информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, родительские собрания, консультации.
1. Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
2. Привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.
•Консультация для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
•Информация «Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Полезные советы по питанию», «Здоровье и питание детей дошкольного возраста»
•Родительские собрания
•Творческая деятельность родителе
В процессе реализации нашего проекта мы достигли следующих интегративныхрезультатов у детей :
1. Сформировалось понятие о том, что необходимо заботится о своем здоровье, бережно относится к своему здоровью и к здоровью своих близких, вести здоровый образ жизни.
2. Наличие у детей таких физических качеств, как подвижность, ловкость, гибкость, активность, выносливость.
3. Наличие у детей интереса к физическим упражнениям, к закаливанию, к активному и здоровому образу жизни.
4. Установление партнерских отношений ДОУ с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.
В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.
Источник
Интеграция образовательных областей в проектной деятельности по формированию ЗОЖ дошкольников
Ирина Петровна
Интеграция образовательных областей в проектной деятельности по формированию ЗОЖ дошкольников
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и прочее. Известно, что дошкольный возраст — решающий в становлении физического и психического здоровья человека. Именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Интеграция – это объединение каких-либо элементов в целое. Именно через интеграцию можно более глубоко сформировать взаимосвязи образовательных областей и проникнуть в различные разделы воспитания и образования детей.
В ДОУ мною был разработан и реализован проект «Гимнастика пробуждения после дневного сна», где ведущая образовательная область «Физическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Целью моего проекта было создание условий для проведения гимнастики пробуждения после дневного сна.Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду в процессе интеграции образовательных областей.
2. Создание разнообразной физкультурно-игровой среды, направленной на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей.
3. Ознакомление с правилами подвижных игр, формирование умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4. Привлечение родителей к совместным усилиям по оздоровлению дет-ского организма в течение всего года.
В связи с объемом указанных задач проект долгосрочный. Непосредственными участниками проекта являются дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
В ходе подготовительного этапа был составлен паспорт проекта, производился подбор и изучение методической, художественной литературы по теме, разработаны комплексы гимнастик после дневного сна.
В рамках образовательной области «Физическое развитие» проводились
1. Гимнастика в постели. «Котята просыпаются», «Ожившие игрушки», «Волшебные цветы».
2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Физкультминутки «У меня спина прямая», «Отправляемся в лес», «Закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам».
3. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Полет на Луну», «Вырасти большой», «Любимый носик».
4. Использование инновационных оздоровительных технологий (Су Джок терапия) — «Упражнение горка».
5. Гимнастика игрового характера. «Солнышко», «Снежная королева», «Забавные котята».
В рамках социально-коммуникативной области были организованы сю-жетно-ролевые игры «Больница», Семья», «Скорая помощь», «Фитнес клуб», дидактические игры типа «На кого я похож», «Светофор здоровья», «Что было бы, если бы?». «Кто как дышит».
Познавательное развитие: сюда входит образовательная деятельность «Изучаем свой организм», «Я расту», «Да здравствует мыло душистое, беседы «Мы со спортом — неразлучны», «Богатырские забавы». «Олимпийские игры», дидактические игры «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот».
Речевое развитие: составление описательных рассказов тему «Как мы иг-раем зимой на участке», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, отгадывание загадок о видах спорта.
Чтение художественной литературы: чтение и обсуждение литературных произведений различных жанров, например, А. Барто «Я расту», «Мы с Тамарой санитары», С. Михалков «Прививки», «36 и 5» и другие.
Художественное творчество: НОД лепка «Лыжник в движении» «Экзоти-ческие фрукты, овощи», рисование «Олимпийский огонь», «Полезные продукты».
Музыкальное развитие: разучивание песен о спорте («Сильным, ловким вырастай»).
Таким образом, интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта повышает познавательный интерес у детей, служит развитию воображения, внимания, мышления, памяти и речи, способствует формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка, то есть делает жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
В ходе этого проекта осуществлялась также работа с родителями. Было проведено родительское собрание на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни», где оговаривался вопрос по изготовлению массажных ковриков для ходьбы в детском саду и дома; выпуск консультации «На зарядку становись»! В группе оформлен мини – стенд для родителей «Здоровей-ка», где постоянно обновляется материал по формированию ЗОЖ дошкольников.
Результат проекта:
Все проводимые мероприятия положительно повлияли на общее здоровье детей: анализ заболеваемости детей позволил отметить тенденции к её снижению.
У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению соб-ственным телом.
Проектспособствовал сближению с семьями воспитанников: родители принимали активное участие в проводимой работе.
1. Борисова Е. Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками».- М. : Сфера, 2006.- 104 с.
2. Васильева Н. М. Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном [Текст] / Н. М. Васильева //Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М. : Буки-Веди, 2013. — С. 34-36.
3. Трубайчук, Л. В. Интеграция как форма организации образовательного процесса /Л. В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования. –Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011.
4. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. // Дошкольное воспитание. -2007г. -№2-с. 28.
5. Интернет-источники.
Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки Представляю Вашему вниманию презентацию на тему: «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время.
Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей в оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста. Существуют разнообразные формы и виды.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Море» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Море» Материалы, оборудование. Слайды с изображением моря и морских обитателей;.
Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция образовательных областей порседством познавательно-исследовательской деятельности» 7 ноября 2015 года в МБДОУ д/с № 20 п. Южный прошёл районный семинар «Интеграция образовательных областей через познавательно-исследовательскую.
Интеграция музыкального содержания с содержанием других образовательных областей по ФГОС. Ранний и средний дошкольный возраст Программа «Детство» Т. И. Бабаевой (2014г.) Раннее детство. Социально – коммуникативное развитие: Участвует в совместных действиях со взрослым.
Консультация для педагогов «Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей» В связи с актуальностью проблемы появились задачи создания новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа.
Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Художественное творчество» Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Художественное творчество» Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая.
Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе компенсирующей направленности.
Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание.
Конспект интегрированной НОД по развитию речи «В поиске ключа» обрзовательная область: Коммуникация (развитие речи). Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Ход занятия: Воспитатель с детьми.
Источник