Меню

Значение здоровья для профессиональной деятельности

Значение здоровья для профессиональной деятельности

Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Нужно задуматься, как будущая профессия повлияет на ваш организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых. Заранее проконсультируйтесь с врачом и выясните, не противопоказана ли вам выбранная профессия. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее.
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, муд­рость и практичность которой изу­мляет. Правильная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии связан, прежде всего, с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.
Перед поступлением в учебное заведение каждый школьник проходит медицинский осмотр в поликлинике по месту жительства, на основании которого подростковый врач-терапевт выдает медицинскую справку (врачебное профессионально-консультативное заключение, форма № 86/у).
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, следователь).
Существует целый ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека (летчик, спасатель МЧС и др.). Профотбор включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.
Условно все требования, предъявляемые профессией к здоровью человека, можно разделить на четыре группы:
• двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
• анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
• нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нер­вной системы;
• интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
• бытовые условия;
• умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
• одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
• тяжелые и вредные условия труда.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ.
Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и поду­майте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:
1 Утром мне трудно вставать вовремя, не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда нужно сосредоточиться, я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Случается, что я могу «покрас­неть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше у вас ответов «нет», тем меньше поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов – сигнал тревоги. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, следует проконсультироваться с врачом.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Источник

Здоровье человека и выбор профессии

Здоровье человека и выбор профессии

Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) включает в себя, кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудшению здоровья, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.

Читайте также:  Мвд какое должно быть здоровье

Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения.

Это могут быть:

þ большие физические нагрузки

þ постоянно низкая или высокая температура

þ повышенная запыленность воздуха

þ контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и др.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Первая группа включает профессии, в условиях работы вторых полностью отсутствуют неблагоприятные производственны е факторы. Это многочисленная группа профессий: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхании и склонности к простудным заболеваниям.

Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше. чем во второй группе

К четвертой группе относится профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста Причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

Пятая группа — это профессии и специальности, предметы труда которых требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа — это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана.

¤ нарушения органов зрения — чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем;

¤ органов слуха — стенографистка, автослесарь; органов обоняния—повар и др.

Ниже приводится сводная таблица противопоказанных профессионально-производственных факторов для наиболее распространенных заболеваний

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ К ПРОФЕССИЯМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Согласно профессиональным требованиям, основными факторами производственной среды на рабочем месте при выполнении строительных работ являются:

A физические нагрузки средней или высокой степени тяжести

A длительное напряжение отдельных групп мышц

A неудобная вынужденная рабочая поза

A неблагоприятные метеорологические условия

A наличие контакта незащищённых участков кожи с вредными веществами (краска, растворители и др.)

Для того чтобы обучающийся строительным профессиям смог осуществлять свою трудовую деятельность в полном объёме, необходимо иметь:

¤ хорошее физическое развитие

¤ развитую мышечно-суставную чувствительность

¤ хорошую координацию движений

¤ хорошее зрение, цветоощущение и слух

Нельзя обучаться профессиям строительного профиля молодёжи, у которых имеются следующие заболевания:

h мышц и суставов верхних конечностей

h с заболеваниями органов дыхания

h сердечно-сосудистой системы

h с психическими расстройствами

h с нарушениями органов зрения и слуха

h с кожными заболеваниями, в том числе аллергического характера

Источник

Профессиональное здоровье и его психологическое обеспечение

Проблема профессионального здоровья в психологии труда. Основные причины повышенного внимания к состоянию организма профессионала. Характеристика личностных и кадровых факторов выгорания. Проведение исследования ролевых факторов риска на работе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.03.2017
Размер файла 20,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

на тему: «Профессиональное здоровье. Его психологическое обеспечение»

В настоящее время проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность. Понятие профессионального здоровья интегрирует сложные взаимоотношения человека с профессиональной средой и является мерой согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности. Концепция имеет гуманистический характер и направлена на обеспечение безопасности и надежности профессиональной деятельности, повышением ее эффективности, а также обеспечением профессионального долголетия.

Особую актуальность проблема профессионального здоровья приобретает в отношении тех людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Результаты многочисленных исследований позволяют говорить о том, что в настоящее время управленческая деятельность с полным правом может быть отнесена к тем видам трудовой деятельности, которые предъявляют повышенные требования, как к физическому, так и к психическому здоровью профессионала.

Психологическое обеспечение профессионального здоровья может быть рассмотрено как составная часть концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, одной из основных задач которой является повышение эффективности управленческой деятельности. Под эффективностью в данном случае понимается не только увеличение производительности труда и повышение его надежности, но и обеспечение оптимального уровня затрат, достижение высоких результатов без потери здоровья.

Проблема профессионального здоровья в психологии труда

Проблема здоровья в профессиональной деятельности

Проблема исследования и изучения здоровья в профессиональной деятельности в современной психологии находится на стыке двух научно-практических направлений: психологии труда и психологии здоровья. Психология труда — это система психологических знаний о труде как о деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте. Психология здоровья — это система психологических знаний о причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Понятие «здоровье» в рамках психологии труда рассматривается в соотношении с такими понятиями как:

«эффективность деятельности», которая определяется как результат сравнения итогов деятельности (внешняя или стратегическая эффективность) и ресурсов (в т.ч. и здоровье), затраченных на получение этих итогов (внутренняя или тактическая эффективность);

«качество труда», которое рассматривается как интегральная характеристика, фиксирующая «показатели количества и качества выпускаемой продукции, взятые в отношении к психической и физиологической «цене» трудовых усилий, а также по отношению к показателям здоровья и развития личности трудящегося»;

— «профессиональное самосохранение» — понятие, которое предполагает наличие у профессионала не только актуализированной потребности и личной ответственности за свое здоровье, но и наличие соответствующих способностей к саморегуляции, самовосстановлению в профессиональной деятельности;

«профессионализм» или «профессиональная компетентность» — названные понятия включают в себя наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками, еще и способность к индивидуальному самосохранению, умение правильно организовать свой труд, владение приемами саморегуляции и саморазвития, умение работать без перегрузок;

Читайте также:  Скайрим повышение регенерации здоровья

«профессиональная, пригодность», одним из основных компонентов которой является дееспособность, характеризующая состояние здоровья (как физического, так и психического) необходимое для осуществления той или иной профессиональной деятельности;

«работоспособность», которая рассматривается как существенная характеристика профессионала, непосредственно связанная с его состоянием здоровья;

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала. Состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, а также профессиональная деятельность воздействует на здоровье работника. Основные итоги экспериментальных работ, явившиеся причиной повышенного внимания к здоровью в профессиональной деятельности:

обнаружено, что среди множества социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья, одно из наиболее весомых воздействий оказывает профессиональная деятельность;

профессиональная деятельность влияет на состояние физического и психического здоровья неоднозначно, то есть она может его, как ухудшать, так и улучшать;

существуют группы т.н. «профессионального риска» или стрессогенные профессии, которые предъявляет к физическому и психическому здоровью профессионала повышенные требования, обусловленные как содержанием труда, так и его условиями;

результаты эпидемеологических исследований свидетельствуют, что профессиональные заболевания часто являются следствием плохо организованной профессиональной деятельности, а также могут быть рассмотрены как один из существенных факторов, препятствующих профессионализации.

Несомненная практическая значимость перечисленных результатов привела в настоящее время к резкому повышению популярности исследований здоровья в профессиональной деятельности.

Концепция профессионального здоровья

Введение понятия профессиональное здоровье явилось отражением потребности общества в определении возможностей организма человека применительно к условиям профессиональной деятельности. Необходимо особо подчеркнуть гуманистический характер этого нового научного подхода, так как он направлен на обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности. Особую актуальность вышесказанное имеет в отношении людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях.

Когда речь заходит о профессиональном здоровье, авторы не дают четкого и конкретного определения, а оперируют данной категорией как понятной всем без дополнительного разъяснения. В таких случаях профессиональное здоровье чаще всего рассматривается как некая обобщенная характеристика здоровья индивида, взятая в конкретных условиях его трудовой деятельности.

В специальной литературе нам удалось найти лишь несколько попыток дать научное определений понятия «профессиональное здоровье». Так, Бобровницкий И.П. и Пономаренко В.А. рассматривают его как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, что обеспечивает высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни». В статье Бугрова С.А. с соавторами под профессиональным здоровьем понимается «свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность». Общим для этих определений является рассмотрение профессионального здоровья как интегрального качества в целостной системе «здоровье работоспособность — эффективность».

Бугров С.А. с соавторами предлагают также представлять профессиональное здоровье в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический» психический и физический статус, определенный уровень функционального состояния, психических и физических качеств профессионала, функциональная устойчивость профессионала.

Факторы, влияющие на профессиональное здоровье

Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.

Чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.

Социальная поддержка связана с уровнем выгорания. Работники, уровень поддержки которых со стороны руководителей и коллег высокий, меньше подвержены выгоранию. Чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения и деперсонализации.

Аналогичные связи установлены и относительно профессиональной и административной поддержки в организации. Чем она больше, тем реже у сотрудников встречаются деперсонализация и редукция персональных достижений. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно — с эмоциональным истощением. Поддержка коллег отрицательно связана с деперсонализацией и положительно — с персональными достижениями. Поддержка же стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания.

Эмпирические данные свидетельствуют о сложном взаимодействии социальной поддержки и синдрома выгорания. Источники первой могут по-разному влиять на компоненты второго. Позитивный эффект обусловлен как характером поддержки. Так и готовностью её принять.

Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск.

Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы. Но и от организации в целом. Выгоревший работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. профессиональный здоровье выгорание ролевой

Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определённого момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников.

Личностные факторы риска выгорания

Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, обнаружены такие показатели предрасположенности к стресс — реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающее степень ответственности человека за свою жизнь, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Экстернальный локус контроля коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания — с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. Причём чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения.

Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса — один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни.

Для развития выгорания важно и то, как человек справляется со стрессом. Уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного.

Наличие корреляционных связей между личностными характеристиками и выгоранием привело к тому, что личностный фактор стал рассматриваться как ведущий при выборе социальных профессий.

Читайте также:  Многие люди не берегут здоровье

Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга — преодоления стрессовых ситуаций. Люди с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность.

Пайдмонт (1993) получил данные о том, что самоуважение играет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение и деперсонализацию на работе, и вне её.

Профессиональные факторы выгорания

Проблема выгорания тесно соприкасается с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций. Трудоголизм и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает, движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

К ролевым факторам риска относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.

Ролевой конфликт — это противоречивые требования к работнику.

Ролевая неопределённость — это нечёткие, неопределённые требования к работнику.

Ролевая перегруженность — ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

Учёные делают следующие выводы:

в определённой степени некоторые источники стресса присутствуют в работе (ролевой конфликт, ролевая неопределённость, ролевая перегруженность);

по отдельности эти ролевые стрессоры могут не быть дисфункциональными;

акумулятивный эффект этих стрессоров может превысить адаптационные ресурсы преодоления человека, в результате чего повышается вероятность развития выгорания и негативных последствий в выполнении профессиональной деятельности.

профессиональный здоровье выгорание конфликт

Характеристики организационной среды

Кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и. как следствие, выгорания.

Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего на зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой увеличивается.

Перлман и Хартман (1982) установили значимую связь синдрома выгорания как с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации. Так и со статусно — ролевыми и индивидуальными характеристиками менеджеров. А также с результатами их деятельности.

Профессиональное выгорание связано с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно — ролевыми и личностными особенностями персонала.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надёжную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надёжных друзей и содействием со стороны семьи. Творческой обстановкой на рабочем месте. Обладает сильным творческим потенциалом и использует креативные способы решения жизненных и производственных вопросов.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала. Целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, очевидно, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой, профессиональная деятельность воздействует на здоровье работника.

Синдром профессионального выгорания — это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, — к обострённому переживанию одиночества. У сгоревших на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром — непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

Многочисленность исследований, посвящённых проблеме выгорания, объясняется несколькими причинами. Во-первых. Выгорание представляет собой вариант многофакторного производственного стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом. Во-вторых. Последствия профессионального выгорания оказывают существенное влияние на личную, внеслужебную, жизнь выгоревших. В-третьих, последствия выгорания плохо сказываются на экономическом благополучии организации и ведут к потере кадровых ресурсов.

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. — СПб.: Вестник, — 2001. — 154 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, — 2001. — 511 с.

3. Денисов В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. — Новосибирск: Наука, — 2000. — 126 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», — 2000. — 512 с.

5. Крутько В.Н. Подходы к «Общей теории здоровья» // Физиология человека. — М.: Наука, — 2002. — 243 с.

6. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.М. Методы психодиагностики: Учебное пособие. — М.: Просвещение, — 2000. — 256 с.

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Издательский дом «Академия»; Высшая школа, — 2001. — 360 с.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, — 2000. — 168 с.

9. Психология профессионального здоровья. /под ред. Г.С. Никифорова. — Саб: Речь, 2006. — 480 с.

10. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002. — 230 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблема здоровья в профессиональной деятельности, концепция. Факторы, влияющие на профессиональное здоровье: социально-психологические, личностные факторы риска выгорания. Ролевой конфликт и неопределённость. Характеристика организационной среды.

контрольная работа [15,0 K], добавлен 26.09.2011

Причины нарушения физического и психологического здоровья. Критерии нормального или деформированного становления личности педагога. Ведущие профессиогенные факторы риска (синдром хронической усталости и эмоционального выгорания). Способы снятия стресса.

реферат [11,0 K], добавлен 10.01.2011

Феномен «профессионального выгорания». Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания. Факторы риска и последствия профессионального «выгорания» у торговых агентов. Профилактика и психологическая помощь.

дипломная работа [291,8 K], добавлен 16.04.2014

Профессиональное выгорание менеджера как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов как следствие психологического выгорания. Профилактика выгорания и психологическая помощь «выгоревшим».

контрольная работа [34,8 K], добавлен 06.08.2013

Понятие синдрома «профессиональное выгорание», основные подходы к его определению. Исследование факторов, детерминирующих возникновение профессионального выгорания у педагогов. Взаимосвязь профессионального выгорания и типа саморегуляции деятельности.

курсовая работа [60,8 K], добавлен 24.08.2011

Источник

Adblock
detector