Меню

Значение витаминов урок технологии

разработка урока по технологии «Витамины -путь к здоровью»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_tehnologii_5_klass.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Витамины — путь к здоровью

Курчина Е. М. – учитель технологии

МОУ «СОШ№7» г. Губкин

Сурженко Н. В. – учитель

технологии МОУ «СОШ№40»

Тема программы: Кулинария

Тема урока: Витамины — путь к здоровью.

  1. Формировать навыки культуры здорового питания;
  2. развивать память, умения сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
  3. воспитывать культуру труда и коммуникативные способности обучающихся.

Тип урока : урок изучения нового учебного материала.

Форма проведения урока: ролевая игра «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!».

Методы ведения урока: с ловесные, наглядно-демонстрационные, практические.

Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.

Учебное задание: подготовка сообщений, вопросов, выпуск номера газеты «Здоровым быть – здорово», приготовление салатов.

Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ, русский язык, литература, информационные технологии.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, принтер;
  2. нарезка различных овощей и фруктов, орехи, заправка для салатов, салатники, ложки, салфетки, скатерти;
  3. таблицы, карточки – задания, лист ватмана, иллюстративный материал, план-задание, презентация.

Подготовка к уроку проводится заранее. Обучающихся разделить на четыре группы: корреспонденты, врачи, экологи, эксперты по питанию. Наиболее сильных детей объединить в группу корреспондентов и дать задания подготовить вопросы по следующим направлениям: витамины их плюсы и минусы, тепловая обработка овощей и нитраты в овощах и фруктах. Группам врачей, экологов и экспертам по питанию подготовить теоретический материал по тем же направлениям.

Пригласить врача или медицинского работника школы, который будет, выполнять функции главного редактора газеты «Здоровым быть – здорово!».

  1. Организационный этап (3 мин.)

Учитель. Мы проснулись,

И к занятиям готовы.

Здравствуй небо ясное,

Здравствуй, солнце красное.

Дорогие друзья! Здоровье одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Общеизвестно, что самое дорогое у человека — это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от правильного питания. Недаром существует пословица: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь”. Название ВИТАМИНЫ мы слышим довольно часто, и, слава Богу, большинство из нас понимает, что это что-то нужное и полезное, но при этом не зная и не понимая, какой из витаминов какую функцию выполняет, за что отвечает и какие нарушения возникают в организме при дефиците того или иного витамина. Цель нашего занятия — в краткой форме показать, какую важную роль в нашем здоровье играют витамины, А разобраться в этом нам помогут: врачи, эксперты по питанию и экологи.

Итогом нашей работы на уроке будет выпуск тематического номера газеты «Здоровым быть – здорово!», ответственными за это являются корреспонденты и главный редактор газеты.

  1. Теоретический этап (10 мин.)

Учитель. Итак, мы начинаем нашу работу, корреспонденты могут задавать свои вопросы специалистам.

К . Вопрос врачам. Среди учеников 5 класса мы провели анкетирование и выяснили, что они практически ничего не знают о пользе витаминов, а также о том в каких овощах и фруктах они содержатся, поэтому первый вопрос мы подготовили врачам. Известно, что для четкого функционирования организма необходимо правильное питание, а в частности обеспечение нашего организма разнообразными витаминами. Наших читателей интересует вопрос – какую роль играют витамины в питании человека? Спасибо.

Врачи. Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме. Витамины поступают в организм вместе с пищей и «следят» за тем, чтобы обменные процессы в организме протекали «правильно». Витамины бывают водорастворимыми и жирорастворимыми. Все витамины играют свою роль в организме, и поэтому каждый из них необходим организму в определённом количестве.

Врачи. Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Является жирорастворимым витамином. Этот витамин необходим для нормального функционирования слизистых оболочек, а в глазах – для зрительного пурпура. Он является возбудителем роста и отвечает за красоту нашей кожи, способствует выводу холестерина из крови и тем самым помогает нашему сердцу. Содержится в моркови, сладком красном перце, петрушке и во всех овощах и фруктах оранжевого цвета. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «В» (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, пиридоксин). Витаминов данной группы около 30 разновидностей. Все они растворяются в воде. Данные витамины необходимы для наших нервов, памяти, помогают поддерживать работу пищеварительных органов, иметь хорошую кожу. Содержится в картофеле, сое, фасоли, семенах подсолнечника, кукурузе, лесных орехах, плодах облепихи, шиповника, чёрной смородине, винограде. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Относится к группе водорастворимых витаминов. Действует как стимулятор обменных процессов, способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Аскорбиновой кислотой этот витамин назван потому, что он предупреждает цингу (скорбут – цинга). От этой болезни погибло гораздо больше моряков, чем во всех морских катастрофах и битвах. Содержится в шиповнике, петрушке, луке, чесноке, чёрной смородине, цитрусовых, помидорах, капусте, клубнике, практически во всех овощах и фруктах. (Наклеивает на корзину овощи).

К. Вопрос экспертам по питанию. Корреспондент газеты «Здоровым быть – здорово!» Наших читателей интересует вопрос – о степени разрушения витаминов во время тепловой обработке и их хранении. Спасибо.

Эксперты по питанию. Около 80% пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, тепловая обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов. Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке частично разрушаются витамины.

Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он разрушается при повышенной температуре. Отсюда вытекает совет: продукты богатые витамином «С», следует, есть сырыми, а если сырыми употреблять невозможно, то варить при закрытой крышке в небольшом количестве воды. Кроме этого витамин «С» не любит соприкосновения с железом и медью.

Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Он не боится высокой температуры, но «не любит света», поэтому продукты богатые витамином «А», следует хранить в тёмном месте. Так как это жирорастворимый витамин, то его нужно употреблять в пищу с маслом, сметаной, сливками, майонезом.

Витамин «В» (тиамин, рибофлавин никотиновая кислота, пиридоксин). Он не боится высокой температуры, но варить содержащие данный витамин продукты нужно в небольшом количестве воды.

К. Читатели нашей газеты хотели бы знать, к чему может привести недостаточное или избыточное употребление различных витаминов? Спасибо.

Врач. Избыток витамина «С» организму не грозит, т.к. лишнее его количество организм выводит. Недостаток: приводит к кровоточивости дёсен, частым простудным заболеваниям, развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов.

Врач. Избыток витамина «А» приводит к нежелательным последствиям: зуд кожи, кровоточивость губ, повышенная нервная возбудимость организму. Недостаток: «куриная слепота», «гусиная кожа», без него снижается иммунитет, и человек часто становится подвержен различным заболеваниям.

Врач. Недостаток витамина «В» приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость.

Ответы врачей сопровождаются заполнением таблицы (приложение 1).

К. Нередко употребление в пищу овощей и фруктов приводит не к оздоровлению организма, а к его отравлению Проблема присутствия нитратов в продуктах питания волнует сейчас практически всех. Как велика опасность отравления нитратами и как этого «избежать»? Спасибо.

Экологи. Не следует увлекаться внесезонными тепличными овощами. На накопление нитратов влияет сорт растения. Обычно в ранних сортах овощей, накапливается больше нитратов, чем в поздних. Зелёные листовые овощи самые активные накопители нитратов. Отравлений можно избежать, если знать, в каких частях растения преимущественно накапливаются нитраты: у капусты – в верхних кроющих листьях и кочерыжке, у кабачков, огурцов – в поверхностных слоях, у зелёных культур – в стеблях. Эти части растений при обработке лучше удалить. Например, у огурцов надо отрезать хвостик и снять кожицу, у столовой свеклы – отрезать верхнюю часть и самую нижнюю часть корнеплода. (слайд)

Экологи . Вот ещё несколько эффективных приёмов борьбы с нитратами, которые доступны каждому. Перед употреблением тепличных зелёных овощей их надо поставить в воду на подоконник на яркий солнечный свет или под электрическую лампу на 1-2 часа. Очищенный картофель нужно залить на сутки 1% раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты. Опасность отравления не стоит преувеличивать, т.к. при обычном хранении нитраты разлагаются и их содержание к весне снижается на 30-50%. При мытье овощей количество нитратов снижается на 10-15%, при варке – на 40-70%. Поэтому, продукты которые не употребляются в пищу сырыми, менее опасны.

Физкультминутка – закрепление первичных знаний (2 мин.)

Дети встают, занимают положение произвольного стояния. Учитель произносит предложения — утверждения, если обучающиеся соглашаются, они поднимают руки вверх, если нет – в стороны.

  1. Практическая часть (20 мин.)
  1. Вводный инструктаж

Учитель. Итак, мы услышали ответы на самые волнующие вопросы, а теперь настало время корреспондентам приступить к разработке страниц газеты «Здоровым быть – здорово!». Для вас, уважаемые корреспонденты, представлены и дополнительные материалы по данной теме в электронном виде. Предлагаю выполнить работу в соответствии разработанным положением (приложение2):

-разнообразие и достоверность информации,

-качество и стиль оформления.

А наши специалисты для рубрики «Практические рецепты» разработают рецепты лечебных витаминных салатов, которые бы способствовали укреплению здоровья учащихся и учителей. Но чтобы мы могли узнать не только о пользе, но и ощутить вкусовые качества салатов их необходимо приготовить и продегустировать. Для этого вам нужно самостоятельно, выбрать из имеющихся нарезанных овощей необходимый набор для салата,

придумать название и обосновать выбор ингредиентов .

Перед тем как вы приступите к работе, я хочу вам сказать, что в результате столетнего опыта составления салатов выработались правила их приготовления и одно из них это, что для каждого салата необходима своя заправка. Она зависит от продуктов, входящих в данный салат. Иногда несоответствующая заправка может испортить хорошо подобранный салат. Поэтому нельзя сразу заправлять весь салат, следует отложить его часть для пробы. Кроме этого хочу напомнить о важности соблюдения санитарно гигиенических требований.

Группам специалистов (врачи, экологи, эксперты по питанию) предлагается путем жеребьевки выбрать назначение салатов (приложение 3):

  1. способствующие улучшению зрения;
  2. способствующие снижению нервной возбудимости организма;
  3. способствующие сопротивляемости организма простудным заболеваниям и укреплению иммунной системы.

3.2.Самостоятельная работа учащихся

3.2.1. Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов .

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и подбор овощного набора согласно назначению салата;

Второй обход: проверить соблюдение обучающимися санитарно- гигиенических требований;

Третий обход: проверить правильность оформления рубрик газеты.

Главный редактор (медработник школы) и группы дегустируют салаты. Главный редактор дает оценку правильному подбору овощей в соответствии с назначением и выставляет оценки за выполненную работу по следующим критериям:

  1. эстетические – оформление блюд;
  2. вкусовые – вкус, запах и цвет, соответствуют используемым продуктам.

Учитель. Думаю, наша совместная работа не пройдет бесследно, а материал, который был собран корреспондентами, обобщен, творчески обработан, имеет большую ценность для развития каждого и умения работать сообща. Наша газета будет находиться в школьном коридоре, и все обучающиеся школы смогут её прочесть.

Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам.

4.Заключительный этап (5 мин.)

1. Сообщить отметки за урок.

2. Оценить тематический номер газеты «Здоровым быть – здорово!».

3. Выдать задание на дом. (Подготовить сообщения об истории открытия витаминов).

Источник

Технология. 5 класс

Конспект урока

Технология, 5 класс

Урок 22. Витамины, их значение в питании людей

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие о витаминах и их роли в питании людей;
  2. Понятие о составе продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
  3. Знакомство с принятым обозначением витаминов.

Витамины – органические вещества, которые в небольших количествах требуются организму для поддержания жизнедеятельности. Большая часть витаминов должна поступать в организм из пищи.

Витаминология – наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В.И. Ермакова. – М: Просвещение, 2002. – 79 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В ваш рацион питания обязательно должны входить продукты, содержащие достаточное количество витаминов — органических веществ, которые в небольших количествах требуются организму для поддержания жизнедеятельности.

Многие века люди, ничего не зная о витаминах, догадывались о взаимосвязи питания и здоровья человека.

Например, врачи, жившие в Древнем Египте, рекомендовали своим пациентам для избавления от куриной слепоты (снижения остроты зрения в сумерках) есть большое количество куриной печени. Современная наука подтвердила: в этом продукте содержится витамин А, который отвечает, в том числе, за сумеречное зрелище.

Известный древнегреческий врач Гиппократ говорил: «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»

Открытие витаминов спасло много человеческих жизней, особенно путешественников, моряков, полярников. Людей, которые долгое время долгое время не получают свежие овощи и фрукты.

В эпоху Великих географических открытий и позже моряки находились в дали от берегов многие месяцы. Они заготавливали продукты: солили и сушили мясо, брали крупу, муку. Однако долго сохранить свежими овощи или фрукты было невозможно.

Люди, получавшие калорийное питание почему-то заболевали страшной болезнью – цингой и умирали. С 1600 по 1800 год от болезни погибло миллион моряков.

Лишь в 1747 году врач Джеймс Линд, долго наблюдая за питанием моряков, обнаружил зависимость питания и развитием болезни: те, кто ел лимоны, не заболевали.

После его открытия английские моряки стали брать в долгое плавание много лимонов, за что их прозвали «лимонники».

Позже,в 1927 году, венгерский биохимик Альберт Сент-Дьери выделил вещество, которое, как впоследствии доказал Кинг, было необходимо организму для предупреждения цинги.

После пяти лет кропотливых исследований в 1932 году Кинг вывел из лимонного сока это вещество, которое назвали витамин C или аскорбиновая кислота, что означает: та, что действует против скорбут (цинга).

Российский ученый Н. И. Лунин в 1880 первым провел исследования и предположил, что в продуктах питания существуют неизвестные ранее вещества, содержащиеся в крайне малых дозах, но необходимые для жизни.

С развитием технических средств и технологий изучения веществ ученые открывают и другие витамины.

Открытие витаминов – одно из важнейших открытий 20 века. Благодаря этому знанию многих болезней удается избежать, а другие вылечить.

Воистину пища стала лекарством!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с витаминами – особыми веществами, которые регулируют обмен веществ в организме, узнаете в каких продуктах они содержатся и какова суточная потребность человека в витаминах.

Современные ученые выделают 13 групп витаминов.

Витамины обозначаются прописными буквами латинского алфавита.

Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.

Жирорастворимые (A, D, E, K) – усваиваются в присутствии жиров – масла, сметаны.

Жирорастворимые витамины легче накапливаются в организме, чем водорастворимые. Водорастворимые витамины — витамины группы В, витамин С.

Появилась и наука — витаминология, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях.

Ученые выяснили, какие продукты питания содержат те или иные витамины, сколько нужно человеку получать витаминов с пищей ежедневно, чтобы быть здоровым.

Большую часть витаминов человек получает с овощами, фруктами и ягодами, много витаминов содержится и в других продуктах питания: молочных, мясных, яйцах.

Суточная потребность человека в витаминах также разная: от десятой доли до нескольких миллиграмм.

Если витамины отсутствуют в пище, то развивается авитаминоз, при недостатке витаминов – гиповитаминоз, а при избытке – гипервитаминоз.

Первый открытый и один из самых важных — витамин С или аскорбиновая кислота – бесцветный прозрачный легкорастворимый в воде витамин, содержащийся в цитрусовых, некоторых ягодах и зеленых овощах.

Потребность в витамине С увеличивается при болезни, стрессах, подверженности токсическим воздействиям. Витамин участвует в выработке жизненно необходимых химических веществ, помогает очищать организм от ядов. Также ученые пришли к выводу, что недостаток витамина С ускоряет старение организма.

Организм человека не может вырабатывать этот витамин, поэтому должен получать с пище Первый открытый и один из самых важных — витамин С или аскорбиновая кислота – бесцветный прозрачный легкорастворимый в воде витамин, содержащийся в цитрусовых, некоторых ягодах и зеленых овощах.

Потребность в витамине С увеличивается при болезни, стрессах, подверженности токсическим воздействиям. Витамин участвует в выработке жизненно необходимых химических веществ, помогает очищать организм от ядов. Также ученые пришли к выводу, что недостаток витамина С ускоряет старение организма.

Организм человека не может вырабатывать этот витамин, поэтому должен получать с пищей в достаточном количестве

Витамин B1 является водорастворимым, влияет на поддержание в нормальном состоянии мышечной и нервной систем человека.

Хорошие источники: дрожжи, хлеб, субпродукты, мясо, желток яиц.

Витамин B2 является водорастворимым, влияет на поддержание тонуса организма, суточная норма потребления 1,3- 2,4 мг.

Хорошие источники: спаржа, бананы, хурма, творог, молоко, йогурт, мясо, яйца, рыба и стручковая фасоль.

Витамин D является жирорастворимым, принимает участие в формировании костной и зубной ткани.

Дефицит витамина D может приводить к рахиту и проблемам с костями.

Хорошие источники: ультрафиолетовые лучи, идущие от солнца или от других источников. Они вызывают синтез витамина D в коже. Также содержится в сливочном масле, жирной рыбе, яйцах, говяжьей печени и грибах.

Витамин E является жирорастворимым, участвует в работе желез внутренней секреции.

Суточная норма потребления: 12-15 мг

Хорошие источники: фрукты киви, миндаль, авокадо, яйца, молоко, орехи, листовые зелёные овощи, сырые растительные масла, цельнозерновые продукты и зародыши зерна пшеницы.

Витамин K является жирорастворимым.

Дефицит витамина K может вызывать кровоточащий диатез, повышенную восприимчивость к появлению кровотечений.

Хорошие источники: листовые зелёные овощи, авокадо, фрукты киви. Большое количество витамина K содержится в петрушке.

Сегодня вы узнали об основных группах витаминов, об остальных вы можете найти информацию самостоятельно.

Главное, что нужно запомнить: питание должно быть разнообразным и содержать много свежих овощей, фруктов, зелени, — это особенно важно для развития и роста организма подростка.

В процессе кулинарной обработки продуктов наблюдается некоторая потеря и разрушение витаминов.

Для снижения потерь необходимо строго соблюдать условия хранения и правила механической и тепловой кулинарной обработки продуктов.

Все эти правила можно свести к такому перечню:

1. овощи нужно хранить в темном прохладном месте при температуре 1..3 градусаС, а квашеную капусту под слоем рассола.

2. мыть овощи можно не более 10-15 нинут, иначе водорастворимые витамины могут перейти в воду.

3.Железо разрушает витамин С, поэтому нельзя использовать посуду из этого металла.

4.Овощи при варе рекомендуется закладывать в кипящую подсоленную воду.

5. Овощи предназначенные для салат лучше варить в кожице

6. Отвары из овощей лучше использовать для варки супов или соусов, так как в них при варке переходит много витаминов.

7. Нарезанные лук, морковь, предназначенные для первых блюд, прогревают с жиром, при этом сохраняется витамин С.

Для витаминизации пищи первые и вторые блюда при подаче посыпают зеленью петрушки, укропа, кинзы.

Для лучшего усвоения жирорастворимых витаминов А, К салаты из моркови, шпината, капусты заправляют растительным маслом или сметаной.

Сделаем важный вывод: для жизни и развития человеку вместе с продуктами питания нужно получать достаточное количество витаминов, регулирующих обмен веществ и участвующих во всех жизненно важных процессах в организме человека.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как принято обозначать витамины?

Выберите один верный ответ.

1. Строчными буквами греческого алфавита

2. Прописными буквами греческого алфавита

3. Прописными буквами латинского алфавита

4. Прописными буквами арабского алфавита

Правильный вариант ответа:

3 — Прописными буквами латинского алфавита

Пояснение: Прописными буквами латинского алфавита принято обозначать витамины А,В, С, D и т.д.

Задание 2. Выделите цветом верные утверждения.

А) Витамины – необходимые для организма человека питательные вещества.

Б) Витамины – участвуют в обмене веществ.

В) Все витамины вырабатываются в организме человека.

Г) Витамин С не вырабатывается в организме человека

Правильный вариант ответа: Б, Г

Пояснение: Витамины не относятся к питательным веществам, так как их содержание в продуктах питания чрезвычайно мало; не все витамины вырабатываются в организме человека, и не все вырабатываются в достаточном количестве, поэтому они должны поступать с пищей.

Источник

Читайте также:  Витамины мужские ультра менс
Adblock
detector