Презентация по биологии на тему «Витамины» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по биологии в 8 классе
Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». (Б. Шоу)
Тема урока: «Витамины»
Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». (Б. Шоу)
Цель: формирование понятия «витамины», выяснение роли витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
В 1881 году сделал вывод о наличии в пище жизненно важных, на тот момент неизвестных, веществ. Николай Иванович Лунин (1853 – 1937).
В 1911 году выделил кристаллическое вещество, излечивающее бери-бери. Назвав его «витамине» Казимир Функ (1884-1967)
Витамины Водорастворимые Жирорастворимые С, В1, В2, В12, РР, Н и др. A, D, K, E
Характеристика витаминов Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза А В С D PP E K
A Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза 0,9 Молоко, рыба, яйца, масло, морковь, петрушка, абрикосы Необходим для нормального роста и развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин. При недостатке – заболевание Куриная слепота (нарушение сумеречного зрения).
B1 Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза 1,4 — 1,6 Орехи, апельсины, хлеб грубого помола, мясо птицы, зелень. Участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. При недостатке -заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте, слабость и паралич конечностей).
C Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза 75 Цитрусовые, сладкий перец, ягоды, морковь Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток. При недостатке — цинга (набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, утомляемость, головокружение).
D Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза 2,5 Вырабатывается в коже под действием УФО, им богаты: яичный желток, сливочное масло, рыбий жир, икра Отвечает за обмен фосфора и кальция, правильный рост костей. При недостатке — рахит (деформация костей, нарушения нервной системы, слабость, раздражительность)
E Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза 10 Молоко, зародыши пшеницы, растительное масло, листья салата, мясо, печень, сливочное масло Помогает организму: стимулирует обновление клеток, поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье
PP Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза 20 Свинина, рыба, арахис, помидоры, петрушка, шиповник, мята Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения. При недостатке — пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия)
K Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза Не установлена Зелень, зеленые помидоры, хлеб грубого помола, капуста, шпинат Обеспечивает свертываемость крови, предупреждает остеопороз
H Витамин Суточная потребность (мг) Источники витамина Проявление авитаминоза Не установлена Капуста, грибы, бобовые, земляника, кукуруза, мясо Влияет на сон и аппетит, состояние кожи и волос, уровень холестерина в крови
Лабораторная работа по определению витамина С. 1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. 2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. 3. Возьмите свежий лимон (сок) и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился, то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет, то мало. 4. Сделайте вывод.
Выводы Витамин С содержится в свежем лимоне, яблочном соке; Витамина С нет в продуктах, подвергнутых термической обработке.
Что мешает усвоению витаминов Алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния; Никотин – разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена; Кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка; Аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия; Антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния; Снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Нарушения витаминного баланса в организме Гиповитаминоз – витаминная недостаточность, возникающая при недостаточном поступлении витаминов в организм. Авитаминоз – заболевание, являющееся следствием длительного отсутствия каких-либо витаминов или витамина. Гипервитаминоз – интоксикация, вызываемая приемом резко повышенных доз витаминов.
Витамины – это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для нормального протекания биохимических реакций в организме.
Домашнее задание: параграф 38; закончить таблицу; записать термины в тетрадь; найти рецепт самого витаминизированного салата.
Спасибо всем за урок! Здоровье — дороже золота. У. Шекспир
Номер материала: ДВ-072960
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему: «Витамины»
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему — Витамины.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
на тему: ВИТАМИНЫ Урок биологии Учитель биологии КГУ «Средняя школа имени Героя Социалистического Труда Е.Шайкина» СКО, района Шал акына Кособоков Алексей Владимирович
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять свои знания к своим нуждам Франческо Петрарк
ВЕЩЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ВЕЩЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА неорганические органические вода минеральные соли ? белки жиры углеводы белки
Чипсы, виноград, икра, сухарики, творог, абрикос, хот-дог, мясо, инжир, фаст-фуд, нектарин
Витамины – самостоятельная группа органических веществ, которые необходимы для жизнедеятельности организма.
Значение витаминов Устойчивость к заболеваниям Влияют на рост и развитие организма Повышают работоспособность
В 1881 г. Н.И. Лунин произвел опыты над двумя группами белых мышей. Одну группу мышей он кормил натуральным молоком, а другую – искусственной смесью из белков, жиров и углеводов, соли и воды, являющихся составными частями молока. Н.И. Лунин установил, что мыши первой группы, питаясь цельным молоком, были здоровы, нормально развивались и росли. Мыши второй группы погибли.
Белки Жиры Углеводы Цельное молоко Мыши первой группы
Белки Жиры Углеводы Мыши второй группы
«. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания». Н.И. Лунин
1911 г.-польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей активное вещество и назвал его «витамин»(от лат. vita — жизнь и. амин).
Витамины Водорастворимые Жирорастворимые C, P, PP, B A, Д, Е, К
Гиповитаминоз – возникает при недостатке того или иного витамина, в результате чего возникает ослабление организма.
постоянная усталость раздражительность сонливость снижение аппетита нарушение сна появление язвочек на губах кровоточивость десен шелушение кожи Проявление гиповитаминоза
Авитаминоз – отсутствие в пище какого-либо витамина, которое может привести к гибели организма.
Гипервитаминоз – излишнее употребление витаминов.
Последствия гипервитаминоза Кожные высыпания Шелушение кожи Зуд Тошнота, рвота Боли в суставах Спазмы в животе Головная боль Камни в почках
Работа в тетради
Какой ученый открыл витамины? А) К. Функ В) Н.И. Лунин С) И.П.Павлов Д) Эйкман Е) А.А.Ухтомский
Над какими животными Н.И.Лунин проводил свои опыты? А) крысы В) мыши С) хомяки Д) белки Е) собаки
Какой ученый ввел в науку термин – «витамины»? А) К.Функ Б) И.М.Сеченов С) Н.И.Лунин Д) Гарвей Е) И.И.Мечников
Как переводится слово – «витамины»? А) важный Б) жизнь С) необходимый Д) радость Е) вода
Витамины входят в состав А) кислот Б) ферментов С) гормонов Д) воды Е) солей
Витамины участвуют в синтезе и расщеплении А) аминокислот Б) жиров С) нуклеиновых кислот Д) гормонов Е) все ответы верны
Определите нужный витамин при заболевании Куриная слепота А В С Д Е
В каких продуктах содержится витамин – А
Определите нужный витамин при заболевании Рахит А В С Д К
В каких продуктах содержится витамин – Д
Определите нужный витамин при заболевании А В С Д К Цинга
В каких продуктах содержится витамин – С
Определите нужный витамин при заболевании (указать стрелкой) Бери-бери А В С Д К
В каких продуктах содержится витамин – В1
Почему при приготовлении пищи лучше использовать эмалированную или термоустойчивую посуду из стекла?
Почему в детском возрасте полезно умеренно загорать под солнцем?
Выберите правильные утверждения Витамины лучше всего сохраняются при замораживании Витамины устойчивы к повышению температуры Гиповитаминоз и авитаминоз чаще проявляется весной К водорастворимым витаминам относится: Е, Д, К Больше всего витаминов содержится в растениях Самый устойчивый витамин — С
Рефлексия Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Мое настроение…
Подведение итогов урока
Домашнее задание параграф 51, подготовить доклад
Спасибо за внимание!
Номер материала: 107349051802
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация по теме «Витамины» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека. Задачи: Образовательные 1)введение понятия, что такое витамины; 2) дать понятия об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; 3) значение основных витаминов, содержание их в продуктах питания и лекарственных растениях; 4) познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах; 5) история открытия витаминов. Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений работать с таблицами, делать выводы, создавать презентации, развивать логическое мышление, работать с дополнительной литературой. Воспитательные задачи: способность формировать культуру питания через потребление витаминосодержащих продуктов. Оборудование: видеопрезентация «Витамины. Чудесные вещества», памятки для учащихся «Кулинарные советы», рабочие тетради на печатной основе, тесты. Тип урока: Комбинированный с использованием методов и форм информационно-коммуникационных технологий. Форма поведения: мультимедийный журнал «Азбука витаминов». Методы: рассказ, фронтальная беседа, презентация учащихся, тестирование.
Ход урока. I.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. II.Актуализация знаний учащихся. Фронтальная беседа. 1. Что такое биология? (Наука о жизни). 2. Назовите основное свойство живых существ. (Обмен веществ). 3. Что называют обменом веществ? (Это совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, которое обеспечивает их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, взаимосвязь с окружающей средой). 4. На какие процессы делится обмен веществ? (На два взаимосвязанных и одновременно протекающих: пластический и энергетический). 5. Какой процесс называется пластическим? (Совокупность реакций биосинтеза; под пластическим обменом понимают такие процессы, в ходе которых в клетках создаются новые вещества (соединения) и новые структуры, характерные для данного организма). 6. Какой процесс называется энергетическим? (Такие превращения энергии, в ходе которых в результате биологического окисления выделяются энергия, необходимая для жизни всего организма). Организм человека получает готовые вещества с пищей, которые включаются в обмен веществ. 7. Назовите, какие вещества включаются в обмен? (Белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли). III. Изучение нового материала. 1.Слово учителя. Все эти вещества (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли) необходимы для жизни, а именно (для роста организма, развития, размножения, и т.д.)
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ. В 1881г. русский учёный Николай Иванович Лунин( 1854-1937) произвел опыты над двумя группами мышей. Одну группу мышей он кормил искусственной смесью(белки, жиры, углеводы, соли и вода), которые содержатся в молоке, а другую поил натуральным коровьим молоком. Мыши из первой группы погибли. Учёный сделал вывод, что цельный продукт содержит какие-то неизвестные, но необходимые для жизни элементы.
В 1912 году, польский биохимик Казимир Функ выделил жизненно важные вещества в кристаллическом виде и назвал их «витаминами» (от лат. Vita – жизнь, Amin-содержащий азот). Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты опытов подтвердил голландский врач Эйкман в 1896г.
ЧТО ТАКОЕ ВИТАМИНЫ? Витамины — это органические вещества, которые необходимы в малых количествах для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Учитель: Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Какова роль витаминов? Вспомните. Что такое ферменты и какую роль они играют в обмене веществ? (Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов , т.е. ферментов). Учитель: Ферменты –это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма, а витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями химических процессов.
РОЛЬ ВИТАМИНОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Роль витаминов в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма человека очень значительна. Они являются биокатализаторами химических реакций. Взаимодействуют с гормонами и ферментами, повышают их активность. Участвуют в образовании пищеварительных ферментов. Участвуют в процессах происходящих при построении и постоянном обновлении живых структур организма и при регулировании обмена веществ.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИЗВЕСТНО ОКОЛО 30 ВИТАМИНОВ. ИХ ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ НА ВОДОРАСТВОРИМЫЕ И ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ. ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ: С И ВИТАМИНЫ ГРУППЫ В (В1-В15), РР. ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ ВИТАМИНЫ: А, Е, D, К.
ВИТАМИНЫ В ОРГАНИЗМЕ. Авитаминоз — практически полное отсутствие какого-либо витамина или целой витаминной группы в организме человека. Гиповитаминоз ( гипо — снизу) — недостаточное содержание витаминов. Гипервитаминоз ( гипер — сверх) — это заболевание связанное с избытком какого-либо витамина.
После объяснения учителя учащиеся самостоятельно выполняют задания №148 и №149 в рабочей тетради к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша.«Биология. Человек. 8класс» Учитель: Чтобы более подробно познакомиться со значением важнейших витаминов для организма человека вашему вниманию предлагается мультимедийный журнал «Азбука витаминов», который подготовила творческая группа учащихся. Вам предстоит по материалам этого журнала заполнить таблицу в рабочей тетради на стр.61,стр.62,задания №150,151. Ведущий: Сегодня мы познакомимся с азбукой, но не обычной. Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины. Итак, первая страница нашего журнала – «Жизненно необходимые»
ВИТАМИНЫ ГРУППЫ В.
Голубь, больной бери-бери. В 1890г. голландский врач Эйкман выяснил причину болезни бери-бери. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери (ножные оковы- у больных будто цепями скованны ноги): судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Когда он кормил больных кур неочищенным рисом, они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
ВИТАМИН B БЫЛ ОТКРЫТ В 1912 ГОДУ ПОЛЬСКИМ УЧЕНЫМ КАЗИМИРОМ ФУНКОМ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО, ЧТО ВИТАМИН B — ЭТО НЕ ОТДЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, А ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫХ ОБЪЕДИНЯЕТ ПРИСУТСТВИЕ АЗОТА В СОСТАВЕ МОЛЕКУЛЫ. СОВОКУПНОСТЬ ЭТИХ АЗОТИСТЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗВЕСТНА КАК ВИТАМИНЫ ГРУППЫ B, КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОТОРОЙ БЫЛ ПРОНУМЕРОВАН: ОТ ВИТАМИНА B1 ДО ВИТАМИНА B15.
ВИТАМИН B — ВОДОРАСТВОРИМЫЙ. ПОЛУЧИТЬ ИЗБЫТОК ВИТАМИНОВ ГРУППЫ B ИЗ ПОВСЕДНЕВНОГО РАЦИОНА НЕВОЗМОЖНО, ПОТОМУ КАК ИХ ИЗЛИШЕК ВЫВОДИТСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА С ПРОДУКТАМИ ВЫДЕЛЕНИЯ. ИМЕННО ПОЭТОМУ НУЖНО ПОСТОЯННО ПОПОЛНЯТЬ ЗАПАСЫ ВИТАМИНОВ ГРУППЫ B. У МНОГИХ ВСТРЕЧАЕТСЯ АВИТАМИНОЗ ВИТАМИНОВ ГРУППЫ B, ПОТОМУ ЧТО ОНИ АКТИВНО РАЗРУШАЮТСЯ КОФЕИНОМ, АЛКОГОЛЕМ, НИКОТИНОМ, РАФИНИРОВАННЫМИ САХАРАМИ.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВИТАМИНОВ ГРУППЫ В. Витамин B1 преобразует жиры и углеводы в носители энергии, поддерживает функции пищеварительной, нервной и сердечнососудистой систем. Недостаток витамина B1 вызывает расстройства памяти, пищеварения, возникает усталость, раздражительность, тошнота, нарушение сна. Витамин B2 отвечает за образование энергии, способствует заживлению ран, нормальному развитию и росту детей, от него зависит состояние кожи и слизистых оболочек. Нехватка витамина B2 приводит к шелушению кожных покровов, ухудшению зрения, воспалению губ и языка, вызывает сонливость, головокружение, появляется малокровие.
ВИТАМИН B3 УЧАСТВУЕТ В РАБОТЕ НАДПОЧЕЧНИКОВ, НЕРВНОЙ И КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМ. ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА В3 ПРИВОДИТ К ДЕРМАТИТУ, ДЕПРЕССИИ, ЯЗВЕ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ И ЖЕЛУДКА, ДИАРЕЕ, ТОШНОТЕ. ОСТРЫЙ НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА B3 ВЫЗЫВАЕТ СЛАБОУМИЕ. ВИТАМИН B4 УЛУЧШАЕТ ПАМЯТЬ И УЧАСТВУЕТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, РЕГУЛИРУЕТ УРОВЕНЬ ИНСУЛИНА, СПОСОБСТВУЕТ ОБМЕНУ ЖИРОВ В ПЕЧЕНИ. НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА B4 ВЫЗЫВАЕТ КРОВОТЕЧЕНИЯ, ПОРАЖЕНИЕ ПОЧЕК, ПРИВОДИТ К НАКОПЛЕНИЮ ЖИРА В ПЕЧЕНИ.
ВИТАМИН B5 УЧАСТВУЕТ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРМОНАЛЬНОГО ФОНА ОРГАНИЗМА, ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАБОТУ НЕРВНОЙ, ИММУННОЙ СИСТЕМ И НАДПОЧЕЧНИКОВ. ПАНТОТЕНОВАЯ КИСЛОТА НАХОДИТСЯ ВО МНОГИХ ПРОДУКТАХ, ПОЭТОМУ ВОЗМОЖЕН ЛИШЬ СЛАБЫЙ ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА B5, КОТОРЫЙ ПРИВЕДЕТ К ПОЯВЛЕНИЮ УГРЕЙ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ КОЖИ, БЕССОННИЦЕ, ДЕПРЕССИИ, ТОШНОТЕ. ВИТАМИН B6 ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В БЕЛКОВОМ ОБМЕНЕ И ПРОЦЕССАХ КРОВЕТВОРЕНИЯ. НЕХВАТКА ВИТАМИНА ВЫЗЫВАЕТ СНИЖЕНИЕ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ, АТЕРОСКЛЕРОЗ, РАЗВИТИЕ АНЕМИИ, ДЕРМАТИТОВ.
ВИТАМИН B7 ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ УРОВНЯ САХАРА, УЧАСТВУЕТ В РЕАКЦИЯХ СИНТЕЗА ЖИРНЫХ КИСЛОТ И АМИНОКИСЛОТ. ДЕФИЦИТ БИОТИНА ВОЗНИКАЕТ РЕДКО, ПОТОМУ ЧТО ОН СИНТЕЗИРУЕТСЯ МИКРОФЛОРОЙ КИШЕЧНИКА. ОДНАКО У ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ НЕХВАТКА ВИТАМИНА B7 МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ НАРУШЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ОРГАНИЗМА.
ВИТАМИН B9 УЧАСТВУЕТ В БЕЛКОВОМ ОБМЕНЕ И СПОСОБСТВУЕТ УСВОЕНИЮ КОБАЛАМИНА, ПРЕДОТВРАЩАЕТ АТЕРОСКЛЕРОЗ, ПОДДЕРЖИВАЕТ ПРОЦЕССЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ. ДЕФИЦИТ ФОЛИЕВОЙ КИСЛОТЫ(В9) ВСТРЕЧАЕТСЯ ЧАСТО И ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЗАБЫВЧИВОСТЬЮ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ, ВЫЗЫВАЕТ БЕССОННИЦУ И УТОМЛЯЕМОСТЬ.
ВИТАМИН B12 ОБЕСПЕЧИВАЕТ НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОЛИЕВОЙ КИСЛОТЫ, УЧАСТВУЕТ В ПЕРЕРАБОТКЕ ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И БЕЛКОВ, ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ В КРОВЕТВОРЕНИИ. ДЕФИЦИТ КОБАЛАМИНА НАРУШАЕТ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, УХУДШАЕТ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ. В БОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫХ СЛУЧАЯХ ВОЗНИКАЕТ АНЕМИЯ (МАЛОКРОВИЕ), УПАДОК НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, СПУТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ.
Десны больного цингой. Недостаток витамина С вызывает кровоизлияния, понижается прочность капилляров, появляется кровоточивость десен, в общем снижении устойчивости организма против инфекций. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов и овощей. У мореплавателей развивался авитаминоз цинга, или скорбут.
ПРИ ГИПОВИТАМИНОЗЕ ВИТАМИНА С ПРОЯВЛЯЕТСЯ В БЫСТРОЙ УТОМЛЯЕМОСТИ, ВЫПАДЕНИЕ ЗУБОВ, МЕЛКИЕ ПОДКОЖНЫЕ КРОВОИЗЛИЯНИЯ. ПРИ ГИПЕРВИТАМИЗЕ ВОЗМОЖНЫ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ ПЕЧЕНИ И ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ.
ВИТАМИН С (АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА) Витамин С является растворимым в воде витамином, который может распространяться в человеческом организме с обычной жидкостью. Человеческий организм не может сам вырабатывать витамин С и накапливать его, следовательно очень важно включать в каждодневный рацион как можно больше продуктов питания, которые содержат витамин С. Воздействие витамина на организм удерживается, как правило, от 8 до 14-ти часов после попадания его в органическую сферу.
ВИТАМИН С (АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА) ПОВЫШАЕТ ЗАЩИТНЫЕ СИЛЫ ОРГАНИЗМА, ОГРАНИЧИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, УЛУЧШАЕТ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СОСУДОВ (НОРМАЛИЗУЕТ ПРОНИЦАЕМОСТЬ КАПИЛЛЯРОВ). ВИТАМИН С СПОСОБСТВУЕТ ЛУЧШЕМУ УСВОЕНИЮ ЖЕЛЕЗА И НОРМАЛЬНОМУ КРОВЕТВОРЕНИЮ, ПРЕПЯТСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ КАНЦЕРОГЕНОВ (ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ).
(НИКОТИНОВАЯ КИСЛОТА) При гиповитаминозе возникает воспаление кожи, диарея, поражение слизистых полости рта и языка, нарушение психики. Суточная норма витамина РР-15мг.
ВИТАМИН А (ИЛИ РЕТИНОЛ)- Жирорастворимый витамин. Ретинол был открыт первым, поэтому ему дали название витамин А. Ретинол выполняет функции антиоксиданта. Витамин А оказывает влияние на рост человека, улучшает состояние кожи, способствует сопротивлению организма инфекции, обеспечивает рост и развитие эпителиальных клеток, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза — родопсина и зрительного пигмента колбочек — йодопсина. Эти пигменты регулируют темновую адаптацию глаза.
НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА А. При недостаточности витамина А развивается авитаминоз «куриная слепота». Человек в сумерках начинает видеть предметы расплывчато, зрительные реакции замедляются . При недостатке ретинола также возможны сухость кожи и волос, утомляемость, угри, потеря веса, бессонница.
ИЗБЫТОК ВИТАМИНА А. При гипервитаминозе витамина А многие симптомы похожи. Избыток ретинола приводит к головной боли, ломкости ногтей и волос, расстройствам ЖКТ, болям в суставах.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ВИТАМИН А? Ретинол поддерживает иммунитет. Здоровье кожи, зубов, костей, волос невозможно без витамина А. Состояние легких и мочевыводящих путей во многом зависит от витамина A. Ретинол очень полезен для зрения. Витамин А способствует правильному развитию детского организма.
ВИТАМИН D (АНТИРАХИТИЧЕСКИЙ ВИТАМИН) Это жирорастворимые бесцветные кристаллы, не имеющие запаха и способные выдерживать действия высоких температур. Все витамины группы D регулируют уровень фосфора и кальция в организме человека. При недостатке развивается авитаминоз рахит. При этом нарушается обмен кальция и фосфора. В результате этого кости подвержены искривлению, н-р, ноги под тяжестью тела становятся либо О-образными, либо Х-образными.
ВИТАМИН D ПРОИЗВОДИТСЯ В ОРГАНИЗМЕ ПОД ДЕЙСТВИЕМ УЛЬТРАФИОЛЕТА. ПЕРИОДИЧЕСКИ НАХОДЯСЬ НА СОЛНЦЕ, ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ ВИТАМИНА D В ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ. ОДНАКО ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ВИТАМИНА D ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ В КОЖЕ СВЕТЛЫХ ОТТЕНКОВ, И В БОЛЕЕ МОЛОДОЙ КОЖЕ ПО СРАВНЕНИЮ С УВЯДАЮЩЕЙ. ТАКЖЕ ВИТАМИНЫ ГРУППЫ D ОБРАЗУЮТСЯ В ТКАНЯХ ЖИВОТНЫХ И В НЕКОТОРЫХ РАСТЕНИЯХ.
ВИТАМИНЫ ГРУППЫ D ПРЕПЯТСТВУЮТ РОСТУ РАКОВЫХ КЛЕТОК, ОТВЕЧАЮТ ЗА НОРМАЛЬНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ КОСТЕЙ, ПРЕДОТВРАЩАЮТ РАЗВИТИЕ ОСТЕОПОРОЗА, АРТРИТА И РАХИТА, СНИЖАЮТ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АТЕРОСКЛЕРОЗА И ДИАБЕТА. ЭТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВОЗМОЖНЫ ПРИ ОСТРОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ВИТАМИНА D, А ПРИ ЛЕГКОМ ДЕФИЦИТЕ ВОЗНИКАЮТ УХУДШЕНИЕ ЗРЕНИЯ, ПОТЕРЯ ВЕСА И АППЕТИТА, ПОЯВЛЯЕТСЯ БЕССОННИЦА.
ОРГАНИЗМ СПОСОБЕН НАКАПЛИВАТЬ ВИТАМИНЫ ГРУППЫ D, НЕ ВЫВОДЯ ИЗЛИШКИ, ПОЭТОМУ ВОЗМОЖНО ТОКСИЧЕСКОЕ ОТРАВЛЕНИЕ ИМИ. В ЗАПУЩЕННЫХ СЛУЧАЯХ НАБЛЮДАЮТСЯ СУДОРОГИ, ПОВЫШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ, СИЛЬНЫЕ БОЛИ В ЖИВОТЕ И МЫШЦАХ, ТОШНОТА, ПОТЕРЯ ВЕСА, ЗУД, АРИТМИЯ. СИЛЬНАЯ И ДЛИТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДОЗИРОВКА ВИТАМИНА D СПОСОБНА ВЫЗВАТЬ СМЕРТЬ ОТ СЕРДЕЧНОЙ ИЛИ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.
ВИТАМИН Е (ТОКОФЕРОЛ) Витамин Е – сильный антиоксидант. Другое название жирорастворимого витамина Е – токоферол. Он накапливается в жировых тканях организма, что снижает потребность употребления витамина E в повышенных дозах. Благодаря своему антиоксидантному действию витамин Е успешно борется со свободными радикалами, способствующими развитию различных патологий. Токоферол помогает нейтрализовать действие химикатов, а также предотвратить образование в организме канцерогенов.
ВИТАМИН E СПОСОБЕН ОБЛЕГЧИТЬ ПРОТЕКАНИЕ ДИАБЕТА, А ТАКЖЕ УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ. ВИТАМИН Е СПОСОБСТВУЕТ ЗАЖИВЛЕНИЮ РАН И СВЕРТЫВАЕМОСТИ КРОВИ, УКРЕПЛЯЕТ СТЕНКИ КАПИЛЛЯРОВ, ПРЕДОТВРАЩАЕТ РАЗВИТИЕ АНЕМИИ, ПРЕПЯТСТВУЕТ ТРОМБООБРАЗОВАНИЮ. ВИТАМИН Е ВАЖЕН ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ТКАНЕЙ, ОН УМЕНЬШАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШРАМОВ ПОСЛЕ ТРАВМ. ВИТАМИН Е ПОДДЕРЖИВАЕТ НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСКУЛАТУРЫ, СНИМАЕТ СУДОРОГИ НОГ. ВИТАМИН Е СПОСОБЕН ЗАМЕДЛИТЬ СТАРЕНИЕ, ПРЕПЯТСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ МОРЩИН, ПОВЫШАЕТ УПРУГОСТЬ КОЖИ.
При недостатке витамина К резко снижается свертывание крови. Это приводит к кровотечениям при чистке зубов, к носовым и желудочно-кишечным. Синтезируется кишечными микроорганизмами.
БОЛЬШЕ ВСЕГО ВИТАМИНОВ ГРУППЫ B СОДЕРЖИТСЯ В ДРОЖЖАХ, ПРОРОЩЕННЫХ ЗЕРНАХ, БОБОВЫХ. ТАКЖЕ ИСТОЧНИКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗЕЛЕНЫЕ ОВОЩИ, МОРКОВЬ, ДЫНЯ, ТЫКВА, АРАХИС, РЫБА.
ВИТАМИНЫ ГРУППЫ B СОДЕРЖАТСЯ В: твороге, сыре, молоке, печени, яйцах, мясе, Суточная потребность витамина В – 1,4-2,5 мг. хлебе,
ВИТАМИН С СОДЕРЖИТСЯ В СВЕЖИХ РАСТЕНИЯХ: ШИПОВНИКЕ, КИЗИЛЕ, ЧЕРНОЙ СМОРОДИНЕ, РЯБИНЕ, ОБЛЕПИХЕ, ЦИТРУСОВЫХ ПЛОДАХ, КРАСНОМ ПЕРЦЕ, ХРЕНЕ, ПЕТРУШКЕ, ЗЕЛЕНОМ ЛУКЕ, УКРОПЕ, КРЕСС-САЛАТЕ, КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЕ, КАРТОФЕЛЕ, БРЮКВЕ, КАПУСТЕ, В ОВОЩНОЙ БОТВЕ.
цитрусовых плодах, картофеле, капусте, Суточная потребность витамина С – 50-100 МГ. перце,
ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНА А. В растениях этого витамина нет, но есть вещество каротин- желтый пигмент, из которого в организме синтезируется витамин А. Растительные: зеленые и желтые овощи (морковь, тыква, сладкий перец, шпинат, брокколи, зеленый лук, зелень петрушки), бобовые (соя, горох), персики, абрикосы, яблоки, виноград, арбуз, дыня, шиповник, облепиха, черешня; Суточная норма витамина А: от 0,1 до 0,15г. Это крупинка величиной с просяное зерно.
В ПРОДУКТАХ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИТАМИН D ВСТРЕЧАЕТСЯ В РЫБЬЕМ ЖИРЕ, ЯИЧНОМ ЖЕЛТКЕ, ИКРЕ, МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТАХ, СЫРЕ, СЛИВОЧНОМ МАСЛЕ. ИЗ РАСТИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВИТАМИНА D ИЗВЕСТНЫ КРАПИВА, ЛЮЦЕРНА, ПЕТРУШКА, ХВОЩ. Суточная норма витамина D: для ребёнка- 0,02мг для взрослого- 0,003мг
ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ВИТАМИНА Е ЯВЛЯЮТСЯ МАСЛО ИЗ ПРОРОЩЕННОЙ ПШЕНИЦЫ, ОРЕХИ, ПОДСОЛНЕЧНОЕ, КУКУРУЗНОЕ, СОЕВОЕ, АРАХИСОВОЕ, КУНЖУТНОЕ МАСЛА. МНОГО ТОКОФЕРОЛА СОДЕРЖИТСЯ В ЛОСОСЕ, ЯИЧНОМ ЖЕЛТКЕ, МОРКОВИ, ОВСЯНКЕ, ШПИНАТЕ. ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ, ЧТО ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО УСВОЕНИЯ ВИТАМИНА Е НЕОБХОДИМ СЕЛЕН И ЦИНК, А МУЧНОЕ И СЛАДКОЕ, НАПРОТИВ, СНИЖАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ ТОКОФЕРОЛА.
ЖИВОТНЫЕ: РЫБИЙ ЖИР, ПЕЧЕНЬ (ОСОБЕННО ГОВЯЖЬЯ), ИКРА, МОЛОКО, СЛИВОЧНОЕ МАСЛО, МАРГАРИН, СМЕТАНА, ТВОРОГ, СЫР, ЯИЧНЫЙ ЖЕЛТОК. Суточная норма витамина Е – 10-15мг.
Для предупреждения авитаминозов промышленность выпускает специальные препараты, содержащие витамины. Наиболее распространены поливитамины- набор из нескольких витаминов, полученных искусственным путем.
Листья и побеги содержат витамин C,A
Молодые листья и стебли содержат витамин C
Содержит витамин C
Травы: люцерна, листья бурачника, корень лопуха, фенхель, хмель, хвощ, ламинария, лимонник, коровяк, крапива, овес, петрушка, мята перечная, подорожник, листья малины, клевер, плоды шиповника, шалфей, толокнянка, листья фиалки.
КУЛИНАРНЫЕ СОВЕТЫ Соблюдение температурного режима при варке овощей: овощи необходимо опускать в кипящую воду и варить недолго. Блюда из овощей лучше съедать сразу после их приготовления. Мясные продукты следует варить на медленном огне. Овощи следует варить в кастрюле с закрытой крышкой. Витамины B, B1, C растворяются в воде, окисляются на воздухе и быстро разрушаются при нагревании. Витамин C разрушается при соприкосновении с медью и железом. Витамин K разрушается от солнечного света. Витамин A теряется при длительном хранении и сушке овощей. В овощах и фруктах после долгого хранения витаминов практически нет, они разрушаются. Употреблять овощи и фрукты лучше своей климатической зоны, так как они свежие и содержат большее количество витаминов, а следовательно, полезней для организма.
СТАРАЙТЕСЬ ПОСТОЯННО ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЫСОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВИТАМИНОВ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ. ЧАЩЕ КУШАЙТЕ «ВКУСНЫЕ» ВИТАМИНЫ: НАТУРАЛЬНЫЕ ВИТАМИНЫ В СВЕЖИХ НЕОБРАБОТАННЫХ ПРОДУКТАХ, ВИТАМИНЫ В ФРУКТАХ. ТАКЖЕ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ПИТАНИЕ МОЖЕТ ДАТЬ ВАМ НУЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВИТАМИНОВ В ПРОДУКТАХ ПОВСЕДНЕВНЫХ И ПРИВЫЧНЫХ. ЧАСТО О СОДЕРЖАНИИ ВИТАМИНОВ В ПРОДУКТАХ ВСПОМИНАЮТ УЖЕ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ — НЕ ДОВОДИТЕ ДО ЭТОГО. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ ВСЕГДА!
Закрывая наш журнал, я ещё раз хочу подчеркнуть важную роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Старайтесь употреблять как можно больше продуктов содержащих разнообразные витамины: свежие фрукты, овощи, морепродукты и др. Ешьте овощи и фрукты, здоровейте. Пейте соки, не болейте! Будьте здоровы всегда! Ведущий:
IV.Закрепление изученного материала. Учитель: Благодаря вам, мы познакомились с удивительными и очень важными веществами-витаминами. 1.Беседа по вопросам. а)Что такое витамины? б)На какие группы делятся все витамины? в)Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз? 2. Проведение теста по вариантам-5 минут.
Вариант №1. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы. Обведите буквы верных ответов. 1. Витамин A относят к: а) водорастворимому витамину, б) жирорастворимому витамину. 2. Заболевание, связанное с недостатком витамина D: а) цинга, б) «бери-бери», в) рахит, г) «куриная слепота», 3. Источники витамина A, поступающего в организм человека: а) только растительные продукты, б) продукты растительного и животного происхождения, в) только продукты животного происхождения, г) продукты животного происхождения и дрожжи. 4. Заболевание, связанное с недостатком витамина A: а) цинга, б) «бери-бери», в) рахит, г) «куриная слепота». 5. При недостатке в организме витамина D необходимо включать в рацион: а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашеную капусту, б) печень, дрожжи, хлеб из муки грубого помола (неочищенные зерна), гречневую и овсяную крупы, в) морковь, плоды облепихи, г) сливочное масло, жир рыбьей печени, яичный желток. Вариант №2. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы. Обведите буквы верных ответов. 1. Витамины группы B: а) усиливают остроту зрения при слабом освещении, необходимы для нормального роста человека, б) необходимы для роста костей , оказывают влияние на обмен кальция, фосфора, в) оказывают влияние на углеводный обмен, повышают сопротивляемость организма простудным заболеваниям, г) обеспечивают нормальное питание клеток нервной ткани. 2. Витамин C: а) в организме человека не образуется, б) в организм человека поступает в готовом виде, но может частично образовываться и в самом организме человека. 3. Источники витамина B, поступающего в организм человека: а) только растительные продукты, б) продукты растительного и животного происхождения, в) только продукты животного происхождения, г) продукты животного происхождения и дрожжи. 4. Суточная потребность человека в витамине C: а) 50-90мг, б) 1-2 мг, в) 0,02-0,04 мг. 5. Витамины группы B относят к :а) водорастворимым витаминам, б) жирорастворимым витаминам.
По учебнику Д.В.Колесова, изучить параграф 37, вопросы после параграфа. Разъяснить термины «авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз». Индивидуально: подготовить сообщение о полезных морепродуктах (о водорослях, моллюсках, рыбе).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин.) Объявление оценок за ответы. Учитель: Всем спасибо! Урок окончен.
Источник