Меню

Значение школы здоровья для больных с сахарным диабетом

Значение школы здоровья для больных с сахарным диабетом

Школой диабета называют лекции и/или занятия, которые проводят врачи или медсестры для пациентов с сахарным диабетом. Чаще всего они проводятся в поликлиниках или специализированных диабетологических центрах. Для удобства восприятия информации школы обычно разделяются на занятия для людей с сахарным диабетом 1 типа, для пациентов с диабетом 2 типа на инсулинотерапии и лиц, которые не используют препараты инсулина. В среднем в рамках школы диабета проводится от 4 до 7 занятий по разным темам. Вот наиболее актуальные из них:

  • Общие знания о сахарном диабете: симптомы заболевания, причины его возникновения. В этом же разделе рассказывают, каких типов бывает диабет и чем они отличаются.
  • Питание при диабете
  • Физические нагрузки
  • Осложнения диабета — как острые, так и хронические
  • Самоконтроль при сахарном диабете
  • Лечение диабета

Количество человек, приглашенных на школу, тоже может варьировать, но лучше, если группа не будет очень большой – так будет проще вести беседу, комфортнее задавать вопросы. Уточните у вашего лечащего врача, проводится ли школа диабета в вашей поликлинике или другом лечебном учреждении.

Конечно, сейчас можно найти любую интересующую информацию в интернете. Но тут есть свои минусы. Во-первых, надо знать, что искать. Во-вторых, насколько достоверна или современна данная информация?

Зачем посещать школу диабета?

  • Рассказывать о заболевании будет человек с медицинским образованием, который занимается лечением сахарного диабета
  • На школе разбираются самые важные вопросы, например, о гипогликемии и ее правильном лечении, о выборе подходящей обуви и т.д. Не факт, что вы подумаете об этом при вводе слова в строку поиска.
  • Есть возможность напрямую задать вопросы. Они могут быть у вас уже прямо сейчас, могут возникнуть во время занятия, а может и после. Но самое главное, вы можете их обсудить вживую.
  • На школе можно пообщаться с людьми, которые разделяют твои проблемы, а это всегда полезно. Можно спросить, что помогает другим пациентам, какие у них были трудности. А можно просто познакомиться с приятными людьми.
  • Во время приема в поликлинике у врача есть 12-20 минут на беседу с вами. Вернее, даже не на беседу — ему нужно еще заполнить карту и направления, а также осмотреть вас. Получается, на то, чтобы поговорить с вами о диабете остается пара-тройка минут. Что за это время можно рассказать?

Советы для успешного прохождения школы диабета

  • Обязательно возьмите с собой блокнот или тетрадь, ручку. Вам наверняка понадобится что-то записать.
  • Если у вас есть вопросы, запишите их заранее, а записи возьмите с собой. Так вы точно не забудете спросить о важном.
  • Не бойтесь задавать вопросы. Нет неправильных вопросов: если вас что-то беспокоит, значит это важно.
  • Постарайтесь посетить полный курс. Возможно, вы пропустите нечто важное, что вам может пригодиться.
  • После занятий перечитайте то, что записали. Может быть, вам захочется о чем-то узнать более подробно.
  • Не стоит относиться к этим занятиям как к чему-то навязываемому, «потому что врач сказал, что я должен». Извлеките из этого пользу.

Конечно, в современном мире есть и онлайн школы диабета: на сайтах кратко и понятно написаны самые важные вещи об этом заболевании. Это очень удобно, особенно, если в месте, где вы живете, обучающие занятия не ведутся.

Источник

ШКОЛА ДИАБЕТА

ПОЛОЖЕНИЕ

о “Школе диабета”

  1. Общие положения
    1.1. “Школа диабета ” (далее – школа) организуется на базе ГУЗ “ Городская поликлиника № 6” , каб. 418.(среда с 15.00 до 16.00)
    1.2. В школе применяется очно-заочная форма обучения, комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимаются как медицинские работники, так и предоставляются материалы для самостоятельного изучения.
  2. Цели школы

2.1. Обеспечение больному сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей.

2.2. Предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно- сосудистой патологии.

2.3. Способствование полноценной жизни больного с сахарным диабетом.

  1. Задачи школы
    3.1. Мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации.

3.2. Обучение больного сахарным диабетом самоконтролю.

3.3. Обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях.
3.4. Оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре.

3.5. Оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета.

  1. Порядок работы
    4.1. Формирование группы для занятий в школе проводится по направлению врача-эндокринолога.
    4.2. Школа работает согласно графику и учебному плану занятий, утвержденному главным врачом поликлиники.
    4.3. Занятия в школе проходят с периодичностью 2 раза в месяц.
Читайте также:  Проращиватель семян здоровья клад аэросад здоровья клад

4.4. По окончанию занятий в школе проводится анкетирование по вопросам усвоения материала, предоставленного в рамках обучения, а также с целью изучения предложений по совершенствованию работы данной школы.

Программа “Школы диабета ” на 2017 год

Тематика занятий

Место проведения

Время проведения

Занятие № 1

Сахарный диабет. Основные типы диабета. Понятие о метаболическом синдроме.

Влияние сахарного диабета на продолжительность и качество жизни. Обоснование необходимости самоконтроля при сахарном диабете. Методы

самоконтроля. Поздние осложнения сахарного диабета (ретинопатия, катаракта,

нефропатия, невропатия и др.). Вред алкоголя и курения при сахарном диабете.

каб. 418.

1-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

Занятие

№ 2

Артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца при диабете. Обоснование

необходимости ранней диагностики осложнений диабета, профилактика их развития

и прогрессии.

Принципы питания при сахарном диабете. Необходимость поддержания нормальной

массы тела. Понятие о «хлебной единице» и качественном составе рекомендуемой

диеты. Физкультура и другие физические нагрузки при сахарном диабете. Роль

физических нагрузок в поддержании компенсации сахарного диабета.

каб. 418.

2-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

Занятие

№ 3

Лекарственное лечение сахарного диабета. Общие противопоказания для лечения

таблетированными гипогликемическими средствами. Инсулинотерапия при сахарном

диабете: виды инсулина, методика его назначения, введение инсулина. Особенности проявления ишемической болезни сердца ( в том числе инфаркта

миокарда) при диабете. Интеркуррентные методы лечения сахарного диабета

(фитотерапия, лечебное голодание, иглорефлексотерапия и др.)

каб. 418.

3-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

Занятие

№ 4

Понятие о гипогликемических состояниях: причины, предвестники и признаки,

профилактика и меры по устранению гипогликемий. Особенности гипогликемий,

развивающихся на фоне приема таблетированных гипогликемических средств.

Понятие о диабетическом кетоацидозе: причины, проявления, первые меры помощи.

Понятие о компенсации сахарного диабета.

Правила ухода за стопами при диабете. Гигиена полости рта.

каб. 418.

4-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!!

Главной целью Школы для больных сахарным диабетом является проведение занятий для пациентов врача эндокринолога по обучению их методам самоконтроля, приспособлении назначенного лечения к индивидуальным условиям жизни, предотвращению хронических и острых симптомов имеющегося заболевания.

В чем сущность заболевания “сахарный диабет”?

Сахарный диабет как заболевание был знаком уже в древнем Египте в далеком 170 году до нашей эры. Но причина возникновения выяснилась всего лишь к окончанию прошлого века. И выявилась она при проведении экспериментальной операции по удалению у пса поджелудочной железы. Последствием такого медицинского вмешательства у прооперированного животного явилось развитие сахарного диабета.

По прошествии небольшого времени в 1921 году студенту и молодому лекарю медицинского факультета удалось из поджелудочной железы пса выделить субстанцию, при помощи которой в организме, точнее, в крови происходит понижение уровня сахара. Субстанция получила известное на сегодняшний день название – инсулин. Первый пациент, которому в 1922 году сделали инъекции препарата, прожил долгую полноценную жизнь.

По прошествии двух лет вслед за открытием инсулина доктор из Португалии пришел к выводу, что сахарный диабет является не просто болезнью, а представляет собой совершенно особенный тип жизни пациентов. Так, в мире возникла первая школа для людей, болеющих сахарным диабетом. Теперь подобные школы имеются во многих развитых странах мира. Пациенты с диагнозом сахарный диабет наряду со своими родными получают необходимые для жизни знания о болезни и возможность стать полноценными членами современного мира вопреки поставленному диагнозу.

Разновидности заболевания и их особенности

Сахарный диабет – это неизменно увеличенный уровень сахара в составе крови. И такое определение далеко не случайность, так как все усугубления в организме пациента связаны прежде всего с завышенным уровнем сахара в крови. И умение пациента виртуозно распоряжаться своим самочувствием, удерживая сахар в крови на нормальном уровне, превратит болезнь из серьезного недомогания в особенный тип жизни, придерживаясь которого возможно избежать серьезных проблем со здоровьем.

Образ жизни, которого придется придерживаться больному человеку, прежде всего, зависит от установленного у него типа сахарного диабета.

Существуют 2 вида диабета:

  1. I тип – инсулинозависимый, формируется у человека со сниженным производством инсулина в организме. Чаще всего он развивается у детей малого возраста, подростков и молодых людей. При развитиисахарного диабета 1 типа больной неизменно должен делать себе впрыскивание инсулина.
  2. II тип – инсулинонезависимый, может возникнуть даже при излишке инсулина в составе крови. При таком типе сахарного диабета инсулин недостаточен, чтобы нормализовать сахар в составе крови. Этот тип диабета возникает в зрелом возрасте, довольно часто после 40 лет. Его формирование связано с увеличенной массой тела. При II типе диабета порой достаточно всего лишь внести изменения в диету. А для того чтобы предотвратить тяжелые последствия диабета 2 типа требуется сбросить вес и усилить насыщенность физических нагрузок. При этом многие признаки диабета пропадают.

Реже встречаются специфические виды сахарного диабета.

Симптомы и признаки развития сахарного диабета

Диагноз сахарный диабет I типа подразумевает тот факт, что поджелудочной железой производится малое количество инсулина. В связи с этим глюкоза не попадает в клетки и ее количество в составе крови опасно повышается. У пациента появляется жажда, повышена утомляемость, ощущается сухость в ротовой полости, слабость, плохое заживление ран на коже, зуд слизистых и кожных покровов, выделяется повышенное количество мочи, наблюдается потеря в весе.

Для избавления всех вышеперечисленных симптомов и снижения количества сахара в крови нужен медицинский препарат инсулин. Инсулин представляет собой белковый гормон, каковой вводится исключительно при помощи инъекций, так как в желудке он подвергается разрушению. В случаях когда больной не отслеживает количество сахара, в крови и моче образуется ацетон, впоследствии это приводит к обморокам вплоть до комы или даже смерти.

Это и есть основные причины, по которым пациенту с сахарным диабетом просто жизненно необходимо проводить систематические замеры уровня сахара в крови. Этот несложный момент поможет систематически контролировать свое состояние.

Источник

Жизненные уроки: как работают школы диабета

Численность россиян с сахарным диабетом продолжает расти: согласно национальному регистру, на сегодняшний день в стране зарегистрировано более 5,1 млн заболевших. При этом количество так называемых школ диабета, где людям помогают как в лечении, так и в организации повседневной жизни, с каждым годом уменьшается. Как работают такие заведения сегодня и какие проблемы они решают — в материале «Известий».

Для любого возраста

После долгого перерыва, вызванного пандемией, в Нижневартовске вновь начинает работать школа для родителей, чьи дети больны сахарным диабетом 1-го типа. Она создана для того, чтобы помочь взрослым научиться жить с заболеванием, диагностированным у их ребЕнка. Подобного рода мероприятия проводятся и в Нижнем Новгороде — занимается их организацией местная школа диабета.

Как рассказал «Известиям» президент Нижегородской диабетической лиги Владимир Сентялов, такие занятия проводятся уже несколько лет.

У нас школы диабета, насколько мне известно, есть только при стационарах. Когда пациент ложится в больницу, ему предлагают наряду с проведением терапии еще и курс, состоящий из нескольких занятий. Но это капля в море, так как пациентов у нас очень много, — рассказывает Сентялов. — Раньше наша школа никогда не получала никакой государственной поддержки, сейчас же такое обучение проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Мы также используем возможности передачи по конференц-связи с записью этих курсов, чтобы те, кто не смогли поприсутствовать, смогли это дома прослушать.

Как пояснила в разговоре с «Известиями» специалист по социальной работе, координатор социальных проектов Нижегородской диабетической лиги Евгения Итальянкина, занятия поделены по определенным категориям, в зависимости от типа диабета.

Участники проекта «Образовательное пространство для детей и взрослых с сахарным диабетом 1-го типа «ДИА-lab» в Нижнем Новогороде

Есть сахарный диабет 1-го типа, который затрагивает в основном людей от 0 до где-то 35–40 лет, и 2-го типа, характерный для людей старше 40 лет. Если мы берем школу для детей, то здесь занятия также делятся на два вида: для тех, кто пользуется шприц-ручками и с помощью них вводит инсулин, а также для детей, которые находятся на помповой инсулинотерапии. По такому же принципу делятся учебные мероприятия и для взрослых.

Естественно, все пациенты любят поговорить и задать дополнительные вопросы врачам, но это не всегда удается сделать во время приема, именно этим и объясняется востребованность таких школ, отмечает специалист.

— Человек, который сталкивается с заболеванием впервые, испытывает шок и психологический, и в плане медицины тоже, потому что наши врачи сейчас работают на износ и не всегда им удается уделить столько времени, сколько необходимо пациентам, — рассказывает она. — Наша школа включает шесть занятий, и все они посвящены определенной тематике, начиная с того, что такое диабет. Также во время занятий рассказывается и то, как его лечить, как питаться, отдельный урок всегда посвящен физическим нагрузкам. К нам обращаются люди самого разного возраста, в том числе и родители с детьми, и молодежь.

Острая нехватка

Между тем в целом по России в настоящее время отмечается резкое снижение количества школ диабета, где пациентам рассказывают о важности проведения регулярного тестирования, о методах лечения и выстраивания здорового образа жизни, сообщила в разговоре с «Известиями» президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова. Если в 2014 году в РФ действовало более 1500 школ диабета, то к 2020 году осталось менее 900, указывает она.

Такое обучение началось в России еще в 1990-е годы, но на сегодняшний день в стандарты медицинской помощи школы диабета практически не входят, сообщил в разговоре с «Известиями» президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов.

— Чтобы занимались этим врачи — это дорого, обычно этим занимаются медсестры, — отмечает он. — Но у нас нет ни одного подразделения, где готовили бы медсестер, которые могли бы заниматься таким обучением хотя бы через интернет, и это большая проблема. Пока в стандартах нет такого, что люди должны получить в поликлиниках минимальный набор знаний. Сейчас этим в основном занимаются добровольцы и группы взаимопомощи. Чаще всего это родители больных детей, но по России их всего 25 тыс. человек, то есть очень немного. Что касается взрослого населения, то у нас зарегистрировано 5 млн человек тех, кто входит в регистр больных диабетом, то есть это те, кто получают лекарства, но на каждого болеющего, входящего в регистр, есть 3,8 человек, которые о своем заболевании не знают или на учете не стоят.

В целом же по России люди с диабетом крайне плохо информированы об этой болезни.

Более 90% диабетиков — это люди со вторым типом диабета, которые заболевают лет в 40 и начинают заниматься своим здоровьем только после выхода на пенсию. И проблема в том, что не всегда такие люди умеют пользоваться компьютером и интернетом, где они могли бы найти полезную информацию, — продолжает Богомолов. — А вопросов возникает немало. Необходимо мерить сахар в крови на глюкометре, но встает вопрос, что с этими показателями люди должны уметь что-то делать, но они не умеют, а врачи перегружены.

Диабетическая ассоциация уже много лет выпускает различные информационные материалы и видео, но такая работа должна иметь куда более массовый характер, уверен Богомолов.

Больше информации — меньше осложнений

Качество жизни людей с диабетом зависит не только от своевременного и полноценного обеспечения больных жизненно важными лекарственными сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля, но и от степени знания своей болезни и своих прав как пациента, подчеркивает Эльвира Густова.

Обучением в школах диабета необходимо заниматься системно и на постоянной основе с созданием и применением образовательных онлайн-модулей, которые позволяют в доступной, короткой форме получать людям с диабетом ответы на самые насущные вопросы, касающиеся их ежедневной жизни: об инсулинотерапии, о питании при сахарном диабете, об осложнениях сахарного диабета, о медицинских девайсах для людей, живущих с сахарным диабетом, о планировании и ведении беременности у женщин с сахарным диабетом 1-го типа и т.д. В таком интерактивном и доступном формате широкая аудитория пациентов может найти ответы на свои вопросы, а близкие и родные пациентов — получить дополнительную информацию о диабете и жизни с этим диагнозом.

Главная задача этих школ заключается в создании грамотного подхода к управлению диабетом, отмечает в разговоре с «Известиями» председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипулина.

— Вот вчера человек не болел диабетом, а сейчас ему поставили диагноз, и он теперь должен уметь менять дозу, подбирать питание, правильно регулировать свою нагрузку, знать препараты — вот эти все знания и получаются в школе, — поясняет она. — Чем лучше человек будет информирован, тем меньше у него будет осложнений. Но эти школы требуют государственной поддержки для обучения таких преподавателей.

Вопрос поднят

Между тем в начале ноября вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила Минздраву и ФОМС определить понятие «школа диабета», а затем доложить о результатах в Совет при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

Так, регионы должны были представить в Минздрав информацию о деятельности таких школ: их количестве, видах медорганизаций, на базе которых они работают, а также числу и стоимости оказанных услуг до 30 ноября. В регионы же, в свою очередь, должны были быть направлены методические рекомендации по вопросам организации работы подобных учреждений.

На момент публикации материала Минздрав не ответил на запрос «Известий» о результатах деятельности, касающейся работы школ диабета.

Источник

Adblock
detector