Роль природы в жизни детей.
статья (подготовительная группа) на тему
Наша цель –воспитать любовь к родной природе, а значит воспитывать любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_prirody_v_zhizni_detey.docx | 12.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль природы в жизни детей.
Убеждение человека формируется с детства. Уже в детском саду закладывается в детях фундамент определённых знаний. Вести детей в мир природы, научить их понимать её, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь бережное отношение к ней — важнейшая задача детского сада.
Наша цель –воспитать любовь к родной природе, а значит воспитывать любовь к Родине.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на него своей яркостью и многообразием. Очень важно, чтобы дети испытывали радость от общения с природой. Дети соприкасаясь с природой думают что они первооткрыватели сокровищ природы, удивляются и радуются этому. У детей восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствуют они сильнее. Так как соприкасаются с природой впервые, и у них растёт интерес к ней. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.
Их привлекают зелёные луга и леса яркие цветы, насекомые, движущиеся облака, ручейки и лужицы, пение птиц и падающие с неба хлопья снега.
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё. Мы должны научить их не только смотреть, но и видеть, и тогда дети захотят узнать ещё больше.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить детей с её тайнами ,ещё с раннего возраста, и вместе с ним разгадывать их. Учить наслаждаться природой. Заинтересовавшись природой, дети полюбят её, захотят узнать о ней больше. Встречи с природой помогают формировать у детей знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о ней, овладеют трудовыми навыками по уходу за растениями и животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Дети полюбившие природу не будут бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, будут стараться охранять природу. На этой основе у детей сформируется любовь к природе, родному краю, Родине. Сделать природу одним из основных средств всестороннего развития каждого ребёнка ,его индивидуальных способностей, чтобы он вырос достойным гражданином нашего общества. Следовательно роль детского сада, не только дать определённые знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться её красотой, любить родные места, свою Родину. Это и будет нашей главной задачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация консультации «Роль книги в жизни детей младшего возраста». Материал для родителей.
Консультация «Роль книги в жизни детей младшего возраста». Материал для родителей.
В данной статье, хочу поделиться своим взглядом о игре детей с умственной отсталостью, и в целом, что представляет собой их игра.
консультативный материал для родителей.
Какая мама нужна ребенку?Представьте себе — идеальная. А идеальная — это значит самая, самая. Самая добрая, самая красивая, самая нежная, самая справедливая — словом, самая лучшая.Какой папа нужен ре.
Сказки в жизни детей имеют огромное значение. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей.
Источник
Влияние природы на здоровье ребенка
материал по теме
Консультация для родителей.
Влияние природы на здоровье ребенка
и безопасность при общении с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_prirody_rab_s_rod.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние природы на здоровье ребенка
и безопасность при общении с ней.
В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть разнообразную красоту, слышать «живой» голос леса, моря, поля. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережно относиться к ней.
Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Дети с умилением слушают «звуки природы».
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Природа — источник подъема всех духовных сил. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств.
Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка. Дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка.
Огромную пользу здоровью оказывают наши леса. Выделяемый листьями деревьев кислород крайне необходим для дыхания. Например
Тополь прекрасно очищает воздух и выделяет в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья. Не зря деревья называют «зелеными легкими» планеты! Деревья и растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух.
Многие растения и животные имеют лекарственные свойства и пользуются человеком для лечения(лекарственные травы, муравьи, пчелы, пиявки).
О пользе солнца известно еще с древних времен, особенно с закаливающей целью. В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от инфракрасных, не обладают согревающим действием, они не ощутимы телом и проникают в кожу на значительно меньшую глубину. Вместе с тем биологическая активность их значительно выше, так как под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д, предупреждающий развитие рахита у детей. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.
Важным природным лечебным фактором является песок. Лечение нагретым песком издавна применялось как лечебное средство при рахите, хронических заболеваниях суставов.
Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами. В нем большое содержание микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния), что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких. Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка.
Во время прогулке по лесу не следует находиться близко к упавшим, трухлявым деревьям, они могут быть опасны.
Нельзя трогать незнакомые растения, срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды, собирать незнакомые грибы-некоторые из них могут быть ядовитыми.
А так-же нельзя гладить и брать на руки незнакомое животное. Оно может укусить. Целовать кошек ,собак, и других животных не следует: они роются в земле и в их шерсти много микробов.
Таким образом, при разумном использовании природных факторов – солнце, воздух и вода могут оказать большое оздоравливающе действие на ребенка и стать нашими «верными друзьями».
Подготовила воспитатель МБДОУ ДС№10 В.В.Питецкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа создает условия для физического, материального, духовного развития человека. Все это предопределяет разделение труда и многообразие потребностей людей. Общество в свою очередь всей своей жизне.
Консультация для родителей: «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней».
КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста(о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе).
Консультация будет интересна родителям малышей 4-5 летнего возраста, воспитателям старших и подготовительных групп.
Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней. Природа на земле представляет собой огромную сложную систему: сообщества растений, животных, экосистемы. С ранних лет необходимо ф.
laquo;Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»Мир, окружающий ребёнка, это — мир природы. Необ.
Здоровье – самое большое богатство, огромная ценность человека, а именно от состояния здоровья зависит полноценность жизни человека. А беречь укреплять свое здоровье, как известно, надо с .
Источник
Влияние природы на здоровье ребенка
Анна Мачнева
Влияние природы на здоровье ребенка
В наш век современного технического прогресса человека всё сильнее тянет к природе. Что может быть приятнее после городского шума и смога насладиться звуками и запахами леса, окунуться в тёплые воды речки, вдохнуть чистый хрустальный горный воздух.
Влияние природы на здоровье человека, а особенно ребёнка, трудно переоценить. Вспомним лишь, что здоровье – это не только физическое, но и психическое благополучие человека.
Общаясь с природой, мы можем избавиться от стресса, от негативного влияния городской среды, забыть, хотя бы на время, все горести и печали, которые неотъемлемо сопровождают нас на жизненном пути. Именно общение с природой позволяет нам стать спокойней, уверенней в себе, почувствовать силу и возможность в решении жизненных проблем.
Если обратиться к физической стороне здоровья, то природа – это главное его условие, один из важнейших здоровьеобразующих факторов.
И на первый план всплывают проблемы ухудшения состояния окружающей среды. К загрязнённым воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Экологические проблемы непосредственно связаны с образованностью населения – её недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человека выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал ещё краше и богаче.
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, потому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Несмотря на нависшие над человечеством экологические проблемы, давайте вспомним, что природа даёт человеку необозримую кладовую здоровья, и самыми первыми её посетителями её являются дети. Появляясь на свет, ребёнок уже в первые минуты сталкивается с природой – он начинает дышать. Неживая природа даёт ему воздух, воду для необходимых гигиенических процедур.
Итак, человек с первых минут жизни неразлучен с природой.
Неживая природа – это комплекс факторов, определяющих закаливание детского организма. Даже если не заниматься закаливанием планомерно, в системе, солнце, воздух, вода, земля оказывают своё влияние на здоровье ребёнка.
Бегая босиком по дорожке, дети массажируют стопы ног, тем самым осуществляя профилактику плоскостопия, активизируя точки, оказывающие влияние на работу многих внутренних органов. Организуя пребывание под солнышком летом, мы способствуем выработке в организме витамина D, который так необходим детскому организму. Купание в открытых водоёмах укрепляет мышцы ребёнка, делает его более выносливым, предупреждает частые простудные заболевания, оказывает лечебное воздействие на опорно-двигательную систему. Возможность подышать чистым воздухом соснового леса, морского побережья поможет оздоровить дыхательную систему ребёнка, а воздух богатый кислородом – залог нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.
Рассматривая вопросы влияния природы на здоровье детей, нельзя не отметить богатство лекарственных средств, которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.
Однако, нельзя бездумно окунуться в мир природы. Во всём нужно знать меру. Чтобы лечебные, оздоровительные свойства природы не обернулись бы против вас и вашего ребёнка.
Поведение маленького ребёнка в природеподчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме животного, так и малыша. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде – в нашем общем Доме – и обеспечивать своё безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
Источник
Роль природы в формировании личности дошкольника
Кульгаева Ольга
Роль природы в формировании личности дошкольника
Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.
Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей.
Накапливая под руководством старших новые представления, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы, мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны – трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.
Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникампредлагается использовать на практике: ребята могут увлажнять песок, поливать водой снег для создания прочных построек. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя — умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.
Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания.
Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии,которые включают в себя такие показатели как:
— развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;
— развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;
— развитие творческого воображения;
— развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;
Большое значение имеет личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Перед воспитателем стоит задача:
Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности.
Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:
1. Пробуждение ребенка к активности;
2. Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого, в обычном необычного;
3. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо использовать в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).
Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, можно использовать нетрадиционная организованная образовательная деятельность,способствующая развитию логического мышления и активности детей:
Проводить можно с игровыми персонажами – куклами. Их использование позволяет ставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям – легко принять задачу и занять активную позицию в её решении.
Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме.
Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т. к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.
Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические вечера, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого».
Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка» В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.
Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.
Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.
Источник