ОЗыЗы / Новые / ОЗИЗ как наука и предмет методы
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.
1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.
В отличие от клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.
Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения мероприятий, которые проводит государство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.
В основе медицины лежат два основных понятия — «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».
Определение, принятое ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
1 уровень — здоровье отдельного человека — индивидуальное здоровье;
2 уровень — здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье;
3 уровень — здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;
4 уровень — здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.
По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения — «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо — здоровье отдельной демографической или социальной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.
В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:
1. Доступность данных. Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения сложных специальных исследований.
2. Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.
3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.
4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья.
5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.
6. Приемлемость (интерпретируемость). Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации.
7. Воспроизводимость. При использовании показателя здоровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.
8. Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.
9. Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.
10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.
11.Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населения, выделенных для целей управления.
12. Иерархичность. Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.
13. Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улучшения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.
В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.
ВОЗ для оценки общественного здоровья рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье находится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.
Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и общественными отношениями.
К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспитание, питание, отношения в семье, качество и доступность медицинской помощи.
На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.
Значительная часть названных условий может изменяться самим обществом, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.
2 вопрос. Методы общественного здоровья.
1). Статистический метод — основной метод общественных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).
2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача — определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.
3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.
4). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.
В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.
6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными.
7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных профессий — используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и степени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.
8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод.
Использование эпидемиологических методов на больших популяциях позволяет выделить различные составляющие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.
Источник
1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих.
Понятие “здравоохранение” означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицир. медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью. Структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения. Общественное здор. – это здор. групп людей, обуслов. комплексным воздействием соц.-эконом., прир. и биологич. ф-в и характеризуется показателями заболеваемости, демографии и физич. развит. Факторы, влияющ. на здор. – социально-экономические (природные, образ жизни, соц. условия). Основными критериями, характеризующими обществ. здоровье, являются: медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни и); заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная); первичная инвалидность; показатели физического развития; показатели психического здоровья.
2. Основные методы исследования дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Роль дисциплины в практической деятельности врача, органов и учреждений здравоохранения.
Социальн. медицина — науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупрежд. и устранению неблагоприят. социальных условий и факторов, а также оздоровит. мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохр. как науки и учебной дисциплины — оценка критериев обществ. здоровья и качества мед. помощи, их оптимизация. Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологич. анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др. Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохр. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
Источник
Общественное здоровье и здравоохранение как наука, ее место и значение в практике здравоохранения
БЛОК 1
Общественное здоровье и здравоохранение как наука, ее место и значение в практике здравоохранения
Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.
Социальная медицина — наука об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
Здравоохранение (ЗО) — система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение заболеваний, укрепление здоровья населения. Медицина — система научных знаний и практической̆ деятельности, целью которой̆ является укрепление и сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней̆, продление жизни людей̆.
В понятии ЗО 3 момента (акцента):
1. Социальная деятельность государства — обязанность общественных структур по укреплению здоровья.
2. Совокупность возникших взглядов на протяжении истории или знаний о болезнях и здоровье населения.
3. Совокупность действий людей, направленных на лечение, профилактику и укрепление здоровья.
Медицина — понятие более широкое, чем ЗО. Служба ЗО — взаимодействие трех составляющих системы ЗО:
1) органа управления: а. центрального (Министерства ЗО) б. местных (областные отделы ЗО, комитет по ЗО при Мингорисполкоме, руководство ТМО)
2) учреждения системы ЗО
3) кадрового потенциала ЗО Медицинская помощь — комплекс лечебных, санитарно-противоэпидемических и прочих мероприятий, проводимых населению в лечебно-профилактических учреждениях.
Проблемы, рассматриваемые в рамках общественного здоровья и здравоохранения.
Актуальные проблемы, изучаемые современной социальной гигиеной (область практической деятельности ОЗЗ):
1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)
2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения
3) разработка критериев оценки общественного здоровья
4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения
5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ
6) исследование процессов урбанизации
7) изучение экологии человека
8) исследование социальных, экономических и медицинской значимости здравоохранения как общественной системы и разработка рациональных путей ее развития
9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.
10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре
11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения
12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики
13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний (туберкулез, сахарный диабет, СПИД)
14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.
15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования
16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию
17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях
Вопросы здравоохранения в Конституции РФ.
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Общие положения Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном мед страховании в РФ»
Статья 1.Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхованиенеработающего населения.
См. комментариик статье 1 настоящего Федерального закона
Статья 2.Правовые основы обязательного медицинского страхования
1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается наКонституцииРоссийской Федерации и состоит изОснов законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан,Федерального законаот 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
См. Федеральный законот 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.
См. комментариик статье 2 настоящего Федерального закона
Статья 3.Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1)обязательное медицинское страхование— вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;
2)объект обязательного медицинского страхования—страховой риск, связанный с возникновениемстрахового случая;
3)страховой риск— предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;
4)страховой случай— совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;
5)страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию(далее — страховое обеспечение) — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;
6)страховые взносы на обязательное медицинское страхование— обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;
7)застрахованное лицо— физическое лицо, на которое распространяетсяобязательное медицинское страхованиев соответствии с настоящим Федеральным законом;
8)базовая программа обязательного медицинского страхования— составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;
9)территориальная программа обязательного медицинского страхования— составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Вопросы охраны здоровья матери и ребенка в Федеральном законе РФ от 21.11.2011 №232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.
2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 53. Рождение ребенка
1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов
2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.
3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.
3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Права семьи и репродуктивного здоровья в Федеральном законе РФ от 21.11.2011 №232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья
1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий
1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).
2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.
5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.
7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.
8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.
9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.
Статья 56. Искусственное прерывание беременности
1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
3. Искусственное прерывание беременности проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.
4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.
5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 57. Медицинская стерилизация
1. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина — независимо от возраста и наличия детей.
2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.
3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Основные принципы охраны здоровья сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
БЛОК 2
110, 120, 130, 140, 160, 170.
Частота – число, показывающее, сколько раз повторяется варианта. Обозначается латинской буквой P. Сумма всех частот (которая, разумеется, равна числу всех исследуемых) обозначается как n.
В нашем примере частоты будут принимать следующие значения:
· для варианты 110 частота Р = 1 (значение 110 встречается у одного пациента),
· для варианты 120 частота Р = 2 (значение 120 встречается у двух пациентов),
· для варианты 130 частота Р = 3 (значение 130 встречается у трех пациентов),
· для варианты 140 частота Р = 2 (значение 140 встречается у двух пациентов),
· для варианты 160 частота Р = 1 (значение 160 встречается у одного пациента),
· для варианты 170 частота Р = 1 (значение 170 встречается у одного пациента),
Виды вариационных рядов:
1. простой — это ряд, в котором каждая варианта встречается только по одному разу (все частоты при этом равны 1);
2. взвешенный — ряд, в котором одна или несколько вариант встречаются неоднократно.
Вариационный ряд служит для описания больших массивов чисел, именно в этой форме изначально представляются собранные данные большинства медицинских исследований. Для того, чтобы охарактеризовать вариационный ряд, рассчитываются специальные показатели, в том числе средние величины, показатели вариабельности (так называемой, дисперсии), показатели репрезентативности выборочных данных.
БЛОК 3
Естественный прирост
Соотношение числа рожденных и умерших в разных местах России существенно отличается. К началу 2016 года положительное естественное повышение числа жителей было отмечено в 44 регионах, в то время как еще в 41 смертность преобладала над рождаемостью.
В Самарской области:
За период с 2002 по 2010 гг. снизилась численность населения области. Произошло это, в основном, из-за естественной убыли населения, которая наблюдалась во всех муниципалитетах кроме Автозаводского района Тольятти и пгтРощинский и Балашейка. Единственным источником восполнения потерь в численности населения является миграция населения. Положительный миграционный прирост скомпенсировал естественную убыль населения за межпереписной период на 39%.
Численность постоянного населения Самарской области на 1 января 2017 года составила 3203,7 тыс. человек. За 2016 год численность населения уменьшилась на 2,2 тыс. человек.
Показатели воспроизводства
а) суммарный коэффициент рождаемости — число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь фертильный период жизни
б) брутто-коэффициент воспроизводства («грязный) — число девочек, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста (15-49 лет)
в) нетто-коэффициент воспроизводства («чистый»)- число девочек, достигающих половозрелого возраста, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста. Характеризует степень замещения поколения женщин их дочерями. Нетто-коэффициент воспроизводства может быть рассчитан и для мужского пола.
БЛОК 4
Участковый принцип
Большая часть АПУ (амбулаторно-поликлиническое учреждение) работают по участковому принципу, т.е. за учреждениями закреплены определенные территории, которые, в свою очередь, разделены на территориальные участки. Участки формируются в зависимости от численности населения. За каждым участком закрепленны участковый врач (терапевт, педиатр) и участковая медицинская сестра. При формировании участков для обеспечения равных условий работы участковых врачей следует учитывать не только численность населения, но и протяженность участка, тип застройки, удаленность от поликлиники, транспортная доступность и другие факторы.
Организация профилактических осмотров детей и подростков в детской поликлинике. Виды профилактических осмотров, группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам, этапы проведения профилактического осмотра.
Профилактические осмотры-это медицинские обследования, предпринятые с целью выявления определенных заболеваний на ранней стадии (новообразования, туберкулез, глаукома, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.), охватывают различные группы организованного и неорганизованного населения.
Важнейшим звеном диспансеризации детского населения является организация профилактических осмотров.
Виды профилактических осмотров:
1. Осмотры, которые проводятся участковым педиатром поликлиники или детским учреждением.
2. Осмотры, которым предшествует проведение определенных функционально-диагностических исследований.
3. Комплексные осмотры, при которых состояние здоровья ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов.
Группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:
q Дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения
q Дети, посещающие детские дошкольные учреждения
Углубленные профилактические осмотры в соответствии с декретированными возрастными группами:
1. Перед поступлением в дошкольное учреждение
2. За год до поступления в школу
3. Перед поступлением в школу
4. Конец первого года обучения
5. Переход к предметному обучению
6. Пубертатный период
7. Перед окончанием школы
Этапы проведения профилактического осмотра:
I этап – доврачебный – скрининг и лабораторное обследование
II этап – педиатр – с анализом скрининг-теста, лабораторного обследования, распределением детей по группам здоровья.
III этап – врачи – специалисты (невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург – ортопед, стоматолог, логопед)
Диспансеризация подростков включает:
1. Досмотр врачами – специалистами: детским урологом-андрологом (мальчиков), детским эндокринологом.
2 Профилактический осмотр школьников, учащихся: педиатром, оториноларингологом, офтальмологом, детским хирургом, врачом-стоматологом (зубным врачом), неврологом, акушером-гинекологом (девочек); по показаниям: ортопедом, логопедом, психиатром.
Лабораторные исследования: определение гемоглобина, подсчет лейкоцитов, эритроцитов, СОЭ, свободный тироксин и тиреотропный гормон (по показаниям).
Последовательность диспансеризации подростков
1. Осмотр подростков врачами –специалистами и педиатром.
2. Внесение данных диспансеризации в медицинскую карту ребенка.
3. Разработка индивидуальных программ профилактических мероприятий, дополнительного обследования и лечения (амбулаторного, стационарного, восстановительного).
Группы здоровья детей:
I группа – здоровые дети
II группа — здоровые дети, но с наличием риска возникновения патологии
III группа – больные дети в состоянии компенсации патологического процесса
IV группа – больные дети в состоянии субкомпенсации патологического процесса
V группа – больные дети в состоянии декомпенсации патологического процесса
Структура
· Кабинеты участковых акушеров гинекологов
· Кабинеты специализированных приёмов:
· патологии шейки матки
· бесплодия (репродуктивного здоровья)
· гинекологии детского и подросткового возрастов
· функциональной и пренатальной диагностики
· психотерапевта (медицинского психолога)
· физиотерапевтических методов лечения
· психопрофилактической подготовки беременных к родам
· ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
· Своевременность взятия беременных под наблюдение (раннее до 3 месяцев) (в %)
· Показатели исходов беременности (в %):
· удельный вес родов в срок
· удельный вес преждевременных родов
· удельный вес абортов
3. Охват обследование УЗИ плода (в %)
· Охват обследования беременных терапевтом (в %)
· Заболевания, предшествовавшие или возникшие во время беременности (в %)
· Частота абортов (на 1000 женщин фертильного возраста)
· Частота женщин, применяющих контрацептивы (на 1000 женщин фертильного возраста)
· Охват беременных занятиями по профилактической подготовке к родам (в %)
Показатель гинекологической заболеваемости женщин (на 1000 женского населения)
Диспансерный метод в работе в женской консультации, особенности организации диспансерного наблюдения за различными контингентами женщин (беременных, страдающим бесплодием, гинекологическими заболеваниями)
НАБЛЮДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ Главная задача женской консультации — диспансеризация беременных. Срок взятия на учет — до 12 недель беременности. При первом посещении заполняют “Индивидуальную карту беременной и родильницы” (форма 111у), в которой записывают все данные опроса, обследования, назначения при каждом посещении. После клинического и лабораторного обследования (до 12 недель) определяют принадлежность каждой беременной к той или инойгруппе риска. Для количественной оценки факторов риска следует пользоваться шкалой «Оценка пренатальных факторов риска в баллах» (приказ №430).
НАБЛЮДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ Наблюдение беременных является главной задачей женской консультации. От качества амбулаторного наблюдения во многом зависит исход беременности и родов. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Женщина должна быть взята на учет при сроке беременности до 12 недель. Это позволит своевременно диагностировать экстрагенитальную патологию и решить вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения беременности, рациональном трудоустройстве, установить степень риска и при необходимости обеспечить оздоровление беременной. Установлено, что при наблюдении женщин в ранние сроки беременности и посещении ими врача 7-12 раз уровень перинатальной смертности в 2-2,5 раза ниже, чем у всех беременных в целом, и в 5-6 раз ниже, чем при посещении врача в сроке беременности после 28 недель. Таким образом, санитарно-просветительная работа в сочетании с квалифицированным врачебным наблюдением – основной резерв для увеличения числа женщин, обращающихся к врачам в ранние сроки беременности. Взятие на учет. При взятии беременной на учет независимо от срока беременности врач женской консультации обязан: ознакомиться с амбулаторной картой (или выпиской из нее) женщины из поликлинической сети для выявления Своевременное (в течение 12-14 дней) обследование. Эффективность раннего взятия беременной на учет будет полностью нивелирована, если в минимальные сроки не обследовать беременную по полной программе. В результате обследования определяют возможность вынашивания беременности и степень риска, а также вырабатывают план ведения беременности. Дородовый и послеродовой патронаж. Дородовый патронаж осуществляет участковая акушерка в обязательном порядке дважды: при взятии на учет и перед родами и, кроме того, проводится по мере необходимости (для вызова беременной к врачу, контроля назначенного режима и т.п.). Послеродовой патронаж. В течение первых 3 суток после выписки из родильного дома женщину посещают работники женской консультации – врач (после патологических родов) или акушерка (после нормальных родов). Для обеспечения своевременного послеродового патронажа женская консультация должна иметь постоянную связь с родильными стационарами. Своевременная госпитализация женщины в течение беременности и до родов. При возникновении показаний экстренная или плановая госпитализация беременной является главной задачей врача женской консультации. Своевременная госпитализация позволяет снизить перинатальную смертность в 8 раз по сравнению с группой женщин, подлежащих стационарному лечению, но своевременно не госпитализированных. Наблюдение беременных должны осуществлять в следующие сроки: в первую половину беременности – 1 раз в месяц; с 20 до 28 недель – 2 раза в месяц; с 28 до 40 недель – 1 раз в неделю (10-12 раз за время беременности). При выявлении соматической или акушерской патологии частота посещений возрастает. При неявке женщины к врачу в течение 2 дней после очередного срока необходимо провести патронаж и добиться регулярного посещения консультации. Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам 100% беременных. Занятия в «Школе матерей». 100 % охват мужей беременных женщин занятиями в «Школе отцов». Антенатальная профилактика рахита (витамины, ультрафиолетовое облучение). Профилактика гнойно-септических осложнений, включающая обязательно урологическую и ЛОР-санацию.
Ро
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник