Значение физической подготовки для здоровья
Физические тренировки дают стимул важным для организма процессам роста, активизируют работоспособность внутренних органов. Благоприятное влияние спорта на человека не имеет границ. Поэтому даже небольшая активность лучше, чем малоподвижный образ жизни. Влияние физической культуры на здоровье человека — неоспоримый факт.
Физкультура и здоровье в жизни человека
Физическая культура имеет предназначением развитие и укрепление организма, его защитных функций. Занимаясь спортом, человек способен противостоять многим негативным факторам. Упражнения и тренировки неразрывно связаны с организацией правильного питания. В результате иммунитет укрепляется, как и сопротивляемость организма.
Значение физической активности в жизни человека
Появление технических устройств: смартфонов, компьютеров значительно повлияло на нашу современность. Стало проще организовывать свой труд. Хотя многие обратили внимание на то, что физическая активность при этом снижается. Если допустить подобную ситуацию, ослабнут функции организма, мышцы и скелет. По-другому будут работать органы. Далеко не всегда подобные изменения улучшают самочувствие и состояние, делают то, в чем обычно проявляется физическое здоровье.
Минимум движений снижают выносливость мышц, сердца, сосудов, провоцирует перебои в функционировании системы дыхания. В дальнейшем такое положение вещей становится благоприятной почвой для развития болезней. Значение физических упражнений для здоровья человека — в устранении неблагоприятных аспектов образа жизни с малой подвижностью. Спорт — это компенсация недостатка активности.
Ответы на вопросы, как построить идеальное тело и сохранять результат в течении многих лет вы найдете на страницах книги «PRO тело» Тины Канделаки. Тина щедро делится своим опытом, советами тренеров и диетами.
Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа жизни
Физическая активность и здоровье — весьма связанные одно с другим понятия. Спорт распространяется в массы, много делается для его популярности. Чтобы у общественности сложилось к нему позитивное отношение, учебные заведения бесплатно выдают абонементы в бассейны и тренировочные залы, подчеркивая важное влияние физических упражнений на здоровье человека. Факторы физического здоровья подробно описаны в этой статье.
Число людей, пренебрегающих спортивными занятиями все еще велико, невзирая на подобные меры популяризации. Физическая активность и здоровье — важные сферы жизни, каждая из которых зачастую невозможна без другой. Главное при занятиях спортом — соблюдение чувства меры, чтобы не быть подверженным перегрузкам. Нужно иметь в виду фактор травматизма, который может при этом иметь место. Важно ни в коем случае не пренебрегать безопасностью при тренировках.
Онлайн курс «Современное тело за 15 минут в день» предлагает вписать ваше физическое самосовершенствование в современный темп жизни. Такой курс предполагает независимость от наличия спортивных залов, спортивного оборудования, неизбежных материальных трат и хронической нехватки времени.
Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов
Если говорить о том, как физическая активность влияет на здоровье молодого и развивающегося организма, можно привести в пример статистику. 70% часто болеющих школьников отстранены от спорта. Организм становится уязвимым, поэтому у молодых начали диагностировать болезни, ранее наблюдающиеся лишь со старением.
Студенчество должно совмещать умственную и двигательную активность, оптимизируя процессы. ВУЗами предоставляются программы по физическому воспитанию. В то же время полезно проводить закаливание организма, как средство укрепления здоровья. А именно, проводить занятия на свежем воздухе или природе в любой сезон. В чем реализовать себя молодым людям? Выбор вида спорта зависит от предпочтений. Бег как средство укрепления здоровья — самый доступный и распространенный вид спорта. Иногда требуется содействие врача-консультанта, который поможет корректировать нарушения, проведет ориентацию по целевой направленности.
В чем бы не реализовывалась активность, она должна совершенствовать молодую нервную систему, навыки движения. Влияние физической культуры, оказываемое на здоровье человека, проявляется в улучшении функций органов. Важно формирование стройной осанки. По всем этим параметрам показатели здоровья студентов требуют их собственных усилий. А не только физкультурных занятий, предлагаемых в рамках учебного процесса. Например: плавание как средство укрепления здоровья и закаливание организма как средство укрепления здоровья,
Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников
Перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача по прививанию навыков укрепления здоровья путем физической активности. Специалисты делают это с помощью утренней гимнастики. Она усиливает физические процессы, тренирует дыхание, функции кровообращения, сердечные ритмы. Уровень подвижности нервных процессов также повышается. Упражнения улучшают работу мышц и формируют потребность у детей реализовывать двигательную активность. Значение гимнастики — содействие переходу к интенсивной деятельности. А также разностороннее влияние на мышцы и системы.
Базовые упражнения
Правила самостоятельных занятий или тренировок в секциях предусматривает предварительным этапом разминку. Следующим этапом идет основная тренировка силы либо комплекса мышц. Заканчивают физкультурное занятие расслабляющими упражнениями.
Разминка
Сначала требуется разогрев и подготовка к увеличению нагрузок. Несколько простых упражнений активизируют функцию дыхания и сердца, что доставит к мышцам больше кислорода. Связки и сухожилия настраиваются на тренировку, увеличивая эластичность. Предварительный разогрев (разминку) принято начинать с шестиминутного бега. После этого делают по 3 или 4 разных упражнения для конечностей и туловища.
Развитие силы
На самостоятельных занятиях обычно развивают силу. Применяют гантели или амортизирующие тренажеры, где приходится преодолевать вес или сопротивление. Дозировать тяжесть следует с учетом особенностей своего организма. А именно, нагрузка должна быть равна возможности проделать упражнение около 8 раз. Перегрузки запрещены.
При подборе движений нужно заставлять работать все группы мышц последовательно:
Правильно будет давать симметричным мышцам одинаковую нагрузку.
Упражнения на расслабление
После силовых тренировок необходимо расслабить мышцы. Существуют специальные упражнения, быстро восстанавливающие их работоспособность. Подобные движения можно делать и с целью снижения стресса, что напрямую не связано с силовыми тренировками. Сами по себе они, к примеру, представляют собой медленное дыхание: вдохи и выдохи. Затем применяют расслабление и напряжение мышц ног, рук, шеи, пресса. Подобную гимнастику проводят стоя, сидя или лежа на ковре.
Комплексные упражнения
Есть также ряд упражнений с комплексным эффектом, развивающих одновременно силу и быстроту. Скорость движения можно тренировать в предельно возможном темпе. К примеру, делать пробежки с большой скоростью на дистанции 30 или 60 метров. Либо прыжки на одной ноге и двух, а также через скакалку, в длину.
Начальное упражнение не должно проводиться в максимуме темпа. Лучше увеличить амплитуду, а скорость снизить. На примере бега, развивающего выносливость, различают медленный его вид — трусцой, проводящийся до 6 минут. Далее смотрят на пульс. Если его значение от 110 до 130 ударов в минуту, тренироваться продолжают.
Влияние физических упражнений на разные органы человека
Роль физической культуры в сохранении здоровья исследована по отношению к всем органам и функциям. Рассмотрим конкретно их зависимость от спорта, его положительного влияния.
1. Опорно-двигательный аппарат укрепляется систематическими тренировками. Приносят наибольшую пользу пробежки, плаванье, занятия в спортивном зале. Кости приобретают стойкость к нагрузкам. Уменьшается риск заболеваний:
Обмен веществ в организме человека
Влияние физической культуры на метаболизм доказано наукой. У человека, который систематически тренируется, содержание сахара и иных веществ в крови регулируется. Развивая группы мышц в комплексе, человек усиливает обменные процессы. Поглощение кислорода происходит более интенсивно, как и снабжение им тканей.
Простые и доступные виды физической активности
Физическая культура в обеспечении здоровья является важным фактором. Активность помогает человеку сохранять красоту и молодость при регулярных занятиях. В пример можно привести плаванье, как средство укрепления здоровья, или легкую атлетику. Весьма много разновидностей спортивных дисциплин и упражнений, улучшающих деятельность организма.
- Поддерживают жизненный тонус, позитивно отражаются на эмоциях.
- Предназначены укреплять иммунитет.
- Улучшают работу сердца, нормализуют давление, кровообращение.
- Содействуют выводу токсинов, улучшению работоспособности.
- Люди справляются с бессонницей.
Умеренные нагрузки не противоречат объединению таких сфер, как физическая культура и здоровье. Установлено, что тренировки или упражнения полезны всем возрастным группам. Мышцы приобретают объем и эластичность. У людей появляется уверенность в себе. Рассмотрим, какие физические упражнения приносят наибольшую эффективность и пользу.
Упражнения для мышечных групп — аэробика
С большой пользой развиваются в комплексе группы мышц при занятиях аэробикой. Физическая культура и здоровье при этом совмещаются, как понятия, в единое целое. Такие тренировки сопровождаются усилением метаболизма. Ткани и органы активно снабжаются кислородом. К аэробным тренировкам можно отнести следующие виды активности.
- Ритмическая гимнастика.
- Аэробные танцы.
- Легкоатлетические занятия.
- Ходьба.
- Плавание, как средство укрепление здоровья.
- Велосипед.
- Лыжи.
Это наиболее популярные типы подобной физической активности. Но на этом ограничиваться не следует. Виды спорта можно менять по сезонам и увлечениям. Но интенсивность, длительность должны происходить в аэробном режиме. Улучшается функция дыхания, сердечные ритмы, самочувствие, гормональный фон. С тренировками неразрывно связано правильное здоровое питание.
Как не допустить осложнений при нагрузке?
Влияние физической активности на здоровье человека может нести и отрицательный результат при неграмотном подходе. Избежать проблем, которые вызывают опасение при повышении нагрузок, можно, если заниматься при врачебном контроле. Начинать рекомендуется с посещения специалиста. На консультации выясняется, нет ли противопоказаний. Польза физических упражнений для здоровья будет получена, если предварительно изучить анамнез, жалобы пациента. Подбор вида спорта или комплекса упражнений возможен после обследования, анализов, получения результатов кардиограммы. А также это флюорография УЗИ, рекомендации узких специалистов.
Допустимый уровень нагрузки
Врач может дать рекомендацию по вопросам: в чем именно себя реализовывать и какую выбрать интенсивность, чтобы принести пользу здоровью. Последний параметр должен исходить из расчета ритма сокращений сердца. Будет выбран оптимальный параметр. Так максимальная частота пульса берется по формуле: 220 — возраст человека. К примеру, если имеется умеренная гипертония, то нагрузку увеличивают с 55% до 70. И лишь через год повышают до 85% от максимально допустимой нормы.
Как физическая культура и занятие спортом влияет на здоровье человека? Его наличие — потребность людей, предопределяющая способность к деятельности и развитию личности. Оно тесно связано с двигательной активностью, как биологической функцией.
Источник
Значение физической культуры для здоровья
Физическая культура в обеспечении здоровья. Понятие «здоровья», его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье человека, роль окружающей среды.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.02.2009 |
Размер файла | 78,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Физическая культура в обеспечении здоровья
2. Понятие «здоровья», его содержание и критерии
3. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности
4. Влияние образа жизни на здоровье
5. Влияние условий окружающей среды на здоровье
6. Наследственность и меры здравоохранения, их влияние на здоровье
Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие соблюдения здорового образа жизни и систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Цель реферата — определить основы здорового образа и стиля жизни студентов.
1. Физическая культура в обеспечении здоровья
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры.
Структура физической культуры студента
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое здоровье, физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно открыто новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.
Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к здоровью посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста; а не обходимым элементом его личностной структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.
Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «На себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности. Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.
2. Понятие «здоровья», его содержание и критерии
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете определяются уровнем здоровья.
Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.
При рассмотрении здоровья используются различные характеристики. Наиболее широкое распространение получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
Степень выраженности здоровья определяется многими критерями: уровнем жизнеустойчивости организма, широтой его адаптационных возможностей, биологической активностью органов и систем, их способностью к регенерации и др.
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье наряду с другими качественными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Не случайно доля лиц, участвующих в общественном производстве, достигает своего максимального значения в возрастных группах 30-39 и 40-49 лет. С 50 лет наблюдается снижение трудовой активности, в котором ведущую роль занимает фактор здоровья.
Дееспособность — способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.
Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.
Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Потребность в здоровье носит всеобщий характер. Она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
3. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности
Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.
Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 2880-3840 ккал (в зависимости от возраста, пола и массы тела).
С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности), наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска — содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
4. Влияние образа жизни на здоровье
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Образ жизни студента есть не что иное; как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция — целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни — поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания — 10-16%, на режим двигательной активности — 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие, на личность.
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием, так в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию поведения и деятельности.
5. Влияние условий окружающей среды на здоровье
Немаловажное влияние оказывает на здоровье состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, на 50% зависит от условий, нас окружающих.
Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.
Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.
Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение — мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.
Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.
6. Наследственность и меры здравоохранения, их влияние на здоровье
Необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье — наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.
Выделяют три аспекта, которые имеют непосредственное влияние на деятельность здравоохранения и взаимоотношения врач — гражданин.
Во-первых, ст. 41 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Во-вторых, в сознании подавляющего большинства людей произошла девальвация здоровья, как непреходящей ценности, как обязательного условия активной и долголетней жизни. Нельзя сказать, что это приобретение постсоветского периода нашей истории. Скорее, это логичное следствие того потребительского отношения к здоровью, которое было сформировано в нашем сознании предшествующими десятилетиями.
В-третьих, за последние полтора десятилетия практически утрачена профилактическая направленность отечественного здравоохранения. И даже само название — «лечебно-профилактическое учреждение» больше историческое, нежели технологическое.
Формирование здорового образа и стиля жизни, содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов является целью физической культуры в вузах. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
· воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
· сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
· всесторонняя физическая подготовка студентов;
· профессионально — прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
· приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
· совершенствования спортивного мастерства студентов — спортсменов;
· воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). — Астрахань, 1999.
2. Массовая физическая культура в вузе. / Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. — М., 1991.
3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2001.
4. Физическое воспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. — Минск, 1988.
Подобные документы
Понятие «здоровье», его содержание, критерии и функциональные проявление в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни, наследственности, ценностных ориентаций и окружающей среды на здоровье. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
реферат [34,4 K], добавлен 03.03.2010
Содержательные характеристики здорового образа жизни, их значение в укреплении здоровья человека. Формы двигательной активности школьников в общеобразовательной школе. Влияние физкультминуток, гимнастики до занятий на укрепление здоровья детей.
дипломная работа [79,1 K], добавлен 20.02.2011
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье человека. Особенности культурного развития личности и формирование отношения к самому себе. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.
контрольная работа [33,1 K], добавлен 12.12.2009
Исследование взаимосвязи общей культуры студента и его образа жизни. Определение влияния окружающей среды и наследственности на здоровье человека. Рассмотрение основных правил организации режима труда и отдыха, питания, сна, двигательной активности.
лекция [289,8 K], добавлен 27.07.2010
Понятие здоровья как величайшей ценности человека, его содержательные характеристики и критерии оценивания и признаки. Виды здоровья, пути его достижения и сохранения. Здоровый образ жизни и особенности жизни студента в реалиях образовательного процесса.
курсовая работа [66,4 K], добавлен 05.02.2010
Роль здоровья в жизни человека, его физиологические критерии. Положительное влияние физической активности на организм. История появления сноуборда, развитие двигательных навыков и повышение работоспособности в результате занятий этим видом спорта.
дипломная работа [98,9 K], добавлен 14.06.2011
Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека. Требования относительно физического состояния и здоровья, предъявляемые работодателями к работникам. Роль физкультуры в профессиональной деятельности людей.
контрольная работа [21,0 K], добавлен 14.05.2011
Источник