Меню

Значение физической культуры для укрепления здоровья ребенка

статья «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
статья по физкультуре на тему

Как влияет занятие спортом на деятельность организма обучающихся

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физической культуры в укреплении здоровья учащихся»

Что такое здоровье?

Говоря о понятии здоровье, необходимо иметь в виду три его стороны. Во-первых, физическое здоровье, что означает благополучие физиологических систем организма человека. Это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечной и др. систем. Во-вторых, психическое здоровье. Это соответствующий уровень развития умственных, творческих способностей человека. В-третьих, социальный аспект здоровья, означающий создание государством соответствующих уровню развития общества условий для жизнедеятельности человека. Это создание условий для жизни и быта, учебы, работы, организация системы здравоохранения, отдыха и т. д. Все это составляющие здоровья человека. Только при развитии, сохранении этих условий можно говорить о благополучном здоровье. Таким образом, здоровье человека — это процесс развития и сохранения его психических и физиологических свойств, наилучшей работоспособности и общественной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье человека не сводится лишь к отсутствию болезней, недомогания. Здоровье — это такое состояние человека, которое позволяет ему полноценно выполнять свои функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни.

Как было сказано, важной составляющей здоровья человека является его физическое здоровье. И это вполне естественно, ибо на долголетие человека, продолжительность его активной жизни огромное влияние оказывает двигательная активность, лежащая в основе физической культуры. Ограничение двигательной активности повышает заболеваемость и смертность человека. Это связано с тем, что малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки способствуют нарушению, а затем и прекращению роста мышечной и костной ткани, уменьшению жизненной емкости легких. И, самое главное, малоподвижный образ жизни ведет к нарушению

деятельности сердечно-сосудистой системы. Среди поставленных задач

образовательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия организма учащихся, соблюдение гигиенических норм, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления учащихся, использование комплекса оздоровительных мероприятий, а также развитие двигательных качеств — силы, ловкости, гибкости и выносливости.

Но в тоже время, последние годы стали очевидными многочисленные примеры в сторону умственного воспитания учащихся. Такое положение отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.

Систематические умственные нагрузки увеличивают опасность гиподинамии. Человек, тем более молодой, которому от природы предназначено движение, попадает в условия минимального двигательного режима. В данной ситуации физическое развитие крайне затруднено. А цели физического воспитания — формировать у учащихся знания о методах и средствах всестороннего развития человека.

Поэтому очень важно создать условия для изучения учащимися функций своего организма, овладение способами самостоятельно осваивать физические качества. Убежден, что уроки физической культуры наряду с тренировочной и физической направленностью, в большей степени, должны отвечать оздоровительным и воспитательным задачам. И больше уделять внимание для самостоятельных занятий и способствовать этому, чтобы ученик умел выполнять страховку и самостраховку при проведении сложных элементов. Большую роль играют также домашние задания, что дает возможность учащимся проявлять активность на уроках физкультуры укреплять, быстрее осваивать и повышать свои знания.

Конечно, научно-технический прогресс дал многое для развития общества. Вместе с тем, развитие механизации и автоматизации производ

ства, всевозможных видов транспортных средств уменьшает и постепенно сокращает долю физического труда, одновременно снижая двигательную активность человека. В этих условиях роль и значение различных форм и средств физической культуры резко возрастает, ибо необходимо восполнить недостаток двигательной активности.

Существенное влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни. От того, какой образ жизни ведет человек, зависит его здоровье. Что такое образ жизни?

. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая и общественная деятельность, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. К этому можно отнести и уроки физической культуры. Урок физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движениях дети растут, познают мир, пробуют свои силы. Движения укрепляют их, а главное, несут здоровье и радость.

Подвижные игры — одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному растущего организма. Поэтому подвижным играм отвожу значительное место в школьной программе в начальной школе.

Поэтому все составляющие образа жизни человека необходимо подчинить основной цели, а именно — сохранению здоровья.. По существу от двигательной активности зависят и остальные составляющие образа жизни. В связи с этим, еще на этапе подготовки человека к трудовой деятельности, для освоения профессиональных знаний и умений, важное значение приобретают занятия физическими упражнениями. Например, монтажникам-высотникам регулярные занятия спортивной гимнастикой, акробатикой, батутом позволяют развить необходимые двигательные способности и быстрее привыкнуть к работе на высоте. Двигательная

активность имеет большое значение и для людей, занятых умственной деятельностью (инженеры, врачи, учителя, ученые и т. д.). Дело в том, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%. При этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, быстро развивается утомление, человек становится раздражительным, вспыльчивым. Не случайно, поэтому великий русский писатель Л. Н. Толстой придавал большое значение физической активности.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью школьников и их физическим развитием. Школьники, имеющие пропорционально развитую мускулатуру, лучше учились, успевали сделать больший объем учебной работы на уроках, быстрее и качественнее выполняли домашние задания, меньше уставали на занятиях. Большое значение занятия физическими упражнениями, спортом в жизни человека играют и в свободное от работы, учебы или другой деятельности время. Свободное время также является составляющей частью образа жизни человека. И, если речь идет о здоровом образе жизни, то и все средства хороши. Совмесное времяпрепровождения детей с родителями, также позволяет достичь целей в укреплении здоровья. Это может быть чтение, рисование, рукоделие, огородничество и т. д. Можно посвятить свободное время и любимому виду спорта. В зависимости от времени года следует менять свои увлечения. Зимой — это лыжи, коньки; летом — бег, велосипед, туризм и т. д. . Трудно отдать предпочтении

какому-то из указанных средств, все будет зависеть от возраста, пола, условий жизни. Одно, несомненно — все они помогают в будущем, предотвратить стремление учащихся к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Пагубность их для здоровья человека общеизвестна. Не

секрет, что на базе хорошей физической подготовки можно научиться чему угодно: и бегать, и прыгать, и выполнять гимнастические упражнения. А чтобы добиться этого, необходимо трудиться, А.С.Макаренко писал: «Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что думают, как бы поскорее отделаться от работы и начать что-нибудь другое».

Считаю, что главная проблема физического воспитания состоит в том, что в начальной школе ученик не умеет трудиться; в основной школе не любит трудиться; в средней школе не хочет трудиться. Вот почему девиз «Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые люди в физическом воспитании» проходит у меня красной нитью во всех классах, определяет первое направление в моей работе. Я часто также повторяю фразу: «Дети, вы все хотите быть сильными и крепкими, здоровыми, стройными, с красивой осанкой и походкой. Но я смогу научить вас быть такими, только если вы поможете мне в этом и будете выполнять домашние задания, заниматься самостоятельно, проявлять старания.

«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», — писал В.А.Сухомлинский. Поэтому наша важнейшая цель — всестороннее развитие личности. На уроках нельзя подавлять индивидуальные способности учащихся, мы должны помогать каждому ученику развиваться творчески.

Источник

Роль физического воспитания в укреплении здоровья дошкольников
консультация по физкультуре на тему

Задача современного общества — воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни!

Скачать:

Вложение Размер
fizicheskoe_vospitanie_i_ukreplenie_zdorovya_doshkolnikov_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya.docx 15.38 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно — волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно — ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки. Воспитатели создают в дошкольном учреждении обстановку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Систематически проводятся различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей. Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении. Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1–3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность — игровая. Педагоги обеспечивают достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Задача современного общества — воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни!

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода — факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям. Закаливание — это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой. Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка — он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4–5 часов, а летом почти весь день.

Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их активной деятельности. Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо. Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой — 24–25 градусов, затем тёплой — 36 градусов и вновь холодной. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25–28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка. Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом. Только совместная работа педагогов и родителей способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням. Совместные физические упражнения и игры укрепляют отношения в семье и восполняют «дефицит» положительных эмоций.

Помните, что лучший подарок для детей – это время, проведённое с вами!

Источник

Читайте также:  Вред курения для здоровья подростка
Adblock
detector