Меню

Значение физического воспитания для здоровья детей

Значение физического воспитания.
статья на тему

Физкультура в детском саду – это одна из важных составляющих общего развития ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
znachenie_fk.docx 15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Значение физического воспитания

Физкультура в детском саду – это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Конечно, все родители хотят видеть своего малыша активным, здоровым и жизнерадостным. Для того чтобы он всегда оставался таким, основы необходимо заложить еще с детства. И поэтому в детском саду особое внимание уделяют развитию всех групп мышц детей, ловкости, выносливости и силы. Для обеспечения здоровья ребенка проводятся обязательные занятия физкультурой в детском саду. Фундамент здоровья закладывается с дошкольного возраста. Именно в это время активно развиваются все органы и системы организма. Комплексный подход к физическому развитию позволяет воспитать здорового ребенка. Поэтому в дошкольном учреждении проводят весь комплекс оздоровительных мер. Это сбалансированное питание, прогулки на воздухе, рациональный режим, выработка привычек к личной гигиене, хороший сон, профилактика различных заболеваний, закаливание, а также проводится физкультура в детском саду. Комплекс упражнений, выполняемый на занятиях, ориентирован на определенный возраст. Физкультура в детском саду способствует повышению устойчивости детей к различным заболеваниям, активизации иммунитета и защитных сил организма, повышению действия лейкоцитов. А также происходит всестороннее развитие умственных способностей, внимания, мышления, восприятия, временных и пространственных представлений. Физическая культура помогает улучшить питание тканей организма, участвует в формировании скелета и его крепости, правильной осанки. Можно сказать, что движение, физкультура в детском саду и здоровый образ жизни является залогом здоровья детей. Задачи физического воспитания укрепление и охрана здоровья детей; формирование необходимых навыков и умений ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; воспитание стремления к здоровому образу жизни; создание условий, при которых реализуются потребности детей в движении; развитие физических качеств; обеспечение психического и физического благополучия.

Физкультура в детском саду должна способствовать развитию моторики у детей, создавать у них положительную мотивацию, но прежде всего — радовать их. Чтобы достичь этого, инструктор при организации занятий должен ориентироваться на интересы и способности детей, на актуальные потребности, а также на имеющиеся помещения и их оснащение инвентарем. При всем этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • Программа физической культуры должна содержать в себе большое число разнообразных подвижных упражнений и игр, также нужно предоставлять достаточное количество времени для выполнения каждого упражнения.
  • Занятия должны соответствовать развитию детей, то есть необходимо исключить завышенные или заниженные требования.
  • Детям нужно предоставить достаточно возможностей для совершенствования и развития способностей и навыков, а также для тренировок самостоятельно.

Инструктор физкультуры в детском саду реализует индивидуальный подход по отношению к каждому ребенку: создаются подгруппы детей исходя из состояния здоровья и их темпов физического развития; на занятиях ведется наблюдение за самочувствием детей; меняется содержание и нагрузка занятий в соответствии с особенностями каждого из детей. Следует помнить, что лучшего результата можно достичь с помощью многократных повторений, но самый лучший способ обучения – это личный пример. Желательно пытаться избегать упражнений, когда дети соревнуются индивидуально. Лучше организовать командные состязания.

Варианты организации занятий физической культурой

  • Набор индивидуальных упражнений. При этом каждому ребенку дается собственное задание. Выполняя его, он улучшает свои результаты.
  • Групповые занятия (от 4 до 6 человек в группе). При такой организации каждая группа получает свое задание, тренируется, а по истечению заданного времени переходит к следующему упражнению.
  • Коллективное занятие. Во время него все дети должны выполнять одно и то же упражнение. Чтобы добиться участия всех детей, задания нужно давать простые, те, которые не требуют особых навыков. Это могут быть подвижные игры.

Физические упражнения должны быть разработаны для того, чтобы дети могли освоить различные формы и возможности движения, развивать и совершенствовать требуемые для этого навыки. Все занятия должны проводиться в игровой форме. Можно использовать упражнения, при которых ребята учатся лазать, целенаправленно ловить и бросать, прыгать, ритмично двигаться, быстро бегать, выполнять задания парами, пользоваться инвентарем (мячи, скакалки, веревки, маты). При разработке занятий не нужно забывать, что большой плюс – это музыка. Физкультура в детском саду с использованием музыкального сопровождения помогает развить чувство такта и ритма. Да и просто улучшает настроение. Упражнения, которые выполняются под любимые звуки детских песен, доставляют большое удовольствие детям.

Источник

Значение физического воспитания для здоровья детей

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе — ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года — это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.


Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно — сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.


Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Источник

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья школьников

В истории человечества люди всегда стремились к сохранению своего здоровья, к выполнению своих биологических и социальных предназначений. Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В современный период обучения наблюдается ухудшения состояния здоровья учащихся от младших классов к старшим, что обусловлено, прежде всего, неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды. Развитие школы в современных условиях сопровождается интенсификацией труда учащихся, возрастанием информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс.

Автор: admin
Дата записи

В истории человечества люди всегда стремились к сохранению своего здоровья, к выполнению своих биологических и социальных предназначений. Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В современный период обучения наблюдается ухудшения состояния здоровья учащихся от младших классов к старшим, что обусловлено, прежде всего, неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды. Развитие школы в современных условиях сопровождается интенсификацией труда учащихся, возрастанием информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс.

Научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного учащегося огромный спектр отрицательных воздействий [1]. Непрерывный рост научной и социальной информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенный режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся. Особенно в сложном положении оказываются учащиеся старших классов, которые для успешного выполнения программы обучения и сдачи экзаменов вынуждены мобилизовать все резервы организма.

По данным Минздрава России, здоровье учащихся школ следующее: 14 % здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % хронически больны. Наиболее распространенные заболевания: органы зрения, пищеварения, опорно-двигательный аппарат, нервно-психические расстройства, ССС. В настоящее время 70 % детей страдают гиподинамией. Двигательная активность с первых лет обучения снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. В результате около 60 % призывников не достигают необходимого уровня физического развития.

Результаты исследований здоровья человека установили факторы, влияющие на его состояние. На 50 % здоровье учащегося зависит от образа жизни, на 25 % – от экологических факторов, на 25 % – от наследственности и уровня развития медицины [2]. Здоровый образ жизни присущ не всем учащимся. Здоровый образ жизни – это деятельность характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья [3].

Между физическим воспитанием и состоянием здоровья современных школьников есть тесная связь. Причины повышеннной заболеваемости – усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, пассивный отдых. Особенно тревожная ситуация в подростковом возрасте. Они легко простужаются при смене температуры, при сквозняках, растет количество подростков с хроническими заболеваниями.

Особенности условий образа жизни современных учащихся

Физическое развитие составляет одну из важнейших характеристик развития личности. Тесно связанная с физическим развитием человека физическая работоспособность непосредственно взаимодействует с материально-производственной и духовной сферой деятельности личности. Главное содержание физической подготовки заключается в развитии физических качеств: выносливости, силы, быстроты и гибкости.

Ухудшение здоровья учащихся за период обучения в значительной мере обусловлены неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды. Развитие школы в современных условиях сопровождается интенсификацией труда учащихся, возрастанием информационного поотока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс. Научно-технических прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного учащегося огромный спектр отрицательных воздействий [1]. Непрерывный рост научной и социальной информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенный режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся. Особенно в сложном положении оказываются учащиеся старших классов, которые для успешного выполнения программы обучения вынуждены мобилизовать все резервы организма.

Рабочая нагрузка добросовестного школьника в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменов – 15 часов [4]. Труд учащихся требует напряжения памяти, устойчивости, концентрации внимания. Обучение часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций. Помимо этого, в процессе обучения создается большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие большой объем различной информации, подлежащей переработке и усвоению.

При напряженной умственной деятельности происходят определенные физиологические сдвиги: увеличиваются частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем работы сердца и дыхания, активность вегетативных функций. Рост активности психических процессов сопряжен с активацией специфических и неспецифических образований мозга. Любые доли мозга играют роль в осуществлении психической деятельностию Их обширные связи с неспецифическими структурами разных уровней мозга обеспечивают активацию для обеспечения умственного труда. В лобных долях интегрируется разнообразная информация, поступающая из окружающей и внутренней среды организма, от нижележащих структур мозга и центров коры, информация об эмоциональном состоянии человека. Интенсивная мозговая деятельность сопровождается увеличением уровня обменных процессов, кровотока, потребления кислорода. Опыт прикладной физиологии позволил разрбаотать новый подход к оценке функционального состояния организма. Этот подход заключается в том, что переход от нормы к патологии, от здоровья к болезни рассматривается как процесс постепенного снижения уровня адаптации организма к условиям окружающей среды. В результате этого возникают различные пограничные состояни. С точки зрения физиологии эти состояния не отражают наличия или отсутствия болезни, а характеризуют уровень или резервы здоровья, которые определяются функциональными возможностями и степенью адаптации организма к условиям окружающей среды. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (формулировка ВОЗ).

Оценку здоровья проводят по двум признакам:

– социальный: как мера трудоспособности, социальной активности;

– личностный: как здоровьесберегающая стратегия индивидуальной жизни человека, степень господства его над собой и обстоятельствами.

Основные элементы здоровья – высокий функциональный уровень систем организма и социальная дееспособность. Функциональное состояние оценивается эффективностью деятельности систем и организма в целом. Признаки нарушения функционального состояния: ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, качество сна и отсутствие аппетита, увеличение массы более чем на 10 % от должного, ЧСС более 80т уд/мин, при переходе из положения лежа в положения сидя более 100 уд/мин, метеоризм, появление одышки при выполнении небольшой нагрузки, увеличение потливости, частые головные боли и головокружение, усталость после сна.

Уровень заболеваемости у школьников изменяется по годам. В 1 классе у детей часто появляются функциональные отклонения, а во 2 классе повышается уровень заболеваемости. По мере привыкания к школьной жизни в 4 классе здоровье детей несколько улучшается, что связано с адаптацией к учебному процесс. Препубертатный период 10–11 лет характеризуется срывом многих функциональных систем организма, возникают стрессы. В дальнейшем нарушения здоровья не только не компенсируются, а еще больше усугубляются, достигая максимума к 13–14 годам.

Между физическим воспитанием и состоянием здоровья современных школьников есть тесная связь. Причины повышенной заболеваемости – усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, пассивный отдых. Особенно тревожная ситуация в подростковом возрасте. Подростки болеют 4–6 раз в год. Они легко простужаются при смене температуры, при сквозняках. Количество подростков с хроническими заболеваниями в нашей стране неуклонно растет.

Первые места в структуре острых заболеваний занимают болезни органов дыхания, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки. Возросло число заболеваний эндокринной системы, анемии, заболеваний системы кровообращения. Много учащихся имеют аллергии.

Существенной чертой профессиональной характеристики школьников стало уменьшение объема и интенсивности систематической мышечной деятельности, что снижает адаптивные возможности организма к действию неблагоприятных факторов. В разных регионах России фиксировали данные о физическом развитии различных возрастных групп населения, физической работоспособности и подготовленности, повседневной двигательной активности и ее энергообеспечении. Многие авторы отмечали, что за период обучения в школе происходит понижение уровня физического развития.

В обществе утрачен культ физического здоровья, не считается приоритетной задача формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей [5]. Неприоритетными в школьной среде знания о пользе постоянных физических нагрузок, постепенно в образе жизни приобретают вес пассивные формы отдыха, увеличивается тяга, особенно в старших классах, к вредным привычкам.

Гипокинезия – фактор риска, ведущий к снижению физических резервов организма. Физические нагрузки за последние 100 лет уменьшились в 10 раз. Для учащихся характерна в основном повседневная двигательная активность с преимущественно статической работой. У школьников сочетание длительной и напряженной работы центральной нервной системы с влиянием гипокинезии способствует формированию специфического морфофункционального статуса, характеризующегося снижением активности функциональных систем [6]. Поддержание напряженной позы приводит к статическому сокращению позных мышц, ослаблению «мышечного корсеа» позвоночника, функциональному нарушению систем организма.

На протяжении обучения большая часть учащихся спортом занимаются нерегулярно. Во многих школах ушли в прошлое многочисленные спортивные секции, спортивно-оздоровительные лагеря, другие формы физической культуры.

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья школьников

Изучение влияния физических упражнений на организм человека говорит об огромном и разнообразном воздействии, которое они оказывают на повышение его работоспособности и активное сохранение. Факты свидетельствуют о том, что из всех сдвигов в организме, большая часть не связана непосредственно с обеспечением двигательной функции. Сущность влияния физических упражнений на организм раскрывается только при оценке всех реакций, как обеспечивающих двигательную функцию, так и раскрывающих меняющуюся реактивность организма в его столкновениях с различными раздражителями внешней и внутренней среды.

Организм человека отвечает на физическую нагрузку не одной какой-либо реакцией, а целым рядом психических, физиологических, биохимических и морфологических процессов. Они связаны с изменениями в двигательной и вегетативной сфере. К наиболее важным результатам двигательной активности, имеющим важное значение для механизмов общей адаптации относятся: совершенствование функций ЦНС, координации различных органов и системы, увеличение энергетического потенциала организма, расширение возможностей транспорта кислорода.

Адаптация к частичной или полной гипокинезии, характерной для школьного образа жизни, может сопровождаться установлением низкоэнергетического гомеостаза в фазу резистентности. Последняя отличается нестабильностью, резким снижением неспецифической устойчивости, предрасположением к любым патологическим процесса [7]. Высокий уровень физической подготовленности обеспечивает наиболее длительное и оптимальное сохранение двигательных и вегетативных функций, адекватное реагирование на неблагоприятные условия.

Уроки физической культуры должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, повышению работоспобности, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Медико-биологической основой этих процессов являются физиологические, биохимические и морфологические изменения, возникающие во время занятий физическими упражнениями, а также совершенствования нервной и гуморальной регуляции функций органихма учащихся.

Одно из основных физиолого-педагогических требований урока физической культуры состоит в получении тренировочного эффекта. В физиологическом отношении тренировочный эффект заключается, прежде всего, в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам.

Тренировочный эффект возникает, если нагрузка достигает или превышает пороговую величину, которая всегда должна быть выше обычной повседневной (бытовой) нагрузки. Выбирая величину пороговой нагрузки, следует учитывать функциональны возможности организма, возраст и пол школьников. Одна и та же нагрузка может быть выше или ниже пороговой для школьников разного возраста (младший, средний, старший) и разного пола. Для решения различных задач урока величина пороговых нагрузок также должна быть различной.

На уроке физической культуры физиологическое обоснование нагрузок, прежде всего, обусловлено необходимостью изучения двигательной деятильности на уроке с учтом интенсивности нагрузок и времени их выполнения, а также оценкой функционального состояния организма в ответ на эти нагрузки. Исходя из этих основных положений, в настоящее время общепринятой является структура урока физической культуры, состоящая из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Продолжительность каждой части урока должна определяться направленностью и характером учебной деятельности, возрастом и полом школьников, их физическим и функциональным развитием. В общеобразовательных школах в соответствии с существующими рекомендациями по проведению урока физической культуры время его каждой части довольно четко регламентировано [8].

Подготовительная часть урока, продолжительностью 8–10 мин, включает ходьбу с построением, бег со средней скоростью и выполнение упражнений. Упражнения подготовительного этапа урока направлены на достижение врабатывания организма школьников к основной его части. Врабатывание различных органов и систем осуществляется неравномерно (вначале – быстро, затем медленнее) и неодновременно (гетерохронно) – двигательная система (10–30 сек), вегетативные органы (3–5 мин). С физиологических позиций в период врабатывания происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции двигательных и вегетативных систем, формирование необходимого двигательного стереотипа и улучшения координации движений, а также достижений требуемого уровня функций органов и систем, оптимально обеспечивающих данную мышечную деятельность.

Основная часть урока, продолжительностью около 30 минут, включает бег, ходьбу, прыжки в длину и высоту и направлена, прежде всего, на развитие быстроты и выносливости. Решение наиболее сложных задач в основной части, реализация воспитательной, оздоровительной задачи. Физиологический интерес состоит в том, что в этой части урока следует ожидать наиболее выраженные функциональные изменения, развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование и поддержание хорошей осанки, закаливания организма.

Заключительная часть урока (5–7 мин) включает ходьбу, прыжки на двух и одной ноге, бег со средней скоростью, ходьбу с глубоким дыханием. Все упраженения в этой части урока должны выполняться в замедленном темпе, способствуя расслаблению мышц, нормализацию функций организма и активизации восстановительных процессов. Заключительная часть урока должна способствовать постепенному переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму школьника.

Во время подготовительной части урока функциональные изменения характеризуются преобладанием возбуждения в ЦНС, повышением возбудимости сенсорных, моторных и вегетативных нервных центров, улучшением работы желез внутренней секреции. Все это ведет к усилению функций различных органов и систем и, в частности, проявляется ускорением сенсомоторных реакций, увеличением скороси проведения импульсов по нервным и мышечным волокнам; увеличивается скорость метаболических процессов в мышцах, растет содержание в крови катехоламинов и кортикостероидов, повышается температура тела.

Со стороны вегетативных органов и систем отмечаются тахикардия, повышается артериальное давление и скорости кровотока, увеличиваются ударные и минутные объемы крови, ее венозный возвзрат, улучшается микроциркуляция скелетных мышц, миокарда, кожи. Увеличиваются частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, растет коэффециент использования кислорода, повышается количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина. Отмечается сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина вправо и растет кислородная емкость крови, увеличивается потоотделение и др. Физиологический смысл всех этих изменений заключается в переходе различных органов и систем на новый уровень функционирования, оптимальный для конкретной мышечной деятельности [9].

Существующие рекомендации предусматривают максимальные сдвиги физиологических функций в основной части урока и возвращение их к исходному состоянию в заключительной части. Однако, как показывали специальные исследования В.С. Фарфеля с сотрудниками и других специалистов, отмечаются значительные отклонения фактических данных от методических рекомендаций. В частности, было установлено существенное увеличение частоты сердечных сокращений даже в подготовительной части урока (160–180 уд/мин, а рекомендуется увеличение не более, чем в 1,5–2 раза от исходного); иногда в подготовительной части урока изменения функций происходят в сторону увеличения по сравнению с основной, в заключительной части урока показатели не всегда достигают исходных величин.

Все это свидетельствует о неправильном распределении физических нагрузок на уроке, а, следовательно, урок не всегда достигает своей цели – повышению выносливости и тренированности, сохранению и укреплению здоровья учащихся. С другой стороны, это указывает на необходимость более глубокой и всесторонней физиолого-педагогической оценки урока физической культуры и внесения соответствующих коррективов в его проведение.

Заключение

Период обучения в школе характеризуется малоподвижным образом жизни, недостаточным уровнем двигательной активности, что влечет за собой отрицательные последствия. Непрерывный рост научной и социальной информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенный режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг учащихся. Особенно в сложном положении оказываются учащиеся старших классов, которые для успешного выполнения программы обучения вынуждены мобилизовать все резервы организма.

Труд учащихся требует напряжения памяти, устойчивости, концентрации внимания. Обучение часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций. Помимо этого в процессе обучения создается большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие большой объем различной информации, подлежащей переработке и усвоению.

При напряженной умственной деятельности происходят определенные физиологические сдвиги: увеличиваются частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем работы сердца и дыхания, активность вегетативных функций. Любые доли мозга играют роль в осуществлении психической деятельности. Их обширные связи с неспецифическими структурами разных уровней мозга обеспечивают активацию для обеспечения умственного труда. Интенсивная мозговая деятельность сопровождается увеличением уровня обменных процессов, кровотока, потребления кислорода. В результате этого возникают различные пограничные состояния. С точки зрения физиологии эти состояния не отражают наличия или отсутствия болезни, а характеризуют уровень или резервы здоровья, которые определяются функциональными возможностями и степенью адаптации организма к условиям окружающей среды.

Источник

Читайте также:  Здоровье запах от тела
Adblock
detector