Меню

Значение дыхательной гимнастики для здоровья человека

Влияние дыхательной гимнастики на человеческий организм

Дата публикации: 29 октября 2014 .

Наша дыхательная система подконтрольна «приказам» нашего мозга. Кроме того, мы с помощью волевых усилий можем изменять его глубину, ритм, частоту, тип и даже уровень.

Изменение дыхательных характеристик влияет на весь организм. Например, глубоко вдыхая и выдыхая, мы оказываем механическое влияние на нашу диафрагму, лёгкие, грудные и межрёберные мышцы. Не обходит стороной влияние и органы, располагающиеся рядом с лёгкими. Глубокое дыхание улучшает и стимулирует центральный ток крови и лимфы, как бы «массирует» смежные с лёгкими ткани и органы.

При изменяющемся дыхательном объёме, либо при прекращении дыхания, может нарушиться кислотно-основной баланс крови. Кроме этого нарушается баланс кислорода и углекислого газа (вплоть до гипоксии!). Эти реакции оказывают влияние на другие гомеостатические показатели нашего организма, на работу физиологических систем и на состояние всего организма.

Длительное задержание дыхания замедляет частоту сердечных сокращений. Усиленное дыхание ведёт к повышенному содержанию кислорода в крови, что ведёт к сужению сосудов мозга и уменьшению объёма кровотока через него. А это, в свою очередь, сильнейшим образом влияет на психическое и эмоциональное состояние человека.

Поэтому очень полезно знать основы дыхательной гимнастики! Это ведёт к стабилизации уровня углекислого газа и кислорода в крови и к оптимальной работе всех систем организма.

С помощью увеличения или уменьшения дыхательного объёма можно повлиять на рецепторные зоны верхних дыхательных путей. Это может оказать определённое усиливающее воздействие на некоторые назальные рефлексы. Например, при раздражении полости носа, сужаются сосуды, располагающиеся в мышцах конечностей!

Такого рода рефлексы имеют место быть даже тогда, когда человек дышит непроизвольно. Уровень их может различаться с тем, который вызывается произвольным воздействием. Однако, стоит отметить тот факт, что влияя на наше дыхание произвольно, мы можем не только усилить, но и ослабить некоторое влияние и следующий за ним рефлекторный ответ, в зависимости от имеющейся надобности. Такого эффекта позволяет достичь дыхательная гимнастика, которая построена на применении некоторых дыхательных «стимулов» для рецепторов.

Дыхательную гимнастику стоит выполнять как минимум для достижения двух главных результатов:

во-первых, направленно воздействовать на респираторный аппарат, увеличить резервы функциональности;

во-вторых, с помощью дыхательной системы непосредственно оказать влияние на другие органы и физиологические системы.

Дыхательная гимнастика известна человечеству со времён далёкой древности. В разное время их популярность то падала, то снова возрастала, но эффекты, вызываемые этими упражнениями, всегда были интересны людям. Многие не только современные, но и древние врачи и учёные высказывались «за» внедрение дыхательных упражнений в повседневную жизнь человека в качестве способа оздоровления и профилактики заболеваний.

Не забудьте! Объём дыхания и его характер – основа построения комплекса дыхательной гимнастики, помогающей получить определённые нужные физиологические эффекты.

Обычно комплексы дыхательных упражнений включают в себя такие компоненты:

— частоту дыхания и его глубину;
— ритм дыхания. Различные характеристики соотношения во времени продолжительности вдоха и выдоха или выдоха и дыхательной паузы;
— дыхание с помощью грудных мышц или диафрагмы;
— произведение вдоха через нос или через рот;
— создание искусственного сопротивления прохождению потока воздуха через дыхательные пути.

Большое значение для характеристики дыхательной гимнастики имеет длительность вдоха или длительность выдоха. Продолжительность вдоха и выдоха лежит в основе следующей классификации:

Читайте также:  Показатели состояния здоровья детей дошкольного возраста

— упражнения, при которых длительность вдоха умеренна и равномерна. Выдох полный. После выдоха следует задерживать дыхание в течение нескольких секунд. Это оказывает умеренную стимуляцию дыхательной и сердечной системы, что очень хорошо влияет на регуляцию функций здорового организма. С помощью этого упражнения можно стабилизировать уровень углекислого газа в крови, удалить его излишки, или дать отдых межрёберным мышцам и диафрагме во время дыхательной паузы;

-упражнения, во время которых необходимо дышать достаточно глубоко и размеренно, постепенно углубляя дыхание. Дышать глубоко нужно до тех пор, пока дыхание не начинает сопровождаться своеобразным шумом. Время вдоха и время выдоха примерно совпадает, «перерыва» между ними нет. Необходимо дышать медленно, спокойно и свободно, соблюдая ритм;

    упражнения по так называемой «встречной технике». Грудную клетку при вдохе необходимо поднимать, а живот втягивать. При выдохе движения противоположны. Дышать следует медленно, равномерно и достаточно глубоко.

Комплекс упражнений с чередованием равномерного вдоха и полного, глубокого выдоха, могут быть полезны для людей со слабым здоровьем, ослабленным после болезней или даже тяжело больным! Упражнения по отработке техники глубокого дыхания хорошо применять при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, нервных расстройствах, бессоннице, хронической усталости и снижении иммунитета. Дыхание с противоположными движениями грудины и живота используется в основном для лечения и профилактики гипертонии, хронической пневмонии и бронхитах.

Следует очень внимательно относиться к дыхательной гимнастике во время беременности. Особенно с 3-его месяца. Дыхательные упражнения в этот период назначаются только акушером-гинекологом!

Дыхательная гимнастика может оказывать различные эффекты на организм. Опираясь на основные действия, можно классифицировать дыхательные упражнения по 6 группам:
— отвечающие за формирование рационального дыхания;
— увеличивающие резервы дыхательного аппарата. Расширяющие его возможности;
— влияние на физиологические функции внутренних органов;
— стабилизирующие психологическое состояние;
— регулирующие деятельность двигательного аппарата;
— корректирующие речь (правильное произношение звуков и т.д.).

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой

Вот комплекс из основных 11-ти упражнений дыхательной гимнастики:

  1. «Ладошки». Стоя прямо, руки согнуты в локтях, ладони на зрителя. Делая шумные вдохи, сжимаем ладони в кулаки. Выдох при этом неслышный (пассивный), руки разжимаем.
  2. «Погончики». Стоя прямо, руки сжаты в кулаки и расположены на уровне пояса. На вдохах руки толкаем вниз, на выдохе возвращаем обратно.
  3. «Насос». Ноги на ширине плеч, наклоняемся немного вниз, спина округлена, руки спокойно свисают. Наклоняемся ниже с вдохом, как будто надуваем шину, до пола руками доставать не нужно. С выдохом поднимаемся в исходное положение.

Не рекомендуется выполнять при травмах головы, повышенном давлении, образованиях конкрементов (в почках или желчном пузыре).

  1. «Кошка». Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях у туловища, кисти спокойно свисают. Делайте поворот туловища вправо и одновременно полуприседание, в этот момент должен быть вдох, при этом руки выполняют хватательное движение. При возврате в исходное положение выдох. Затем в обратную сторону.
  2. «Обними плечи». Стоя, поднимите руки на уровень груди и согните. Делая вдох, резко обнимание себя за плечи ладонями, старайтесь руки свести максимально. Они должны быть параллельны, но не скрещены, во время упражнения руки не меняйте. Не рекомендуется после инфаркта, при пороках сердца.
  3. «Большой маятник». Коллаборация упражнений «Насос» и «Обними плечи». При наклоне вниз делаем вдох, поднимаемся, обнимем себя за плечи. Голову вверх, тоже вдох. Выдохи маленькие межу наклонами. Не рекомендуется при проблемах с позвоночником, особенно травмах.
  4. «Повороты головы». Стоя, руки свисают свободно, поворачиваем только голову в сторону – вдох, в другую сторону – тоже вдох. Между вдохами свободный выдох ртом.
  5. «Ушки». Стоя, руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Наклоняем голову (ухом к плечу), делая вдох, к другому плечу тоже самое. Не забывайте выдыхать.
  6. «Маятник головой». Наклоняем голову вниз (в том же исходном положении), делаем вдох, поднимаем и запрокидываем назад. Еще раз вдох. Выдыхаем, когда голова перемещается из одного положения в другое.
  7. «Перекаты». Стоя, ставим правую ногу позади, левую впереди. Опираемся на левую ногу, правая стоит на носке. Приседаем на левой ноге, делая вдох, тут же выпрямляем ногу. Затем приседаем на правой, вдох, выпрямляем, левая на носке. Поменяйте ноги и повторите упражнение.
  8. «Шаг». Стоя, поднимите левую согнутую ногу до уровня груди. Тяните при этом носок, чуть присядьте при этом на правой, делаем вдох. Примите исходное положение. Тоже самое делаем с правой ноги.
Читайте также:  Каковы основные компоненты здоровья соматический

Видео техники выполнения упражнений по дыхательной гимнастики Стрельниковой

Источник

Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика и ее значение для здоровья»

Горина Наталья
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика и ее значение для здоровья»

Дыхательная гимнастика и ее значение для здоровья детей.

Все мы прекрасно знаем, что от дыхания во многом зависят здоровье ребёнка, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Типы дыхания:

1. нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» — в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного – средняя

2. среднее, или «рёберное» — в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается

3. верхнее, или «ключичное»дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного их средняя часть

4. смешанное, или «полное дыхание йогов» — объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких

Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

Цель дыхательной гимнастики:

• Приучать детей к правильному дыханию

• Укреплять дыхательную мускулатуру

Читайте также:  Бад для зрения от сибирского здоровья

• Закаливание и оздоровление организма

• Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (учить детей дышать через нос)

• Насытить головной мозг кислородом (улучшение работоспособности)

• Успокоить детей после физической нагрузки и восстановить организм

При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:

• Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения

• Доступность упражнений для детей разного возраста

• Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей

Дыхательная гимнастика проводится только в хорошо проветренном помещении, в тёплое время года при открытом окне.

Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.

Дыхательная гимнастикаоказывает положительное воздействие на организм ребенка:

• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных

регуляций со стороны центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов; — восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

• восстановлению нормального крово — и лимфоснабжения, устранению

местных застойных явлений;

• налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

• исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

Дыхательная гимнастикаобладает преимуществом:

1. Гимнастикасочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба,бег, плавание — особенно.

2. Дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней.

3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная — в работу включаются все мышцы.

4. Гимнастика доступна всем людям.

5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий — специальной

одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих.

6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.

8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня,а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях

на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях,

Особенности использования дыхательной гимнастикив работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного,резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте! ”.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

Источник

Adblock
detector