ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре на тему
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма ребенка, ослабляет его защитные силы. Без двигательной активности не возможно полноценное физическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма ребенка, ослабляет его защитные силы. Без двигательной активности не возможно полноценное физическое развитие [1].
Важность физической культуры для ребенка в школе заключается в формировании различных физических навыков и умений, в укреплении здоровья. Это помогает всестороннему развитию человека в период взросления и имеет очень важное значение. Физическое развитие особенно важно в школьном возрасте, ведь оно влияет и на умственную деятельность подростка. Неполноценное физическое развитие может привести к серьезным последствиям.
Учитывая, что пик физического развития приходиться на старший школьный возраст, уделять пристальное внимание развитию главных двигательных способностей рационально именно в школьном возрасте.
Занятия физической культурой позволяют исключить у школьников такие негативные проявления как употребление алкоголя и наркотиков, девиантное и делинквентное поведение; а также способствуют социализации личности школьника; дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Физические упражнения способствуют формированию добросовестного отношения к учебе, чувства ответственности и долга, коллективизма, готовности прийти на помощь товарищам, гуманности, честности, воли к победе.
Определение методики занятий и правильное распределение физических нагрузок зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, присущих детям конкретного возраста. Во время физических занятий также стоит учитывать особенности развития детского организма.
Во время взросления у детей есть периоды плавного и бурного развития. В период бурного роста (6—7 лет, 11—14 лет) активизируются все обменные процессы, и именно в эти периоды необходима активизация двигательной деятельности.
Формирование различных навыков организма происходит в разное время. Неравномерность развития наблюдается в двигательной функции, показатели которой развиваются с разной интенсивностью. Установление роста у девочек происходит к 16—17 годам, у мальчиков в 18—19 лет. У девочек мышечная сила достигает максимума к 15 годам, у мальчиков к 18. Выносливость лучше всего развивается в возрасте 8—10 лет, но в этом возрасте возможно отставание в развитии мышечной силы. Отдельные дети могут отставать или опережать своих сверстников в развитии. Им необходим особый подход, поэтому они зачисляются в отдельные подготовительные группы.
Очень важным является уровень двигательной активности. Необходимо чтобы он был оптимальным, ведь недостаток или избыток может привести к негативным последствиям. Физические нагрузки оказывают большое влияние на развитие и рост детей. Недостаток двигательной деятельности у ребенка может привести к патологическим изменениям в организме. Установлено, что у 50 % детей в возрасте 6—7 лет возникает дефицит двигательной активности. У школьников 9—12 лет эта цифра достигает ещё больших размеров — 60 %, а у школьников старшего возраста — 70 %. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь малую часть двигательной нормы.
Физические упражнения — основные средства физического воспитания школьников. Они формируют важные навыки организма. В физическом воспитании учащихся используются разделы школьной программы, такие как:
· Легкая атлетика — является важным фактором в развитии двигательной деятельности, позволяющим правильно дозировать нагрузки.
· Плавание — позволяет разгрузить позвоночник, задействует многие группы мышц, тренирует дыхание, является инструментом закаливания, т. к. вода имеет температуру ниже, чем температура человеческого тела.
· Гимнастика — позволяет улучшать многие физические навыки, координировать движение, легко дозировать нагрузки.
· Спортивные и подвижные игры — позволяют развивать и применять многие физические навыки, приобретенные в различных видах упражнений, легко заинтересовать детей, однако, в игре трудно дозировать нагрузки, поэтому необходимо выбирать игры в соответствии с физической подготовкой.
В физическом воспитании школьников используются различные формы занятий физическими упражнениями: обязательные занятия в школе, занятия во внешкольных учреждениях и в семье.
Школьные формы занятий физическими упражнениями:
· Урок физической культуры — основная форма занятий физическими упражнениями в школе. Особенности:
1. Является наиболее массовой формой занятий школьников;
2. Проходит под руководством педагога;
3. Способствует всестороннему развитию учащихся.
· Физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебного дня — активизируют двигательный режим во время учебного дня, поддерживают школьников в тонусе во время умственной активности, оказывают благоприятное воздействие на организм. Формы таких занятий:
1. Утренняя гимнастика — влияет на повышение работоспособности, улучшает самочувствие.
2. Физкультминутки на уроках — снимают утомление, повышают умственную активность, проводятся при появлении утомления.
3. Игры и физические упражнения на переменах — полезное средство активного отдыха, улучшения здоровья и возвращения к учебному процессу. Для удобного проведения игр и физических упражнений на переменах нужно заранее подготовить место, необходимый инвентарь. Обычно дети участвуют в подобных занятиях добровольно и проявляют активный интерес к подобного рода мероприятиям.
4. Ежедневные занятия физической культурой в продлённых группах решают следующие задачи: укрепление здоровья, закаливание организма, улучшение физической и умственной работоспособности, совершенствование физических навыков, воспитание привычки заниматься регулярно и самостоятельно.
В продленных группах занятия физической культурой проходят в более свободной форме, чем уроки физической культуры, могут проводится на свежем воздухе. Занятие состоит из 3-х частей: подготовительная (разминка, разогрев мыщц), основная (спортивные игры, бег и др.), заключительная (упражнение на восстановление дыхания, малоинтенсивные упражнения). Благодаря такой организации занятия нагрузки нарастают в начале, снижаются к концу.
5. Внеклассные формы организации занятий: спортивные секции, спортивные соревнования в школе, туристские походы, дни здоровья. Цели внеклассных занятий: выявление детей, имеющих склонности к определенным видам спорта, обеспечение детям активного и здорового отдыха. Различные внеклассные мероприятия проводятся с учетом возраста, возможностей и интересов школьников.
Формы проведения занятий во внешкольных учреждениях:
· Занятия конкретным спортом в ДЮСШ или СДЮШОР.
· Занятия физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительных центрах.
· Занятия в оздоровительных лагерях.
· Занятия на детских площадках, в парках культуры и др.
· Занятия в туристических лагерях.
Различные формы организации позволяют в полной мере удовлетворить запросы и интересы школьников.
Формы проведения занятий физическими упражнениями в семье:
Физическое развитие в школьном возрасте имеет очень важное значение, т. к. от своевременного развития физических навыков и способностей зависит не только физическая форма и состояние здоровья в будущем, но и нравственное развитие ребенка.
- Основы физической культуры [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://otherreferats.allbest.ru/sport/00182375_0.html (дата обращения 20.03.2014 г.).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 01.09.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз.
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м.
«Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это .
Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры .
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляем.
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко.
Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким, сильным и гармонически развитым. Физическая культура представляет собой важнейший.
Источник
Движение и здоровье школьников
статья по физкультуре на тему
В статье рассказывается об необходимости увеличить двигательный режим школьника за счет создания в общеобразовательных школах спортивных клубов, где посещать школьные секции мог бы любой ученик школы независимо от его физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_dvizhenie_i_zdorove.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь и движение — одно целое, неотделимое, обязательное свойство всего живого, одно из важнейших условий существования. Без движения жизни нет и не может быть.
Особое значение в сохранении и укреплении здоровья имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, которая лежит в основе жизнедеятельности всего организма. Движение, физические нагрузки — необходимое условие нормального развития и работы человеческого организма, а мышечный «голод» так же опасен, как и недостаток кислорода или витаминов.
Движение строит наш организм, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает мышцы, делает фигуру стройной и красивой. Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и врачи ещё в глубокой древности, которые считали, что без движения и занятий физкультурой человек не может быть здоровым. В своих трудах они указывали на необходимость рациональной двигательной активности и ежедневных занятий физическими упражнениями. В XVIII веке великий французский мыслитель К. Ж. Тиссо утверждал, что движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.
Так, в древней Элладе на огромной скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Движение — это признак полноценной жизни и деятельности человека в любом возрасте.
Если мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшается объём и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничения в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным патологическим изменениям в организме человека. Так, например, ношение высокого гипса в течении 40 дней приводит к атрофии мышц. Однако, если в течение последующих 4 недель, человек начинает активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления ликвидируются, мышцы укрепляются и гипертрофируются.
В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.
Физические упражнения приводят также к увеличению белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Физические упражнения влияют и на артериальное давление.
Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в лёгких, на обмен в лёгких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, которое является величайшей социальной ценностью, и реализация творческого потенциала, биологических и социальных функций человека, возможны лишь при условии его полного здоровья. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей, а в частности, подрастающего поколения, играет значимую роль.
Проблема поиска резервов для укрепления здоровья школьников, средствами школьного физического воспитания нашла своё отражение в выступлениях бывшего Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, который подчеркнул, что в настоящее время назрела необходимость разработать и внедрить такие технологии, которые в короткие сроки смогут сделать физическое воспитание школьников более привлекательным, а самое главное — более эффективным в плане укрепления здоровья, и поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, прежде всего, мы педагоги.
По данным Минздравсоцразвития, диспансеризация детского населения за последние годы показала резкое снижение — с 45 до 32% — доли здоровых детей в стране. Хроническую патологию имеют более 5 млн. юных граждан. Показатели физической подготовленности современных школьников достигают лишь 60% от результатов их сверстников 1960-70 годов. В настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом регулярно. Здоровые дети, составляют к концу обучения в школе не более 15-20%.
Современное общество впервые в своей истории столкнулось с кардинальным изменением характера двигательной активности: практически все виды деятельности ребёнка ( учёба, развлечения, хобби, общение, передвижения) не связаны с движением. И если в предыдущие десятилетия не было необходимости специально организовывать ежедневную двигательную активность, то в настоящее время она встала остро. Ученые пришли к выводу, что для обеспечения оптимальных показателей здоровья и физического развития необходима гигиенически обоснованная двигательная активность, в то время как в обществе практически во всех возрастно-половых группах населения наблюдается её снижение до критических показателей.
Особенно низок уровень двигательной активности в школах с уровнем обучения повышенной сложности, таких как гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением предметов, где в основном преобладают ментальные занятия, дополнительные факультативы по предметам и большой объём домашних заданий.
Анализ специальной литературы, обмен опытом со специалистами и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что 82 — 85% времени бодрствования современные школьники проводят в сидячем положении. С момента прихода в школу двигательная активность детей снижается на 50% и в дальнейшем этот показатель снижается по мере их взросления. В процессе оценки режима дня современных школьников было установлено, что время бодрствования учащихся этого возраста составляет 16 час. (с 7 час. до 23 час.), из которых подавляющее большинство времени уходит на ментальные, а не на физические занятия. Структура режима дня, присущая большинству школьников, характеризуется следующими показателями:
— занятия в школе занимают 6 часов в день;
— 42,9% школьников затрачивают на подготовку уроков до 4 часов в день;
— 39,4% учащихся посвящают до 1,5 часов в день просмотру телевизионных программ;
— 47,6% отводят до 1-2 часа в день компьютерным играм;
— 62,9% детей, до получаса в день занимается работой по дому;
— 52,3% школьников, посвящают до получаса в день прогулкам.
Наиболее действенным способом изменить двигательную активность современных детей и подростков является организация школьного физического воспитания, особенно внеурочного таким образом, чтобы компенсировать дефицит двигательной активности.
Разнообразные формы физического воспитания, которые могут быть реализованы в стенах образовательных учреждений, являются резервом положительного влияния на двигательную активность в процессе пребывания ребёнка в школе, поскольку именно школа — это та социальная структура, которая охватывает всех без исключения детей и подростков.
Концепция модернизации образования подтверждает назревшую необходимость преобразований в организации школьного физического воспитания, в том числе и внеурочного. В концепции указано, что в целях создания оптимальных условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) повышения качества занятий физической культурой; б) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; в) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.
В настоящее время широкое распространение получила технология создания в общеобразовательных школах одного из перспективных направлений — создание школьных спортивных клубов. На примере своей школы мы подтверждаем эффективность предложенной технологии. Школьный спортивный клуб призван решить задачу интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры. Основной идей интеграции является то, что спортивный клуб стал такой школьной структурой, где происходит переход от строго регламентированного, авторитарного воспитания к воспитанию свободному, гуманистическому, когда у школьника появляются добровольный выбор форм деятельности, возможность проявления инициативы и творчества и вся работа направлена оздоровление школьников, формирование у них активной позиции по отношению к выстраиванию собственного здорового и спортивного стиля жизни.
Социально-педагогическая практика в отрасли физической культуры и спорта, показывают, что более эффективному включению школьников в физкультурно-спортивную деятельность, приобщению их к ценностям данной сферы способствует совместная деятельность, как со своими сверстниками, так и с учителями, родителями, тренерами и т.д. Наиболее оптимальные условия для такой деятельности складываются в рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности.
Важнейшим компонентом моделирования рационального режима двигательной активности детей является школьная спортивная секция, которая способствует решению совокупности социально значимых задач, как в области приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования у них основ здорового и двигательно-активного образа жизни, так и в области подготовки спортивного резерва в конкретном виде спорта. Определена стратегическая цель школьной спортивной секции -гуманистически ориентированная социализация детей через спортивную деятельность, а также разработаны основные задачи её функционирования:
— рациональное использование свободного времени;
— укрепление здоровья и профилактика заболеваний;
— разностороннее физическое развитие;
— формирование основ здорового образа жизни:
— овладение основами техники определенного вида спорта;
— повышение уровня спортивного мастерства;
— стремление к повышению спортивных результатов.
Выявлены отличия школьной секции от секций в спортивных школах, к которым относят:
— необходимость записывать в секцию всех желающих, без проведения отбора, невозможность отсева мало прогрессирующих детей;
— необходимость проводить занятия одновременно с детьми разного уровня физической и технической подготовленности;
— приоритет задач оздоровительной направленности;
— необходимость участия занимающихся во всех формах физкультурно-спортивной работы школы.
Сформулированы принципы работы школьной спортивной секции: оздоровительной направленности, индивидуализации, гуманизации и демократизации, единства с семьёй.
При наборе детей в ДЮСШ присутствует определённый отбор более способных и перспективных детей, а в школьной секции занимаются все желающие любого возраста и пола с 1-ой и 2-ой медицинской группой здоровья.
В занятиях необходимо создавать непринуждённую атмосферу, включать средства физического воспитания с элементами забав и развлечений.
Тренировочные занятия должны быть направлены на разностороннее физическое развитие, а не на узкую спортивную специализацию.
Тренировочные занятия должны быть разнообразными и должны носить творческий, неординарный и креативный характер. Каждому ребёнку должно быть предоставлено несколько вариантов моделей оздоровительной двигательной активности с учётом его желаний возможностей и способностей.
Знакомство занимающихся с элементами техники и тактики рекомендуется проводить, используя игровой и соревновательный метод проведения тренировочных занятий.
Для школьного спортивного клуба, по сравнению со школьным коллективом, характерен целый ряд особенностей: добровольный характер объединения; деятельность основанная на интересах и желаниях; свобода выбора занятий; разновозрастные объединения; более простые, не регламентируемые школьной дисциплиной, отношения.
Совместная спортивная деятельность сближает детей, пробуждает чувства симпатии между ними, усиливает свойственную детям потребность в общении. Между ними возникает целая гамма межличностных связей и отношений эмоционально-психологического характера, которые могут оказать известное влияние на формирование как официальной, так и неофициальной структур коллектива.
Все члены спортивного клуба объединены единой общественно значимой целью. Повышение только собственных спортивных результатов никогда не могло бы стать основой для организации детского коллектива. Такой основой может стать только деятельность, явно интересная для общества, для коллектива.
В школьном спортивном клубе работа по совершенствованию двигательных навыков, повышению спортивных результатов отдельных школьников является основной, но она рассматривается как составная часть достижений всего коллектива. В процессе тренировок и особенно на соревнованиях школьники начинают понимать, что успех команды зависит не от одного, пусть даже рекордного, результата, а от слаженных действий всех членов, от их общих усилий. А от успехов команды зависит успех класса или школы в целом.
И в заключении хочется подвести итог: что с созданием школьных спортивных клубов появится положительная динамика роста физических и двигательных качеств учащихся, будет приобретаться двигательный опыт, и школьники станут стремиться к здоровому образу жизни и улучшению своих спортивных достижений.
Без сомнения, заботу о сохранении здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны достичь успехов в жизни.
Источник