Значение двигательной активности для развития ребенка
статья по физкультуре (младшая группа) по теме
Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_dvigatelnoy_aktivnosti_dlya_razvitiya_rebenka.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение двигательной активности для развития ребенка
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада.
Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:
1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;
2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Требования к физкультурному уголку
В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.
Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.
Основные требования к подбору физкультурного оборудования
Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.
Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.
Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.
Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.
Первая младшая группа
Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).
Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.
Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.
Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.
Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.
Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой «домик» и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.
Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.
Размещение физкультурного оборудования
Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.
В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.
Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).
Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Список использованной литературы:
- Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений», Москва, «Мозаика-Синтез», 1999.
- Базарный, В. Ф. Методология оздоровления детей и подростков [Текст]. М., 1996.
Источник
Консультация для родителей «Значение двигательной активности для здоровья ребенка»
консультация на тему
Данный материал представляет собой выступление на собрании клуба родительского просвещения «Счастливая семья» по теме «Здоровье дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
latyntseva.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Движение – это жизнь» — эти слова известны, пожалуй, каждому из нас. Сегодня мы говорим о здоровье ребенка. С понятием здоровье тесно связано понятие ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, как естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка.
Давайте разберемся, какие виды деятельности способствуют удовлетворению детской потребности в движении.
В ДОУ г. Воркуты реализуются специально разработанные в условиях Крайнего севера модели двигательной активности детей в течении дня.
Для того, чтобы увидеть, как в дошкольных образовательных учреждениях удовлетворяется потребность детей в движении, я предлагаю вам провести один день в детском саду.
С чего начинается наш день? Конечно же с пробуждения. И от того, каким будет пробуждение зависит в каком настроении мы проведем свой день. Активному бодрствованию должен предшествовать хороший сон.
После подъема мы не забываем про гигиенические процедуры. Показывайте ребенку собственный пример: как вам нравится умываться, чистить зубы, причесываться и тогда ваш малыш будет с удовольствием совершать этот утренний ритуал.
И вот, умытые и причесанные мы одеваемся и выходим на улицу. Порадуйтесь погоде, какой бы она не была.
Если позволяет погода и время почему бы не прогуляться до детского сада пешком. По пути понаблюдайте за погодой, небом, за тем, как блестит снег на солнце. Придя в детский сад ваш ребенок с удовольствием поспешит поделиться своими наблюдениями со сверстниками и воспитателем.
«Утро радостных встреч» — именно таким хотелось бы нам с вами видеть каждое утро в детском саду. А начинается это утро с утренней гимнастики. Зарядка, как мы часто называем этот вид ДА, проводится ежедневно. Комплексы утренней гимнастики составляются с учетом возрастных особенностей детского организма. Проводится гимнастика под бодрую, ритмичную музыку, что поднимает настроение не только дошколятам, но и их воспитателям. (Проверено на опыте).
Комплексы утренней гимнастики меняются один раз в 2 недели и представляют собой набор упражнений, направленных на развитие различных групп мышц: начиная с верхнего плечевого пояса, заканчивая мышцами ног.
Мы с ребятами выполняем различные комплексы: это и комплексы без предметов и с различными предметами6 обручами, гантелями, флажками, на степах…
После зарядки мы бодрые и веселые идем в группу и готовы к новым открытиям.
Во время занятий, особенно тех, которые требуют от ребенка продолжительного пребывания в статичной позе, обязательно проводятся динамические паузы, которые помогают детям отдохнуть и отвлечься.
После занятий можно и поиграть! Подвижные игры –это еще один вид ДА детей.
Игра вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. А различные ситуации, возникающие в игре, учат детей правильному поведению и представлению об окружающей действительности. Правильно подобранная игра поможет самому гиперактивному ребенку успокоиться и заинтересоваться ходом игры, а малоактивному ребенку поможет начать быстрее бегать, соображать.
Особое место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам детей.
Проводятся занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно занятие проводится на воздухе).
Большое внимание на занятиях по физической культуре уделяется индивидуальной работе с детьми по развитию двигательных умений, координации движений…
К разряду любимых у детей относятся занятия по музыкальному развитию, на которых также происходит развитие двигательной активности детей. Они разучивают и исполняют танцы, участвуют в музыкальных подвижных играх, любимыми из которых являются игры-импровизации.
Так же в практику ДОУ внедряются комплексы закаливающих мероприятий: оздоровительный бег на воздухе, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, корригирующая гимнастика.
Ни для кого из нас не секрет: большое значение для здоровья и физического развития имеет пребывание на свежем воздухе. Идем на прогулку!
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Важно помнить: положительный закаливающий эффект обуславливается правильным подходом родителей к подбору одежды и обуви для малыша. Одежда должна соответствовать сезону и погоде, не сковывать движения, а обувь должна быть удобной и нескользкой. Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм и самостоятельной двигательной деятельности детей. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества, самостоятельность, творчество и фантазия. На прогулке воспитанники привлекаются и к посильной трудовой деятельности: расчищают дорожки от снега, строят зимние городки, что также положительно сказывается на развитии двигательных умений детей.
Чтобы получить максимальную пользу от пребывания на свежем воздухе важно уметь правильно дышать. Поэтому на прогулках большое внимание уделяется дыхательным упражнениям. (попробуйте выйти на улицу и подышать)
Также немаловажное значение в жизни детей играет самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по детской инициативе. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей и является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Вот основные виды ДА, которые составляют основу ее модели в ДОУ
Нельзя не отметить другие виды ДА, которые используются не каждый день, но от этого не теряют своей значимости. Это различные праздники, развлечения, Дни здоровья, прогулки-экскурсии и походы. В нашем ДОУ ежегодно проводятся Малые олимпийские игры, которые не только приобщают дошкольников к занятиям физкультурой и спортом, но и объединяют всех участников образовательных отношений.
Возрождаются традиции. Актуальным в наши дни становится движение ГТО, которое не обходит стороной и детские сады.
В ДОУ ведется активная работа по подготовке воспитанников к сдаче норм комплекса ГТО, которая уже приносит свои плоды.
Вот так в детских садах нашего города реализуется модель двигательной активности дошкольников.
НО. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.
Ведь часть времени активного бодрствования наши дети проводят в семье, они, как известно, продукт своей среды, которая формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир, прежде всего, через опыт и поведение своих родителей.
Мы уверены, у каждого из Вас существуют определенные семейные традиции, способствующие приобщению к здоровому образу жизни.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию ряд примеров, которые продемонстрируют Вам, как растить здорового, жизнерадостного и успешного ребенка. А если вы где-то узнаете себя, то вы Большие молодцы!
Вы большие молодцы, если в домашних условиях у Вас выделен круг основных предметов для самостоятельной двигательной активности ребенка. Это мячи, обручи, кегли, скакалки, фитболы, качели, для прогулок – велосипед, самокат, лыжи, санки и пр.
Вы большие молодцы, если вечером, когда забираете ребенка из детского сада, находите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Поскольку прогулка, это Ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее вернут и Вам бодрость после трудового дня и не пропадут даром ни для здоровья, ни для настроения.
Вы большие молодцы, если вы в зимнее время совершаете лыжные прогулки с детьми, катаетесь на коньках, совершаете пешие прогулки, лепите во дворе снежные крепости и фигуры. В весеннее и осеннее время берете детей с собой в однодневные туристические походы, совершаете совместный отдых, организуете совместные дворовые затеи с подвижными играми. В летнее время – загораете, плаваете, устраиваете шумные подвижные игры на улице.
Вы большие молодцы, если независимо от времени года, дня недели (будни или выходные) вы продолжаете соблюдать тот режим дня, к которому привык Ваш ребенок в детском саду.
Поверьте, если вы будете проводить время с ребенком опираясь на предложенные ДОУ виды детской активности, то вы не только проведете время с пользой, но и увидите, как вечером спокоен ваш малыш. Удовлетворив потребность в движении он не будет хаотично бегать по квартире, скакать, создавая тем самым неудобства соседям и угрозу собственной безопасности.
Детям необходимо подавать собственный пример. Если мы с вами регулярно занимаемся физкультурой и спортом, соблюдаем режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на нас, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Помните: правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом развития здорового, успешного, активного и жизнерадостного ребенка.
Источник