Значение двигательной активности для здоровья человека обж 10 класс кратко
Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельное ти. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.
Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.
Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
Источник
Значение двигательной активности для здоровья человека обж 10 класс кратко
Цели урока: Изучить влияние двигательной активности на здоровье человека, основные виды двигательной активности.
Проверка домашнего задания.
Ответьте на вопросы:
— Что такое биоритмы?
— Какую роль играют биоритмы в жизни человека?
— Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?
— Какие биоритмы особенно важны для человека?
— Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно классифицировать людей?
— В чем особенность биоритмов «жаворонков», «голубей» и «сов»?
— Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.
— Что такое утомление и чем оно отличается от усталости и утомляемости?
— Опишите физиологический механизм утомления.
— Как бороться с утомлением и усталостью?
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Здоровый образ жизни, как вы уже знаете, — понятие сложное. Трудно представить себе здорового человека, который сидит в доме и не уделяет времени прогулкам, спорту, помещениям театров, кино, музеев, который не выполняет домашних обязанностей или не работает на даче. Выдающийся русский хирург Николай Амосов в 40 лет почувствовал, что ему стало трудно проводить сложные многочасовые операции. Хирургия была для него не только профессией, но и смыслом его жизни. Выход он нашел в том, что стал каждый день совершать не менее тысячи движений, причем любых. В 60 лет он говорил, что чувствует себя лучше, чем в 40. Вот что значит движение для здоровья человека. Движение, двигательная активность и станут темой сегодняшнего урока.
Вопросы для активизации знаний.
Учитель предлагает учащимся, отвечая на вопросы, использовать свои знания и жизненный опыт.
— Что такое двигательная активность?
— Какое значение она имеет в жизни человека?
— Что такое гиподинамия?
— Чем она опасна для людей?
— Есть ли особенности влияния гиподинамии именно на подростковый организм?
— В чем они выражаются?
— Как преодолеть гиподинамию?
— Назовите основные виды двигательной активности, которые вы практикуете в своей жизни?
Лекция. Двигательная активность — характеристика интенсивности и специфики физических нагрузок, наиболее характерных для человека при жизни.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию заболеваний опорно-двигательной системы.
Резкое ограничение двигательной активности в последние десятиле тия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. У большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гиподинамии.
Гиподинамическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу.
Мышцы человека являются мощным генератором энергии. O ни посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличивается энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. В результате наблюдается повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температ yp , радиации, травм, гипоксии (кислородному голоданию). Повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82—85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1—3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50% , снижаясь от младши x классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9—10 классе меньше, чем в 6—7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, урок ax физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
Наиболее характерными для школьника вариантами двигательной активности могут быть:
— игровая — направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками);
— учебная — цель — обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры или занятие в спортивной секции);
— оздоровительная — профилактика заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика);
— спортивная — направленная на достижение спортивного результата (спортивная тренировка в секции);
— релаксационная — преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером и т.п.);
— досуговая — направленная на активное проведение досуга (напри мер, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка
— бытовая — в основе которой — реализация бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (мытье полов или работка грядок на огороде);
—реабилитационная — восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (после перенесенной инфекционной болезни).
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и занимается сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате — так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собрана вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, т.к. сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание вели кого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо.
Способность самостоятельно организовывать свою двигательную активность, подчинить ее определенному плану и правилам, появляется у детей в 5—6 лет. До этого времени они нуждаются в наблюдении в целях профилактики травматизма. У школьников сейчас есть масса возможностей организованно заниматься физической культурой. Было бы желание и понимание необходимости этих занятий.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
— Что такое двигательная активность?
— На какие системы организма она влияет?
— Как двигательная активность влияет на дыхательную систему?
— Как двигательная активность влияет на мышечную систему?
— Как двигательная активность влияет на кровеносную систему?
— Как двигательная активность влияет на восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям?
— В чем заключается особенное значение двигательной активности для школьников?
— Каковы основные проблемы, порождаемые гиподинамией учащихся?
—Каковы основные виды двигательной активности учащихся?
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 — 11 классы
Урок 40
§ 40. Влияние двигательной активности на здоровье человека
Двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул организму.
Общеизвестно, что в процессе эволюции функциональные изменения коснулись в большей или меньшей степени всех систем организма человека. Наиболее значительные изменения претерпели психика человека и процессы её воздействия на регуляторы жизненных функций организма. Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объём необходимой информации, т. е. нагрузку на мозг, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложилась в процессе эволюции человеческого организма свыше миллиона лет назад.
Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать его не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за нас механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния.
Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно, так как поток информации с каждым днём растёт. В свою очередь, обязательные физические нагрузки постоянно сокращаются при механизации труда. Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.
Самое благоприятное время для занятий физической культурой — молодые годы, когда ещё нет больших жизненных проблем и для воспитания в себе необходимых физических качеств практически отсутствуют объективные препятствия.
Физическая культура человека всегда занимала ведущее место в подготовке к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духовного и физического здоровья (вклейка, фото 10-12).
Физическая культура оказывает важное воздействие на развитие у человека умения приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляемых в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжая их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Занятия физической культурой — лучшая из мер по профилактике употребления алкоголя, курения и наркомании. Тренированность придаёт человеку уверенность в себе, бодрость и улучшает внешний облик.
Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на 2-3 ч.
Тренированные люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, лучше справляются с волнением, угнетённостью, гневом и страхом. Они не только способны быстрее расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определённых упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням. Им легче вовремя заснуть, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Хорошо тренированной женщине легче перенести беременность и роды.
Вновь обратимся к высказываниям великих людей о значении двигательной активности человека для его здоровья.
Древнегреческий философ и учёный Аристотель (384-322 гг. до н. э.): «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Жизнь требует движения».
Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.): «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Древнегреческий историк Плутарх (ок. 45 — ок. 127): «Движение — кладовая жизни».
Французский философ Р. Декарт (1596-1650): «Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно».
Русский физиолог, академик И. П. Павлов (1849—1936): «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Для обеспечения своего индивидуального здоровья на необходимом уровне обязательно нужно регулярно заниматься физической культурой и спортом, постоянно совершенствовать физические качества, которыми должен обладать каждый здоровый человек.
Основные физические качества
Скоростные качества необходимы человеку в быту, профессиональной деятельности и спорте. Они характеризуют его способности передвигаться с максимальной скоростью, выполнять различные прыжки, заниматься единоборствами, участвовать в спортивных играх. Основными средствами развития скоростных качеств являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений. Это бег на короткие дистанции, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту и др.
Силовые качества человека характеризуют его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, в которые входят упражнения с внешним сопротивлением и упражнения с преодолением веса собственного тела.
Упражнения с внешним сопротивлением могут включать упражнения с тяжестями, упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, различных эспандеров и т. п.); упражнения с преодолением сопротивления внешней среды (бег в гору, бег по песку, снегу, воде и т. п.).
Упражнения с преодолением веса собственного тела могут включать гимнастические упражнения, легкоатлетические прыжковые упражнения, упражнения в преодолении препятствий на специальных тренировочных полосах.
Выносливость — важнейшее физическое качество человека, которое необходимо ему в повседневной жизни, профессиональной деятельности и при занятии спортом. Выносливость определяется как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения жизнедеятельности нагрузку и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.
Выносливость проявляется в двух формах: в продолжительности работы в заданном режиме до появления первых признаков утомления и в скорости снижения работоспособности. Различают два вида выносливости: специальную и общую.
Специальная выносливость — это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности.
Показатели общей физической работоспособности человека с возрастом претерпевают закономерные изменения. В период физиологического созревания организма общие показатели физической работоспособности увеличиваются. Так, наивысшие спортивные результаты достигаются в пору полной физиологической зрелости (возраст от 18 до 25 лет). Затем показатели физической работоспособности постепенно снижаются. Для того чтобы дольше сохранить достаточный уровень физической работоспособности, необходимо развить их до 25 лет (всё, что приобрёл до 25 лет, будешь расходовать после 50).
Для развития физической выносливости применяются различные методы тренировки. Варьируя различные виды физических упражнений, их продолжительность и интенсивность, можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.
Гибкость рассматривается как свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движения звеньев тела. Развивать гибкость нужно с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.
Помимо занятий на уроках физкультуры, развивать и совершенствовать необходимые физические качества следует самостоятельно, предусмотрев время в распорядке дня и на утреннюю физическую зарядку, и на занятия спортом.
Выводы
1. Систематические целенаправленные занятия физической культурой и спортом и постоянная двигательная активность — необходимые условия для развития духовных, физических и социальных качеств и для подготовки человека к полноценной взрослой жизни в условиях реальной окружающей среды.
2. Регулярные занятия физической культурой подготовят девушек к тому, чтобы лучше выполнить своё материнское предназначение — рожать детей, вскармливать, воспитывать и растить их.
3. Нагрузки при занятиях спортом должны соответствовать не только вашему возрасту, но и состоянию вашего здоровья.
Вопросы
1. Чем обусловлена необходимость постоянной двигательной активности человека в процессе его жизнедеятельности?
2. Какое значение имеет ежедневная утренняя зарядка для сохранения и укрепления здоровья человека?
Задания
1. Проанализируйте письменно уровень вашего физического развития и оцените его сильные и слабые стороны.
2. Подберите с помощью опытных консультантов комплекс индивидуальных физических упражнений для совершенствования своих физических качеств, включите его в распорядок дня своей повседневной жизни.
Источник