Жизнестойкость как основа психологического здоровья жизнестойкость это
Жизнестойкость человека как личностный ресурс достижения высокого уровня физического и психического здоровья
Вербина Г.Г. (Чебоксары, Россия)
Вербина Галина Георгиевна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и клинической психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Московский проспект, 15, Чебоксары, Чувашская Республика, 428015, Россия.
Аннотация. В статье рассматривается понятие «жизнестойкость», которое раскрывается многими исследователями с разных точек зрения. Некоторые авторы связывают жизнестойкость с оптимизмом и предлагают рассматривать ее как черту личности. Другие считают, что вовлеченность и принятие риска являются компонентами жизнестойкости. Третьи предполагают, что жизнестойкость может выступать буфером против стресса. Все точки зрения сводятся к тому, что человек с высокой жизнестойкостью стремится руководствоваться в своей жизни неким идеальным образом мира, что позволяет ему абстрагироваться от мелочей жизни и сформулировать четкие цели своей будущей жизни, направляющие его активность.
Ключевые слова: жизнестойкость; личностный ресурс; оптимизм; активность; включенность; контроль; высокий уровень физического и психического здоровья.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Понятие «жизнестойкость» отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, связанную с его мотивацией преобразовывать стрессогенные жизненные события. Жизнестойкость человека связана с возможностью преодоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и субъективной удовлетворенностью собственной жизнью. Отношение человека к переменам, как и его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, помогающими эффективно управлять ими, определяют, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, с какими она сталкивается каждый день, и с теми, которые носят околоэкстремальный и экстремальный характер [1].
Согласно исследованиям И. Солканы и Дж. Сикора, занимавшихся изучением взаимосвязей между жизнестойкостью и напряжением в условиях, индуцирующих тревогу, было установлено, что личности с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости демонстрируют более слабые физиологические реакции при столкновении с ситуацией стресса. Более высокие показатели вариабельности сердечного ритма, выявленные у людей с высоким уровнем самоконтроля, с точки зрения исследователей, указывают на большую выраженность попыток совладания с ситуацией [2].
Ф. Шейер и Ч. Карвер изучали влияние ожидания результата на физическое благополучие человека. Исследователи связывают диспозиционный оптимизм и здоровье. Исследование показало также связь между уровнем враждебности и болезнями сердца. Жизнестойкость, которая может быть связана с оптимизмом, авторы предлагают рассматривать как черту личности, являющуюся буфером против неблагоприятных физических последствий стресса. Возможно, показатели оптимизма/пессимизма являются медиаторами хорошего физического состояния через поведенческие механизмы, типа общих копинг-стратегий (стратегий совладания), через воздействие физиологических показателей на кардиоваскулярные реакции, иммунную систему или через некоторую третью переменную типа социальной поддержки [12].
В исследованиях С. Мадди была выявлена умеренная негативная корреляция жизнестойкости с «поведением типа А» — поведенческим синдромом, выражающим психологическую предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям. Высокий уровень жизнестойкости у некоторых людей, проявляющих поведение типа А, резко снижает вероятность заболевания. Хотя и поведение типа А, и жизнестойкость имеют один общий компонент — контроль, — однако в других отношениях они, скорее, противоположны. Люди типа А нетерпимы к иным взглядам вплоть до враждебности и испытывают постоянную нехватку времени. Вовлеченность и принятие риска как компоненты жизнестойкости отражают в корне противоположные установки [11].
С. Шарли и соавторы показали, что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии и низкий уровень когнитивного компонента жизнестойкости у человека являются показателями, на основе которых можно прогнозировать более низкий уровень физического и психологического здоровья. Мужчины, согласно их исследованию, оказались более здоровыми, чем женщины. Показатель когнитивного компонента жизнестойкости был наиболее тесно связан с хорошим общим здоровьем и низким уровнем стресса на работе [10].
Исследования И. Солковой и П. Томанека посвящены роли качества жизнестойкости в преодолении повседневного стресса [12]. В работе рассматриваются возможные направления, в которых жизнестойкость может выступать буфером против стресса. Их исследование показало, что «жизнестойкость воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни» [Там же].
Исследования С. Сигидды и К. Хасана посвящены воздействию воспоминаний прошлого и их самооцененного воздействия на личностные характеристики, относящиеся к «жизнестойкости». Выявлено, что среди воспоминаний тех респондентов, у которых обнаружен низкий уровень жизнестойкости, преобладают события, в которых респондент чувствовал, что не управляет событиями, не может принять их вызов. Те, у кого был выявлен высокий уровень жизнестойкости, в прошлом имели больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие события как несущего вызов и принятие этого вызова личностью [9].
В. Флориан, М. Микулинчер и О. Таубман в своем исследовании задались вопросом, способствует ли высокий уровень жизнестойкости сохранению психического здоровья в напряженной ситуации. Они рассматривали в этом контексте роль оценки и копинг-стратегий. Исследование показало, что компоненты жизнестойкости (включенность и контроль) оказались прогностичными в отношении психологического здоровья. Включенность повысила психологическое здоровье, уменьшая оценку угрозы и использование сфокусированных на эмоциях копинг-стратегий, увеличивая роль вторичной переоценки событий. Показатель выраженности контроля положительно повлиял на психологическое здоровье, вызвал снижение оценки угрозы события, способствовал переоценке события и стимулировал к использованию копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки [Там же].
М. Раш, В. Шоел и С. Барнард рассматривали психологическую устойчивость (гибкость) в плане стойкости в отношении принуждения к изменениям. Подтверждено, что принуждение к изменениям связано с чувствами напряжения, последующей неудовлетворенности и стремлением избежать изменений. Психологическое качество жизнестойкости оказывает прямое негативное воздействие на стресс и прямое позитивное — на чувство удовлетворенности. Воздействие жизнестойкости является значимой альтернативной силой в отношении воздействия фактора принуждения к изменениям на намерения сменить вид деятельности [12].
С. Мадди и Д. Кошаба рассматривают роль раннего прошлого в жизнестойкости. В предпринятом авторами исследовании на основе применения корреляционного и регрессионного анализа выявлена значимая роль в повышении показателей жизнестойкости таких факторов, как компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие [11].
Исследования Дж. Шепарда и Дж. Кашани выявили связь между жизнестойкостью, полом и стрессом. Молодые мужчины с низким уровнем стресса имели небольшое количество физических и психологических симптомов, вне зависимости от уровня включенности и контроля, а мужчины с высоким высоким уровнем стресса испытывали больше проблем. У женщин такой зависимости не обнаружено: компоненты жизнестойкости не имели связи со стрессом в плане предсказания здоровья у женщин [2].
Г. Лек и Д. Вильямс исследовали взаимосвязь между социальным интересом, отчуждением в различных сферах жизни (семья, работа, другие и «Я») и психологическими качествами жизнестойкости. Результаты исследования показали, что социальный интерес связан с включенностью во взаимоотношения с другими и в окружающую человека среду, которые являются составной частью психологического качества жизнестойкости, и этот же социальный интерес поощряет человека к использованию активных копинг-стратегий и развитию качеств жизнестойкости [Там же].
Исследование Е.В. Бородкиной было посвящено изучению жизнестойкости как фактора субъективного благополучия. Оказалось, что люди с высоким уровнем субъективного благополучия отличаются вовлеченностью в происходящее, уверенностью в великодушии мира, убеждением в возможности контролировать свой жизненный путь, рассмотрением жизни как способа приобретения опыта. Так, результаты проведенного исследования показали, что субъективное благополучие связано с жизнестойкостью: чем выше уровень жизнестойкости личности, тем выше ее субъективное благополучие [13].
Большое количество исследователей рассматривает жизнестойкость в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации/дезадаптации в обществе, с физическим, психическим и социальным здоровьем. Сам С. Мадди понимает открытый им феномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но и организационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие «hardiness», могло бы стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития. А главное — это тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах [11].
С нашей точки зрения, речь в изложенных концепциях идет не о разных подходах к проблеме психологической устойчивости и жизнестойкости человека, а о разных уровнях анализа этого процесса: от адаптации к самодетерминации и реализации своего жизненного предназначения.
Таким образом, жизнестойкость человека сочетается с некоторыми не менее важными его индивидуальными особенностями, придающими ему устойчивость и ориентирующими на значимые цели. Человек с высокой жизнестойкостью стремится руководствоваться в своей жизни неким идеальным образом мира, что позволяет ему абстрагироваться от мелочей жизни и формулировать четкие цели своей будущей жизни, и направлять на них свою активность, несмотря на возникающие трудности, креативно находить в них новые ресурсы для продвижения к желаемому будущему. При этом ему свойственен высокий эмоциональный интеллект, повышающий его «живучесть» в современном социуме посредством эффективного оценивания своих и чужих эмоциональных состояний, способности адекватно управлять эмоциями, а также безусловное соблюдение здорового образа жизни.
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – Вып. 2. – С. 82–90.
2. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть 2. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». – Кисловодск; СевКавГТУ, 2009. – С. 11–16.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15, № 1. – С. 3–19.
4. Аргайл М. Психология счастья. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
5. Вербина Г.Г. Психология здоровья: курс лекций. – Чебоксары: Чуваш. гос. университет им. И.Н. Ульянова, 2006. – 158 с.
6. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста. – Чебоксары: Чуваш. гос. университет им. И.Н. Ульянова, 2012. – 562 с.
7. Вербина Г.Г. Эмоциональная сфера личности. – Чебоксары: Чуваш. гос. университет им. И.Н. Ульянова, 2013. – 278 с.
8. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб., 2005. – С. 87.
9. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 1. – C. 24–25.
10. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – Вып. 1. – С. 56–65.
11. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 6. – С. 87–101.
12. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Челябинск, 2006. – 23 с.
13. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации // Известия ТРТУ. – 2005. – № 7(51). – С. 124–126.
15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – С. 255–385.
Ссылка для цитирования
Вербина Г.Г. Жизнестойкость человека как личностный ресурс достижения высокого уровня физического и психического здоровья // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Источник
«Жизнестойкость как фактор психологического здоровья»
специалист в области арт-терапии
Жизнестойкость как фактор психологического здоровья
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современных детей, часто называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ними трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации.
В современное время вопросы жизнестойкости личности имеют значимое практическое значение, поскольку психическая устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психологического здоровья, высокой работоспособности.
Основные аспекты жизнестойкости субъекта в социокультурном пространстве просматриваются через его ориентацию на социальную активность, приобщение к здоровому образу жизни, умение справится со стрессом в меняющихся условиях жизни, мотивацию достижения задуманного, роста уровня образования
В государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в направлении здоровьесбережения населения страны и, в первую очередь, детей .
показатель психологического здоровья личности (С. Мадди, 1996)
один из факторов снижения негативных последствий стрессоров для физического и психологического здоровья, устойчивая черта личности
основа для жизнетворчества (Д.А. Леонтьев, 2002), которое можно определить как деятельность личности по созданию собственной жизни . Таким образом , жизнестойкость личности — способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним
Важное средство для формирования жизнестойкости Условия в которых растёт, обучается ребёнок (способы воспитания, обучения, отношения к ребёнку, как «субъекту», характеристика опыта, получаемого ребенком (детьми) в разных видах деятельности)
Психолого — педагогическое сопровождение по формированию жизнестойкости Цели и задачи
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями;
3. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (оказание социальной поддержки, выражение просьбы, отказа, реагирования на справедливую и несправедливую критику)
4. Формирование у обучающихся позитивной самооценки собственной личности
5. Оптимизация эмоционального климата
В младшем школьном возрасте важно…?
Формирование личностной саморегуляции . Почему? Во — первых, неумение управлять собой проявляется в дезадаптивном поведении, снижении успеваемости, ухудшает психосоматическое здоровье детей. Во — вторых, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте (возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования личностной саморегуляции) и тесно связано с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Таким образом , на протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности
формирование мотивационно-целевого компонента личностной саморегуляции
Цель этапа — включение ребенка в систему партнерских отношений со сверстниками для формирования потребности в совместном целеполагании.
обучение детей осознанию и принятию цели, заданной учителем;
формирование способности к целеполаганию;
представление результатов совместной деятельности.
Детей вначале подводят к пониманию цели педагога, затем к самостоятельной постановке своих, имеющих личностный смысл. Стимулирование активности младших школьников осуществляется благодаря системе педагогических средств: занимательность изложения материала (примеры, факты, опыты, яркие образы); эмоциональность речи педагога; дидактические игры; тематические беседы
формирование эмоционально-волевого компонента личностной саморегуляции
Цель этапа заключается в формировании у младших школьников эмоциональной устойчивости и волевой регуляции своего поведения в условиях партнерских отношений со сверстником. Распознавание и передача эмоций — сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, высокого уровня развития произвольности.
обучение младшего школьника распознаванию собственных внутренних эмоций и проявлению своих эмоциональных переживаний, их вербализации, управлению эмоциями, их оцениванию (принимать и проявлять свои эмоциональные переживания, выражать эмоции); обучение распознаванию эмоционального состояния сверстника, принятию и пониманию его эмоциональных реакций, проявлению эмпатии, адекватной оценке эмоционального состояния (принимать и понимать эмоциональные реакции сверстника, проявлять эмпатию, адекватно оценивать эмоциональное состояние сверстника)
формирование деятельностно — практического компонента личностной саморегуляциимладших школьников
Цель этапа заключается в стимулировании сотрудничества между младшими школьниками для реализации волевых процессов в деятельностно — практической сфере .
определение набора задач, ведущих к реализации совместных целей учащихся;
моделирование решения учебной задачи, представление учащимися своей роли в общей работе группы;
совместная разработка и распределение работы, ее действий и операций по решению поставленных задач;
усиление самоконтроля и взаимоконтроля детей
формирование рефлексивно-оценочного компонента
Цель: формирование способности у младших школьников анализировать свои действия, поступки, мотивы, переживания и соотносить их с нормами, правилами и ценностями группы, а также с действиями, поступками, мотивами, переживаниями других людей
стимулирование потребности в выработке общей оценки результатов деятельности; совместном со сверстниками установлении критериев оценки;
развитие умения сопоставлять предстоящую оценку с выработанными критериями;
создание ситуаций для взаимной оценки и взаимопроверки деятельности перед сдачей ее результатов педагогу
При переходе в пятый класс важно…?
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям средней школы, научиться лучше понимать себя и других, обрести уверенность в своих силах
способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в классе;
формирование у подростков позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
развитие у детей способности к самопознанию и саморазвитию.
обучение приемам анализа, планирования и преодоления трудной жизненной ситуации;
развитие социальных коммуникативных навыков и эмоций;
формирование навыков партнерского взаимодействия и умения обращаться за помощью к другим людям.
Упражнения для создания эмоционального настроя на занятие;
Работа в микрогруппах;
Подведение итогов по схеме:
Как менялось мое эмоционально состояние в течение занятия?
Какой опыт приобретен в процессе занятия?
Какой эпизод занятия запомнился (понравился, удивил) больше всего? Почему?
Тематические занятия, как «Дружба в нашем классе», «От моего настроения зависит моё настроение?», «Хорошие качества людей», «Здоровый образ жизни — это…», «Мои ценности: здоровье, друзья, успехи…» и др.)
Обучающиеся шестых — девятых классов
создание благоприятного климата , формирование навыков конструктивного взаимодействия , способность к саморазвитию и самовоспитанию детей, умению разбираться в себе, в качествах собственной личности
формирование позитивных представлений о будущем; убеждения, что будущее нужно планировать, достижения и успех- результат деятельности человека (успех деятельности зависит от умения общаться и взаимодействовать с другими)
гармонизация внутреннего мира
Каковы рекомендации по развитию жизнестойкости у детей…?
Создавать безопасную среду
Помогать развивать самоуважение, интересы, навыки и увлечения.
Подчеркивать значимость семьи
Общаться, предоставлять детям возможность открыто выражать свои чувства: быть открытыми и доброжелательными, учить понимать других, внимательно слушать
Учить принимать правильные решения. Почему? Часто трудности возникают не из-за самой проблемы, а из — за того, что как пытаются её разрешить.
Четко называть проблему, объясняя, что она решаема. Вместе искать выход из сложившейся ситуации
Стимулировать и поддерживать самоконтроль, спокойствие, оптимизм, гибкость.
Помогать ребенку перестраивать негативные эмоции (гнев, грусть, страх) на позитивные. Позволять рассказывать о том, что его беспокоит.
Обучать детей, где и как они могут попросить помощи.
Внимательно следить за настроением и поведением детей, не пропускать тревожных сигналов. Таким сигналом может быть внезапное изменение поведения, например, уход в себя, потеря интересов, отказ от обычного графика, снижение успеваемости
Какова значимость семьи…?
Семья — главный институт воспитания. Всё, что ребёнок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни
Семья — мощное средство в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей
Важно подчеркнуть, не внимание или несерьёзное отношение к проблемам, переживаниям детей — путь к неправильному пониманию ситуации, возникновению у детей подавленных состояний (могут возникнуть переживания с которыми ребёнок не в состоянии справиться). Что делать? Создавать безопасную среду. Быть внимательными, не равнодушными к изменению в поведении детей. Налаживать контакт с детьми. Со всей внимательностью отнеситесь к обидам, проблемам ребёнка, даже на ваш взгляд самым пустяковым. Постараться убедить, откровенно вам рассказать, что его расстраивает в семье, в окружающем мире (обстановке). Внимательно выслушать. Понять проблему, не осуждать поступки, которые привели к сложностям, придать ребёнку уверенность, что вместе вы сможете справиться с любыми трудностями. Не оказывать давление, не предъявлять высоких требований. Почему? Поскольку ребенок может не справиться с поставленной планкой, у него возникает разочарование, неуверенность, снижение самооценки, появление антивитальной направленности поведения.
Принимать и любить детей такими какие они есть; не сравнивать с окружающими. Выстраивать доверительные отношения между детьми.(родительская поддержка создает доверительные отношения между детьми /признание и одобрение со стороны родителей/) Интересуйтесь с кем общаются дети
-Регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах. Посещение секций, спорт. музыка, рисование
— Открытые доверительные взаимоотношения в семье — Наличие постоянных ( надежных) друзей и авторитета в окружении ребенка — Признание успехов (пусть даже самых незначительных) окружающими, особенно близкими людьми (в семье)
Помните: основными помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание .