Доклад «Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»
статья на тему
В материале раскрываются требования стандарта образования к формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zhiznennyh_kompetentsiy.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели образования детей с ОВЗ. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и жизненные компетенции обучающегося
«Компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.
Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой . При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку.
Усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта.
В стандарте для детей с ОВЗ названы следующие компоненты жизненных компетенций, которые оцениваются по ходу и по окончании обучения в образовательном учреждении:
— развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
— овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
— осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
— знание и соблюдение норм здорового образа жизни.
Жизненные компетенции, сформулированные таким образом, показывают, что они всегда были образовательными результатами учеников с ОВЗ в системе специального образования, но до этого времени не обозначались как конкретные и измеряемые величины. С введением СФГОС перед обучающимися и перед специалистами, работающими с ними, государство ставит задачи формирования навыков социальной адаптации, наряду с академическим компонентом их образования.
Таким образом, возникает множество вопросов по поводу условий, средств, методов формирования и измерения жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. Средства формирования жизненно важных навыков можно разделить на несколько групп.
Средства, применяемые в учебном процессе (это и общеобразовательные уроки, в содержание программы по которым они входят, и специальные уроки (например, социально-бытовая ориентировка, лечебная физкультура, коррекционная ритмика, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязания, профессионально-трудовое обучение и другие), и коррекционно-развивающие занятия со специалистами-дефектологами.
Средства, действующие во внеурочной, внеклассной деятельности (открытое образовательное пространство образовательного учреждения, позволяющее ученикам посещать различные кружки, дополнительные занятия, спортивные секции, формы культурно-просветительской деятельности: экскурсии, спектакли, концерты, хозяйственно-бытовая деятельность в школе и т.п.).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении жизненными компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики 80 целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. На основе требований, сформулированных в Стандарте , организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает: 1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки жизненной компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией; 2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
Пример представлен в таблице: Таблица 1. Программа оценки личностных результатов Критерий Параметры оценки Индикаторы Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий сформированность навыков коммуникации со взрослыми способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях способность обращаться за помощью сформированность навыков коммуникации со сверстниками способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. 81 способность обращаться за помощью владение средствами коммуникации способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации адекватность применения ритуалов социального взаимодействия способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации 3) систему бальной оценки результатов; 4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса); 5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов. 6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий
сформированность навыков коммуникации со взрослыми
способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
сформированность навыков коммуникации со сверстниками
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
владение средствами коммуникации
способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
адекватность применения ритуалов социального взаимодействия
способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации
- Формирование жизненных компетенций предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.
- Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ — это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, в том числе и от того: какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реферат-исследование по проблеме поддержки тубинфицированных детей и подростков в условиях санаторной школы-интерната.
С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват.
В презентации показан материал для выступления по теме с «Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».
В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе — интернате детей из числа кочевых семей.
Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-инте.
Выступление на семинаре по дефектологии по теме «Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната".
В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю.
Источник
Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
Классы: д/с , 1
Ключевые слова: ОВЗ , ФГОС
Одной из важнейших теоретических и практических задач специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является их максимальная социальная адаптация.
В своей работе мы опираемся на основы АООП и реализуем индивидуально – дифференцированный подход с учетом особенностей и возможностей наших детей.
В проекте ФГОС для умственно-отсталых детей впервые четко прослеживается, как формирование жизненных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением.
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Обучающихся необходимо подготовить к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Данная программа реализуется через СИПР.
Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание (в соответствии с ФГОС) основывается на индивидуальном подходе, проводится систематически с поэтапным усложнением и учетом зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ и постепенным снижением помощи взрослого.
В коррекционно-развивающем обучении и воспитании с целью достижения положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ важно, чтобы весь процесс носил четкий организационный, структурированный характер. В этом помогает режим дня, который предусматривает разноплановые виды деятельности детей, реализация которых происходит в разных кабинетах и корпусах образовательного учреждения. Что способствует формированию у детей умению ориентироваться в пространстве в новой для них среде и реализовывать свои элементарные физиологически потребности. Режим дня помогает при формировании и других навыков, в частности навыков самообслуживания. Дети знают, где находится столовая, туалетные комнаты, умывальники, учебные кабинеты и медицинский кабинет. С этого начинается формирование социально-бытовой компетенции.
Подробнее остановимся на формировании социально-бытовых и коммуникативных компетенций.
Формирование навыков культурного поведения и приемов пищи происходит в помещении столовой во время завтрака, обеда и полдников. Учащиеся первых классов принимают пищу сидя за столами, закрепленными только за учащимися первых классов. Садятся строго в соответствии со своими местами. Соблюдается последовательность посадки, последовательность приема пищи (суп, второе и третье блюдо). А также последовательность уборки (уносят посуду, вытирают стол, а затем вытирают и поднимают скамейки). Данная система прослеживается от завтрака до второго полдника (16.30). Происходит постепенное накопление и закрепление навыков, вырабатывается стереотип поведения в столовой.
Дети ежедневно проговаривают режимные моменты. Четко отработаны стереотипы отдельных видов деятельности.
После обеда – идем спать.
Перед сном – посещение туалетной комнаты, мытье рук.
Подготовка ко сну – разборка кроватей, раздевание.
После тихого часа – кружки.
Формирование навыков подготовки и уборки рабочего места, а также учебного помещения происходит во время урочной и внеурочной деятельности.
Упор делается на четком распределении обязанностей.
Формирование навыков самообслуживания при уборке помещения и рабочей зоны на тематических занятиях.
Так же закреплению и формированию навыков способствует наличие межпредметных связей.
Навыки по самостоятельному одеванию и раздеванию сезонных и других видов одежды также отрабатывается во время урочной и внеурочной деятельности и закрепляются в процессе подготовки к динамическим паузам и прогулкам (в соответствии с режимом дня).
Задача максимальной социальной адаптации, в частности коммуникативных навыков осуществляется путем вовлечения и участия детей с ОВЗ в массовых общешкольных мероприятиях. Для детей, имеющих расстройство аутистического спектра – это имеет огромное значение. Путем постепенного, поэтапного приучения детей к массовой коллективной совместной деятельности удается решить поставленную задачу. Ярким примером является подготовка к празднику Новый год. Громкая музыка, костюмированные персонажи, другое помещение (непривычная обстановка), массовость вызывали у детей негативные эмоции и чувства страха. Путем дозированного приучения и вовлечения детей в течение месяца во время ежедневных репетиций удалось побороть у учащихся чувство страха, снять напряжение и негативизацию.
За текущий учебный период (год) удалось добиться у детей с ОВЗ положительной динамики при формировании выше перечисленных жизненных компетенций, благодаря четко-структурированной и системной работе при единстве требований.
Источник