Здоровье — основная ценность человека
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
При этом, под физическим здоровьем — следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов, и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды.
Психическое здоровье — предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни.
Социальное здоровье — отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.
Таким образом, здоровье следует рассматривать не только, как медицинскую категорию, следует рассматривать понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно ином уровене, чем принято традиционно.
Физическое : наследственность, движение, рациональное питание, закаливание, смена деятельности.
Социальное : адаптация в разнообразных средах;
Духовное : мышление, познание, ориентация.
Показатели, характеризующие уровень здоровья человека:
Объективные показатели : температура тела, кровяное давление, частота пульса, содержание гемоглобина, лейкоцитов, сахара в крови и т.д.
Субъективные показатели : самочувствие, настроение, наличие аппетита, сна и т.д.
Количество здоровья — это предельные возможности организма переносить внешние нагрузки ( физические, умственные, голод, холод, стресс и т.д.) без изменений состояния, без остаточных последствий.
Факторы, оказывающие положительное влияние на ЗОЖ:
- Соблюдение режима дня;
- Рациональное питание;
- Закаливание;
- Занятия физкультурой и спортом;
- Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
Факторы оказывающие отрицательное влияние на ЗОЖ:
- Неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания;
- эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими;
- вредные привычки (не соблюдение режима труда и отдыха, гиподинамия, алкоголь, курение, наркотики).
Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья:
- соблюдение режима двигательной активности;
- соблюдение гигиены и правил питания;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- оптимистический настрой, движение, по пути укрепления здоровья;
- ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи;
- радоваться успехам, так как успех порождает успех;
- чётко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью;
- стремиться быть хозяином своей жизни;
- ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
- развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Государство, и семья в частности, должны стараться воспитывать в каждом человеке приятие норм здорового образа жизни (ЗОЖ).
Потому, как приобретённые знания, умения и навыки, в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.
Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания.
Организм человека, приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.
Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна.
Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно «тремя китами здоровья» называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха , рациональное питание и оптимальный двигательный режим . Большое значение имеет качество окружающей среды. Вкупе с образом жизни эти две группы факторов в 57% случаях обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% случаев служат причиной болезни, в 55% — причиной преждевременной смерти.
Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.
Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность — это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.
К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек — курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.
Для развитого общества характерно понимание самоценности человека.
Человек — не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЗДОРОВЬЕ – ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Человеческая жизнь зависит от состояния здоровья человека, поэтому ценность здоровья всегда была и будет актуальна в жизни любого человека.
Уровнем здоровья определяются все стороны жизни человека – труд, учеба, развлечения, семья, быт, культура и т.д.
От образа жизни здоровье зависит примерно на 49-53%. Основными факторами риска являются курение, употребление алкоголя, вредные условия труда, неправильное питание, плохие бытовые условия, не соблюдение гигиенических норм и т.д.
Генетика имеет влияние на здоровье примерно на 18-22%. Для того чтобы понять её роль, стоит пояснить определение генетики в целом. Генетика – это свойство организмов повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития. Исходя из определения, можно понимать, что и наследственные заболевания могут передаваться из рода в род.
Среда обитания человека имеет влияние на здоровье примерно на 17-20%, основными факторами которой являются: питание человека, климат среды обитания, химическое загрязнение среды обитания и биологическая опасность среды обитания.
Не секрет, что питание является важнейшей необходимостью жизнедеятельности человека. Чаще всего в пищу мы употребляем то, что вкусно, то, что быстрее приготовить. Постоянное переедание (переизбыток углеводов и жиров) приводит к нарушению обмена веществ, а в результате — ожирение и сахарный диабет. В свою очередь ожирение и сахарный диабет приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, нарушению дыхательной и пищеварительной систем. Как итог сокращение жизни в среднем на 8-10 лет.
Климат имеет серьёзное воздействие на самочувствие человека, в основном через погодные явления. Абсолютно не одинаково погода влияет на разных людей. У здорового человека организм своевременно подстраивает физиологические процессы под изменившиеся условия окружающей среды. У больных и людей в возрасте – эта реакция ослаблена и человек испытывает недомогание.
Хозяйственная деятельность человека является основным источником загрязнения собственной среды обитания. В результате неё в природу попадает большое количество отходов и на земном шаре уже практически невозможно найти места, где не встречались бы в той или иной мере загрязняющие вещества. При постоянном попадании в организм токсичных веществ происходит хроническое отравление. Как результат отравления у человека может возникнуть чувство постоянной усталости, сонливость либо бессонница, апатия, повышенная раздражительность, нервные срывы, а также поражение почек, печени, нервной системы. Так же можно отнести к поражающим факторам такую вредную привычку как курение.
Здравоохранение влияет на здоровье человека примерно на 8-10%. К этой категории можно отнести в первую очередь неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий. Также проблемой является низкое качество медицинской помощи и причины тому разные, это может быть: недостаточная компетентность врача как специалиста, а следовательно не надлежащие исполнение своих обязанностей; морально устаревшее и со значительным износом медицинское оборудование; низкое качество медикаментозных средств и их нехватка; несвоевременное оказания медицинской помощи.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
Список использованной литературы
1. Малофеев В. Социальная экология. Учебное пособие. — М.: Издательский дом Дашков и К, 2000. — 256 с.
2. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Миляева В.А. — М.: МЕДпрессинформ, 2002. — 520 с.
3. Пивоваров Ю. и др. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для медицинских вузов по специальности «Лечебное дело». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 527 с.
4. Ситаров В., Пустовойтов В. Социальная экология. Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 275 с.
Источник
Лекция 3. 1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
ПЛАН
1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.
2. Образ жизни человека, понятие здорового образа жизни, основные его составляющие и социальные условия его формирования. Образ жизни студенческой молодежи.
3. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни студента:
3.2. Гигиена умственного труда;
3.3. Искоренение вредных привычек;
3.4. Рациональное питание;
3.5. Состояние окружающей среды;
3.6. Оптимальный двигательный режим;
3.7. Систематическое выполнение физических упражнений.
4. Диагностика здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А., Котков А.Ю. Резервы нашего организма. -М.: Знание, 1990.
2. Активный образ жизни и здоровье студентов /Под ред. Г.Ф.Коротько и Н.В. Данилова. -Ташкент: Медицина, 1988.
3. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. -М.:ФиС, 1991.
4. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. — М.: Химия, 1993.
5. БрехманИ.И. Валеология-наука о здоровье.-М.:ФиС, 1970.
6. Васильева В.А., Любинская СМ. Резервы здоровья. — М.: Медицина, 1994
7. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. — М.: RETORIKA А;Флинна, 1999.
8. Климова В.Н. Человек и его здоровье.-М.: Знание, 1990.
9. ИльиничВ.И. Студенческий спорт и жизнь.-М.:ОА «Аспект-пресс», 1993
10. ПироговаЕ.А.,Иващенко Л.Я., СтропкоН.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. — Киев: Здоровье, 1986
11. Физическое воспитание /Под ред. В.А.Головина и В.А.Маслякова. -Т.’ М.: Высшая школа, 1983.
1 Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
Здоровье-это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выс-тупая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.
Прошедшее десятилетие отмечено резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий нашей страны. На фоне снижения адаптивно-защитных функций организма человека возросли количественные и качественные показатели нервно-психических, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, поражений пищеварительной, дыхательной и эндокринной систем.
Анализ состояния здоровья студенческой молодежи также отражает общую негативную тенденцию его значительного ухудшения. В последнее время увеличилось не только количество заболеваний, встречающихся у молодых людей, но и значительно расширился сам диапазон этих патологических проявлений.
В связи с этим возникает необходимость создания государственной системы обеспечения здоровья человека, где медицина и физическая культура играют основополагающую роль.
Кроме того, в последние годы активно развивается новая наука — валеология (от латинского valeo — здравствовать, быть здоровым) — наука о путях и методах укрепления и сохранения здоровья. Она является интегральным образованием, рожденным на стыке биологии, медицины, психологии, физической культуры и других наук о человеке, его организме, внутренней среде, о его деятельности в окружающем мире.
Валеология — наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять его потенциал.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обусловливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье потомства и тех, кому она может и Должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).
Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека. Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия — валеологическую культуру, включающую в себя следующие компоненты:
а) положительную мотивацию здорового образа жизни;
б) научные валеологические знания;
с) владение основными методами и приемами сохранения, коррекции и укрепления здоровья;
д) последовательную реализацию знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и бытовой сфере;
е) оказание благотворного влияния на валеологическую культуру своего социального окружения.
Воспитание валеологической культуры молодежи — сложный и многоступенчатый процесс, охватывающий всю систему государственного образования — от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.
Во многих вузах страны воспитание валеологической культуры идет через многоуровневую функциональную систему валеологического образования и просвещения, отдельным звеном которой является изучение валеологии как учебной дисциплины.
Основными задачами изучения валеологии являются:
1. Усвоение определенного объема теоретических знаний;
2. Овладение приемами и методами сохранения и укрепления здоровья, саморегуляции и защиты, поведения в экстремальных условиях;
3. Ознакомление с использованием знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Понятие о здоровье человека
В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье — очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно.
Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия «здоровье» основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (синоним «хорошее здоровье») и патологического (синоним «плохое здоровье»). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.
Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркива-
ется роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Более полным является определение, данное академиком В.П. Каначевым: «Здоровье индивида — это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни».
Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьеристского, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.
Хотя в последние годы наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме, многие россияне мало что делают для улучшения собственного здоровья. Если проанализировать главные причины смерти людей, то можно согласиться с тем заключением, что во многих случаях трагического исхода можно было избежать, если бы люди вели здоровый образ жизни.
Важным показателем благополучия нации является количество преждевременных смертей. Преждевременной принято считать смерть, наступившую до 65 лет. Конечно, это порог очень низкий, большинство из нас может жить дольше 65 лет.
Сколько же в среднем живет человек? Средняя продолжительность жизни Древней Греции была 18 лет, в Риме к началу нашей эры -21 год, в дореволюционной России — 32 года, в СССР — 72 года. В настоящее время средняя продолжительность жизни в экономически развитых странах достигла 80 лет и более (например, в Японии у женщин — 83 года, у мужчин — 76 лет). Средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин, так как у женщин более высокая биогенетическая выносливость, связанная с миссией продления рода, меньше вредных привычек, более благоприятный липидный обмен.
В России в 1995 г. средняя продолжительность жизни составляла 65 лет: у мужчин — 58 лет, у женщин — 72 года. Численность населения России сокращается, основной причиной этого является превышение смертности над рождаемостью, которое наблюдается с 1992 г.
Физическое здоровье— состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Психическое здоровьепредполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. Путь к психическому здоровью — это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств.
Социальноездоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.
Признаками здоровьяявляются:
— устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
— функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;
— наличие резервных возможностей организма;
— отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;
— высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма
(В.П. Петленко, 1998). При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, частота пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.). Однако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от друга, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом жительства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго индивидуально. Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней среды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни.
ИИ. Брехман указывал на то, что между здоровьем и болезнью лежит промежуточное «третье состояние», когда человек еще не болен, но уже и не здоров. Академик В.П. Петленко называет это состояние предболезнью или предпатологией. Предпатология — это состояние крайнего напряжения нормального функционирования организма, это экстремальная норма (В.П. Петленко, 1998). В этом состоянии находится более половины всех людей, живущих на Земле. К находящимся в «третьем состоянии» относятся люди, подвергающие себя воздействию вредных химических веществ (смог, химикаты в продуктах сельского хозяйства, химические добавки в пищевых продуктах, синтетические лекарства), нерационально питающиеся (с излишней массой тела или ожиревшие, с кариесом зубов), регулярно употребляющие алкоголь; курильщики; работающие в ночные смены; подверженные трансмеридиональным перемещениям. По мнению И.И. Брехмана, в «третьем состоянии» человек располагает только половиной психофизических возможностей, заложенных в него природой. В третьем состоянии заключены истоки всех болезней. Предвидеть, распознавать, предотвращать и ликвидировать «третье состояние» организма — важнейшая задача каждого индивидуума.
Для сохранения, укрепления здоровья необходимо знать о факторах, повреждающих здоровье.
К первой группе факторов, повреждающих здоровье, относятся так называемые факторы риска. Под ними понимают привычки, связанные с образом жизни, которые увеличивают риск развития заболевания. Это достаточно обширная и практически единственная группа повреждающих здоровье факторов, которая полностью зависит от деятельности каждого отдельного человека. К ней относятся употребление алкогольных напитков, токсических и наркотических веществ, табакокурение, пониженная двигательная активность, излишняя масса тела, венерические заболевания и СПИД.
Во вторую группу повреждающих факторов входят наследственные, врожденные и приобретенные заболевания. Наследственные заболевания передаются через генотип, от родительской пары к детям, врожденные возникают в период внутриутробного развития плода или родов, а приобретенные являются результатом образа жизни.
К третьей группе факторов, повреждающих здоровье, относятся нарушения в работе адаптивных и защитных механизмов организма. Это десинхроз, дистресс, поражение иммунной системы, нарушения регенерации и т.д.
В четвертую группу факторов входят так называемые «болезни века». Это нарушения, возникающие в результате негативной экологической обстановки и ритма жизни современного человека. К ним относятся ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, мочекаменные болезни, различные формы аллергозов, онкологические и психические заболевания.
Основополагающим условием сохранения, коррекции и приумножения здоровья является определенная активность человека в отношении к своему здоровью. Во-первых, необходимо сформировать потребность в здоровье, как один из ведущих мотивов поведения. Во-вторых, поставить задачи, определить пути и методы решения проблемы своего здоровья. В-третьих, следует стремиться к самосовершенствованию и постоянному подержанию здорового образа жизни.
Таким образом, здоровье человека — это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Природа снабдила от рождения организм человека способностью к саморегуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от того, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни;
Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% — от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Здоровый образ жизни — это качество и стиль жизни, в котором преломляется жизнедеятельность человека по отношению к укреплению своего здоровья.
Здоровый образ жизни включает трудовую, физическую, производственную, I социально-культурную, общественно-политическую и т.д. активность человека. В нем различают социально-гигиенические нормы жизни, устойчивость к факторам риска, психическую стабильность организма. Интеллектуальное и творческое развитие, широкий круг друзей и знакомых, дружная семья, дети являются неотъемлемой частью здорового образа жизни.
Образ жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек.
К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).
Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), последствий вредных привычек (курения, пьянства, гиподинамии). Никакие пожелания, Приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно I формировать собственный стиль здорового поведения.
В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы: I
1. Самосохранение — человек не совершает определенные действия, так как I они угрожают его и жизни.
2. Подчинение правилам культуры и быта — человек подчиняется правилам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет. |
3. Получение удовлетворения от самосовершенствования — ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испытать это чувство.
4. Возможность для самосовершенствования — здоровый человек сможет подняться на более высокую ступень общественной лестницы.
5. Сексуальная реализация — здоровье дает человеку возможность для сексуальной гармонии.
6. Достижение максимально возможной комфортности. В течение жизни мотивы у человека могут изменяться.
Основные составляющие здорового образа жизни
Образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимонезаменяемых элементов: культуры питания, культуры движения и куль- -I туры эмоций.
Основными факторами, обеспечивающими возможность здорового образа жизни конкретной личности, являются: способность к рефлексии, состояние среды обитания (пространство), приемлемый режим труда и отдыха.
Рефлексия — это способность к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих действий. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, так как от здоровья конкретно существующего поколения зависит здоровье и счастье последующего.
Пространство, которое влияет на здоровье, — это климатическая зона и жилище. У здорового человека есть компенсаторные механизмы, позволяющие быстро адаптироваться к новым климатическим условиям. Микроклимат жилища характеризуется следующими показателями: температурой (в норме от+17° до +22°); влажностью (в холодном климатическом поясе — 30%, в умеренном — 45%, в теплом — 65%); нормой жилой площади (в России средняя гигиеническая норма 9 м 2 на человека); концентрацией кислорода и углекислого газа в помещении (норма кислорода во вдыхаемом воздухе — 21 %, углекислого газа — 0,04%).
Разумный режим труда и отдыха — важный фактор здорового образа жизни, поскольку в основном жизнь человека проходит в чередовании труда и отдыха. Труд бывает умственный и физический, отдых- активный и пассивный. Активный отдых — это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых — это когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит или спит. Универсального для всех режима труда и отдыха нет и не может быть. Жесткие рамки режима ведут к стрессу.
По современным представлениям, в понятие здоровый образ жизни входят следующие составляющие: положительные эмоции, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков), упорядоченные половые отношения.
Итак, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в благоприятных психических и физических условиях, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
Источник