Меню

Здравствуй здоровье здесь здание здоровье

З ИЛИ С?

Сколько раз твердили миру:
«Зэ» – приставки не бывает!
В «здешнем здании здоровье»
«Зэ» – лишь в корне сберегает!
Если в правилах потемки,
«Зги» не видно, помнить надо:
«Эс» — приставка, «зэ» — лишь в корне.
Будет грамотность в награду!»

______________________________________________
Приставку «эс» часто путают с буквой «зэ». И всё потому, что перед звонкими согласными происходит её озвончение, например: сделать – мы слышим и произносим [зд]! А правило очень простое – «зэ» — приставки не бывает!
К исключениям относятся четыре слова: здесь, здание, здоровье, зга + однокоренные слова. Но и в этих словах — это уже не приставка, а первая буква корня!
«В словах зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый буква 3 входит в состав корня, она появилась как результат отражения на письме озвончения согласного [с]:
ЗДЕСЬ — из указательного местоимения сь и суффикса -де-;
ЗДАНИЕ — слово по происхождению старославянское, образовано от глагола «зъдати» — строить, созидать и имеет тот же корень, что и в современном слове зод-чий, а также в словах со-зд-ать, со-зид-ать;
ЗДОРОВЫЙ — из приставки с- и корня -дорвъ — дерево;
ЗГА — из стьга — путь, дорога»
По материалам:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник.- М.: «Неолит», 2001
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. — СПб.: ИК «Комплект»,

Не забудем и однокоренные слова, которые тоже начинаются с буквы «зэ»: здоровый, здравствуйте, здороваться, здравница, здравица, здешний… Слова зга и сгинуть – возможно, исторические родственники, но сейчас мы их пишем по-разному.

Сдобный пирог
Здоровяк уволок,
И схомячил весь.

Здоровенный здоровяк
Съел за ужином чувяк,
А потом он сгинул в згу,
Сделав пальчиком: «Угу!»

Источник

«Здесь, здание, здоровье». Словарная работа в 5 классе.
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) по теме

Данный ресурс включает страничку с электронным материалом с поддержкой макросов и печатную страницу в формате word. Отдельно к работе прилагается пояснительная записка, в которой даются рекомендации по работе с ресурсом.

Скачать:

Вложение Размер
poyasnitelnaya_zapiska.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Карасева Людмила Николаевна, учитель МБОУ «СОШ № 15» г.Усть-Илимска Иркутской области

Пояснительная записка к медиаресурсу «Здесь, здание, здоровье»

Возрастная группа: 5 класс.

Тема: Словарная работа. «Здесь, здание, здоровье».

Цель: Запоминание написания слов.

  1. активизировать ассоциативную память через просмотр видеоролика и выполнение заданий;
  2. тренировать зрительную и моторную память через выполнение упражнений, способствующих запоминанию слов;
  3. формировать умение контролировать свои действия через применение теста с использованием макросов.

Работа с ресурсом.

Работа по запоминанию слов с непроверяемыми безударными гласными является неотъемлемой частью урока русского языка. Предлагается страница с печатным и электронным вариантом с использованием макросов. При открывании электронного варианта документа появится вопрос о включении содержимого, его нужно включить. Все задания выполнены с поддержкой макросов.

Работа с электронным вариантом . На странице в левом верхнем углу значок внедренного ролика «видеоролик 1» в формате wmv. Начать работу нужно с прослушивания ролика. Для этого достаточно 2 раза щелкнуть по значку, начнется проигрывание ролика. Перед выполнением тестовой работы (если ещё не сделано!) необходимо включить макросы. После работы изменения сохранять не нужно.

Работа с печатным вариантом проводится по усмотрению учителя.

В. В. Волина. Русский язык // Серия «Учимся играя». – Екатеринбург: изд. «АРГО», 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал систематизирован. Мною исопльзуется постоянно как для изучения нового слова, так и для его закрепления.

проверка усвоения лексического материала по теме: Взаимоотношения взрослых и подростков в семье и использование в речи.

Пояснительная записка.Сборник словарных работ — глоссарий по обществознанию, 11 класс.(работа с понятийным материалом по темам: «Общество», «Экономика», «Рыночная экономика», .

Словарная работа — это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся.

словарная работа по английскому языку.

Презентация содержит материал для словарной работы.

Источник

Почему «здесь», «здоровье», «здание» — это исключения? Полезно знать каждому грамотному человеку

Добрый день всем читателям!

Чем проще правило, тем оно… сложнее. Сегодня снова обратимся к истории исключений.

Чтобы ответить на вопрос в заголовке, придётся вспомнить принцип, по которому в русской орфографии пишутся з- и с- в начале слов. Разберём слова «здесь», «здоровье», «зга», «сделать», «сдать» и «здание» . Всем желаю приятного чтения и понимания.

К сожалению, в школьных учебниках историю этих слов не объясняют, а жаль. На мой взгляд, она была бы понятна большинству детей.

Опираться буду, как обычно, на этимологические словари М. Фасмера, Н. М. Шанского, а также на справочник по русской орфографии и пунктуации В. В. Лопатина.

История слов «здесь», «здоровье», «зга»

Слово «здесь» в древнерусском языке имело три варианта: сьде, сдѣ и сьдесе. То есть оно писалось как раз с буквой «с», вот неожиданность!

Образовалось при помощи присоединения местоимения сь (сей, этот) к сьде (здесь). Восходит к праславянской форме *sьde, то есть з-/с- изначально входила в состав корня.

В итоге сдесь после выпадения редуцированного ь и озвончения «с» перед «д» превратилось в современное здесь . Цепочка примерно такая:

сьде + сь = сьдесь → сдесь → здесь.

В современном русском языке буква «з» — часть корня, её нельзя отбросить. Ещё есть следующее правило: в начале корней пишутся зг, зд : здесь, здоровье, здание, ни зги. Исключение: сдоба и сдобный.

В этих двух буквосочетаниях звонкий «з» мы никак не проверим, остаётся только запомнить. И ещё два исключения.

  1. Здоровье , здоровый — от древнерусского съдоровъ , которое произошло от праславянского корня *dorvo — дерево. Прилагательное «здоровый» буквально означало «крепкий, подобно дереву».
    И здесь точно так же «с» перед звонким «д» перешёл в «з». Думаю, легко догадаться, что к тому же корню относятся здравие ( старославянское съдравъ) и здравствуйте .
  2. Существительное «зга» — от корня *stьga , который породил существительные стезя, стежка . Тут тоже «с» перед звонким «г» перешёл в «з»! Слово употребляется в выражении ни зги не видно (ничего не видно).

Как видим, везде буква «з» стала частью корня, то есть неотделимой от слова . Однако приставки «з» не существовало и в древнерусском, поскольку была только приставка «съ», которая образовалась от такого же предлога. Напомню, что многие приставки восходят к предлогам.

Поэтому и в современном русском языке приставки з- нет. Есть только раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-) и др., которые употреблялись ещё в древнерусском языке.

В глаголах «сделать», «сдать» и других буква «с» относится к приставке. Тоже всё по правилу:

«в начале слова буквосочетания сг и сд пишутся только на стыке приставки с- с корнем , напр.: сговориться, сгрудиться, сдать, сделать, сдружиться».

Проще говоря, мы можем «с» отбросить, чтобы получить слова без этой приставки: делать, дать, говорить, гру́да, дружить и др.

История слова «здание»

В слове «здание» букву «з» мы никак отбросить не можем. Только восстановив исторический облик, мы получим следующую цепочку родственных слов:

здание, зодчий, зодчество, зиждиться (основываться), созидать .

Восходят к старославянскому зьдъ (глина). Отсюда глагол зьдати (лепить, строить из глины). В старославянском зи́ждить значило «строить».

Вот такая сегодня короткая историческая заметка. Всё ли было понятно? 🙂 Надеюсь, эти слова трудностей при написании не вызывают.

Источник

Здесь здание здоровье правило

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Правописание приставок.

97. Вместо и после приставок, которые оканчиваются на согласный, произносится и пишется ы: разыграть, предыдущий, безыскусственный, подытожить, безыдейный, предыстория, небезынтересно и т. п.

В двух случаях после согласного звука приставки пишется и:

1) в словах с приставками меж- и сверх-, например: межинститутские (соревнования), сверхизысканные (манеры);

2) после иноязычных приставок, например: субинспектор, панисламизм, контригра.

98. Приставки, оканчивающиеся на согласный, кроме з, пишутся по общему правилу, т.е. не изменяют этого согласного: сбавить, спилить, подбить, подпилить и т. д.

Вот почему в начале русских слов никогда не пишется зб, зг, зд, зж, а пишется сб, сг, сд, сж, за исключением слов: здесь, здание, здоровье, зги (ни зги не видно), а также производных от них: здешний, здравствуйте, и т. п. (в этих словах первая буква не является приставкой).

99. Приставки же из-, низ-, воз-, вз-, раз-, роз-, без-, чрез- и через- пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными, а перед глухими согласными эти приставки пишутся с буквой с: разбить — распилить, возделать — воскликнуть, низвергнуть — нисходить, избить — испортить, бездарный — бесправный, безаварийный — беспартийный и т. д.

Примечание. Не следует упускать из виду, что правило касается только приставок, т. е. что оно не имеет никакого отношения к корню, например: возка (где воз — корень) или низкий, низший (где низ — корень).

100. Приставка роз- (рос-) пишется только под ударением, когда в ней слышится о: ро́спись, но: распи́ска; ро́звальни, но: развали́ться.

101. Чтобы не ошибиться в правописании приставок пере-, пре-, при-, надо понимать значение этих приставок. Смысл приставки пере- — «вновь», «по-иному», «через»: перекрасить, перегнать, перескочить. Основной смысл приставки при- — «приближение», «прибавление»: прибежать, приделать, также привлечь; в других случаях она указывает на действие, совершающееся в небольшой степени: приоткрыть, прилечь, приподнять; кроме того, она имеет и другие значения. Приставка пре- имеет два основных значения: 1) означает высокую степень качества: предобрый, пренеприятный; 2) имеет в книжных словах тот же смысл, что в простых словах имеет приставка пере-. Например: преломление (ср: переломить), преобразовать, превратить (ср: переворотить) и т. п.

Следует различать слова (значение их см. в словаре): прибыть, прибывать, прибытие и пребывать, пребывание; придел и предел, определить; приёмник и преемник, преемственный; призреть, призирать, призрение и презреть, презирать, презрение; приступить и преступить, преступник, преступление.

Здесь здание здоровье правило

Часовой пояс: UTC + 4 часа

Правописание приставок

Правописание приставок

Сегодня рассмотрим правила правописания [color 000080] приставок[/color]. Приставки в русском языке очень разнообразны , при их помощи образуются новые слова, очень много слов ! Большинство приставок хорошо прочитываются. Мы будем говорить о тех , которые изменяют своё звучание и написание.

1. Если нам надо вставить пропущенные буквы в словах : ..дать работу , больной вы..доравливает , ..гинуть в болоте , преступный ..говор , крепкое . дание . Мы должны помнить :

Пристака бывает только С- . Приставки з- не бывает , поэтому надо помнить несколько слов , в которые начинаются на З,но приставкой она не является!

Слова эти вы знаете , но я их напомню : здесь , здание , здоровье , ни зги (не видно сквозь туман ) и образованные от этих корней слова (здешний , выздоравливать , здравствуйте . )

поэтому вы букву з вставите в слова : крепкое здание , больной выздоравливает. Во всех остальных примерах пишем приставку С- .

2. В некоторых приставках происходит чередование :отрывать , оторвать , подбирать , подобрать.

3. В приставках раз- (рас) , роз- (рос- ) под ударением пишется О , без ударения А:

розвальни — развал , рассыпать — россыпи , роспись — расписание

4. В приставках на З без- , воз- (вз-), из- , низ- , раз- , чрез- (через -) отражается их произношение. Буква З пишется перед гласными и звонкими согласными.
, а С перед глухими согласными.

А теперь честно признайтесь , можете ли вы на одном дыхании перечислить глухие и звонкие согласные .

Никакого труда не составит запомнить фразу : Стёпка ,хочешь щец ? Фи!!
Всё дело в том , что в этой фразе все согласные глухие .

И теперь вам не будет сложно определить , какую ставить букву — З или С . Достаточно произнести волшебную фразу :

Безграничный — бескрайний , избежать — испортить , разбросать — распустить ,низвергать — ниспровергать. .

5. Но есть в русском языке приставки , в которых правописание гласной порой очень трудно объяснить .

приставки ПРЕ — и ПРИ —

Дело в том , что необходимо чувствовать их значение. Да , здесь нужно самое настоящее чутьё ,чтобы понять ,какое значение в данном слове имеет приставка.

В школе изучаются основные положения :

приставка пре — указывает на :

а) высшую меру действия или качества (близко значению : очень) :пресытиться , преувеличить , презабавный.

б) значение «через» , «по-иному » (близкое к значению приставки пере ): превращать , преображать , преступить.

приставка при — придаёт словам следующие значения :

а) пространственной близости : приморский , пригородный .

б) прибавления , приближения , присоединения : приделать , пришить , приколотить , прислониться.

в) совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок : принарядиться , приостановиться .

г) доведение дела до конца : придумать , пристукнуть.

д) совершение действия в чьих -то интересах : приберечь , припрятать ..

Но эти значения далеко не всегда дают возможность правильно понять значение приставки .

Дело в том , что некоторые слова ,достаточно изменить гласную , приобретают совсем иное значение .

Причём ,как правило, -одно слово «прозрачное » , а другое — да , другое значение можно определить

«от противного» , как в теорема в геометрии .: представим себе , что мы знаем слово притворить
( действие,доведённое до конца ) дверь

Значит слово претворить (осуществить ) план в жизнь будем писать с приставкой пре

вот такие пары слов :

Предать ( выдать ) — придать ( добавить )

Претворить (осуществить) — притворить (закрыть )

Преклоняться (глубоко уважать ) — приклониться (нагибаться )

Преступить (переступить закон ) — приступить ( начать )

Пребывать ( уже находиться где-либо ) — прибывать (ещё только приезжать )

Преемник (последователь, продолжатель ) — приёмник (радио )

Превратный ( изменчивый, зовёт он любезного сына , опору в превратной судьбе . Лермонтов) —

привратник (стражник у ворот )

Преходящий (временный , приходит и уходит ) — приходящий (кто приходит)
Внимание! В тесте встречалось слово

непреходящий (непреходящий успех ) . Здесь ,несмотря на приставку не , значение :приходит и не уходит. Навсегда! Непреходящая память .

Преткновение (камень преткновения , что-то сложное ) — приткнуться ( приткнуться в углу )приблизиться

Презирать (считать недостойным ) — призирать ( от слова зрак : зрачок ) присматривать . Дом призрения . Раньше

так называли дома для больных и брошенных детей .

Предел (терпения ) — придел (в храме, часть храма )

Кроме этого есть слова иностранного происхождения :

президиум , президент , премьер (премьера ) — привилегия , приоритет .

Немало слов , в которых трудно определить значение. Ничего другого ,как запоминать как можно больше таких слов , предложить невозможно. Опять же в рекомендованном мной пособии Чешко таких слов очень много.

» Если долго мучиться , что -нибудь получится ..» ,как пелось в популярной песенке .

Урок русского языка по теме «Приставки»

Использование презентаций имеет ряд преимуществ перед остальными видами и формами приёмов на уроке при объяснении нового материала, закреплении пройденного.

Во-первых, это всегда наглядно, ярко, образно. Презентации экономят время при усвоении нового материала, так как при её создании идёт отбор главных моментов в правилах, выделяются основные грамматические категории, лучше запоминается правила.

Во-вторых, к изготовлению презентаций удобно привлекать учащихся, потому что такое занятие заставляет работать образное мышление, а, следовательно, и лучшее запоминание изучаемого материала обеспечено. Поэтому для учителя вопроса “Зачем?” не существует. Очень полезно поручать составление презентаций учащимся, потому что приходится иногда пересмотреть много (а, следовательно, и повторить) материала, чтобы выбрать нужное. И чем больше форм работ используется на уроках, тем выше коэффициент качества усвоения. Итак, презентации отвечают сразу нескольким требованиям: экономия времени на уроке, наглядность, мобильность, образность, возможность соединить в одном и объяснение нового материала и его закрепление.

Сегодня у каждого учителя появилось много возможностей разнообразить свои уроки. Одна из таких возможностей – создание презентаций при прохождении нового материала. На уроках русского языка я создала сначала для себя учебник русского языка, где выделила основные блоки по морфологии и синтаксису. Например, когда изучаются приставки, на уроке сначала используется такой блок:

1 группа – приставки, которые надо запомнить:

В-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, (надо-), не-, недо-, о-, об-, (обо-), от-(ото-), пере-, по-, под-, (подо-), пра-, пред-, (предо-), про-, разо-, су-, с-, у-, со-, па-.

А вот о приставке С- разговор особый: не любит она проявлять себя при произношении. Поэтому надо запомнить следующее: если слышится З-, то надо писать С-.

Приставки З- вообще не бывает.

Исключение: здесь, здешний, здание, здоровье, зги, здравствуй, здравие, здравница.

II группа – нарушители “главного” правила

По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы как будто “живут” в другом царстве: все у них наоборот. Они приспосабливаются к соседним буквам, поэтому и пишутся то с буквой -з, а то с -с. Итак, сначала запомним их “в лицо”.

приступить к работе, неприступный

преступить (закон), преступник

приткнуться (устроиться неудобно)

преткнуться (споткнуться), камень преткновения

притерпеться (к неудобствам)

претерпеть, претерпевать (лишения), взгляды претерпели изменения

превратный (искаженный), превратно понять, превратности судьбы

предел (граница, черта), беспредельный

Следует обратить внимание на написание заимствованных слов с при- и пре- в начале слова.

ПРИ- пишется в словах: приоритет, привилегия, привилегированный, примадонна, примат, примитив, примитивный, примарный (первичный, основной), приватный, приватизация.

ПРЕ- пишется в словах: преамбула (вводная часть, предисловие), прелюдия (вступление), престиж, превалировать, президент, президиум, премьера, препарат, препона, прерафаэлиты (английская школа живописи середины 19 века), прерогатива (исключительное право, привилегия: прерогативы власти), претендент, претензия, претенциозный, прецедент, презент, презентация, презентабельный, премировать, премия, превентивный (предупреждающий), прелиминарный (предварительный, прелиминарный договор).

2). Правописание неударяемых гласных в приставках.

Вспомните, что в безударном положении в приставках пишутся те же гласные, что и выступают в ударной позиции, например: заморозить (заморозки), подкупать (подкуп), прародитель (прадед). Однако не распространяется это правило на написание слов с приставками раз- (рас-), роз- (рос-) : в безударном положении в этих приставках пишется –а- .

Например: разыграть (хотя розыгрыш), расчеркнуться (хотя росчерк), расписка (хотя роспись), распустить (хотя роспуск), раздать (хотя розданный), разыскать (хотя розыск) .

3). Правописание конечных согласных приставок

Независимо от произношения в соответствии с морфологическим принципом русской орфографии конечные согласные приставок обозначаются на письме одной и той же буквой, например: подрисовать – подписать (несмотря на оглушение); т.е. на письме приставки не изменяются: в-, под- (но потчевать ), над-, пред-, об-, с- (ср.: здесь, здание , здоровье, ни зги не видно – з входит в состав корня).

Например: отдать, вкусить, надстроить, представить, подставить, сделка.

Однако приставки, оканчивающиеся на з ( без- , воз- (вз-), из-, низ-, раз- (роз-), чрез- (через- )), пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными пишется з , перед глухими согласными — с.

Например: беззаконный, но бесхозяйственный; безгласный, но бесшумный; воззрение, но восседать; возгордиться, но восславить; взойти, но вскормить; изобличать, но исчерпать; низложенный, но ниспровергнуть; разыграть, но расспросить; разделить, но распределить, чрезмерно, но чересчур.

Обратите внимание на то, что правописание приставки диз- (дис-) не зависит от качества следующего за ней согласного (звонкий или глухой): диз- пишется, если корень начинается с гласного или с ъ ( дизассоциация, дизъюнкция), а дис- пишется, если корень начинается с согласного (дисгармония, дисфункция, дисбаланс).

Заметим, что в сложных словах: близстоящий, близсидящий, близповерхностный, близфокусный — пишется з, т.к. близ – это не приставка, а наречие, вошедшее в состав сложных слов.

Сколько раз твердили миру:
«Зэ» – приставки не бывает!
В «здешнем здании здоровье»
«Зэ» – лишь в корне сберегает!
Если в правилах потемки,
«Зги» не видно, помнить надо:
«Эс» — приставка, «зэ» — лишь в корне.
Будет грамотность в награду!»

______________________________________________
Приставку «эс» часто путают с буквой «зэ». И всё потому, что перед звонкими согласными происходит её озвончение, например: сделать – мы слышим и произносим [зд]! А правило очень простое – «зэ» — приставки не бывает!
К исключениям относятся четыре слова: здесь, здание, здоровье, зга + однокоренные слова. Но и в этих словах — это уже не приставка, а первая буква корня!
«В словах зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый буква 3 входит в состав корня, она появилась как результат отражения на письме озвончения согласного [с]:
ЗДЕСЬ — из указательного местоимения сь и суффикса -де-;
ЗДАНИЕ — слово по происхождению старославянское, образовано от глагола «зъдати» — строить, созидать и имеет тот же корень, что и в современном слове зод-чий, а также в словах со-зд-ать, со-зид-ать;
ЗДОРОВЫЙ — из приставки с- и корня -дорвъ — дерево;
ЗГА — из стьга — путь, дорога»
По материалам:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник.- М.: «Неолит», 2001
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. — СПб.: ИК «Комплект»,

Не забудем и однокоренные слова, которые тоже начинаются с буквы «зэ»: здоровый, здравствуйте, здороваться, здравница, здравица, здешний… Слова зга и сгинуть – возможно, исторические родственники, но сейчас мы их пишем по-разному.

Сдобный пирог
Здоровяк уволок,
И схомячил весь.

Здоровенный здоровяк
Съел за ужином чувяк,
А потом он сгинул в згу,
Сделав пальчиком: «Угу!»

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Читайте также:  Цигун для укрепления здоровья
Adblock
detector