Меню

Здоровью детей должное внимание

Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью.
статья по теме

Здоровье-это одна из главных ценностей жизни!

Скачать:

Вложение Размер
formiruem_u_detey_pravilnoe_otnoshenie_k_svoemu_zdorovyu.docx 22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью

Антипьева Ирина Николаевна

Почетный работник общего образования Российской Федерации, воспитатель ГБДОУ №45 Приморского района Санкт-Петербурга

Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму и т.д. Педагоги знакомят детей с тем, как устроены тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывают об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств).

Малышам, например, предлагают показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка и т.д. Обращают их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова – вверх (в самом надежном месте); руки — на полпути (ими удобно пользоваться и вверху, и внизу); ноги – крепкие и длинные (удерживают и передвигают все тело; в самом низу ступни (опора). Посередине туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, — сердце, защищенное грудной клеткой.

Рассказывая о кровообращении, детям предлагают послушать, как бьется сердце, объясняют, что оно сжимается и разжимается, работает как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему организму нужно больше крови, биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии и сердце может отдохнуть и биться помедленнее. Детям предлагают проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с их устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать, ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы типа: «Хочу есть»; «Хочу спать»; «Нуждаюсь в свежем воздухе» и т.д.

Во время проведения режимных моментов важно обратить внимание ребенка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажды, усталости и т.д. и рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).

По традиции педагоги используют различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В соответствии с новыми тенденциями в работе дошкольных учреждений организуются спортивные секции, клубы, проводится обучение детей плаванию. Эти новые формы работы необходимы для формирования у детей правил безопасного поведения и для здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными, важно использовать эмоционально привлекательные формы их проведения музыкальное сопровождение. Движения в образе (прыгаем как зайчики, Убыстряем темп: за деревом показалась лисичка и т.п.), красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи и др.), обращая внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, удовольствие от движения. Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе: оно является также важным средством развития его личности, ценностей и установок. Педагоги должны способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. Например, при проведении физкультурных занятий внимание детей обращается на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц, для работы различных систем организма. Педагоги поддерживают возникающие у детей в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминно- , фито- и физиотерапии, массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего нужно то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной форме, привлекая примеры из художественной литературы и жизни, детям объясняют, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные запахи», что происходит в организме человека во время массажа и т.п.

Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться и т.п. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье. Объясняя ребенку, для чего нужно чистить зубы, можно рассказать о мельчайших микроорганизмах, не видимых глазом, — микробах, которые являются возбудителями болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами – это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа посмотреть на то, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда ребенок никогда не будет забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

Педагоги должны рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, чихая или кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ты не здоров (например, заболел гриппом), то окружающие могут от тебя заразится, т.к. в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле или чихании надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.

Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова и т.д.). Педагоги знакомят детей с хроническими заболеваниями, учат их считаться с недомоганиями и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно попросить ребенка закрыть глаза, уши, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие и научился сострадать им.

Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывают об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Предлагают под микроскопом рассмотреть, например, капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Рассказывают о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются, с проникшими в организм микробами. (Можно использовать форму сказки, привлечь опыт ребенка). Чтобы объяснить, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, рассказывают о том, что, когда в кровь поступает слишком много вредных микробов, защитные силы организма вступают с ними в борьбу. В месте «боя» лейкоцитов и микробов сразу становится жарко и тогда повышается температура. Возможно, дети и сами замечали, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. Значит, там началась яростная «битва» защитников организма с проникшими в него в него «врагами». А если «враги» все-таки прорвутся через защитный заслон и борьба распространится дальше, поднимается температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач, прежде всего, справляется о его температуре.

Детям объясняют, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, педагоги используют примеры из жизни, из художественных произведений (например, «Доктор Айболит» и др.), учат детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказывают о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

Дети часто не могут объяснить, причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Ребенка нужно научить обращаться к взрослым при плохом самочувствии, правильно рассказать врачу о том, что именно его беспокоит (голова, ухо, живот и т.д.). Полезно организовывать специальные игры (с другими детьми, куклами, мягкими игрушками), в которых ребенок выступал бы попеременно как врачи как пациент, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли большого доктора.

Необходимо сообщить детям элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту. Предостерегают об опасностях, связанных с неправильным употреблением лекарств. Дети должны знать, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя. Дети должны знать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Им необходимо рассказать о том, какие продукты полезны, какие вредны. У того кто ест фрукты и сырые овощи, как правило хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты – главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья. (Можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которых заболели зубы и т.д.).

Педагог знакомит детей с правилами первой помощи при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову. Первую помощь себе ребенок может оказать и самостоятельно. Закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых. Сильно озябло лицо на морозе – разотри его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом. Озябли ноги – побегай, попрыгай, шевели пальцами. Промочил ноги – переоденься в сухое, но не ходи в мокрых носках, обуви. Каждое из этих правил может быть темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры – драматизации, сценке кукольного театра.

Источник

Консультация для родителей «Здоровье детей — наше общее дело»
консультация (средняя группа) на тему

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида
№ 12 ст-цы Должанской
МО Ейский район

Консультация для родителей
«Здоровье детей — наше общее дело»

Воспитатель: Майденко

Валентина Викторовна

Консультация для родителей
«Здоровье детей — наше общее дело»

Главная забота родителей и воспитателей- здоровье детей.

Здоровье ребенка подвергается воздействию не очень хорошей экологической обстановки, нагрузка в детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние электроприборов, окружающих ребенка вместо деревьев и цветов, отсутствие прогулок на свежем воздухе- все это ухудшает состояние здоровья наших детей.

Учитывая нагрузки с которыми должны справляться наши дети, следует уделить особое внимание укреплению здоровья ребенка в домашних условиях.

Здоровье и развитие ребенка во многом зависит от иммунитета, который заметно повышается от простых закаливающих процедур.

Одним из важнейших факторов закаливания детей являются регулярные прогулки. На что следует обратить внимание родителям, как одет ребенок. Педиатры советуют в одежде использовать принцип «капусты»— многослойной одежды, и если ребенку будет жарко, один слой одежды можно снять.

Важно помнить: перегревание наносит больше вреда здоровью детей, именно из- за перегревания дети чаще болеют.

Еще один важный помощник в укреплении здоровья ребенка- зарядка.

Ходите с детьми босиком по массажному коврику (летом это может быть галька на пляже, подражайте животным и птицам. Только помните: зарядка не должна быть унылой обязанностью.

Дети дошкольники здоровы когда они соблюдают правила гигиены, у них сбалансированное питание, работа- соответствующаяя их физическим и умственным способностям, частые прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.

Если все это не соблюдать то здоровье детей страдает.

Чтоб ребенок был здоров, нужно соблюдать несложные правила:

1. Правильное питание. Важно научить ребенка умеренности в еде, объяснить, что недоедание негативно сказывается на здоровье. Чрезмерное употребление пищи нарушает работу ЖКТ.

2. Режим дня. Ребенка нужно приучит к тому, что принимать пищу, гулять, учиться, спать и просыпаться нужно в определенное время.

3. Закаливание. Закаливание тренирует организм, укрепляет иммунитет и позволяет избежать многих заболеваний

Источник

«Здоровье ребенка – основа его будущего»
статья (средняя группа)

Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни, как в семье, так и в детском саду. Ведь здоровый ребенок сегодня- наше успешное завтра!

Оздоровление малыша должно включать в себя различные компоненты, совокупность которых можно назвать как «здоровый образ жизни» ребенка. Здоровье ребенка обеспечивается с помощью организации здорового образа жизни, компонентами которого являются:

  • физическое здоровье ребенка (закаливание, правильное питание, режим дня, гимнастика, подвижные игры, личная гигиена и др.),
  • психологическое здоровье ребенка (интерес, желание, потребности, эмоциональный комфорт),
  • социальное здоровье (поведение, общение, опыт, практика),
  • нравственное здоровье (здоровый образ жизни, дружба, доброжелательность, сотрудничество),
  • интеллектуальное здоровье (навыки, знания, способности, умения).

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 37.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье ребенка – основа его будущего»

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Это высшая национальная ценность. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым была утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из направлений которой является сохранение и укрепление здоровья школьников. Обратиться к теме «школьного» здоровья заставляет сама жизнь: ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы.

Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранение здоровья подрастающему поколению. Именно в школьном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением школьников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

  • Здоровье – сила и ум, настроение, эмоциональное состояние.
  • Здоровье – это красота.
  • Здоровье – это счастье.
  • Здоровье – это богатство

В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов сокращающих человеческую жизнь.
Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека — здоровье…

Уважаемые родители не забывайте, что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка- в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.

Оздоровление малыша должно включать в себя различные компоненты, совокупность которых можно назвать как «здоровый образ жизни» ребенка. Здоровье ребенка обеспечивается с помощью организации здорового образа жизни, компонентами которого являются:

  • физическое здоровье ребенка (закаливание, правильное питание, режим дня, гимнастика, подвижные игры, личная гигиена и др.),
  • психологическое здоровье ребенка (интерес, желание, потребности, эмоциональный комфорт),
  • социальное здоровье (поведение, общение, опыт, практика),
  • нравственное здоровье (здоровый образ жизни, дружба, доброжелательность, сотрудничество),
  • интеллектуальное здоровье (навыки, знания, способности, умения).

Вот эти все компоненты нужно внести в жизнь ребенка, чтобы сохранить и укрепить здоровье малыша. Рациональная организация двигательной активности — важное условие для роста и развития детского организма, ведь чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Нагружая мышечную систему мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его внутренние органы, сердце, легкие, таким образом напряженная работа скелетно-мышечной система ведет к совершенствованию всех органов и систем, делает организм ребенка особенно прочным, а главное здоровым.

Уделите внимание психическому здоровью — ведь счастлив тот ребенок которому комфортно и уютно.

Режим дня ребенка, должен быть стабильным, гибким и динамичным, должен предусматривать разнообразную деятельность ребенка с учетом состояния здоровья детей и возрастных особенностей. Родители и педагоги мы не должны забывать, что нужно создавать такие условия, которые бы удовлетворяли детское любопытство. У детей должна быть насыщенная разными событиями жизнь! И тогда вашему малышу времени болеть просто не будет…

Обязательно нужно уделить внимание эффективному закаливанию, в коже ребенка заложено огромное количество нервных окончаний, воздействие на них благотворно повлияют на всю нервную систему, а через нее и на все органы. Закаливание поможет улучшить деятельность нервной системы, сердца, обмен веществ, аппетит, организм ребенка адаптируется к окружающей обстановке, повысится сопротивляемость к заболеваниям.

Спорт должен стать неотъемлемой частью любого человека заботящегося о своем здоровье, поэтому малыш должен видеть пример родителей, не стоит целый день проводить за компьютером или телевизором, а лучше погуляйте с ребенком, покатайтесь на велосипеде, или лыжах, при нормальном состоянии ребенка можно определить в спортивную секцию, танцы, хоккей- все зависит от потребностей и желания родителей и ребенка. Главное нужно помнить, чтобы вы не выбрали, важная задача — поддерживать детский организм в нормальном физическом состоянии и сохранять здоровье малыша.

Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни, как в семье, так и в детском саду. Ведь здоровый ребенок сегодня- наше успешное завтра!

Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется.

Быть здоровым, сохранить и укрепить здоровье – это искусство, которое должно стать потребностью, образом жизни. Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и не ЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества. Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые, в конечном счете, были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества, в конечном счете, все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

Чередование работы и отдыха

Отказ от вредных привычек

В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов сокращающих человеческую жизнь.

Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека — здоровье…

Не забывайте, что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка- в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.

Оздоровление малыша должно включать в себя различные компоненты, совокупность которых можно назвать как «здоровый образ жизни» ребенка. Здоровье ребенка обеспечивается с помощью организации здорового образа жизни, компонентами которого являются:

  • физическое здоровье ребенка (закаливание, правильное питание, режим дня, гимнастика, подвижные игры, личная гигиена и др.),
  • психологическое здоровье ребенка (интерес, желание, потребности, эмоциональный комфорт),
  • социальное здоровье (поведение, общение, опыт, практика),
  • нравственное здоровье (здоровый образ жизни, дружба, доброжелательность, сотрудничество),
  • интеллектуальное здоровье (навыки, знания, способности, умения).

Вот эти все компоненты нужно внести в жизнь ребенка, чтобы сохранить и укрепить здоровье малыша. Рациональная организация двигательной активности — важное условие для роста и развития детского организма, ведь чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Нагружая мышечную систему мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его внутренние органы, сердце, легкие, таким образом напряженная работа скелетно-мышечной система ведет к совершенствованию всех органов и систем, делает организм ребенка особенно прочным, а главное здоровым.

Уделите внимание психическому здоровью — ведь счастлив тот ребенок которому комфортно и уютно.

Режим дня ребенка, должен быть стабильным, гибким и динамичным, должен предусматривать разнообразную деятельность ребенка с учетом состояния здоровья детей и возрастных особенностей. Родители и педагоги мы не должны забывать, что нужно создавать такие условия, которые бы удовлетворяли детское любопытство. У детей должна быть насыщенная разными событиями жизнь! И тогда вашему малышу времени болеть просто не будет…

Обязательно нужно уделить внимание эффективному закаливанию, в коже ребенказаложено огромное количество нервных окончаний, воздействие на них благотворно повлияют на всю нервную систему, а через нее и на все органы. Закаливание поможет улучшить деятельность нервной системы, сердца, обмен веществ, аппетит, организм ребенка адаптируется к окружающей обстановке, повысится сопротивляемость к заболеваниям.

Спорт должен стать неотъемлемой частью любого человека заботящегося о своем здоровье, поэтому малыш должен видеть пример родителей, не стоит целый день проводить за компьютером или телевизором, а лучше погуляйте с ребенком, покатайтесь на велосипеде, или лыжах, при нормальном состоянии ребенка можно определить в спортивную секцию, танцы, хоккей- все зависит от потребностей и желания родителей и ребенка. Главное нужно помнить, чтобы вы не выбрали, важная задача — поддерживать детский организм в нормальном физическом состоянии и сохранять здоровье малыша.
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни, как в семье, так и в детском саду. Ведь здоровый ребенок сегодня- наше успешное завтра!

Сегодня нам хотелось бы немного поговорить о здоровье, ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым и детям?»

Одним из важных условий здоровья является закаливание .

Какие виды закаливания вы знаете? (полоскание горла водой разной температуры, обливание, босохождение, контрастный душ, игры на улице, обтирание, проветривание)

Правила закаливания детей. Памятка для родителей

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически,
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,
  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,
  • начинать закаливание в любом возрасте,
  • никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,
  • закаливаться всей семьей,
  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,
  • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Основные факторы закаливания — природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода».

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Основные виды контрастных закаливающих процедур

  • контрастные ножные ванны,
  • контрастное обтирание,
  • контрастный душ,
  • сауна,
  • русская баня.

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 °C, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем «перескакивает» в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 °C. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной. Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под «горячим дождиком» 1-2 минуты, а затем под «холодным» — 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать.

Ребенок должен носить одежду по системе (1,2,3). Летом: один слой одежды. Весна, осень: два слоя одежды. Зима: три слоя одежды. Истоки болезни – в гиперопеке: если одежды много, то закаливание бесполезно. Легкая одежда способствует укреплению здоровья.

Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей!

Гигиенические и закаливающие мероприятия

Прогулка и игры на воздухе

Осенью и зимой .не реже 2 раз по 2 ч; летом 6—8 ч

Осенью и зимой по 2—2,5 ч; летом как можно дольше

Дневной сон на воздухе

Утром или после обеда

Грудным детям 2—3 раза по 1,5—2 ч; старшим— 1 раз

1 раз по 1,5— 2 ч

Утром или после дневного сна

Осенью и зимой в комнате 2—3 раза по 2—15 мин и дольше; летом на воздухе 30—60 мин

Осенью и зимой в комнате, начинать с 5— 10 мин до 30— 60 мин 2 раза. В сочетании с гимнастикой, играми летом световоздушные ванны 10— 60 мин и дольше

В средней полосе 9—11 ч

Для детей старше года начинать с 1-2 мин до 20 мин (на все стороны тела)

4—40 мин (на все стороны тела)

Рано утром или до дневного сна

Утром после гимнастики, воздушной и солнечной ванны (летом)

40—90 с (в зависимости от возраста)

Утром перед едой или перед дневным сном

После 1,5 года по 30—40 с

Купание в реке, озере

После 2 лет по 2—6 мин

Через 20—30 мин после завтрака

1,5—2 года по 8—10 мин; после2летпо 12—15 мин

3—4 года по 12—15 мин, 5—6 лет — по 20 мин. До 7 лет по 25—30 мин

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.

К сожалению, здоровый образ жизни занимает пока далеко не первое место в иерархии потребностей и ценностей ребенка, но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить каждому учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, сформировать ответственность за свое здоровье.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушного, теплового режимов;

3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, не традиционных и традиционных его элементов, включение проблемных ситуаций и элементов игры и др.);

5)Учет индивидуальных особенностей учащихся при их включении в учебный процесс;

6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;

7)Обеспечение оптимального темпа ведения урока, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся;

8) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами;

9) Благоприятный эмоциональный настрой;

10) Разнообразие форм учебной деятельности.

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и России.

Забота о здоровье нации – одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. А каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

Для реализации этих целей в воспитательной работе разработан комплексный подход и воздействие педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Современная школа крайне заинтересована в образовании и формировании культуры здоровья, прежде всего родителей. Сущность совместной деятельности семьи и школы как педагогической категории позволяет нам представить ее в формировании культуры здоровья детей как целостный процесс практики воспитания, выражающийся в совокупности взаимообусловленных действий субъектов взаимодействия, направленных на формирование таких личностных качеств и свойств ребенка, которые позволили бы ему приобрести высокий уровень культуры здоровья и занять активную жизненную позицию. Совместная и согласованная работа школы и семьи обеспечивает единые взгляды на сущность и значение основных требований и норм поведения в жизни человека и позволяет уже в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе здоровьесохранные знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. Формы работы с родителями многообразны: групповые и индивидуальные беседы, лекции на родительских собраниях, специальные лектории или факультативы по формированию культуры здоровья у родителей, участие родителей в оздоровительных мероприятиях и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенку дошкольного возраста жизненно необходимо активное физическое движение. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как .

Родительское собрание с элементами практикума в старшей группе.

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯДолголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формиро.

Консультация для воспитателей.

Задачи:1. Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.2. Формировать у родителе.

Кнсультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка — основа формирования личности&quot.

Источник

Читайте также:  Наше здоровье витамины классный час
Adblock
detector