Здоровьесберегающие технологии во второй младшей группе.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Группы и формы здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии во второй младшей группе
«Забота о здоровье —
это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Во время приема детей уделить каждому ребенку внимание, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать желание заняться интересной двигательной активностью.
- Использовать массажные дорожки.
- Точечный массаж.
- Пальчиковые игры.
- Утренняя зарядка.
- Физкультминутки во время НОД.
- Динамические паузы между НОД.
- Гимнастика для глаз.
- Индивидуальная работа с детьми, направленная на овладение детьми основных видов движений.
- Подвижные игры со всеми детьми и 2-3 игры с подгруппой детей.
- Совместная двигательная деятельность педагога и детей.
- Сюжетные подвижные игры.
- Спортивные игры и спортивные упражнения.
- Катание на велосипеде, самокате, санках, лыжах и т.д.
Релаксация во время подготовки ко сну – использование классической музыки, звуков природы.
- Гимнастика после сна.
- Закаливающие процедуры
- Самомассаж.
- Самостоятельная двигательная активность детей с различными тренажерами.
- Спортивные досуги, развлечения.
- Малоподвижные игры.
- Дыхательные упражнения
- Игры со спортивным инвентарем.
- Работа с семьей по организации совместной двигательной активности.
Помните! Движение – это жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление представлений детей о транспортных средствах. Подвижная игра «Поезд». Упражнение на тренировку носового дыхания, смыкания губ «Моторчик». Подвижная игра «Самолёты». Экспери.
Цель. Закрепить представление детей о транспортных средствах.Задачи:- в беседах совершенствовать лексический запас по теме «Транспорт», закреплять обобщающее понятие «Транспорт»;- в подвижных игр.
Образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий во 2 младшей группе.
Собраны методические материлы по здоровьесбережению: стретчинг, фонематическая ритмика, корригирующая гимнастика и др.
Цель занятия: формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, воспитание здоровьесберегающего мировоззрения.Задачи:1.Уточнить и расширить знания детей о том, что необходимо делать, чтобы.
Использование здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах во второй младшей группе
Ирина Казак
Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах во второй младшей группе
Выступление на педсовете. Здоровьесберегающие технологии в в режимных моментах во второй младшей группе «Солнышко»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Задачей раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В своей работе с детьми, я использую различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Оздоровительные мероприятия в режимных моментах:
• Физическое развитие детей;
• Подвижные игры на прогулке;
• Физкультминутки во время ОД.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Каждый день я провожу с детьми младшей группы утреннюю гимнастику.
Цель утренней гимнастики:
Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Задачи утренней гимнастики:
1. Пробуждение организма ребенка, создание радостного и эмоционального подъема.
2. Воспитание потребности в ежедневной двигательной деятельности.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к здоровому образу жизни.
Формирование КГН.
Цель: Продолжать формировать культурно гигиенические навыки у детей.
Задачи:
1. Формировать представление о чистой воде и о том, что надо использовать только чистую воду.
2. Развивать умение самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процедуры: мытье рук и лица.
3. Воспитывать положительное отношение к чистоте.
Закаливание водой проводится в умывальной комнате, при комнатной температуре воздуха. В качестве местных закаливающих водных процедур я использую умывание после дневного сна; мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом; мытье ног перед сном; обтирание; игру с водой. Все эти процедуры обычно провожу в одно и то же время, соответственно режиму дня.
В младшей группе я использую всегда словесный метод, напоминаю детям как правильно мыть руки:
1. Подойдите к раковине, закатайте рукава, чтобы не намочить их. Всегда использую потешки такие как:
Открываем кран — вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
— Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит, и. т. д. Если у детей возникают трудности, учу их обратиться со словами о помощи.
Кто горячей водой умывается,
Кто холодной водой умывается,
А кто не умывается,
Никак не называется.
Предлагаю детям, кто будет храбрецом, кто молодцом.
2. — Потом открываем кран, так чтобы вода не брызгала на детей и на пол:
Предлагаю детям сказать волшебные слова :«Кран откройся, нос, умойся», в младшем дошкольном возрасти необходимо использовать набор потешек, чтобы детям в игре научить правильности КГН.
Использую игровой момент, привлекаю какого либо сказочного персонажа, например: Мойдодыр хочет узнать, что мы должны взять в руки, чтобы они стали чистыми. А для этого отгадаем загадку :
У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи
Смотри, чтобы в глаз
Не покажется мало!
Понюхайте, оно пахнет? Какое оно ароматное, душистое.
Чем пахнет мыло?
Потрогайте мыло. Какое оно?
Предлагаю другую загадку :
Но скажу вам правдиво,
Что в доме моем
На полке лежит очень твердый кусок,
Его разломи и сотри в порошок.
Водички добавь, размешай и смотри:
По небу цветные летят пузыри.
Молодцы, правильно ответили. Мойдодыр доволен вашими ответами.
3.- Берем мыло из мыльницы и трем им руки (использую метод показа, затем кладем его в мыльницу.
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чем не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.
Воспитатель: Будьте внимательны ребята, мыло может выскользнуть из ваших ручек и упасть на пол. И вы можете поскользнуться и упасть.
4.- Напоминаю детям, что руки нужно мыть до образования пены:
«Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!».
5.- Затем трем намыленные руки, (показываю, чтобы мыло смыло всю грязь с наших рук.
Дидактическое упражнение «Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки — белые!»
6.- потом смываем пену с рук, подставив их под воду,
— набираем воду в ладошки, сложенные лодочкой, и умываем лицо:
. После того, как вымыли руки, стряхиваем лишнюю воду с рук в раковину, закрываем кран,- подходим к шкафчику.
А что дальше будем делать? (вытирать руки) А чем? Отгадайте?
Если в ванной ты собрался
Мыться в душе, руки мыть,
В мыльной пене полежать
И в воде погреться
Не забудь с собою взять
(полотенце) Правильно, молодцы, догадались.
, находим на вешалке с полотенцами свою картинку,
— разворачиваем его и
— насухо вытираем вначале лицо, а затем руки
— и вешаем полотенце в шкафчик на место под картинкой.
— А почему нужно находить и брать только свое полотенце?
Посмотрите детки, каким волчонок стал чистым и красивым.
Ребята, какой вам волчонок больше понравился, когда он был грязным или теперь, когда умылся?
Мойдодыр :Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!»
Пальчиковые игры
* Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.
«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.
«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Физкультминутки во время образовательной деятельности.
Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятии является проведение физкультминутки. Это комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. Физкультминутка — обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.
Упражнения для снятия общего
и локального утомления.
По содержанию и способу проведения: в младших группах физкультминутки группируются по видам:
1. Гигиенические. Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях.
Зайчик серенький сидит — (Дети сидят на корточках.)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! — (Шевелят ладонями над головой, как ушками.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. — (Хлопают в ладоши.)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок. — (Подскоки на месте или хаотично по комнате.)
«Эй лежебоки» утренняя гимнастика
2. Подражательные. Дети имитируют движения живых и неживых объектов:
•животных: мышка крадётся, котик выгибает спинку,
•птиц: воробьишки скачут, цыплята клюют зёрнышки,
•насекомых: бабочка летает, кузнечик прыгает,
•человека: работа строительными инструментами, чистка зубов, приготовление пищи,
•растений: деревья качают ветвями, бутон распускается,
•транспорта: вращаются колёса поезда, самолёт выполняет вираж.
«Утром бабочка проснулась…»
«Ветер дует нам в лицо».
3. Танцевальные. Выполняются под русские народные или детские песенки. Воспитанники первой и второй младших групп импровизируют во время танцевальной физкультминутки — двигается кто как умеет и хочет.
«Танец маленьких утят» взаимодействие, касание друг друга ладошками. Танец в парах, чувство ритма.
«У жирафа пятна, пятнышки везде…» запоминание и распознание название животного, его отличительная особенность. Также запоминание и изучения частей тела человека.
«Песня Красной шапочки» Показывание высоко, широко. Танцы в произвольной форме.
«В траве сидел кузнечик». Переживание эмоционального вместе с героем.
Подвижные игры на прогулке.
Во время проведения подвижные игр на прогулке решаются следующие задачи:
• Совершенствование двигательных навыков и их использование в заменяющих игровых ситуациях.
• Развитие возможностей и физических качеств (ловкость, быстрота, координация движения и выносливость).
• Воспитание самостоятельности и активности.
• Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.
«Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.
«Птички в гнёздышках»
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями, По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания к проведению: Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.
«Воробушки и кот».
Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Кто любит быстро двигаться
Здоровым тот растет.
Все ребята дружно,
встали в хоровод!
Гимнастика пробуждения.
Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. Задачи гимнастики после сна:
• увеличить тонус нервной системы;
• укрепить мышечный тонус;
• способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата
• способствовать профилактике простудных заболеваний;
• развитие физических навыков;
• сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений.
Птичка села на окошко,
Во дворе мяукает кошка Разбудить решили нас.
Все! Окончен тихий час!
Корригирующая дорожка.
* Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
* Цель: закаливание организма, восполнение нехватки тактильных ощущений, профилактика и коррекция плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Цели: развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щчки – пузырики» и
медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задате вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещ попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолтик — самолт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх,
поднимает голову, вдох)
Отправляется в полт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встат прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить
голову, выдох с произнесением
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадт. Повторить 3 – 4 раза.
Массаж. Самомассаж.
Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.
Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.
Сформировать привычку к здоровому образу жизни.
Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.
Массаж рук «Гусь»
Где ладошка? Тут?
Показать правую ладошку.
На ладошке пруд?
Круговые движения левым указательным пальцем по ладони.
Палец большой – гусь молодой.
Средний – гуся ощипал,
Безымянный – суп варил,
А мизинец – печь топил.
Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.
Полетел гусь в рот.
А оттуда в живот!
Махи кистями рук.
Двумя ладонями погладить живот.
Массаж лица «Летели утки»
Над лесной опушкой.
Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз
Так же легко провести 6 раз по щекам
Указательными пальцами массировать крылья носа
А не начать ли нам массаж сначала?
Спасибо за внимание!
Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.
Здоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группы Тема: «Здоровьесберегающие технологии детей первой младшей группы» «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.
Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.
Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.
Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.
Мнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.
Организация режимных моментов в детском саду во второй младшей группе Режимный момент, Время Приход детей в детский сад, самостоятельная деятельность, игры. (7.00-8.20) ЦЕЛЬ: Создать ребенку хорошее настроение.
Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.
Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.
Источник