Меню

Здоровья ребенку терпения родителям

Нет истерикам! Как научить ребенка ждать? Французский секрет

Зефирный тест: от умения ждать зависит настоящее и будущее ребенка. Отрывок из книги «Французские дети не плюются едой».

Памела Друкерман американская писательница и журналист, живущая в Париже

Американка Памела Друкерман с мужем Саймоном, дочкой Бин и сыновьями-близнецами живет в Париже. И восхищенно замечает, что французские дети умеют ждать и терпеть, в то время как они с мужем вынуждены подстраиваться под детские желания. Как научить малышей терпению?

Мне начинает казаться, что дети и родители во Франции только и делают, что ждут. Сначала «метод паузы» — ребенок просыпается, и родители ждут. Потом режим кормлений — долгие перерывы между приемами пищи. А двухлетние дети, спокойно ожидающие в ресторане, пока принесут еду?

Кажется, французам удалось совершить чудо: их младенцы и дети постарше мало того что ждут, они не против подождать! Может, эта способность и отличает французских детей от других?

В попытке найти ответы на эти вопросы пишу письмо Уолтеру Мишелю, профессору психологии Колумбийского университета, эксперту мирового уровня, изучающему пределы детского терпения. Я навела о нем справки и прочла несколько его работ по теме. Объясняю, что нахожусь в Париже и изучаю французские методы воспитания; не мог бы он поговорить со мной по телефону? Мишель отвечает через несколько часов. К моему удивлению, он тоже в Париже. Не хочу ли я выпить с ним кофе? Через два дня сидим за столом на кухне в квартире его подруги в Латинском квартале, недалеко от Пантеона.

Мишель не выглядит и на семьдесят, не то что на восемьдесят. Бритый налысо и энергичный, он похож на бывшего боксера, но при этом у него милые черты, почти детские. Несложно представить его восьмилетним мальчиком из Вены, бежавшим из Австрии с семьей после того, как Австрия вошла в состав нацистской Германии.

Его семью в конце концов забросило в Бруклин. В девять Уолтер пошел в школу, но его отправили в подготовительный класс, где он учил английский и «ходил на коленях, чтобы не слишком выделяться среди пятилетних малышей, когда наш класс шел по коридору». Родителям Мишеля (интеллигентная семья среднего класса из Вены) пришлось открыть дешевый супермаркет «все по пять центов»; они едва сводили концы с концами. В Вене его мать страдала легкой депрессией, однако в Америке воспряла духом и впоследствии стала успешным дизайнером витрин. Но отец так и не смог пережить потерю социального статуса.

Этот опыт, полученный в раннем детстве — опыт аутсайдера, — помог ему сформулировать вопросы, ответы на которые он впоследствии искал всю жизнь. В тридцать с небольшим он произвел фурор в психологии личности, выдвинув теорию о том, что черты характера не постоянны, а зависят от контекста. Мишель женился на американке, его три дочери выросли в Калифорнии, однако в Париже он бывает каждый год: «Я всегда чувствовал себя европейцем, а Париж воспринимаю как главную европейскую столицу», — признался он.

Мишель прославился своим «зефирным тестом» (marshmallow test), придуманным в шестидесятые, — тогда он преподавал в Стэнфорде. В ходе этого эксперимента четырех- или пятилетнего ребенка заводили в комнату, где на столе лежал зефир. Затем экспериментатор объяснял малышу, что сейчас он ненадолго выйдет из комнаты, и если малыш продержится и не съест зефир до его прихода, то получит не один, а два зефира. А если съест — не получит ничего.

Испытание оказалось очень сложным! Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в и годы, лишь одна треть продержалась все пятнадцать минут до прихода ученого. Некоторые съедали зефир сразу. А большинство смогли подождать лишь тридцать секунд.

В середине восьмидесятых Мишель навестил участников первого эксперимента, чтобы сравнить, есть ли разница между тем, как ведут себя «терпеливые» и «нетерпеливые» дети в подростковом возрасте. Связь прослеживалась отчетливая: те, кто в четырехлетнем возрасте удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными и рассудительными. В исследовании, опубликованном Мишелем и его коллегами в 1988 году, говорится, что «в стрессовых ситуациях эти дети не теряют самообладания».

Так может, если заставлять детей ждать желаемого, как делают французские родители из среднего класса, они станут более спокойными и устойчивыми к стрессу? В отличие от детей, которые привыкли получать желаемое немедленно и в стрессовых ситуациях сразу устраивают истерики? Неужели французы снова «угадали» рекомендации ученых вроде Мишеля, следуя лишь традициям и инстинктам?

Бин, как правило, получает то, что просит, почти без промедлений, а чтобы зайтись в истерике, ей достаточно и секунды. Стоит мне приехать в Америку, и кажется, что несчастные орущие малыши, требующие, чтобы их достали из коляски, или, чуть что, бросающиеся на пол — часть окружающего ландшафта.

В Париже такого не увидишь. Здесь и младенцы, и дети двух-трех лет, привыкшие терпеть, непостижимо спокойны, если им не удается получить желаемое в ту же секунду. Когда я хожу в гости к знакомым французам, то сразу обращаю внимание, как мало их дети ноют и хнычут. Обычно все спокойны и поглощены своими делами, что в нашем доме, признаюсь, редкость.

Во Франции я регулярно сталкиваюсь с ситуациями, которые мне лично кажутся маленьким чудом: взрослые люди, имеющие маленьких детей, умудряются спокойно допить свой кофе до конца и вести нормальный полноценный разговор! Слово «ждать» даже является частью родительского лексикона: вместо того чтобы шикать на расшалившегося ребенка или кричать ему «хватит», французы просто отдают краткую команду, в переводе означающую «Ждать!»

Читайте также:  Как долго можно принимать мелатонин без перерыва вреда для здоровья

Мишель не проводил свой «зефирный тест» с французскими детьми (хотя в данном случае зефир пришлось бы заменить на крем-брюле). Но как давний наблюдатель за местными обычаями, он не может не поражаться различиям между детьми французов и, скажем, детьми американцев.

— Складывается впечатление, — говорит мне Мишель, — что в Америке детям все сложнее и сложнее себя контролировать.

Он отмечает это даже в отношении собственных внуков:

— Мне не нравится, когда я звоню дочери, а та отвечает, что не может сейчас разговаривать, потому что ребенок тянет ее за рукав. Она не может даже сказать: подожди, я с твоим дедушкой разговариваю.

Вместе с тем, Уолтер Мишель отмечает, что умение ждать, характерное для французских детей, вовсе не означает, что их них вырастут счастливые взрослые, поскольку на это влияют и многие другие факторы.

— То, что ребенок плюется едой в ресторане, еще не говорит о том, что лет через пятнадцать он не сможет стать превосходным бизнесменом, ученым, преподавателем — да кем угодно!

Как бы то ни было, с детьми, умеющими ждать, семейная жизнь намного приятнее.

— Дети во Франции гораздо более дисциплинированны и воспитаны примерно так, как воспитывали нас, — говорит Мишель. — Когда к нам в гости приходят знакомые французы с маленькими детьми, это не означает, что нельзя будет поужинать, как традиционно принято во Франции. От детей здесь ждут, что они будут вести себя тихо, как подобает случаю, и тоже ужинать с удовольствием.

Самое важное слово здесь — удовольствие. Французы вовсе не стремятся к тому, чтобы их дети были бессловесными существами и подчинялись беспрекословно. Родители просто не понимают, как можно получать от жизни удовольствие, если ты не можешь себя контролировать!

Мне часто приходится слышать, как родители во Франции велят своим детям «быть мудрее». Это выражение — sois sage — означает у них примерно то же, что у нас «веди себя хорошо». Однако значение его намного глубже. Когда я прошу Бин вести себя хорошо, стоя у дверей дома, куда мы пришли в гости, она напоминает дикое животное, которое просят стать домашним на час, — однако это не отметает того, что в любой момент моя дочь может взбеситься. «Вести себя хорошо» противоречит ее истинной природе. Но когда я прошу ее «быть мудрее», это значит, что она должна вести себя, как подобает, следуя голосу разума. Главное, что от нее требуется, — понимать, что рядом есть и другие люди и их необходимо уважать. Я словно намекаю, что она способна рассуждать мудро и контролировать себя. Что я ей доверяю.

Если дети хорошо себя ведут, это вовсе не значит, что им скучно. Детки моих французских знакомых умеют веселиться. По выходным Бин и ее друзья устраивают визг и часами носятся в парке. В Париже есть и более цивилизованные детские развлечения: кинофестивали для малышей, театры, уроки кулинарии, требующие терпения и внимания.

При этом французские родители и воспитатели вовсе не считают, что у детей бесконечные запасы терпения, и не рассчитывают на то, что младенцы будут, не пикнув, высиживать симфонии и официальные банкеты. Когда речь идет об ожидании, это обычно несколько минут или секунд. Но даже способность высидеть такой маленький промежуток времени радикально меняет жизнь родителей. Я убедилась, что секрет французских детишек, которые редко ноют и закатывают истерики, состоит в том, что у них выработан внутренний ресурс, позволяющий справиться с разочарованиями. Они не ждут, что все желаемое им тут же преподнесут на тарелочке. Когда французские родители говорят об обучении своих детей, речь идет прежде всего об обучении терпению, благодаря которому эти дети и не набрасываются на зефир, не выждав и полминуты.

Так каким же образом французы превращают обычных младенцев в ангелов долготерпения? И можно ли научить этому Бин?

Уолтер Мишель за свою долгую карьеру просмотрел сотни видеороликов с изнывающими от нетерпения детьми, участвующими в «зефирном тесте». И в конце концов уяснил, что в то время как нетерпеливые малыши полностью сосредоточены на зефире, терпеливые пытаются как-то отвлечься.

«Дети, которым легко дается ожидание, во время этой паузы мурлыкают себе под нос песенки, ковыряют в ушах каким-то оригинальным способом, шевелят пальцами ног, обращая это в игру», — сообщает ученый в своей книге. Те же, кто не умеет сам себя развлекать и лишь смотрит и смотрит на зефир, рано или поздно не выдерживают и съедают его. Из чего Мишель делает вывод, что сила воли происходит вовсе не из стоицизма, а из умения придумать способ, делающий ожидание более комфортным.

В последующих экспериментах ученые просили детей думать не о зефире, а о чем-нибудь другом, тоже приятном, например, о том, как мама качает их на качелях. При соблюдении этого условия время ожидания значительно увеличилось, несмотря на то, что дети знали, что они сами себя обманывают. Как только ученые возвращались в комнату, ребенок, в течение пятнадцати минут пытавшийся отвлечься, тут же съедал зефир.

Читайте также:  По состоянию здоровья справка прилагается

Родителям необязательно намеренно учить своих детей «отвлекающим маневрам». Мишель говорит, что каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают ему такую возможность. «В воспитании часто недооценивают когнитивные способности маленьких детей, а они же просто удивительны, если дать им шанс развиться».

Родители во Франции именно это и делают. Не учат малышей отвлекаться каким-то определенным способом, а просто предоставляют им возможность научиться терпению на каждом шагу.

Статья предоставлена издательством «Синдбад»

Источник

Как научить ребенка терпению: что делать родителям

«Когда мы уже пойдем?», «А сколько времени осталось?», «Ну, скоро?!» — все дети, которым приходится долго ждать, изводят родителей подобными вопросами. Пока в голове у малыша не уложатся понятия «надо» и «должен», маме и папе придется потерпеть… А заодно и учить ребенка ценному качеству – терпению.

Терпение — это умение откладывать сиюминутное желание или удовольствие ради какой-то цели. Немногие родители понимают, как сложно малышу проявлять это качество, особенно лет до двух-трех. Отделы мозга, которые отвечают у ребенка за эмоционально-волевые и интеллектуальные процессы, лишь начинают развиваться. Контролировать свои желания дети учатся, как правило, лишь к старшему дошкольному возрасту.

Более того, малыши живут здесь и сейчас, у них нет понятия времени, а представить, как что-то произойдет попозже, они могут лишь по достижении четырех лет… Что же делать родителям? Учить деток терпению, тем более что наши эксперты утверждают: основы этого качества закладываются уже в раннем возрасте.

Между делом

Лет до четырех целенаправленно «тренировать» у ребенка терпение бессмысленно. Малыши до этого возраста не в состоянии установить причинно-следственную связь между действием и возможным результатом. Опосредованно терпение формируется у крохи при обучении пользованию чашкой, ложкой, умению одеваться или ходить на горшок. Действительно, маленькому человечку порой очень непросто справиться с непослушными застежками или правильно взять в руку столовый прибор….

Уделяйте ребенку достаточное количество внимания. В этом случае уже в возрасте 1 — 1,5 лет он сможет подождать несколько минут, пока мама доделает дело, которым она занимается. «Не бросайте свое занятие, как только кроха попросить вашего внимания, — советует Алена Алешина, директор по развитию тренинговой компании EQuator, психолог, эксперт в области развития эмоционального интеллекта. — Установите с ним зрительный контакт, погладьте по голове, ласково объясните, почему надо немного подождать, и через несколько минут обязательно уделите ему время! Тогда он получит опыт: если немного подождать, можно получить желаемое».

Не создавайте для маленьких детей искусственных ситуаций ожидания. Периодически ребенок все равно сталкивается с необходимостью подождать (например, мама не успела подогреть еду заранее). Этих ситуаций достаточно, чтобы начинать с малышом разговор про терпение, поговорить о том, что иногда приходится потерпеть, что это бывает трудно.
Можно рассказывать, что и у других людей тоже могут быть свои потребности: «Сейчас тебе нужно чуть-чуть подождать, потому что мне нужно приготовить салат для папы».

Поменьше оперируйте понятиями «минуты» и «часы». Ребенок не слишком хорошо ориентируется во времени. Поэтому, если вы хотите объяснить ему, «когда же, наконец», используйте «режимные» моменты («Это будет после того, как ты пообедаешь», «Папа вернется, когда ты уже будешь готовиться ко сну»).

Учите кроху сосредотачиваться на том, что он делает. Как показывает практика, занять внимание малыша хотя бы на десять минут проще всего с помощью творческих занятий: лепки, рисования пальчиковыми красками, игр с песком и водой. Для совместного времяпрепровождения подойдут прятки, молчанка и «кто дольше просидит без движения».

Тренировка

Для выработки навыков терпения подойдут упражнения, которые направлены на удержание определенного положения тела в течение какого-то времени. К таковым, например, относятся всем известные позы «ласточка» или «цапля», а также некоторые асаны йоги, которые можно использовать и для занятий с детьми: «собака мордой вниз», «лягушка», «кобра», «рыбка» и другие.
Практикуйте физминутки, постепенно увеличивая время нахождения ребенка в той или иной позе.

Начиная стрех лет вы можете заняться развитием у малыша целенаправленного внимания. Это ценное качество – фундамент для формирования терпения. Для этого подойдут игры «между делом», практиковать которые можно по дороге в детский сад или на прогулке. Попросите малыша отмечать предметы одного цвета, которые он встречает на своем пути. Или пусть детка хлопает в ладоши, как только увидит ворону, а если встретит голубя — топает ножкой.

Ближе к четырем годам вы можете усложнить игры на внимание. Предложите ребенку игру «Что изменилось?». Разложите на столе несколько небольших предметов в определенном порядке (начните с 5-6, постепенно доводя их количество до 15), дайте малышу 30 секунд для того, чтобы он запомнил их расположение на столе. Попросите его закрыть глаза, уберите/добавьте один предмет или поменяйте их местами. После попросите его сказать, что изменилось.

Точно в цель

В возрасте 5-6 лет большинство детей уже могут немного подождать, а также заниматься чем-то интересным и увлекательным в течение 20-30 минут. Единственное «но» — у них не всегда хватает терпения довести начатое до конца. А ведь именно это является основой таких волевых качеств малыша, как усидчивость, упорство, настойчивость. В этот период родителям очень важно поддерживать интерес ребенка к выбранному занятию и стимулировать его доводить начатое до конца.

Читайте также:  Нравственное здоровье человека что это

Выбирайте правильные занятия. Любые виды творчества прекрасно развивают терпение. В этом случае ребенок сможет не ждать результата долгое время, а оценить его здесь и сейчас.

Разделите трудоемкое для малыша дело на несколько этапов. Например, если он не может за один раз разложить по местам все разбросанные игрушки, разрешите ему завершить уборку с утра. Или, если вы учите ребенка произносить правильно какой-либо звук, сначала научите слышать его в словах, затем понимать, в начале или в конце слова он находится, и лишь потом тренируйте правильность его произношения. Обязательно поддерживайте успешность ребенка на каждом этапе.

Поддерживайте усилия ребенка. Лучше всего это делать с помощью рассказов про любимых героев малыша, которые что-то делали и добились успеха, хотя у них не все получилось сразу. Вспомните историю про Винни-Пуха — он терпеливо планировал «как добраться до меда на дереве» и в результате придумал использовать для этого воздушный шарик Пятачка.

Объясните, почему нужно терпеть или прикладывать усилия. Например, если сначала не получается сложить колечки, то нужно немного потренироваться, и тогда получится красивая пирамидка. Как только мы долетим в нужное место на самолете, ты окажешься в новом интересном месте. Когда наступит праздник, тебе принесут торт и подарки.

Чем старше ребенок, тем более сложные цели он будет в состоянии осознать. Тогда ему уже можно будет говорить о том, как нетерпение влияет, например, на отношения людей: «Когда ты перебиваешь бабушку, когда она говорит, она расстраивается. А если ты сможешь дослушать ее до конца, ей будет очень приятно».

Избегайте похвалы за качества и черты характера, но хвалите за конкретные вещи. Вместо «Какой ты умный!» скажите: «У тебя уже отлично получается складывать пазлы» или «Какую красивую картинку ты нарисовал! Наверное, очень старался!» «Похвала такого рода, формирует установку на будущий рост: будучи взрослыми, дети, которых хвалили за старание и терпение, прикладывают больше усилий для достижения желаемого, — объясняет Алена Алешина. – Столкнувшись с неудачей, они не унывают, а ищут, чему еще им надо научиться, чтобы добиться результата».

Когда родители хвалят ребенка за его способности («Какой ты талантливый!»), он вырастает с установкой на данность. Если у такого человека что-то не получается, он списывает это на отсутствие у себя необходимых качеств и теряет мотивацию к дальнейшим действиям. Надо ли говорить, что более терпеливыми, волевыми и, как следствие, успешными становятся дети, воспитанные с установкой на рост?

Тренировка

Ребенку пока еще сложно представить конечную цель своего труда. Чтобы убедить его доделать что-то до конца, предложите ему сделать что-то по вашему образцу. Например, вы заранее можете изготовить коллаж из подручного материала: веточек, пуговиц, бусин, кусочков ниток и ткани. Наклейте все вышеперечисленное на кусок картона в произвольном порядке и предложите ребенку повторить ваш шедевр. Безусловно, разрешите ему привнести в картину что-то свое.

Поиски «клада» прекрасно тренируют терпение! Особенно если вы спрячете что-то ценное для ребенка. «Закопать клад» можно в комнате (этот вариант подойдет для детишек помладше) или на улице. Искать сокровище можно по заранее нарисованному плану или отсчитывая шаги от какой-либо отправной точки (подойдет для тех ребят, которые уже хорошо ориентируются в таких понятиях, как «право» и «лево», «вперед» и «назад»).

Для тренировки понятия «подожди, и получишь результат» прекрасно подойдут любые опыты. Вы можете выращивать кристаллы, проращивать семена, наблюдать, как распускаются почки на веточке, принесенной вами из леса, или появляются корешки на черенке домашнего растения. Придумайте, как ребенок будет фиксировать свои наблюдения: это могут быть рисунки, фотоотчет, таблица, которую вы будете заполнять вместе с ним.

В режиме ожидания

Терпеть трудно! И тем не менее взрослые постоянно пытаются убедить ребенка, что это сущий пустяк. «Мама придет вечером, это уже очень скоро», «Подумаешь, подождать пару дней, вот ерунда какая!» Не лукавьте! Вспомните, как вы реагируете на ситуации, когда нужно проявить терпение. Нередко мы сами суетимся в очереди в магазине, в ожидании автобуса, выражаем недовольство в пробке… «По сути, проявляем типичное для современного человека желание — хотим получить все и немедленно! О каком обучении терпению ребенка в данном случае может идти речь? — комментирует Полина Леонова, педагог-психолог образовательного центра «Аристотель». — Он, как зеркало, будет копировать ваше поведение».

Поработайте над собой. Если вы ожидаете чего-либо вместе с ребенком, не нервничайте и не изнывайте от безделья, а займите это время чем-то интересным. Игры в слова, ассоциации в данном случае подойдут как нельзя лучше. Сочиняйте сказку, считайте количество предметов какого-либо цвета, попадающихся вам по пути…. Таким образом вы покажете ребенку, что терпение — это действенное средство достижения цели.

Честно признайтесь, что ждать действительно сложно. Говорить об этом лучше в ситуациях ожидания, когда есть повод рассказать малышу, а зачем, собственно, это нужно. «Мы ждем зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу, пока машины будут стоять, — это безопасно и удобно».

Учите ребенка, что, хотя терпеть трудно, от ожидания можно также получать и удовольствие. Начинайте заранее готовиться к праздникам, отпуску, возвращению папы из командировки: зачеркивайте дни в календаре, вместе фантазируйте, как все пройдет, рисуйте картины о будущем событии.

Источник

Adblock
detector