2-2. Духовность как сущностное качество личности
Духовность в сущностном понимании – это реальное проявление действия духовного мира в человеке и в общественном сознании. Духовный мир, хотим мы этого или нет, действительно существует, но вне восприятия органами чувств человека.
Духовность, применительно к человеку, – это уникальное проявление индивидуального духа конкретного человека во всех сферах его жизнедеятельности: в познании, в общении, в творчестве, в отношении к миру. Развитие духовности в ребенке направлено на создание условий для реализации духовных потребностей, свойственных его сущности. Нельзя развить то, чему нет основания в природе человека.
До подросткового возраста за духовное развитие ребенка отвечают взрослые, и от их духовного состояния зависит, чем будет наполнен индивидуальный дух ребенка, какие жизненные ориентиры он изберет.
Собственно духовная жизнь личности начинается лет с двенадцати, когда подросток уже способен к осознанию своих ценностных ориентиров и своего жизненного пути. Под влиянием духовных сил, действующих на него непосредственно и через других людей, подросток может и отвергнуть привитые ему идеалы, если они не стали его личностной духовной потребностью. Сегодня атеистическое мировоззрение уже не является аксиомой, многие признают, что существует не только материальный, но и духовный мир, где действуют не только силы добра, но и силы зла. Эти силы существенно влияют на формирование внутреннего духовного мира человека. «Власть тьмы» – это не просто художественный образ.
— Духовность личности – это признание того, что всем людям дарован дух от одного Источника: «Мы одной крови, ты и я». Эти слова — парафраз библейского: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания». Деяния апостолов. 17:26.
— Духовность личности – это мудрость, понимание происходящего в контексте всемирного хода истории. Духовен тот, кто, любя свое отечество, чувствует себя человеком мира.
— Духовность личности – это любовь, совесть, сострадание, милосердие, терпимость, умение прощать.
— Духовность личности – это творчество ЛЮБВИ, а не самоутверждения.
— Духовность личности — это благоговейное отношение к природе как источнику абсолютной красоты и духовное слияние с ней.
— Духовность личности – это тонкое чутье в восприятии искусства, отвержение зла, в какой бы красивой упаковке оно ни было представлено в художественном произведении.
Духовная культура человека и общества основывается на системе ценностей и идей, утвердившихся в результате свободного выбора людей. Духовные ценности выражаются в устной и письменной речи, воплощаются в художественных образах, в созданных вещах, в информации. Умонастроение, духовное состояние людей – вот главный показатель духовной культуры общества, а вовсе не высокий уровень цивилизации. Духовная культура и цивилизация — это не равнозначные понятия.
Чем выше уровень мышления человека, тем большие духовные мучения он испытывает, видя несовершенство свое и окружающего мира. Именно эти переживания и могут привести его к Богу.
Духовная жизнь – есть земное бытие личности, переходящее в вечность, при условии покаяния и возрождения от Духа Божьего. Но это вопрос личной веры и никто не может решать его за самого человека.
Если не принимать такое понимание духовности, то очень трудно дать однозначное определение термина ЛИЧНОСТЬ. Группам учителей предлагалось анонимно ответить на вопрос «Что такое личность?». Получались в основном перечисления качеств человека. Интересно, что в науке тоже нет четкого определения этого понятия, хотя создано много теорий личности.
Психолог В. Аверин в учебном пособии «Психология личности» (С.-Пб.,1999 г., стр.19) пишет об этой проблеме: «Мы встречаемся с парадоксальным фактом. Есть наука, есть объект изучения, разрабатываются методы его изучения, выдвигаются гипотезы, формулируются и формируются концепции, теории и целые направления, но никто не в состоянии вразумительно определить предмет изучения. Итак, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепризнанная концепция личности. Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой».
Каждая теория открывает и объясняет какую-то грань проявления сущности человека. Но все они не выходят из границ социальной обусловленности формирования личности. А что произойдет с личностью, если социокультурная среда разрушится или станет неадекватной традиционным идеалам? Что тогда будет влиять на мысли и поступки человека? Неужели нет в нем самом внутренних резервов и ориентиров для развития?
На личностное развитие человека влияют не только генетический и социокультурный факторы, но и духовный. Исходя из концепции духовной основы личности, мы даем такое определение термину:
ЛИЧНОСТЬ – это системное качество, характеризующее человека, осознанно развивающего свою духовную сущность, дарованную ему от рождения.
«Да, этот человек – личность, — и это качество не определяется возрастом».
ЛИЧНОСТЬ — синоним Божественного замысла: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». (Бытие, 1:26).
Источник
13 четких признаков того, что вы достигли духовной зрелости
Определить уровень осознанности человека и его духовного развития очень просто, особенно если знать, на что стоит обратить внимание.
Если вы хотите проверить, относитесь ли вы к числу тех, кто достиг своей духовной зрелости, вам достаточно будет искренне и без длительных размышлений ответить себе, обладаете ли вы 13 характеристиками духовно зрелых людей, и спросить себя, есть ли в вашей жизни место для следующих качеств:
- Духовная зрелость означает, что вы отказались от своих попыток изменить окружающих и сосредоточились на собственном росте и развитии.
- Духовно зрелые люди принимают других такими, какие они есть!
- Они понимают, что с их точки зрения они всегда будут правыми. У каждого из нас есть своя правда, но это не означает, что эта правда одинакова для всех.
- Духовно зрелые личности знают, когда пришло время отпустить!
- Духовная зрелость это способность отказаться от ожиданий в отношениях и отдать все ради их сохранения, не требуя ничего взамен. Это самая сильная сторона всех духовно развитых людей.
- Они понимают, что все, что они делают, связано с их благополучием и спокойствием.
- Они перестали доказывать миру, что являются умными и достойными!
- Духовно зрелые личности не просят ни о принятии, ни о признании.
- Они перестали сравнивать себя с другими!
- Духовно зрелые личности обрели внутренний мир.
- Духовная зрелость предполагает способность человека отличить желания от потребностей.
- Вы перестали ассоциировать «счастье» с материальными благами, объектами и местами.
- Духовно развитые личности не говорят о том, как далеко они продвинулись на своем духовном пути. Как правило, это самые скромные среди всех знакомых вам людей.
Новое видео:
Источник
Духовное здоровье человека
Содержание понятия «здоровье». Исторические аспекты понятия «духовного здоровья» и его составляющие. Критерии духовного здоровья, его определяющие признаки. Факторы, способствующие духовному оздоровлению, инструменты. Всемирный день психического здоровья.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.05.2016 |
Размер файла | 21,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Духовное здоровье человека
психический духовный здоровье
Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.
Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».
В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.
Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.
Глава 1. Содержание понятия
Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда — ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:
1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики — это закаливание, вегетарианство, энергия природы;
2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики — это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;
3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека— храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело — тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую — соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.
Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.
Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»
Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.
Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.
«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» — восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.
Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.
К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.
Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.
Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие
Критерии духовного здоровья
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
От чего зависит духовное здоровье
· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;
· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Факторы, способствующие духовному оздоровлению
Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.
Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.
Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.
Итак, духовная свобода — такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического — начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.
Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.
Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая — это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»
Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних — по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.
Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.
Проблема духовного здоровья человека — это проблема будущего все страны.
Инструменты духовного здоровья
Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.
Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья
Всемирный день психического здоровья — памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.
День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.
В 2007 году 10—11 октября в ООН прошёл также «День психологии» — несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.
C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.
В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.
Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?
Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует — человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.
1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.
2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.
3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.
4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.
5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.
6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.
7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.
8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.
9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.
10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.
контрольная работа [31,4 K], добавлен 23.12.2010
Сущность понятия «человек» в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.
реферат [11,5 K], добавлен 13.06.2012
Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.
реферат [24,1 K], добавлен 26.07.2010
Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.
реферат [15,3 K], добавлен 29.10.2014
Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.
реферат [27,4 K], добавлен 02.03.2002
Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.
статья [19,7 K], добавлен 17.05.2015
Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.
контрольная работа [21,4 K], добавлен 02.03.2017
Источник