«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ»
консультация (старшая группа) на тему
Я, как педагог-психолог, реализую в своей работе следующие виды здоровьесберегающих технологий. Это технологии социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения, здоровьеобогащения педагогов и воспитателей ДОУ и технологии валеологического просвещения родителей, а так же элементы физкультурно-оздоровительных технологий.
Цель: здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровьявоспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здоровогообраза жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Исходя из определения здоровьесберегающих технологий дошкольного образования, данный вид технологий используется в работе с детьми, педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №57 ОАО «РЖД»
Сообщение на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ »
Я, как педагог-психолог , реализую в своей работе следующие виды здоровьесберегающих технологий . Это технологии социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения , здоровьеобогащения педагогов и воспитателей ДОУ и технологии валеологического просвещения родителей, а так же элементы физкультурно- оздоровительных технологий .
Цель: здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Исходя из определения здоровьесберегающих технологий дошкольного образования, данный вид технологий используется в работе с детьми , педагогами и родителями .
В своей работе использую элементы данных видов здоровьесберегающих технологий :
• Физкультурно- оздоровительные технологии
• Технологии социально-психологического благополучия ребёнка
• Здоровьесберегающие педагогические технологии :
— Технологии сохранения и стимулирования здоровья
— Технологии обучения здоровому образу жизни
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Динамические паузы (физкультминутки) (Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности . Физиологическая сущ ность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых)
Релаксация (Снятие психологического, мышечного напряжения для восстановления сил)
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
Подвижные и спортивные игры
Технологии обучения здоровому образу жизни :
Игротреннинги и игротерапия (метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры )
Коммуникативные игры (Это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных» , стараются учитывать особенности и интересы друг друга. развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки)
Технологии воздействия цветом
Арттерапия (это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Проводится с детьми с нарушениями в развитии)
Сказкотерапия (это течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории . Проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы . Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.)
Технологии валеологического просвещения родителей — это технологии , направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Валеология — изучение формирования, развития и сохранения физического и нравственного здоровья человека в течение всей жизни, а также школьный предмет (с 80-х гг. XX в., формирующий здоровый образ жизни . от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым » ) — «общая теория здоровья » , претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека .
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики , освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);Папки-передвижки.
Информационный уголок педагога-психолога ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья , встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями;
Личный пример педагога .
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии , направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада , в том числе культуры профессионального здоровья , развитие потребности к здоровому образу жизни .
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов » ;
Тренинги, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника» , «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста» , «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» « Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня »;
Мастер-классы на тему « Здоровьесберегающие технологии в работе психолога » ;
Участие в районных семинарах, посвященных здоровьесберегающим технологиям ;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах .
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье.
Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего ДОУ показали снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности, что было указано в моем аналитическом отчете. (слайд с таблицей из отчета)
Это говорит об успешности использования в работе педагога -психолога данного вида педагогических технологий . Ведь только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами . Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. (слайд с текстом и фото) Спасибо за внимание! (слайд с текстом)
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья . 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей» . Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
3. Клаус Фопель. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.
4. Никифоров Г. С. Психология здоровья : Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
5. Мухина В. С. Возрастная психология : Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия» , 2003.
6. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
7. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я : как сохранить психологическое здоровье дошкольников . – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровье-сберегающие технологии в работе педагога-психолога | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
в работе педагога-психолога
«Дети святы и чисты.
Нельзя делать их игрушкою своего настроения».
Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.
Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье , от которого во многом зависит здоровье в целом.
Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.
Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным — это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.
Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.
Действительно, если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги многих дошкольных учреждений до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.
Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.
Следовательно, вся работа по изменению сложившегося положения легла на меня, как на педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Поэтому учитывая основную цель МДОУ: обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности , передо мной встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в ДОУ. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:
— выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;
— комплектование «группы риска», а затем проведение коррекционно-развивающих занятий;
— создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье;
— применение педагогами здоровьесберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.
Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.
Специалистами не разработаны прямые методики, которые позволили бы изучить психическое здоровье. Такие психологи как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.
Оценка показателей психологического здоровья проводится мной посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольников. Уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей оценивается по результатам диагностики, наблюдений за детьми, бесед с педагогами и родителями, анализа адаптационных листов. Для этого используются методики:
- Тест тревожности (авт. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
- Методика «Кактус» (авт. Панфилова М.А.);
- Проективная методика «Расскажи историю» (авт. Махортова Г.Х.);
- Методика «Азбука настроений»;
- Детский апперцептивный тест – САТ;;
- Проективная методика «Несуществующее животное»;
- Проективная методика «Моя семья»;
- Цветовой тест М. Люшера;
- Опросник на выявление страхов Захарова А.И.
Комплектование групп особого контроля (ГОК)
для коррекционно-развивающей работы
Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в нашем ДОУ показывает, что у большинства детей имеются неадекватные проявления эмоционального развития, кроме того, у некоторых дошкольников проявляется негативное отношение к детскому саду и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.
С целью коррекции эмоциональных состояний, нарушений в личностно-поведенческой сфере, общения со сверстниками и взрослыми проводятся подгрупповые занятия. Использую коррекционно -развивающие программы Капской А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки Феи», Погосовой Н.М. «Погружение в сказку», Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» , Рабочие коррекционно-развивающие программы, разработанные педагогами-психологами Подольского района («Мы», « Школа чувств», «Эмоционально-двигательное развитие», « Сотрудничество»), авторскую программу «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста).
Коррекционно-развивающая организованная совместная деятельность строится на сочетании элементов разных технологий (игровой, групповой, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной), методик (ТРИЗ, сказкотерапии, кинезиологии, библиотерапии, арт-терапии, музыкотерапии, изотерапии, песочной терапии). Широко используются следующие методические приёмы:
- Игровые мини-тренинги;
- Игры и игровые упражнения (на развитие ППП, взаимодействие детей, повышение самооценки, развитие произвольной сферы, личностной сферы, навыков общения и т.п.);
- Психогимнастические упражнения;
- Элементы массажа;
- Релаксационные игры и упражнения;
- Пальчиковые игры и упражнения;
- Танцы-имитации, игры-имитации;
- Игры – превращения;
- Элементы дыхательной гимнастики;
- Психологические и психогимнастические этюды.
В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:
- Ритуалы приветствия и прощания;
- Дыхательные гимнастики;
- Упражнения на развитие психофизической регуляции;
- Упражнения на развитие двигательной координации;
- Динамо — статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
- Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
- Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
- Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
- Релаксация.
Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. В В процессе обучения дети учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, постепенно овладевают «телесным осознанием», расслабляться, что способствует нормализации эмоционального состояния ребёнка и психического здоровья в целом.
Очень важно, чтобы процесс обучения приносил детям радость, был интересен, доставлял удовольствие. Поэтому все занятия стараюсь проводить на позитиве. Очень большую эмоциональную разрядку приносит использование музыки.
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье.
Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени (младенчество, ранний возраст) семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка постепенно включаются такие социальные институты как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.
Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.
Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдаю следующим формам работы с родителями :
- Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», «Адаптация детей к условиям детского сада», «Психофизические возрастные особенности развития дошкольников» (по возрастам), «Кризис 3-х лет», «Правила общения с детьми», «Причины детской агрессивности и методы ее устранения», «Неврозы детей» и т.п.),
- Обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, статьями и памятками в родительских уголках по формированию психолого-педагогической культуры родителей;
- Анкетирование родителей с целью выявления причин возникновения тех или иных отклонений в развитии;
- Тренинговые занятия с целью формирования представлений о методах и приемах взаимодействия родителей с детьми;
- Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.
В этом учебном году в ДОУ совместно с зам. зав. по ВМР Кожиной Р.М. в каждой группе введена новая форма работы с родителями «Почта доверия», где родители письменно анонимно могут задать любой вопрос заведующей, мед. Сестре, воспитателям, специалистам ДОУ и получат на него ответ в устной форме (консультации групповой или индивидуальной (в зависимости от темы), или письменной форме (памятки, папки-передвижки, тематические подборки в стендах и т.п.)
В каждой группе созданы психологические уголки. На мягких диванах и креслах ребёнок может отдохнуть, спокойно «почитать» книгу, пообщаться с другом и т.д. Материалы и дидактические игры и пособия и игры для уголков подбирались с учетом возраста детей и их основного назначения:
- Для психологической разгрузки воспитанников и обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- Обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
- Обучения навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми.
Формы работы, которые я применяю для работы с педагогическим коллективом, предоставили им возможность освоить и внедрить с воспитанниками методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:
- Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня: использование в практике детского сада таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «Психологические настройки», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми; игровое общение (игры и игровые упражнения на взаимодействие детей, телесный контакт и т.п.); минутки задушевного общения , когда воспитатель расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними;
- Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечения внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактики конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлексировать, повышают самооценку.
В кабинете собрана картотека психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость).
Таким образом, создание социально-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в саду, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем — успешному обучению в школе, становится одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, психологов. Другими словами, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника.
Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего ДОУ показал, что большинство детей легко и быстро адаптируются к новым условиям. Постепенно снижается заболеваемость в адаптационный период. Меньше стало детей с высоким уровнем тревожности. Психологический климат в группах благоприятный, спокойный, что способствует дальнейшему сохранению и укреплению психического здоровья детей.
Источник