Меню

Здоровьесберегающие технологии основа зож

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития

Людмила Бердникова
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития

«Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияглавной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Поэтому и тема моей самообразовательной работы звучит так: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ с целью формирования у воспитанников основ здорового образа жизни и развития познавательной активности».

Организацию оздоровительной работы строю с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №7 «Мишутка», разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Главная цель моей работы по самообразованию – сохранять и укреплять их здоровье детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

— обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья детей

формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

— повышение эффективности в процессе обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.

Целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и сотрудников детского сада: ребёнка и воспитателя, ребёнка и инструктора физо, ребёнка и музработника, ребёнка и медицинского работника.

Здоровьесберегающие технологиипо которым я работаю можно разделить на 2 группы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы (физминутка)

Гимнастика для глаз

Подвижные и спортивные игры

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Утренняя гимнастика (Н. Н. Ефименко)

Физкультурные занятия (Л. И. Пензулаева)

Игровой самомассаж (А. А. Уманской, М. Ю. Картушиной).

Проблемно – игровые игротренинги и игротерапия

Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизниосуществляется по следующим направлениям:

создание условий для формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

формирование элементарных представлений об окружающей среде;

формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;

формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определять свои состояния и ощущения

В нашей группе оборудован «Уголок здоровья».Он оснащен как традиционными пособиями: массажными ковриками, спортивным инвентарем, так и нестандартным оборудованием для самомассажа.

Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Поставленные цели и задачи я успешно реализую на практике:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы я провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением (Е. Железнова, в форме подвижной игры.

Физкультминутки и динамические паузы помогают быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систематическое использование приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.

Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). Для этого использую спокойную классическую музыку, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий. Пальчиковая гимнастика, является действенным способом речевого развития, активного развития памяти и мышления, координации движений. Благодаря пальчиковой гимнастике руки детей становятся сильными и ловкими. Дети быстрее успокаиваются после перенесенных волнений. Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Ходьба босиком по массажным коврикам и обширное умывание проводится после дневного сна.

Читайте также:  Занятие по зож нод

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Утренняя гимнастика (Н. Н. Ефименко) является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Физкультурные занятия (Л. И. Пензулаева). Проводятся в хорошо проветренном помещении 3 раза в неделю, 1 раз в неделю на свежем воздухе (если позволяют погодные условия).

Игровой самомассаж (А. А. Уманской). В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек. Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

Технология воздействия через сказки (сказкотерапия)

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии с детьми старших групп воспитатели учатся составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Использование здоровьесберегающих технологийпредполагает и работу с родителями:

ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями созданными для охраны здоровья детей в группе.

консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены.

родительское собрание;

совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей.

Для достижения положительных результатов по данной теме, естественно могут быть препятствия, то есть возникать трудности в работе. Это в первую очередь не возможность охвата всех детей группы каждым видом здоровьесберегающих технологий. Так как состояние здоровья некоторых детей требует только индивидуального подхода.

Так же налажена совместная работа с семьями воспитанников.

Для положительного результата стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий, через создание информационных стендов, папок – передвижек.

Положительный эмоциональный настрой дают праздники, проводимые совместно с родителями.

Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней — помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.

С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеку подвижных игр, картотеку комплексов гимнастики после дневного сна, картотеку пальчиковых игр.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Жан — Жака Руссо,хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается.

Источник

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников

Виктория Щербинина
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников

Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Виды здоровьесберегающихтехнологиий:

1. Медико-профилактические технологии

• Мониторинг здоровья

Читайте также:  Все про зож для школьников

• Организация профилактических мероприятий

• Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии

• Подвижные и спортивные игры

• Дни здоровья

• Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии

4. Образовательные технологии

Образовательнаядеятельность по областям:

5. Просвещение родителей

• Дни открытых дверей

• Выступления на родительских собраниях

Информация для стендов

• Ширмы (папки передвижки)

В целях реализации медико-профилактических технологий, здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

• Ежегодно проводится мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей детского сада; вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт медсестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную таблицу, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

• Администрацией МБДОУведется контроль питания детей, физического развития, закаливания;

• Соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов; проводятся профилактические мероприятия, (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации, чесночная терапия, использование оксолиновой мази и т. д.);

• Организуется здоровьесберегающаяпредметно-пространственная среда в ДОУ: среда оснащена техническим, спортивным и игровым оборудованием; трансформируема (изменяется в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей, полифункциональна (разнообразно используются её составляющие, вариативна (наличие в группах различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, доступна и безопасна.

• Организуется медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из районной поликлиники.

В целях реализации физкультурно-оздоровительныхтехнологий:

• Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников;

• Осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (обширное умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, босохождение, точечный массаж, самомассаж, С- витаминизация, физические упражнения после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т. п.).

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

В целях реализации образовательных здоровьесберегающих технологий, работа ведется в следующих формах:

• Проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

• Во всех группах имеются дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста.

• В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

• На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

Представляю вашему вниманию основные формы и методы здоровьесберегающих технологий, используемых мною, как инструктором по физической культуре в физкультурно-оздоровительнойработе в условиях ДОУ:

1. Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.

2. Корригирующие упражнения – используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;

3. Ортопедические упражнения – включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;

4. Стретчинг – включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы.

5. Пальчиковая гимнастика –применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;

6. Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;

7. Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;

8. Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;

9. Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;

10. Активный отдых – проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.

11. Работа с родителями – проводятся в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни.

12. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ – проведение консультаций и разъяснительной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на педсоветах, семинарах и мастер-классах и личных беседах.

Читайте также:  Соблюдение режима основа зож

13. Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды — приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов, ведение физкультурно-оздоровительных кружков.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

В нашем дошкольном учреждении реализуется проект по реализации образовательной области «Физическое развитие»«Тропа здоровья», разработанная творческой группой МБДОУ под руководством старшего воспитателя БаровойЖ. Н. Инновационность проекта состоит в том, чтобы разработать собственную модель организации оздоровительной работы в теплый период года,которая позволит содействовать:

Воспитанию у детей возможности разностороннего применения оборудования «Тропы здоровья»;

Приобретению детьми навыков основных движений;

Совершенствованию навыков обращения с предметами;

Развитию наблюдательности, пространственных ориентировок и в целом способствуют развитию двигательной активности.

Целью проекта является — повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса в теплый период года на «Тропе здоровья».

• Организовать «Тропу здоровья» на территории учреждения;

• Реализовать систему мероприятий, направленных на снижение кратности простудных заболеваний воспитанников;

• Создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;

• Организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;

• Осуществлять просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и оздоровления детей в теплый период.

«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине мая, когда температура земли –не ниже 20С-22С, и заканчивает свою работу в конце августа.

Часть «Тропы здоровья делится на участки,которые имеют разные покрытия: большая часть поверхности –травяной покров, галька, тырса, бутовый камень, песок, каштаны. Всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы.

На «Тропе здоровья»различное оборудование: спортивное бревно, дуги для подлезания, пеньки, мостик.

Комплекс закаливающих процедур:

• Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

• Хождение босиком по траве;

• Принятие солнечных и воздушных ванн ;

• Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

• Выполнение упражнений на осанку.

Планируется использовать «Тропу здоровья» в системе в летне-оздоровительной работе. Разработать комплексы упражнений по данному проекту по каждому возрасту детей на период с середины мая по конец августа.

Совершенствовать содержание частей тропы для более продуктивного её использования.

Часть тропы использовать в холодный период в организованной деятельности по физическому развитию в помещении.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• Снижение кратности простудных заболеваний воспитанников в теплый период;

Формирование правильной осанки.

Главная цель проекта состоит в том, чтобы добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

• Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

• Повышение эффективности в работ

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников Формирование основ здорового образа жизни у детей – важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Источник

Adblock
detector