Меню

Здоровьесберегающие технологии дорожки здоровья

Методическая разработка по применению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ «Дорожка здоровья»
методическая разработка

Методическая разработка по профилактике плоскостопия

Скачать:

Вложение Размер
dorozhka_zdorovya.docx 23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по применению

здоровьесберегающих технологий в услових ДОУ

Плоскостопие у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.
Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли.
Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы.
Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы.
Плоскостопие – это отсутствие свода стопы, то есть когда подошва касается всей поверхностью пола. Плоскостопие бывает двух видов: врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности.
Плоскостопие приводит к нарушению работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника.
Чтобы спина малыша не страдала от искривлений, а внутренние органы работали как часы, ребенка нужно уберечь от плоскостопия. Этого можно избежать, если вовремя определить проблему и начать лечение.
Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.
Частая причина плоскостопия
— неправильно подобранная обувь.
— слабый связочно-мышечный аппарат стопы.
Основное и самое верное средство лечения и профилактики плоскостопия — специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.
Дошкольные учреждения призваны поддерживать здоровье деток, стремиться повышать иммунитет и развивать физические способности.

Одним из средств профилактики и коррекции плоскостопия является «Дорожка здоровья».
«Дорожка здоровья» в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение различных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.
Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.

Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И «Дорожка здоровья» позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Детям такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке являются также закаливающими. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшится.

Цель: Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.

  • Восполнить нехватку тактильных ощущений у детей;
  • Закаливать организм ребенка;
  • Развивать чувства равновесия и координацию у дошкольников;
  • Проводить профилактику и коррекцию плоскостопия ребенка;
  • Формирование правильного свода стопы;
  • Улучшение обменных процессов в нижних конечностях;
  • Снятие нервного напряжения;
  • Повышение иммунитета;
  • Формирование правильной осанки и гигиенических навыков;
  • Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • Осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений;
  • Воспитание физических качеств;
  • Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Интеграция с образовательными областями:

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни

Развивать умение использовать специальные физические упражнения для

укрепления своих органов и систем;

Расширять представления о правилах и видах закаливания;

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,

Формировать потребность в ежедневной двигательной

Совершенствовать координацию движений.

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Развивать понимание речи и активизировать словарь детей;

Развивать диалоговую речь, умение высказывать своё мнение.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию;

Развивать мелкую моторику;

Формировать понятие здорового образа жизни, углублять представления о строении тела человека;

Учить устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и здоровым образом жизни.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение

договариваться, помогать друг другу;

Формировать качества: сочувствие, отзывчивость;

Развивать волевые качества: умение сдерживать свои желания, выполнять

установленные нормы поведения, в своих поступках следовать

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей

Развивать эстетические чувства детей, интерес к творческой деятельности;

Продолжать развивать творческие способности детей: память, воображение,

Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства мы ходим в обуви. И даже ходьба босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно для профилактики плоскостопия.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.

Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.

Массажные коврики в «Дорожке здоровья» имеют несколько видов рифленой поверхности и, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.

Занятия будут проходить интересно и результативно, если малышам представится возможность регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «Дорожкам здоровья».
Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и незабываемое удовольствие малышам, великолепный массаж стоп, профилактику различных заболеваний и хорошее настроение.

Ходьба по дорожке может быть: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Использовать «Дорожку здоровья» можно не только на занятиях по физкультуре, но и при выполнении гимнастики после сна, при организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.

Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Можно усложнить задачу, и при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола. Также при ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой», и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности исходя из целей и задач занятия.

В качестве наполняющих предметов применяются самые разные вещи, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить песок, деревянные палочки, камушки и галька, пуговицы, губки для посуды, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, бусины, колпачки от фломастеров и т.д.
Конструировать «Дорожку здоровья» можно с помощью пластиковых ковриков по типу травка, резиновых ковриков для обуви или душа, вязаных ковриков или паласа. На дорожке можно разместить полотняные мешочки, заполненные крупами, фасолью и горохом.

Дорожки здоровья — приобрели в последнее время огромную популярность: во-первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной и профилактической работе (профилактика плоскостопия и осанки); во-вторых, их можно использовать не только в детском саду, но и дома; в-третьих, их можно изготовить своими руками.

Комплекс игровых упражнений на «Дорожке здоровья»

  1. Игровое упражнение «С камушка на камушек».

Развивает равновесие и координацию движений. Наступая с одного камушка на другой. Ходьба скрестным шагом руки на пояс, в стороны.

Формирует осанку, развивает равновесие, координацию движений. Детям нужно пройти по речке с мешочком «рюкзаком» на голове. Руки на пояс.

Тонизирует и массирует стопы. Используется разный вид ходьбы.

  1. Игровое упражнение «Медведи».

Профилактика плоскостопия. Ползание с опорой на ладони и стопы.

Развивает равновесие и координацию движений. Перепрыгивание с цветка на цветок или через цветы.

Профилактика плоскостопия, осанки, координации движений. Ходьба боком приставными шагами, можно использовать разные виды ходьбы.

Развивает равновесие и координацию движений. Ходьба с высоким подниманием колен, стойка на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад, ходьба.

Ходьба по коврику на носочках.

На носочках ходят мыши, даже кот их не услышал.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.

Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы.

Дин – дон, дин – дон!

По дорожке ходит слон.

Ходьба в приседе, руки на коленях.

Утки крякают, кряхтят,

На зарядку не хотят.

  1. Игровое упражнение «Зайчик»

Ноги вместе, прыжки на каждый модуль.

Скачет зайчик: скок да скок,

Прыг на коврик-островок.

  1. Игровое упражнение «По ровненькой дорожке»

Профилактика плоскостопия, осанки

По дорожке мы идем, мы идем.

Прямо голову несем, мы несем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей.

Формирование у родителей представлений о здоровьесберегающих технологиях, которые можно применять с детьми дома. Воспитывать у родителей и детей стремление вести здоровый образ жизни.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Значительный эффект в решении этих проблем может быть дост.

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада.

Данная методическая разработка несет задачу формирования основ здорового образа жизни. в ходе образовательной деятельности. Разработана для детей средней группе детского сада.

Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада. Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Развивать у детей выносливость, силу, л.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен.

Источник

«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия

Ольга Костромина
«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия

Волшебные «Дорожки здоровья»

Здоровьесберегающие технологии — неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко используются в детских садах. Одним из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия

является стопотерапия.Она включает в себя несколько видов:

> Массаж и самомассаж стоп

> Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика

для стоп

> Водные профилактические процедуры

> Босохождение / игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,

желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др. /

> Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.

Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он обладает огромным оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье, его сохранения и укрепления.

Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с дошкольниками.

Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе — профилактика и коррекция плоскостопия. На сегодняшний день этот вид заболевания у детей дошкольного возраста наиболее распространён и считается одним из самых актуальных вопросов здоровья.

Плоскостопие — это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Плоскостопие бывает продольным и поперечным, но чаще смешанным. Несмотря на то, что на первый взгляд это заболевание не заметно, кажется простым и не имеет каких либо особых симптомов, а на начальных стадиях и вовсе не выражено, в медицине оно считается серьёзным заболеванием, которое существенно влияет на здоровье. В действительности плоскостопие в детстве без соответствующей профилактики и лечения у взрослого человека усиливается, вызывает серьёзные нарушения здоровья, ведёт к различным патологиям, а нередко приводит к полной потере трудоспособности.

Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения (иногда сильные боли) в ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие непременно ведёт к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.

Общеизвестно, что Родину нельзя унести на подошвах своих сапог. А вот на Востоке уверены что на подошвах, конечно, не сапог, а наших ног, можно унести собственное здоровье!

На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают состояние органов, систем и их функций.

Стопы, по воззрениям традиционной медицины, представляют органы, расположенные в средней части тела, включая печень, желчный пузырь, селезёнку, желудок, почки и мочевой пузырь, в отличие от кистей, представляющих в большей степени верхнюю и нижнюю области тела, включая лёгкие, сердце, тонкий и толстый кишечник. Подошвы, как и всё тело человека, имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки, которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную связь с определёнными органами и частями тела.

Ханс Эвальд — Акупрессура для каждого (Атлас активных точек)

Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам — массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья». Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием /игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т. д. /, а так же коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон, синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.

Методические рекомендации

По «дорожке здоровья» дети проходят друг за другом, босиком 2-3 раза. Ходьба может быть прямо, боком, на носках, на пятках, в приседе, с поворотом вокруг себя, с упражнениями для рук, плеч в чередовании с прыжками и т. д. При ходьбе следует чётко следить за осанкой детей, за качеством выполнения заданий, учить детей точно наступать на следы, предметы, выполнять ходьбу в умеренном темпе. «Дорожки-коврики» можно применять в ритмической гимнастике.

При раскладывании ковриков учитывать чередование разных покрытий,например: мягкий коврик — игольчатое покрытие — следы — дорожка с мелкими предметами — ребристая доска.

При ходьбе полезно выполнять дыхательные упражнения, можно сопровождать ходьбу игровым текстом (рассказ, сказка, стихами (логоритмическая гимнастика):

Идут наши ножки по лесной дорожке

По иголкам из хвои, по колючкам из земли,

По песочку, по следам, по канавкам и буграм,

По болотным кочкам, травке и цветочкам.

Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет.

Утка с боку на бок переваливается

Ей ходить так очень нравится.

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает.

Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.

Тут горка, там овраг — короче делай шаг.

При проведении стопотерапии желательно использовать музыкальное сопровождение- это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.

Стопотерапию можно включать в любые режимные моменты, физкультурные занятия, спртивно-оздоровительные кружки, утреннюю гимнастику.

Дорожки — массажёры можно приобрести в магазинах спортивных товаров, в хозяйственных магазинах /обычные резиновые и пластмассовые коврики, коврики для прихожих, лесенки/, а так же можно сделать своими руками из различных предметов и материалов, т. е. использовать нестандартное оборудование \пуговицы, поролон, старые игрушки, колечки от пирамидок \.

Стопотерапия – универсальный, многофункциональный, эффективный оздоровительный метод для здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Исследования показали, что регулярные занятия стопотерапией укрепляют здоровье, улучшают психофизическое состояние организма, развивают иммунную систему, являются эффективным средством профилактики и коррекции плоскостопия.

По материалм сайтов:

Педсовет по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников в форме викторины «Игра нас научит без труда» Игра нас научит без труда». Игра на педсовете Задачи: Формировать ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Наш детский сад активно работает по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается.

Использование ИКТ в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников Конспект непосредственной образовательной деятельности по становлению ценностей ЗОЖ в средней группе «Петушок». «Продукты полезные и не.

Консультация для педагогов и родителей «Стопотерапия — как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Стопотерапия — как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то,.

Консультация «Лето-благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей ФГОС У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы) «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Жан-Жак Руссо Известно, что дошкольный возраст является.

Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей Выступление на педсовете ДОУСлайд 1. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад по теме «Организация взаимодействия с семьей по.

Выступление на районном семинаре «Город здоровья как целенаправленная система сохранения и укрепления здоровья в семье» Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, формирует комфорт ребенка, навыки.

Источник

Читайте также:  Факторы определяющие здоровье природные биологические социальные ведущая роль социальных факторов
Adblock
detector