Методическая разработка по применению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ «Дорожка здоровья»
методическая разработка
Методическая разработка по профилактике плоскостопия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhka_zdorovya.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по применению
здоровьесберегающих технологий в услових ДОУ
Плоскостопие у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.
Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли.
Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы.
Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы.
Плоскостопие – это отсутствие свода стопы, то есть когда подошва касается всей поверхностью пола. Плоскостопие бывает двух видов: врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности.
Плоскостопие приводит к нарушению работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника.
Чтобы спина малыша не страдала от искривлений, а внутренние органы работали как часы, ребенка нужно уберечь от плоскостопия. Этого можно избежать, если вовремя определить проблему и начать лечение.
Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.
Частая причина плоскостопия
— неправильно подобранная обувь.
— слабый связочно-мышечный аппарат стопы.
Основное и самое верное средство лечения и профилактики плоскостопия — специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.
Дошкольные учреждения призваны поддерживать здоровье деток, стремиться повышать иммунитет и развивать физические способности.
Одним из средств профилактики и коррекции плоскостопия является «Дорожка здоровья».
«Дорожка здоровья» в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение различных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.
Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.
Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И «Дорожка здоровья» позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Детям такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке являются также закаливающими. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшится.
Цель: Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.
- Восполнить нехватку тактильных ощущений у детей;
- Закаливать организм ребенка;
- Развивать чувства равновесия и координацию у дошкольников;
- Проводить профилактику и коррекцию плоскостопия ребенка;
- Формирование правильного свода стопы;
- Улучшение обменных процессов в нижних конечностях;
- Снятие нервного напряжения;
- Повышение иммунитета;
- Формирование правильной осанки и гигиенических навыков;
- Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- Осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений;
- Воспитание физических качеств;
- Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Интеграция с образовательными областями:
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни
Развивать умение использовать специальные физические упражнения для
укрепления своих органов и систем;
Расширять представления о правилах и видах закаливания;
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,
Формировать потребность в ежедневной двигательной
Совершенствовать координацию движений.
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Развивать понимание речи и активизировать словарь детей;
Развивать диалоговую речь, умение высказывать своё мнение.
Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
Развивать мелкую моторику;
Формировать понятие здорового образа жизни, углублять представления о строении тела человека;
Учить устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и здоровым образом жизни.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение
договариваться, помогать друг другу;
Формировать качества: сочувствие, отзывчивость;
Развивать волевые качества: умение сдерживать свои желания, выполнять
установленные нормы поведения, в своих поступках следовать
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей
Развивать эстетические чувства детей, интерес к творческой деятельности;
Продолжать развивать творческие способности детей: память, воображение,
Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства мы ходим в обуви. И даже ходьба босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно для профилактики плоскостопия.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.
Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.
Массажные коврики в «Дорожке здоровья» имеют несколько видов рифленой поверхности и, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Занятия будут проходить интересно и результативно, если малышам представится возможность регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «Дорожкам здоровья».
Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и незабываемое удовольствие малышам, великолепный массаж стоп, профилактику различных заболеваний и хорошее настроение.
Ходьба по дорожке может быть: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Использовать «Дорожку здоровья» можно не только на занятиях по физкультуре, но и при выполнении гимнастики после сна, при организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.
Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Можно усложнить задачу, и при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола. Также при ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой», и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности исходя из целей и задач занятия.
В качестве наполняющих предметов применяются самые разные вещи, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить песок, деревянные палочки, камушки и галька, пуговицы, губки для посуды, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, бусины, колпачки от фломастеров и т.д.
Конструировать «Дорожку здоровья» можно с помощью пластиковых ковриков по типу травка, резиновых ковриков для обуви или душа, вязаных ковриков или паласа. На дорожке можно разместить полотняные мешочки, заполненные крупами, фасолью и горохом.
Дорожки здоровья — приобрели в последнее время огромную популярность: во-первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной и профилактической работе (профилактика плоскостопия и осанки); во-вторых, их можно использовать не только в детском саду, но и дома; в-третьих, их можно изготовить своими руками.
Комплекс игровых упражнений на «Дорожке здоровья»
- Игровое упражнение «С камушка на камушек».
Развивает равновесие и координацию движений. Наступая с одного камушка на другой. Ходьба скрестным шагом руки на пояс, в стороны.
Формирует осанку, развивает равновесие, координацию движений. Детям нужно пройти по речке с мешочком «рюкзаком» на голове. Руки на пояс.
Тонизирует и массирует стопы. Используется разный вид ходьбы.
- Игровое упражнение «Медведи».
Профилактика плоскостопия. Ползание с опорой на ладони и стопы.
Развивает равновесие и координацию движений. Перепрыгивание с цветка на цветок или через цветы.
Профилактика плоскостопия, осанки, координации движений. Ходьба боком приставными шагами, можно использовать разные виды ходьбы.
Развивает равновесие и координацию движений. Ходьба с высоким подниманием колен, стойка на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад, ходьба.
Ходьба по коврику на носочках.
На носочках ходят мыши, даже кот их не услышал.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы.
Дин – дон, дин – дон!
По дорожке ходит слон.
Ходьба в приседе, руки на коленях.
Утки крякают, кряхтят,
На зарядку не хотят.
- Игровое упражнение «Зайчик»
Ноги вместе, прыжки на каждый модуль.
Скачет зайчик: скок да скок,
Прыг на коврик-островок.
- Игровое упражнение «По ровненькой дорожке»
Профилактика плоскостопия, осанки
По дорожке мы идем, мы идем.
Прямо голову несем, мы несем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей.
Формирование у родителей представлений о здоровьесберегающих технологиях, которые можно применять с детьми дома. Воспитывать у родителей и детей стремление вести здоровый образ жизни.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Значительный эффект в решении этих проблем может быть дост.
Применение здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада.
Данная методическая разработка несет задачу формирования основ здорового образа жизни. в ходе образовательной деятельности. Разработана для детей средней группе детского сада.
Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада. Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Развивать у детей выносливость, силу, л.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен.
Источник
«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия
Ольга Костромина
«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия
Волшебные «Дорожки здоровья»
Здоровьесберегающие технологии — неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко используются в детских садах. Одним из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия
является стопотерапия.Она включает в себя несколько видов:
> Массаж и самомассаж стоп
> Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика
для стоп
> Водные профилактические процедуры
> Босохождение / игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,
желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др. /
> Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.
Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он обладает огромным оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье, его сохранения и укрепления.
Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с дошкольниками.
Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе — профилактика и коррекция плоскостопия. На сегодняшний день этот вид заболевания у детей дошкольного возраста наиболее распространён и считается одним из самых актуальных вопросов здоровья.
Плоскостопие — это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Плоскостопие бывает продольным и поперечным, но чаще смешанным. Несмотря на то, что на первый взгляд это заболевание не заметно, кажется простым и не имеет каких либо особых симптомов, а на начальных стадиях и вовсе не выражено, в медицине оно считается серьёзным заболеванием, которое существенно влияет на здоровье. В действительности плоскостопие в детстве без соответствующей профилактики и лечения у взрослого человека усиливается, вызывает серьёзные нарушения здоровья, ведёт к различным патологиям, а нередко приводит к полной потере трудоспособности.
Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения (иногда сильные боли) в ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие непременно ведёт к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.
Общеизвестно, что Родину нельзя унести на подошвах своих сапог. А вот на Востоке уверены что на подошвах, конечно, не сапог, а наших ног, можно унести собственное здоровье!
На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают состояние органов, систем и их функций.
Стопы, по воззрениям традиционной медицины, представляют органы, расположенные в средней части тела, включая печень, желчный пузырь, селезёнку, желудок, почки и мочевой пузырь, в отличие от кистей, представляющих в большей степени верхнюю и нижнюю области тела, включая лёгкие, сердце, тонкий и толстый кишечник. Подошвы, как и всё тело человека, имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки, которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную связь с определёнными органами и частями тела.
Ханс Эвальд — Акупрессура для каждого (Атлас активных точек)
Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам — массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья». Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием /игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т. д. /, а так же коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон, синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.
Методические рекомендации
По «дорожке здоровья» дети проходят друг за другом, босиком 2-3 раза. Ходьба может быть прямо, боком, на носках, на пятках, в приседе, с поворотом вокруг себя, с упражнениями для рук, плеч в чередовании с прыжками и т. д. При ходьбе следует чётко следить за осанкой детей, за качеством выполнения заданий, учить детей точно наступать на следы, предметы, выполнять ходьбу в умеренном темпе. «Дорожки-коврики» можно применять в ритмической гимнастике.
При раскладывании ковриков учитывать чередование разных покрытий,например: мягкий коврик — игольчатое покрытие — следы — дорожка с мелкими предметами — ребристая доска.
При ходьбе полезно выполнять дыхательные упражнения, можно сопровождать ходьбу игровым текстом (рассказ, сказка, стихами (логоритмическая гимнастика):
Идут наши ножки по лесной дорожке
По иголкам из хвои, по колючкам из земли,
По песочку, по следам, по канавкам и буграм,
По болотным кочкам, травке и цветочкам.
Мишка важно так шагает,
Набок лапы расставляет.
Утка с боку на бок переваливается
Ей ходить так очень нравится.
Цапля важно так шагает,
Выше ноги поднимает.
Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.
Тут горка, там овраг — короче делай шаг.
При проведении стопотерапии желательно использовать музыкальное сопровождение- это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.
Стопотерапию можно включать в любые режимные моменты, физкультурные занятия, спртивно-оздоровительные кружки, утреннюю гимнастику.
Дорожки — массажёры можно приобрести в магазинах спортивных товаров, в хозяйственных магазинах /обычные резиновые и пластмассовые коврики, коврики для прихожих, лесенки/, а так же можно сделать своими руками из различных предметов и материалов, т. е. использовать нестандартное оборудование \пуговицы, поролон, старые игрушки, колечки от пирамидок \.
Стопотерапия – универсальный, многофункциональный, эффективный оздоровительный метод для здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Исследования показали, что регулярные занятия стопотерапией укрепляют здоровье, улучшают психофизическое состояние организма, развивают иммунную систему, являются эффективным средством профилактики и коррекции плоскостопия.
По материалм сайтов:
Педсовет по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников в форме викторины «Игра нас научит без труда» Игра нас научит без труда». Игра на педсовете Задачи: Формировать ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Наш детский сад активно работает по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается.
Использование ИКТ в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников Конспект непосредственной образовательной деятельности по становлению ценностей ЗОЖ в средней группе «Петушок». «Продукты полезные и не.
Консультация для педагогов и родителей «Стопотерапия — как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Стопотерапия — как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то,.
Консультация «Лето-благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей ФГОС У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной.
Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы) «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Жан-Жак Руссо Известно, что дошкольный возраст является.
Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.
Организация взаимодействия с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей Выступление на педсовете ДОУСлайд 1. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад по теме «Организация взаимодействия с семьей по.
Выступление на районном семинаре «Город здоровья как целенаправленная система сохранения и укрепления здоровья в семье» Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, формирует комфорт ребенка, навыки.
Источник