Здоровьесберегающая среда как условие психофизического здоровья
Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ
Автор: Хафизова Гузель Рамиловна
Организация: МАДОУ «Детский сад № 76»
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». Н.М.Амосов.
Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому
в нашем учреждение создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Помещение выдержана в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.
Следуя структуре построения среды, педагоги образовательного учреждения придерживаются принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.
Физкультурно-оздоровительная среда включает в себя наличие нестандартного оборудования, оборудование для корригирующей гимнастики ( «Массажная дорожка», «Массажный валик для ног», «Массажеры», «Массажеры для мышц спины и шеи», «Массажные мячики», «Ромашка»), оборудование для закаливающих процедур, атрибуты к подвижным играм.
Физкультурный инвентарь удовлетворяет потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и в двигательных предпочтениях в зависимости от пола.
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
В групповых комнатах организованы специальные уголки и зоны, способствующий сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Это уголки приветствия (стенд «Здравствуй, я пришел!»), уголки достижений ( «Звезда недели», «Копилка добрых дел»), уголок гнева ( «Стульчик злости», «Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», «Ковер дружбы), уголок поздравлений, зоны воды и песка, зона уединения, уголок сенсорного развития.
В процессе образовательной деятельности педагоги включают игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Музыкально-развивающая микросреда, направленная на решение целевых ориентиров представляет собой центры эстетического развития, где представлены разнообразные материалы для приобщения детей к музыкально-эстетической и оздоровительной деятельности. Педагоги и узкие специалисты в повседневной жизни использует полифункциональное игровое оборудование (открытые ширмы, модули); уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду(например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки, следя за дозированностью звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей, их музыкальными способностями, ориентируясь на ФГОС.
Разработан материал в помощь молодым педагогам, отражающий содержание по созданию единой развивающей оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровье сберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, для релаксации, для динамических пауз и комплексов утренней гимнастики. В организационных методических сборниках добавлены консультации для педагогов по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в оздоровительном процессе.
Даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. В образовательном учреждение стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», спортивные развлечения. Нами используются в работе с родителями такие методы, как:
— Беседы на тему «Оздоровительная работа в группе» на родительских собраниях
Организация обратной связи «Почтовый ящик»
— Наглядная информация в уголках родителей по укреплению и сохранению здоровья детей
— Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
— Показы открытых мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий.
Там, где действия педагога совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.
Применение в работе здоровье сберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:
- способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
- способствует формированию потребности в двигательной активности,
- способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
- позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
- формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Змановский Ю. Ф. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. /Ю. Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. -1993.-№9.
- Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым. / Т. Колесникова// Дошкольное воспитание. -2007.-№1
- Латохина Л. И. Как быть здоровым душой и телом. / Л. И. Латохина// Дошкольное воспитание. -1999.-№10.
- Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. /М. Рунова// Дошкольное воспитание. -1999.-№6.
Источник
Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей. (из опыта работы Минашкиной Елены Валерьевны воспитателя подготовительной группы №3)
методическая разработка (старшая группа) по теме
Из опыта работы. Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda_kak_uslovie_sohraneniya_psihicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya_detey.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда как условие сохранения психического и физического здоровья детей.
(из опыта работы Минашкиной Елены Валерьевны воспитателя подготовительной группы №3)
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этом возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, закладываются основы черт характера и моральных качеств личности, а также основы здорового образа жизни. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети вынуждены значительное время находиться малоподвижной позе. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения.
В нашей подготовительной группе (возраст6-7лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно сосудистой и дыхательной системы.
Режим дня нашей группы направлен на закаливание организма ребенка. В теплый период прием ребенка в детский сад ежедневно ведем на улице, если на улице нет сильного ветра и дождя. За это время дети играют в спокойные игры на участке, сюжетно — ролевые игры, словесные игры, проводим наблюдения за природой, беседы. Утренняя гимнастика также проводится на улице (за исключением зимы, ненастной погоды) или в хорошо проветриваемом помещении, в облегченной одежде. Когда на улице тепло, то снимаем куртки, шапки, перчатки, расстегиваем пояса, развязываем шарфы. Во время проведения гимнастики на улице особое внимание уделяем правильному дыханию. Придя с прогулки, дети обязательно переодеваются (в зависимости от температуры воздуха в групповой комнате, дети надевают облегченную одежду). Эти переодевания способствуют закаливанию организма детей. Дети не перегреваются в помещении.
Прогулка является мощным средством закаливания организма. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину _ до обеда и во вторую половину дня _ после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15С и скорости ветра более7м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводиться при температуре воздуха нижи минус 15С и скорости ветра более 15м./с., для детей до 4 лет, а для детей 5- лет при температуре воздуха ниже минус 20С и скорости ветра более 15м./с..
Во время одевания на прогулку, следим, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подбираем подвижные игры с чередованием малоподвижных игр, проводим гимнастические упражнения, направленные на развитие двигательной активности, организуем трудовую деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдение за природой и окружающим миром, беседы, организуем сюжетно-ролевые игры, проводим индивидуальную работу с детьми с учетом возрастных особенностей).
После дневного сна проводим гимнастику «Побудки». Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма. Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве), выполняют ряд упражнений, например: «Подними карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д. При этом еще укрепляются своды в связке стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней), затем полностью босиком по 3-4 минуты. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 минуту и постепенно доводится до 15-20 минут. Смысл хождения босиком заключается в закаливание кожи стоп, которое происходит главным образом под действием низких температур пола и земли.
Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.
С детьми три раза в неделю проводятся физкультурные занятия, одно из них на улице. Переодевание для занятий также способствует закаливанию организма, так как некоторое время он получает воздушную ванну. В нашем ДГ проводятся спортивные досуги, развлечения, праздники (зимой в зале).
Дети очень любят воду.
Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Температура воды постепенно снижается (с29-30 до 22-20 на 2 через каждые 5-6 дней). Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя. В результате систематического закаливания нормализуется состояние нервной системы. Повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшению настроения.
Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдение принципов :
Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.
Например: постепенное облегчение одежды в весенние время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т. д.
Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня.
Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол).
Методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева способствует физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой основана на коротком активном вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы.
Методика дыхательных упражнений йогов позволяет сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Двухфазное йоговское дыхание помогает вдыхать то одной, то другой ноздрей.
Звуковая психорегуляция дыхания М.Л.Лазарева направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации.
Массаж биологически активных зон по А.А. Уманской повышает защитные свойства слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей.
Детям все процедуры очень нравятся, мы проводим их в игровой форме.
Все мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи и в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформили стенды для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы — снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.
Источник