Здоровьесберегающая среда как средство сохранения и укрепления здоровья.
статья по теме
Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией на уроке и необходимостью сохранения и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda_kak_sredstvo_sokhraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда на уроке как средство сохранения и укрепления здоровья.
Учитель МБОУ КСОШ №32
Колтунова Светлана Ивановна
Изучая динамику состояния здоровья детей в школе, ученые обратили внимание и на следующий обеспокоивший факт: из года в год среди поступающих детей в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье – это заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костной, глазной, нервной систем. Хронические заболевания имеют до 23% учащихся. Некоторые учащиеся страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями.
Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными в образовательной области. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве.
Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников – недостаток двигательной активности. Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня : как на уроке, так и на перемене. Моя задача – правильно организовать этот режим, сохраняя, укрепляя здоровье своих учеников.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываю такие требования:
- однообразность видов деятельности способствуют утомлению школьников , поэтому чередую различные виды деятельности от 4 до 7 видов за урок: — опрос учащихся , письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, классификация предметов.
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;
- контроль за осанкой и смена поз учащихся на уроке ( этому способствуют нетрадиционные формы проведения уроков: урок-игра, урок-театрализация, урок путешествие, урок-концерт…)
- проведение физкультминуток ( гимнастика для глаз, для осанки, для рук, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, физические упражнения под музыку или стихотворение)
Требования к физминуткам:
— физкультминутки должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес) я использую электронные ,музыкальные, стихотворные, игровые,
— проводятся на начальном этапе утомления.(2 физминутки на уроке)
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность. Предпочтение отдаю и упражнениям для утомлённых групп мышц. В зависимости от особенностей урока, стараюсь подбирать нужные упражнения ( для кистей рук, для глаз, для стоп..)
- эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение, вызывая у детей положительные эмоции, интерес, радость.
- обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствуют норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных раздражителей – зеленый цвет парт – улучшает настроение, успокаивает, создает хорошее настроение.
- Сменная обувь помогает отдыхать стопам ног.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры на свежем воздухе – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В ненастную погоду дети играют с игрушками, в настольные игры, свободно перемещаясь по кабинету и школьному коридору.
Здоровье ученика в норме, если:
— в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
— в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
— в нравственном плане – честен, самокритичен,
— в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
— в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Источник
Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
тарина лайсле
Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. А. Маслоу, основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребенка нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Позволив ей управлять жизнью малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А сели существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно или подспудно, немедленно либо по прошествии определенного времени.
Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровье-укрепляющих условиях. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению В. Д. Сонькина, —это:
•условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
•рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
•соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
•необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Усилия работников нашего детского сада № 11 г. Стерлитамак направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
1. Здоровьесберегающие — это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.
2. Оздоровительные — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
3. Технологии обучения здоровью — это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
4. Воспитание культуры здоровья — занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.
Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.
Для себя мы определили следующие задачи:
1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
В нашем дошкольном учреждении все мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.
Так же создали условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении,такие как: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями
Вся эта работа осуществляется комплексно,в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя — логопеда, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Являясь участниками этого общего процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в нашей разновозрастной группе.
Это динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры —воспитатели, инструктор физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате —малоподвижные игры.
Релаксацию проводят воспитатели, инструктор физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3—5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы,на физминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе. Младший возраст —15 мин., средний возраст —20 мин., старший возраст —25-30 мин. Проводят воспитатели, инструктор физического воспитания.
Проблемно-игровые ситуации в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным руководителем.
Дополнительно используются методы закаливания:
•умывание холодной водой после дневного сна.
•босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
•консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.
Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114 117.
2. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста. НГПУ. М., 1999.
3. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. 2006. № 6. С. 56.
4. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 1999.
5. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. № 2.
6. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.
Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного.
Консультация для родителей «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Педагогический совет «Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья» 1. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно,.
Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей» Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей в МБДОУ ДС «Колокольчик» п. Усть-Уда». Составила: Былинина Ю. И Главная задача детского.
Работа педагога-психолога ДОО по направлению «Сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия детей» Вашему вниманию представляю практический материал из опыта работы по приоритетному направлению: «Сохранение, укрепление психологического.
Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста» Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях Щербакова Н. Н. г. Пыть-Ях, 2017 «Сохранение и укрепление.
Сохранение и укрепление детского здоровья 1. Актуальность темы Не секрет, что дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья ребёнка.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников Одной из важнейших социальных проблем современности является сохранение и укрепление здоровья детей. Свою долю ответственности за сложившуюся.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о ЗОЖ Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом.
Источник