Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
статья на тему
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и интеллектуальный потенциал общества. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ с учетом психофизиологических особенностей учащихся образовательных учреждений. Деятельность образовательного учреждения в рамках данной модели решает государственные, образовательные и личностные задачи, в конечном счете определяет будущее страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tsennostnogo_otnosheniya_k_zozh.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и интеллектуальный потенциал общества. Уровень здоровья в значительной степени обусловливает возможность профессионального совершенствования, личностного роста, полноту восприятия, удовлетворенность жизнью, поэтому важнейшей задачей сохранения и укрепления здоровья тела и духа каждого человека является обеспечение гармоничного физического, духовного развития молодого поколения, воспитания активной жизненной позиции, высоких жизненных принципов.
Здоровье детей представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья является одним из основных принципов охраны здоровья (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). На государственном уровне разработаны следующие стратегии, отражающие новую парадигму здравоохранения, когда приоритеты смещаются от лечения заболеваний к их предотвращению и поддержанию здоровья:
Основное содержание стратегии
Вклад в снижение смертности
- информационно-коммуникационная кампания (информирование, мотивация);
- обеспечение условий для ЗОЖ;
Стратегия высокого риска
- развитие инфраструктуры медицинской профилактики;
- диспансеризация;
Ключевые государственные задачи в данном направлении следующие:
•Снижение потребления табака (принятие федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака»);
•Снижение потребления алкоголя;
•Обеспечение условий для доступности здорового питания;
•Формирование нового подхода к повышению уровня физической активности населения;
•Совершенствование инфраструктуры медицинской профилактики в первичном здравоохранении.
В формировании культуры здорового образа жизни ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан.
В школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности, необходимо проведение системных мероприятий, направленных на создание в образовательных учреждениях безопасной и комфортной здоровьесберегающей среды. И самая трудная, важная задача педагога — создание среды, в которой ребенок заинтересуется тем, как важно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.
С позиции деятельности педагога мы рассматриваем здоровье подростка не как сложившийся феномен, а в динамике его становления, что приводит нас к необходимости моделирования процесса становления здорового образа жизни, как основы реализации популяционной стратегии государственной системы здравоохранения. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Гигиеническое обучение и воспитание детей складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы в образовательных учреждениях, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений, родителями в повседневной жизни.
Основу формирования здорового образа жизни подростков должна составлять поэтапная диагностика состояния здоровья и мониторинг уровня сформированности знаний, умений, навыков здорового образа жизни.
Для формирования здорового образа жизни у подростков в образовательном учреждении необходимы следующие преобразования:
− Внедрение новых здоровьесберегающих технологий в структуру образовательного процесса, разработка воспитательной программы по формированию здорового образа жизни у подростков, основанной на комплексно-интегративном подходе;
− Расширение интегративного сотрудничества специалистов и семьи в реализации функции формирования здорового образа жизни у подростков;
− Учет специфических особенностей учащихся образовательного учреждения при реализации мероприятий программы, то есть индивидуализация воспитания, отражающая изменения в сущностных сферах личности подростка.
Нами разработана модель формирования здорового образа жизни у подростков в условиях общеобразовательных учреждений с учетом государственных принципов охраны здоровья населения. Данную модель можно рассматривать как описательную компонентную составляющую образовательной среды в аспекте формирования здорового образа жизни школьников с учетом психофизиологических особенностей возрастного периода. При моделировании мы руководствовались ключевыми государственными задачами в сфере образования и здравоохранения , учитывали реальные возможности образовательного учреждения: уровень знаний, умений и навыков в области ЗОЖ, содержание предметов, изучаемых в школе, состояние здоровья учащихся.
Цель конструирования модели – формирование отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. С осознания ценности здоровья начинается мотивация здорового образа жизни, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье.
Модель формирования здорового образа жизни у подростков представлена целевым, содержательным и результативным блоками, взаимосвязанными между собой по различным компонентам на всех этапах формирования здорового образа жизни у учащихся образовательного учреждения.
Целевой блок включает описание целей и задач, направленных на конструирование ценностного отношения подростка к здоровому образу жизни, а также основные принципы их реализации.
Содержательный блок включает теоретический , содержащий теоретические основы, на которых должен базироваться процесс реализации образовательным учреждением формирования З О Ж подростков; методологический , включающий описание технологий и методов организации деятельности, направленной на формирование ценностной компоненты мышления подростков; конъюктурный , включающий совокупность структур, на основе деятельности которых возможна реализация здоровьесберегающей концепции образовательного учреждения и организационный, описывающий процесс реализации формирования высоких жизненных принципов, разделы.
Результативный блок содержит критерии и показатели, по которым можно судить о сформированности здорового образ жизни у подростков. Результативность процесса формирования здорового образа жизни у подростков может быть оценена на основе ряда критериев.
Источник
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе
Дата публикации: 20.04.2014 2014-04-20
Статья просмотрена: 6592 раза
Библиографическое описание:
Павлова, Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе / Е. О. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 745-748. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10448/ (дата обращения: 08.06.2021).
На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
Понятие «здоровье» с давних пор трактовалось многими учеными по разному, множество словарей дает свое определение «здоровья». В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла следующую формулировку: «Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов». [3,54] Лисицин Ю. П. отмечает, что здоровье нечто большее чем, отсутствие болезней и повреждений, — это возможность полноценно трудится, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить». И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и с самим собой. [1,212]
С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций». В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау (1965г.): сон (7–8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т. е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10 % от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения. Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность. [4,94]
В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности, как общества, так и индивида, то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность. Поскольку здоровье населения страны — это высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В настоящее время лишь 10–14 % выпускников школы могут считаться здоровыми. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне — здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
По данным Института возрастной физиологии РАО, «сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей». За годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в четыре раза — число нарушений психического здоровья детей. В школу, отмечают физиологи, «приходят около 20 % детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70 %» [2,184]
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.
Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.
Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба — тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.
Для изучения характера ценностного отношения к здоровью у подростков нами было проведено эмпирическое исследование в г.Коврове Гимназии № 1 в 7 «Б» классе, в ходе которого применялись следующие методики: анкетирование; экспресс — диагностика ценностных представлений о здоровье (Ю. В. Науменко); опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская).
Анализ результатов по методике «Экспресс — диагностика ценностных представлений о здоровье Ю. В. Науменко показал преобладание у подростков ресурсно-прагматического типа ценностного отношения к здоровью.
Так же нами было проведено анкетирование, обработка результатов тестирования выявило недостаточно осознанное отношение детей к формированию здорового образа жизни: 11 человек (48 %) ответили, что не всегда придерживаются нормальному режиму питания и могут обходиться без завтрака или обеда, 6 человек(26 %) указали, что не придерживаются режиму употребления пищи и могут, есть, когда им захочется. На вопрос о правильном режиме дня только лишь, 30 % детей ответили, что соблюдают правильный режим дня. Так же было выявлено, что большая часть класса, а это 69 % (16 человек) никогда не делали и не делают физические упражнения утром, только лишь 6 человек (26 %) делают зарядку изредка.
Результаты на вопрос об активном отдыхе разделили класс на 3 группы, 30 % класса регулярно выбираются с родителями на природу, 34 % делают это иногда и 35 % класса очень редко или никогда. На вопрос «Часто ли вы устаете после уроков?» всего лишь 26 % (6 человек) ответили, что устают очень сильно. Только лишь половина класса (43 %) ответили, что хорошо спят ночью и не страдают бессонницей.
Но, как положительный момент в формировании здорового образа жизни, можно отметить, что сравнительное большинство учащихся- 19 человек (87 %) не страдают хроническими заболеваниями, 60 %(14 человек) детей ответили, что с удовольствием ходят на уроки физической культуры. Нужно отметить, что на данный вопрос положительно ответила часть класса: одни мальчики(10 человек) и девочки (4 человека). На вопросы о вредных привычках дети ответили, что из них никто не употреблял алкогольные напитки и 90, 3 % учащихся сказали, что не курят.
Таким образом, из результатов анкетирования можно определить, что у учащихся недостаточно высокий уровень здорового образа жизни, многие из детей не придерживаются режима дня и неправильно питаются, меньше половины класса активно занимаются спортом и около 60 % класса болеет 3–4 раза в год, всего лишь 17 % учащихся (4 человека) болеют редко.
Качественный анализ результатов исследования по методике «Исследование отношения к здоровью» Р. А. Березовской позволил получить следующие результаты по различным уровням отношения к здоровью:
На когнитивном уровне — большинство подростков (66,6 %) осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, не знают основные факторы риска, однако проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.
На эмоциональном уровне отношение к здоровью у подростков характеризуется следующими переживаниями: когда со здоровьем у подростков все благополучно, подростки испытывают следующие чувства: ничего не угрожает — 33,3 % подростков, спокойствие –75 % подростков, ничего не беспокоит — 41,7 % подростков. Следует отметить, что безразличное отношение к здоровью отметили 25 % подростков. Таким образом, качественный анализ ответов на эмоциональном уровне позволяет сделать вывод об оптимальном уровне тревожности по отношению к своему здоровью, однако у подростков отсутствуют умения радоваться благополучию в состоянии здоровья.
На поведенческом уровне — подростки в большинстве случаев не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, о чем свидетельствуют следующие результаты исследования: не считают соблюдать режим сна и отдыха (41,7 % подростков); избегают вредных привычек только 25 % подростков, никто из подростков не посещает врача в профилактических целях; занимаются физическими упражнениями и посещают спортивные секции 25 % подростков.
На ценностно-мотивационном уровне — мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья в иерархии ценностей не достигает высокого уровня. В исследуемой группе подростков здоровье по результатам ранжирования занимает 4 позицию из 7
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о недостаточном отношении подростков к здоровью как ценности.
С целью формирования ценностного отношения к здоровью была разработана программа из 7 занятий. Цель программы — формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.
Форма проведения мероприятия
1.«Что я знаю о здоровье?»
Вводная лекция на тему здоровья, расширение представлений у подростков, что такое здоровье и как оно важно. Беседа с детьми на данную тему и Блиц-опрос о фактах про здоровье.
Классный час. Проводит классный руководитель, социальный педагог.
2.«Здоровье как мера жизни»
Мероприятие проводится в виде командной игры, для формирования у учащихся личной ответственности за своё здоровье.
Командная игра. Проводит классный руководитель, социальный педагог.
3.«Вред алкоголя и наркотиков»
Наглядная презентация на тему вреда алкоголя и наркотиков, беседа с детьми на данную тему. Формирование устойчивой позиции учащихся отказа от вредных привычек.
Проводит классный руководитель, социальный педагог.
4.«Что мы знаем о курении?»
Наглядная презентация на тему вреда курения, беседа с детьми на данную тему. Формирование устойчивой позиции учащихся отказа от вредных привычек.
Проводит классный руководитель, социальный педагог.
5.«Спорт — это жизнь»
Презентация на тему спорта, формирование желания заниматься спортом, знакомство с различными видами спорта и известными спортсменами.
Презентация. Беседа. Проводит классный руководитель, социальный педагог, учитель физкультуры.
6. Показ фильма на тему здорового образа жизни.
Просмотр фильма на тему здоровья и здорового образа жизни. Диспут по окончании просмотра фильма
Классный час. Показ фильма. Проводит социальный педагог, классный руководитель.
7.Итоговый классный час «Здоровье мое — будущее»
Закрепление у учащихся полученных знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, конкурс рисунков «Хорошо ли иметь вредные привычки?»
Классный час. Беседа. Проводит классный руководитель или педагог.
Таким образом, для формирования ценностного здорового образа жизни среди подростков необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих подростков. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей. Классный руководитель совместно с учителями предметниками должны организовывать внеклассную работу, которая также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ у подростков.
1. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с. ISBN 5–278–00214-Х
2. Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование.– 2007. — № 4. — С. 184–188.
3. Новолодская, Е. Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников / Е. Г. Новолодская, Л. М. Арутюнян, Н. В. Дмитриева // Начальная школа. — 2010. — № 12. — С. 54 -57.
4. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.
Источник